Потом придёшь в литературу,
Где ждут тебя без громких слов:
Есенин, Гоголь и Рубцов!
 
Юрий Кириенко-Малюгин (октябрь 2004 года).

Сайт 2006 года


ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА
 

Новое на сайте:

10.05.2017
Ко дню Победы над фашистской Германией и её союзниками 
К юбилейному Всеславянскому съезду в мае 2017 года
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов и Православие (2002 г.)
Ю.Кириенко-Малюгин. Базовые публикации о жизни и творчестве Н.М.Рубцова и по литературоведению с 2001 года (май 2017)
Ю.Кириенко-Малюгин. Чужая слава не нужна.
Юрий Кириенко-Малюгин. Перечень авторских научных публикаций

18.04.2017
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» в Рязани
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» в Москве и по России
Литературно-музыкальная программа в Егорьевске
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 11, январь 2017
Библиография базовых публикаций Ю.Кириенко-Малюгина с 2001 года
Юрий Кириенко-Малюгин. О «завещании», посмертной маске и прижизненном портрете Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. Пишущим о творчестве Н.М.Рубцова. Ссылайтесь на предшественников и не попадайте в компиляторы.
Юрий Кириенко-Малюгин. Творческая мастерская Н.М.Рубцова («В минуты музыки»)
Юрий Кириенко-Малюгин. Женщина – это не топ-модель, не секс-товар, не бизнес-леди, а мать, жена, продолжатель рода, носитель морали и Родины
Издания НКО «Рубцовский творческий союз» и Творческого центра имени Н.М.Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. «Мистический реализм» Юрия Дюжева или народная философия в поэзии Рубцова? Игнорирование или точечная компиляция современных исследований?
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка «Среди мирской ненужной суеты…»
Неучтённые публикации Ю.Кириенко-Малюгина о жизни и творчестве Н.М.Рубцова с 2001 года.

31.03.2017
Лауреаты 2-го поэтического Интернет-конкурса «Звезда полей»
Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2017»
Альманах «Звезда полей» 2017. Послесловие (от редактора-составителя) 
Альманах «Звезда полей» 2017. Содержание
Альманах «Звезда полей» 2017 (выходные данные)
Юрий Кириенко-Малюгин. Ещё раз о фильтрации информации в диссертации Анастасии Е.Черновой
Юрий Кириенко-Малюгин. А где «академическая наука» по Рубцову была раньше?
Юрий Кириенко-Малюгин. Новое о Рубцове – это незаслуженно забытое старое (статья от 2005 года)

20.03.2017
Юрий Кириенко-Малюгин (текст и музыка). Мой старый город 
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторские афоризмы 
Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэтов (к ноябрю 2016 г.) 
Ю.Кириенко-Малюгин. Памяти Лады Васильевны Одинцовой.
Лада Одинцова. О трёх книгах Ю.Кириенко-Малюгина и не только
Лада V. Одинцова. Стихотворная графика Николая Рубцова
Лада V. Одинцова. Могучая кучка в русско-советской литературе ХХ столетья
Сергей Порохин. Власть и Слово. 
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» 2017
Демография, запрет абортов и экономика 

28.02.2017
Блок № 5. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»

Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2017»
Юрий Кириенко-Малюгин. Маяковский – поэт или стихотворец на базе «рыбицы»?
Вячеслав Макеев. Моряки
Нина Полуполтинных. НАГРАДА «Николай Рубцов»
Елена Митарчук. Заметки на полях программки спектакля «Николай Рубцов» в Духовном театре «Глас»
Юрий Кириенко-Малюгин. Свидетельство о рождении Елены Николаевны Рубцовой
Владислав Киреенков. О музыкальности поэзии Николая Рубцова.
Татьяна Избенникова. ВМЕСТЕ
Алексей Башилов. Центростремительная тенденция любить Россию в поэзии Н.Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ педагогу В.Баракову.
Елена Митарчук. «Звезда полей» над Москвой и «неистовый Юрий»
Александр Избенников. Корни ведического мировоззрения в сознании Русского народа
Александр Обухов. Золотая энергетика

08.02.2017
2-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премия сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»

30.01.2017
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в Московском рубцовском движении?
Литературно-музыкальная встреча «Звезда Николая Рубцова»
12-я Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения» и литературно-музыкальный вечер «Звезда Николая Рубцова»
Блок № 4. 2-ой  поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
Александр Обухов. Золотая энергетика
Юрий Кириенко-Малюгин. «Есть Божий суд…»(М. Изд. НКО «Рубцовский творческий союз»; фрагменты из повести-предупреждения).
Юрий Кириенко-Малюгин. Уточнение в тексте статьи
Юрий Кириенко-Малюгин. Славянские поэты народного направления

26.12.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. О Московском Кремле» Николая Рубцова.
Юрий Кириенко-Малюгин. Подборка «Пойдём петь во славу Руси!»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премия сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
Юрий Кириенко-Малюгин. О премиях и наградах к 80-летию Н.М.Рубцов
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Блок № 3. 2-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэтов (к ноябрю 2016 г.)
Литературно-музыкальный вечер «Пусть меня ещё любят и ищут…»
Юрий Кириенко-Малюгин. Программа «Наша встреча впереди»
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ филологу В.Баракову.
Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 8 из авторской книги «Методика оценки и критерии народного стихосложения» (М. Изд. «Рубцовский творческий союз», 2014).
Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 9. «Звезда полей» - луч Света в русской поэзии.

26.11.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. О пропаганде творчества Н.М.Рубцова в год 80-летия
Блок № 2. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
2-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 10, ноябрь 2016 
Юрий Кириенко-Малюгин. Русские песни и романсы для эстрадных исполнителей. 
Календарь на 2017 год под девизом «Пусть меня ещё любят и ищут» памяти Н.М.Рубцова
Программа «Наша встреча впереди».
Юрий Кириенко-Малюгин. Встреча в ЦСО «Покровское-Стрешнево»
Программа в рамках 12-го Московского фестиваля «Рубцовская весна»
Юрий Кириенко-Малюгин. Дороги войны (тест песни и музыка)
Конкурс «Мастер» журнала «Москва» по роману «Мастер и Маргарита»
Юрий Кириенко-Малюгин. «Есть Божий суд…». Демография или ползучий геноцид.
Юрий Кириенко-Малюгин. Сборник Веры Степановой «Для Вас, читатели родные!»

30.10.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Национальная идея России – дети!
Юрий Кириенко-Малюгин. Программа встреч с группой ЛМС «Родник», (Тушино г. Москвы).
Юрий Кириенко-Малюгин. Духовно-смысловая оценка народности поэзии.
Ю.И.Кириенко. Библиография базовых публикаций с 2002 года
Блок № 1. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
17-й Всероссийский творческий конкурс «Звезда полей»
Юрий Кириенко-Малюгин. Встреча в ЦСО «Южное Тушино» 
Юрий Кириенко-Малюгин. Фестиваль «Есенинская осень» 
Юрий Кириенко-Малюгин. Конкурс-фестиваль «Русская тройка» 2016 
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПАРОДИИ № 9, ОКТЯБРЬ 2016
 

29.09.2016
2- ой интернет-конкурс "Звезда полей"
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Запрет абортов в России и повесть «Есть Божий суд…».
Фестиваль «Есенинская осень» 2016 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Рубцовская осень» 2016 в Вологде 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Рубцовская осень» 2016 в Биряково, Тотьме и Никольском
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии №8, сентябрь 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторские песни для эстрадных исполнителей.
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка № 10 «Неравный бой в эпоху перестройки» (1987-1991г.г.)
 

31.08.2016
Фестиваль «Есенинская осень» 2016
Владимир Андреев. О методике и критериях поэзии Ю.Кириенко-Малюгина
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 7, август 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка № 9 «А небо в синеву хмельную…»
Юрий Кириенко-Малюгин. Реанимация (рассказ) 

11.08.2016
Николай Рубцов. Стихотворение «Гоголь»
Юрий Кириенко-Малюгин. Стихотворение «Детство»
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 6, июль-август 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Подборка стихов и песен № 8. «Пишите белыми стихами»
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (редакция 2016 года), главы 5 и 6.

25.07.2016
На музыкальной странице представлены 3 песни на стихи Сергея Есенина (музыка Юрия Кириенко-Малюгина), 4 песни на стихи Юрия Кириенко-Малюгина, 4 песни на стихи Николая Рубцова. Исполнение песен ЛМС "Родник" (Вера Степанова и Юрий Кириенко-Малюгин) и авторское исполнение Ю. Кириенко-Малюгина. Записи 2003-2015 г.г.
Юрий Кириенко-Малюгин. Альманах «Звезда полей» 2016

Елена Митарчук. Заметки на полях программки спектакля «Николай Рубцов» в Духовном театре «Глас»

Рубцова я люблю давно. Именно поэтому отношусь к нему ревниво, как и всякий любящий. Конечно, я пересмотрела все видео, доступные в Интернете. Особенно удачным было открытие в связи с именем Рубцова нового для меня имени – гармонист Игорь Шипков.  
      Десять лет меня связывает знакомство с человеком пламенной души, обладателем  большого публицистического дара Юрием Кириенко-Малюгиным – автором книг о Рубцове, членом Союза писателей России и организатором Рубцовского центра в Москве.    
     Результатом нашей дружбы стала моя книга «От Гоголя к Рубцову», название которой придумал Кириенко-Малюгин. 
     А сколько было конференций «Рубцовские чтения», которые проводит Рубцовский творческий союз, вечеров-встреч с песнями и романсами! 
Казалось бы, куда больше!  
Но чего-то не хватало.  
      Я знала, что в Москве есть театр «Глас», и в нём идёт спектакль «Николай Рубцов». Не знаю, когда бы я собралась на этот спектакль, если бы не звонок из театра и не приглашение на спектакль.  
      Долго раздумывала: идти - не идти.  От театра я всегда жду Откровения, то есть Чуда. И надеюсь, что Чудо будет. Но и сомнения имею.  
      Всё-таки пошла смотреть «Николая Рубцова». Место, где находится театр, очень притягательно – Замоскворечье, Пятницкая улица, соседство с храмом Николы в Кузнецах, где была отслужена по Рубцову панихида, заказанная вдовой поэта Александра Яшина Златой Константиновной.  А рядом Никола в Пыжах. Ещё был порушенный большевиками Никола в Воробьине, между Пятницкой и Малой Ордынкой. 
      Тянет исконной Русью, золотой рубцовской осенью, когда над любимой поэтом Москвой улетают листья с тополей.  
    Хорошо, что я ехала на Пятницкую на метро до «Добрынинской». Когда поднималась на эскалаторе к  переходу через Садовое кольцо, мне светила красная рубиновая звезда. По мере моего движения на безлюдном эскалаторе вверх, звёзд становилось всё больше – под потолком станции и на небе, затянутом традиционным московским смогом. Хороший пролог к спектаклю.  
      По переходу дошла до устья Пятницкой. Как много у меня связано с этими краями! Когда-то я была хранителем музея Александра Николаевича Островского. Люблю купцов. Да и Рубцов им не чужд по происхождению.   
       Отец Николая Рубцова Михаил Андрианович из крестьянской среды выдвинулся при советской власти в крупные снабженцы. Значит, крепка в нём была предпринимательская жилка. Если бы не революция…    
      Театр начинается с охраны. На охране моя старая знакомая Валентина, приезжающая на заработки в Москву из Кинешмы – старинного купеческого города на Волге. Знаю, что она работала в «Гласе», потом ушла, но сильно тосковала по коллективу, по актёрам, которых любила, как своих  детей.  
      Значит, она снова здесь. Сидит, с приветливым лицом, мне обрадовалась. Позвала администратора Наталью. Меня усадили на третий ряд в центр. Зал маленький, тесновато. Но теснота мельчает перед ощущением: «Сейчас начнётся!»  
     Декорацию я бы немного переделала. Меня «давит» основной компонент: колесо – то ли велосипеда, то ли обозрения в городском парке, то ли фортуны. В конечном итоге, символ читается как тюремная решётка. Колесо потом превратилось в штурвал эсминца «Острый», на котором служил Николай Рубцов. Да, колесо, безусловно, один из рубцовских образов. Но давит! Рубцов – это не Анна Каренина.  
     Я бы его сделала поменьше. На иконах нет рушников. И они почему-то не стоят на божнице, а висят на стене. Портрет женский повешен выше икон. Это не правильно. Кстати, это не портрет матери Рубцова, а портрет его тёти Сони – сестры отца.  
     Будильник явно современный, китайского производства, Да, и джонка тоже китайская современная. Рубцов собирал модели кораблей, но не такие. Конечно, это мелочи.  
     В декорации всё же есть рубцовское настроение: столик с кружевной скатертью, книги, букет полевой…  
     Началось! На сцене тесно. Участвует вся труппа. Николай почему-то не лысый. Вроде, он уже взрослый, а не лысый. Сначала это казалось странным. Но потом читалось как режиссёрская находка. В, конце концов, облысел Рубцов от радиации во время ядерных испытаний на Северном флоте. Об этом впервые аргументировано заявил Юрий Кириенко-Малюгин. Не виноват он был в том, что рано облысел.  
     Рубцов мне понравился. В нём было всё, что было в Рубцове-Поэте и Человеке: мягкость, застенчивость, интеллигентность, шарм, романтичность, обаяние, отстранённость, нездешность. Костюм вполне соответствует образу: белая рубашка без галстука, тёмные брюки. 
     Первый эстрадный номер (рок-н-ролл) понравился сразу, как и все остальные эстрадные номера: девушки в Павловских платках, цыганки в шалях – сегодня девица в деревне хоровод водит, а завтра её судьба на Братскую ГЭС кинет, на стройку комсомольскую.  
     Всё-таки рок-н-ролл – это была примета времени, проявление молодёжной субкультуры. Танец смотрелся стильно. Танцевали актёры с большим подъёмом. 
Помню, мой учитель, заслуженный профессор МГУ Альберт Петрович Авраменко рассказывал нам, что в молодые годы присутствовал на вечеринке, где танцы были такие экспрессивные, что во время них разбили люстру на потолке. Наверное, там так же танцевали, как на сцене театра «Глас». 
      Стихотворение «Я жил в гостях у брата…» я бы дала читать не Боре, а Алику-Альберту. Боря здесь не при чём. Николай и Борис не виделись больше никогда с их жестокой разлуки, когда мальчиков разместили в разных детских домах. В гостях Рубцов жил у брата Альберта. Читал актёр хорошо.  
      Актриса понравилась, читавшая детские стихи. Она их разыгрывала, как в кукольном театре, доставая из торбочки куколок. Читает «Козу» – достаёт  фигурку козы. Интонация у неё мягкая, задушевная. Октябрята в будёновках, в пятнах зелёнки, картавящие по-детски,  очень тронули искренностью. Они тоже читали стихи Рубцова для детей. 
     Неожиданным оказалось решение образа Дербиной. Не то, чтобы читалось сочувствие к ней, но такая вполне могла стать его партнёршей… в танго.  
     Очень хороши сцены в стенах «зелёного дома» – общежитии  литинститута. На сцене так душевно пели, пили, ели, танцевали, читали стихи и спорили, так убедительны были все персонажи, что хотелось к ним присоединиться. 
     Сцены эти должны, как следует из дальнейшего пояснения-монолога, оттенять образ богемного Рубцова от Рубцова-пророка, страдальца и праведника.  
      Не понравилось решение образа старухи в стихотворении «Русский огонёк»: почему-то она в серой прозрачной парандже. А должна быть, в белом платочке.  
Понравился рефрен «Улетели листья с тополей» со стихотворением «Я люблю судьбу свою» в исполнении руководителей театра. Но я бы поставила этот номер не в финал, в котором должна была мощно прозвучать тема «Звезды полей» – Света. Русь – это Свет.  
     Но, в целом, Чудо состоялось. Спектакль по праву называется «Николай Рубцов».  
Кстати, начавшись несколько вяло, спектакль к концу так сильно распалился внутренним светом, что сияние перешло в зал, дышавший одним дыханьем, как и должно быть в «нашем русском театре», по словам Виссариона Белинского.   
 

Юрий Кириенко-Малюгин. Свидетельство о рождении Елены Николаевны Рубцовой

В газете «Премьер» № 48 от 8 декабря 2015 года в статье «В Тотьме нашли дело гражданской жены Николая Рубцова» сообщается, что «Уникальный документ районному музею передали сотрудники местного отделения Пенсионного фонда».     
      Далее по тексту:
«Как выяснилось, сотрудники учреждения при пересмотре документов, отправленных на уничтожение за истечением срока давности, нашли дело Генриетты Меньшиковой. В нём указано, что её дочь Лена имеет право на получение дополнительной выплаты по случаю утери кормильца (отца). К делу прикреплены подлинные свидетельства о смерти Николая Рубцова, о рождении его дочери, справки из писательской организации и гонорарах поэта, его пребывании в армии и на флоте. Новые документы будут переданы в музей Николая Рубцова в Николе и займут место в обновлённой экспозиции.      Сергей Калинин (автор информации – прим. Ю.К.-М.).
    Приложена копия свидетельства о рождении Рубцовой Елены Николаевны от 20 апреля 1963 года в селе Никольском Тотемского района Вологодской области. Родители: отец – Рубцов Николай Михайлович, национальность – русский; мать – Меньшикова Генриетта Михайловна – национальность – русская. Место регистрации – Никольский с/с (сельсовет – прим. Ю.К.-М.), Тотемский р-н, Вологодская обл. Дата – 25 февраля 1971 года. № 420787.  Заведующий бюро ЗАГС – подпись.
    Фото предоставлено МБУК «Тотемское музейное объединение» 
P.S. Хочется поблагодарить тотемских сотрудников Пенсионного фонда за сохранение такого сенсационного юридического документа. Который подтверждает, что отцом Елены Николаевны является русский национальный поэт Николай Михайлович Рубцов. В  светлом стихотворении «По дрова», опубликованном в прижизненном сборнике «Душа хранит»  Н.М.Рубцов подарил дочери такую строфу:
 
Привезу я дочке Лене
Из лесных даров
Медвежонка на колени,
Кроме воза дров. 
 
    В другом стихотворении Н.М.Рубцов сказал:
 
Родилась у Геты Ленка,
Хорошо пошло житьё.
Сядет Ленка на коленку 
И посмотрит на неё.
 
      Документ снимает  любые инородные претензии на наследство поэта. 
 

Владислав Киреенков. О музыкальности поэзии Николая Рубцова.

Итак, Поэзия, Музыка и Душа Поэта. Всё воедино связано. Можно привести множество прекрасных образцов такого слияния в русской поэзии. Не обошла этой божественной участи и судьба нашего великого русского поэта XX века – Николая Рубцова.
    Стихи и музыку многое объединяет. Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются
в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером.
   Николай Рубцов, наверняка, знал, что вся история развития русской песни и романса основана   на   национальной  поэзии.  И  в своём поэтическом творчестве широко применял все наиболее употребительные стихотворные размеры. Анализ привлечения его стихотворений для создания музыкальных произведений показы-вает, что наиболее часто встречается ямб, особенно 5-стопный:
 
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов, и подарю букет
Той девушке, которую люблю.
 
    В этом же размере написаны и такие стихотворения, переложенные на музыку, как «Звезда полей», «Старая дорога», «Ночь на родине», «Давай, земля немножко отдохнём…» и др.
   Рубцов применил 4-стопный ямб в строфах «В минуты музыки»:
 
В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз.
 
     Этот же размер использован в стихах-песнях «В старом парке», «Вологодский пейзаж» и др. Из двухдольных размеров часто использовал Рубцов хорей, как 5-стопный:
 
Стукнул по карману – не звенит.
Стукнул по другому – не слыхать.
В тихий свой таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать,    
  
так и 4-стопный, часто с применением безударных стоп:
 
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…
 
     Широко и интуитивно поэт применял  трёхдольные размеры. Как, например, 3-стопный дактиль в песне «Тихая моя родина».  
   Или в стихотворении «Плыть, Плыть…» с насыщенным использованием паузников, ещё более подчёркивающих движение волны. Прекрасный образец 4-стопного дактиля – «Зимняя песня» («В этой деревне огни не погашены…»)
    Замечательные примеры есть и с использованием 5-стопного амфибрахия:
    
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён…
 
     также   3-стопного   амфибрахия – «Прощальное»  («Печальная Вологда дремлет…»)  и 2-стопного – «Дорожная элегия». В самих названиях многих стихов Рубцова чувствуется музыкальное восприятие окружающего мiра.
     А какие песенные образцы 5-стопного анапеста дарит Рубцов!
 
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли!
 
    А вот образцы 3-стопного анапеста: «Где весёлые девушки наши?», «Замерзают мои георгины», «На ночлеге».
    И много, много ещё других стихотворений разных размеров (метрических форм) уже переложено на музыку и странствуют по необъятной России, прославляя русского поэта Николая Рубцова. 
     Благотворное слияние поэзии и музыки рождает своё высшее проявление – песенное творчество. В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что народное песенное творчество, особенно Н.М.Рубцова:
   – позволяет ещё глубже раскрыть содержание стихотворения,
   –     приобщает к поэзии огромное количество людей,
   –      благотворно влияет на наше эмоциональное, физическое и            
           психологическое состояния,
   –     стимулирует духовное развитие человека.
 

Татьяна Избенникова. ВМЕСТЕ

«Как весь простор, небесный и земной,
                                                                 Дышал в оконце счастьем и покоем…»
                                                                                                    (Николай Рубцов)                                                                           
 
      Утренний дождь нежно ласкал резные листья клена, ветка которого касалась окна уютной комнаты Счастья…Да, там в красоте мыслей, в вальсе танцующих лучей тепла и света от свечи живет Счастье.
     Она постучала в дверь, и Счастье открыло ей, улыбнулось кроткой божественной улыбкой и пригласило войти.  
     За окном - Мир кружащихся листьев приближающейся Осени, скромно напоминающей о себе; за окном – Мир уходящего Лета,  Мир грустного заката Солнца и летящей в августовском Звездопаде  той яркой  Звезды…
     А в гостях у Счастья тихо в Пространстве, оставленном Временем. Там высокая Вечность…там – отражение в зеркале чистоты воздуха той Вечности и Благодати, дышащей прозрачностью сказочного тумана. Там музыка ложится легкой солнечной пыльцой на стены, пропитанные счастьем. Там – беседа Душ, Её и… Счастья. Там живут блики красивых сюжетов, духовно недосягаемых в другом мире.
   Шлейф тонкого аромата настроения окутывал гостью и согревал домашним покоем. Там хорошо Душе, хорошо оттого, что ей просто улыбнулось Счастье!
 

Алексей Башилов. Центростремительная тенденция любить Россию в поэзии Н.Рубцова

«Давай земля немного отдохнём».  Многие читали это стихотворение поэта Николая Рубцова. Какой масштабный,  визуальный образ взят за основу стихотворения – наша  вращающаяся планета Земля.
     При вращении любого тела, обладающего массой, противоположно действуют  центростремительные и центробежные силы. Центробежные силы при большой скорости вращения отрывают поверхностные  частицы массы и выбрасывают их во внешнюю  окружающую среду. Центростремительные силы удерживают своим напряжением основную массу вращающего тела и направлены к центру, к оси вращения, где она не может рассыпаться, она уплотняется.
     «Давай земля немного отдохнём» – то есть сбавим обороты, замедлимся, а значит: уменьшатся центробежные устремления и сохранятся центростремительные.
     А что, если Н. Рубцов в своём стихотворении смоделировал вектор устойчивого развития земной цивилизации и в первую очередь, как русский поэт, своей многонациональной страны. То есть, он прямо предлагает нам, как бы обращаясь к Земле, давайте отдохнём, уменьшим скорость негативных тенденций жизни, без любви, без трепетного отношения к Земле-матушке, к природе, к родине – тогда и выиграем. И это видно по его русскостремительности, по аналогии с центростремительностью. Если она увеличится, а русскобежность, по аналогии с центробежностью, уменьшится, то так будет лучше для земной цивилизации и для России. При современной политической трактовке можно сказать иначе:  русофобия должна уменьшиться, а русофилия увеличиться.
      В масштабе  России, эта тенденция может проявиться во всём: и в литературе, и в жизни, и в науке – то есть тотально во всём русском и русскоязычном мире.
     Чтобы усилить эту мысль, Н. Рубцов повторяет её в стихотворении «Ось» и даже очень близко по тексту. Прочитайте и сравните, а я, немного сократив, повторюсь о главном  в его глубокомысленном и глубоко прочувствованном  изложении.
 
       ДАВАЙ, ЗЕМЛЯ, НЕМНОЖКО ОТДОХНЁМ...
 
Давай, земля, 
Немножко отдохнем 
От важных дел, 
От шумных путешествий! 
……………………………
И я клянусь 
Любою клятвой мира, 
Что буду славить 
Эти небеса, 
Когда моя 
Медлительная лира 
Легко свои поднимет паруса! 
 
Вокруг любви моей 
Непобедимой 
К моим лугам, 
Где травы я косил, 
Вся жизнь моя 
Вращается незримо, 
Как ты, Земля, 
Вокруг своей оси...
 
1963 г.
 
                ОСЬ
 
Как центростремительная сила,
Жизнь меня по всей земле носила!
……………………………………….
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть, – 
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась,
 
И вокруг любви непобедимой
К сёлам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!..
 
1964 г.
 
      Впрочем, и первый сборник стихов Н. Рубцова  назван «Волны и скалы»(1962 г.), как бы скала – Россия  (Русь), а волны – за  её пределами. Проходя военную службу на флоте, он «…повидал немало разных стран…», но русскостремительность генетически притягивала его к материку, к России – и  отразилась в его поэзии. 
И можно уверенно прогнозировать, продлись творчество Н.Рубцова, он и зарубежные свои путешествия посвятил бы центростремительности к России, к незабвенной Руси,  вместо центробежной разрушительности противоположно явленных стихотворцев.
 

Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ педагогу В.Баракову.

Неделю назад меня познакомили с интересным и, по-моему, тенденциозным интервью филолога В.Баракова о творчестве Рубцова и о рубцововедении.
      Отвечаю по существу. Сам Н.Рубцов ещё до поступления в Литинститут в самиздатовском сборнике «Волны и скалы» сказал: «В жизни и поэзии не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую». Поэт-«дилетант», по мнению некоторых так называемых профессионалов, оказался народным поэтом, стихи которого к 80-летию, к 2016 году, печатали многие издательства правда при  ценах  почти заоблачной высоты.  
     В.Бараков вводит понятия краеведческое, народное и профессиональное  литературоведение и рубцововедение.
     Естественно, что себя он относит к профессионалам. Между тем после получения в 1998 году  Всероссийской премии имени Н.Рубцова, учреждённой постановлением Законодательного собрания  Вологодской области от 30.10.1997г., число публикаций о  творчества Рубцова со стороны В.Баракова в течение десяти с лишним лет было незначительным. Только в 2014 году видимо к юбилею Рубцова (в 2016 г.) появилось издание в Германии, где была опубликована В.Бараковым впервые целевая обширная информация о Рубцове. Об этой книге автор ещё даст специальную рецензию.
   Как следует из текста выступления В.Баракова к краеведческим рубцововедам он относит Л.Н.Вересова из Череповца, который занимается поиском и публикацией малоизвестных и иногда неизвестных материалов, связанных с жизнью и поэзией Рубцова. 
     О народных рубцововедах (по терминологии В.Баракова, дипломированного по образованию педагога, но не филолога). Сквозит уничижительный ярлык –  дилетантское рубцововедение и литературоведение. Назову нескольких литературоведов, о которых умалчивает В.Бараков и которые внесли такой вклад в рубцововедение, который не смогли сделать так называемые профессионалы. Подобных дипломированных специалистов, не способных логично, образно и исторично выразить в публикациях народность творчества, литературовед М.П.Лобанов однажды назвал «образованцы». Итак, о подлинно народных литературоведах, которые проявились в разных сферах исследований. 
    Это – московский инженер-конструктор В.Д.Зинченко, выпустившая в 2001 году в издательстве «Терра» трёхтомник «Николай Рубцов» с полным собранием сочинений народного поэта и с комментариями к каждому(!) стихотворению. Она неоднократно работала в Государственном архиве Вологодской области.
    Забыл или не знает  В.Бараков (как педагог, читающий лекции в Вологодском университете) о публикациях литературоведа Лады Одинцовой,  выпускницы Литературного института и современницы Н.Рубцова, которая опубликовала литературоведческую книгу «Камертон» с разделом «Черно-белая графика Николая Рубцова», которая издана в Праге  в 2012 году.
    Известна рядом статей в альманахе «Звезда полей» Рубцовского творческого союза  и диссертацией о творчестве Рубцова доктор филологических наук Алла Науменко-Порохина.
     Таким образом, профессионализм вышеуказанных специалистов проявляется в различных направлениях исследования литературной деятельности личности, а не только в абстрактных установках.  
    Ничего не говорит Бараков об авторах десятков литературоведческих статей, изданных в альманахах «Звезда полей» некоммерческой организации «Рубцовский творческий союз» с 2006 по 2016 г.г. по результатам 11-ти ежегодных Московских научно-практических конференций «Рубцовские чтения». Каждый альманах содержит от 10 до 20 научных докладов (всего порядка 160 докладов). Многие альманахи находятся в областной Вологодской библиотеке.
     В качестве примера так называемого «народного» рубцововедения В.Бараков подразумевает, вероятно, несколько несистематизированных изданий московской пропагандистки М.А.Полётовой, а также издания некоторых дилетантов, которые торопились отметиться по теме Н.М.Рубцова, и о которых имеются критические рецензии Ю.Кириенко-Малюгина, например в январе этого года на сайте «Звезда полей».
      По вопросу об уровне литературной деятельности некоторых технических по образованию специалистов. Напоминаю о таких известных гуманитарно недипломированных литераторах, как выпускники Московского авиационного института Михаил Задорнов и  Александр Проханов, как кандидат химических наук поэт Владимир Костров, которые показали такой художественный уровень, который не смогли достигнуть так называемые назначенные кем-то профессионалы.
    И, наконец, об авторе этой информации.
    Я, Кириенко Юрий Иванович (лит. псевдоним Юрий Кириенко-Малюгин), кандидат технических наук, член Союза писателей России с 2000 года, Российского авторского общества с 2005 и Общества «Знание». По высшему образованию – инженер-механик. Разъясняю для В.Баракова. Чтобы окончить любой институт надо неплохо владеть русским языком, уметь логически мыслить, чтобы сдавать множество предметов и курсовых заданий в течение периода учёбы и особенно для написания и защиты диплома. Так что высшее образование, то есть определённый мировоззренческий уровень, также эрудицию, приобретают  не только гуманитарии. Далее. Я окончил аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения, сдал серьёзные  экзамены по философии, спецпредметам (сельхозмашины и знания по теоретической механике, теории вероятностей, теории машин и механизмов и др.), а также по иностранному языку (окончил в частности 3-годичные курсы разговорного немецкого языка). В этот и последующий период подготовил и опубликовал в спецжурналах два десятка статей и десятки изобретений. Надеюсь понятно, что для подобной работы необходимы приличные знания русского языка, логики, спецпредметов. Диссертация на соискание звания кандидата технических наук представляла собой научный труд на грамотном русском языке на 220 страницах. Подобные знания, мировоззренческий уровень, широта эрудиции присущи не только мне как техническому специалисту, но и коллегам с аналогичной биографией.  После 1991 года ввиду прекращения финансирования технических направлений в московских НИИ и предприятиях, стал заниматься литературным направлением и в частности, исследованием творчества Н.М.Рубцова и не только. Опубликованы более сотни литературоведческих статей, две монографии о творчестве Рубцова (2002 и 2011), книга «Новая дорога к Рубцову» (2005), книга «Поэзия. Истина. Рубцов» (2007), книга «Методика оценки и критерии народности поэзии» (2014), повесть-предупреждение «Есть Божий суд…» (2012), пять поэтических сборников и др. (см. публикации на сайте «Звезда полей»). Сообщаю, что мои литературные работы отмечены в трёх номинациях (длинных списках) Бунинских премий 2010 г. (поэзия), 2015г. (малая проза) и 2016г. (художественная публицистика), одна в номинации историческое литературоведение (длинный список) премии имени Александра Невского 2015 года, одна в номинации премии (длинный список) литературной премии «Золотой Дельвиг» «Литературной газеты» 2016 года. И вся эта работа проведена за счёт авторских средств от другой деятельности и без финансирования от литорганизаций, в отличие от преподавательской работы В.Баракова и филологов по образованию. Попутно отмечу, что я и Бараков практически в одно время были приняты в Союз писателей России (1999г и 2000 г.)
   Ниже на сайте публикую главу 8 из авторской книги «Методика оценки и критерии народности поэзии» и главу 9 «Звезда полей» - луч Света в русской поэзии. «И счастлив я, пока на свете белом…» из авторской монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (издание 2-е, редакция 2016 года). 
P.S. Неоднократные обращения на сайте «Звезда полей» и в редакции некоторых литературных журналов и издательств патриотического направления  профинансировать новое издание монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» и даже предварительные переговоры не дали положительного результата. Предложения можно присылать на эл. почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Елена Митарчук. «Звезда полей» над Москвой и «неистовый Юрий»

     Говорят, что талантам надо помогать, а бездарность сама прорвётся. Дружба решает всё, по крайней мере, не меньше, чем любовь. Имя писателю делает критик, являющийся его другом. Недруг хлопотать не будет.
     Популярность Николая Рубцова, его незабвение объясняются тем, что в Вологде у него был настоящий друг – журналист Коротаев.  Коротаев написал книгу о поэте «Козырная дама» о жизни и гибели Николая Рубцова, он же издал наиболее полный сборник его стихов «Подорожники». Всё это было уже после смерти Рубцова. 
     Никакой официальной пропаганды поэта не было. Тем не менее, по крайней мере, с восьмидесятых годов двадцатого века имя его прочно стоит в ряду классиков советской литературы, его творчество изучается в университетах и в школе. 
      На кафедре истории советской литературы в  МГУ им. М.В. Ломоносова портрет Рубцова висит над дверью, ведущей в кабинет завкафедрой. 
      Широким слоям населения, не читающим книг, имя его тоже известно по песням «В горнице» и «Букет». Причём, многие считают эти песни народными. Для автора нет лучшего счастья, чем широкое признание его творчества.
     Незабвенный, но освистанный большевиками Фридрих Ницше, при Советах хранившийся в спецхранах, писал в лучшей из своих книг «Рождение трагедии из духа музыки»: «… ближайшим образом народная песня имеет для нас значение музыкального зеркала мира, первоначальной мелодии, ищущей себе теперь параллельного явления в грёзе и выражающей эту последнюю в поэзии. Мелодия, таким образом, есть первое и общее …»
     Россия и Москва отозвались на Слово Рубцова, в котором звучит мелодия русской Народной Души.  
      В 2001 году в Москве в ДК «Красный Октябрь» на улице с красивым названием Вишнёвая в Северном Тушине собралось несколько самодеятельных исполнителей – так называемых бардов, то есть авторов, не имеющих специального музыкального образования, но сочиняющих и поющих песни, соответствующие мелодии своей Души.  
     Для студии авторской песни было выбрано название «Родник». Студию организовал заслуженный человек, дипломированный конструктор, остепенённый (к.т.н.) изобретатель, орденоносец Юрий Иванович Кириенко. 
     Собирались, пели свои песни, рассказывали друг другу о том, где кто был, что интересного видел. Кто-то дал Ю.И.Кириенко почитать Рубцова. Душа барда отозвалась на слово Поэта. Решили провести вечер песен, написанных студийцами на стихи Рубцова. 
     Ю.И.Кириенко всерьёз увлёкся рубцовским творчеством, стал ездить на Вологодчину. По ходу выяснил, что по матери он вологжанин. У деда была небольшая фабрика гармоней. Душа Кириенко схлестнулась с родным истоком, следствием чего стало: образование в Москве Рубцовского центра, позднее организации Рубцовский творческий союз. 
     Юрий Кириенко стал Юрием Кириенко-Малюгиным – автором книг о Рубцове, членом Союза писателей России, лауреатом литературных конкурсов.
     Благодаря Кириенко-Малюгину в Москве разбушевалась Рубцовская стихия: фестивали «Рубцовская весна» и «Есенинская осень», издание альманаха «Звезда полей» на основе статей и сообщений, проводимой им же научно-практической конференции «Рубцовские чтения», вечера, презентации, лекции, встречи с читателями, работа со школьниками и студентами…
     В стране стали один за другим возникать Рубцовские центры – в Вологде, в Санкт-Петербурге, в Саратове, на Дальнем Востоке. Рубцовские центры стали входить в контакт с библиотеками, носящими имя Поэта. 
     Центры взаимодействуют, то есть живут исконной русской общинной жизнью. Благодаря общению с дальневосточниками удалось узнать много интересного о службе Рубцова на эсминце «Острый» во время испытаний «кузькиной матери». Так стали называть атомную бомбу после того, как Хрущов всему миру обещал показать кузькину мать, сняв при этом ботинок и постучав им в раже по трибуне ООН.
     На Дальнем Востоке живёт бывший флотский товарищ Рубцова, уже не молодой человек (это Г.Фокин, прим. Редактора). Он и рассказал, что однажды во время похода с эсминца упала в море мина. Было велено откликнуться добровольцам – желающим выловить её в ледяной воде. Вызвался Рубцов. Его привязали к лебёдке. Он поймал торпеду и втащил её на палубу. Вот такой сюжет. Голливуд пусть отдыхает. Воспоминания моряка напечатаны в альманахе Рубцовского центра «Звезда полей». 
     Юрий Кириенко-Малюгин создал сайт «Николай Михайлович Рубцов и народное творчество». Сайт посетило около миллиона, как говорит Юрий Иванович, «любознательных». 
     Не признать существование Кириенко-Малюгина как масштабной творческой личности невозможно. К нему можно относиться по-разному: кто-то считает его дилетантом, кто-то пророком в своём отечестве. 
      Да, у него нет высшего гуманитарного образования, но его не было и у Виссариона Белинского – «Неистового Виссариона», как звали критика современники, поскольку его голос был голосом бурного времени перемен накануне Крымской войны и отмены крепостного права в России. 
      «Какое время на дворе, такой мессия». Деятельность Белинского была мессианская, он вёл за собой сотни тысяч молодых людей. Конечно, аристократам претил голос критика, не все признавали «мужичью» поэзию, народный дух которой врывался в стихию русской литературы.  
     Белинский соединил литературную критику с публицистикой. Критические работы Юрия Кириенко-Малюгина, греша незнанием теории литературоведения, тем не менее,  воспринимаются как глоток родниковой воды. 
     Связано это с тем, что им поэзия Рубцова пропущена через сердце. Они с Поэтом современники. И в них горит Свет старой Руси. Рубцов говорил, что он поёт о «Руси ушедшей». Тогда, в 50-60 годы двадцатого «атомного» века это было очень смело, экстремально. 
     Рубцов, как он сам говорил,  видел на колхозном (крестьянском) поле не трактор, а камень, которому тысячи лет. Его Россия начиналась не в 1917 году, а в те времена, когда наши предки водили хороводы и  пели обрядовые песни, засевая поле и собирая урожай. Языческое и христианское в русской истории, оттолкнувшись от современности, создали вполне плодотворную почву для лирики Поэта. 
      Рубцов очень историчен в своём творчестве. Он мечтал написать поэму об Александре Невском. Историчен в своей критике и Кириенко-Малюгин. Последняя его крупная монография о Рубцове называется «Звезда полей» горит не угасая…». 
Монография была по достоинству оценена поэтом, проректором Литературного института Валентином Сорокиным, соучеником Рубцова по институту Владимиром Андреевым,  приятельницей Рубцова Ладой Одинцовой, которую он опекал как студентку богемного института, где учиться было непросто, потому что все вокруг себя считают гениями, а в общежитии жить девушке без покровительства друга-мужчины было опасно. 
       Там постоянно находились разные тёмные личности, участники богемных собраний. Самого же Рубцова, вынужденного перейти на вечернее обучение и выселенного из общежития, оттуда изгоняли. На вахте лежала бумажка с текстом-инструкцией, написанная для памяти неграмотным вахтёром: «Яврея и Рубцова не пускать».  «Яврей»  – это    приятель Рубцова  поэт Юрий Влодов – автор  знаменитого двустишия «Прошла зима, настало лето. Спасибо, партия, за это». 
      Вся эта пёстрая, яркая, временами богемная, чаще затворническая жизнь Поэта дышит на страницах монографии, рассказывающей о Поэте и Времени.
      Кириенко-Малюгин объездил почти все рубцовские места России. Результатом его странствий по следам Рубцова стал выпуск прекрасно оформленной художником Верой Васьковой литературной карты «Дорогами Рубцова». 
      Важно, что Кириенко-Малюгин вошёл в круг рубцовских современников, точнее, людей из его окружения. Прежде всего, это Нинель Старичкова – удивительная женщина, журналистка с медицинским образованием, поэт, автор книги «Наедине с Рубцовым». 
      В вологодской квартире Старичкова организовала домашний музей Рубцова. После смерти она забрала из квартиры на улице Яшина кое-какие его личные вещи. В квартире Старичковой Рубцов часто жил. 
      Кириенко-Малюгин с ней дружил. И даже спал на Рубцовском диване, который она сохраняла. После смерти Старичковой этот трогательный и стопроцентно мемориальный музей прекратил своё существование.
      Нет музея Рубцова и в Москве. Тот, который был в библиотеке на улице Дмитрия Ульянова, закончил существование вместе с библиотекой.
      А как замечательно воскрешает автор в монографии о Рубцове рубцовские места в столице! Как замечательно подобраны воспоминания современников, цитаты из стихов поэта и его писем!  
      Рубцовская Москва. Пройдем по ней вместе с автором. Мальчиком в Тотьме Коля Рубцов мечтал о ней и просил учительницу русского языка и литературы рассказать о её театрах и музеях. О Кремле. И она рассказывала. 
      Начинается Москва Рубцова на Северном вокзале. Сюда он прибыл с Севера в первый раз. С него перешёл на другую сторону Комсомольской площади и купил на Казанском вокзале билет в Ташкент. Работал в геологической партии в пустыне, когда был студентом Кировского горного техникума. 
      С Казанского вокзала провожал в Азербайджан на отработку диплома свою подругу Таню Агафонову. Играл ей в купе на гармошке.
      Потом приезжал в Москву поступать после службы на Северном флоте в Литературный институт. После успешно сданных экзаменов и зачисления в студенты Литинститута ездил домой на каникулы в село Никола на Вологодчине, в край своих великих вдохновений. 
      Кстати, кассы, где покупал Рубцов билет в Вологду, находились в то время в здании-утюге справа от фасада Ярославского вокзала. На первом этаже, в половине дома, обращённой к Северному вокзалу, как Ярославский вокзал называли тогда москвичи. Ушла Москва Пушкина, уходит и рубцовская Москва, а ей всего-то несколько десятков лет.
      С Ленинградского вокзала ездил Рубцов в Питер, где работал на Кировском (Путиловском) заводе после армии. 
      Тверской бульвар, где находится до сих пор Литинстиут – кузница кадров российской литературы; улица Горького (Тверская), по которой Рубцов в удачные в финансовом отношении дни мчался в такси с друзьями; улица Добролюбова со знаменитым «зелёным домом», как называли студенты своё общежитие; редакции журналов «Молодая гвардия», «Октябрь», «Знамя», печатавшие Рубцова; ЦДЛ с его легендарным рестораном, в котором с Рубцовым происходили невероятные вещи; ночное такси, в котором поэт столкнулся с женщиной-монстром – всё это вы увидите глазами яркого человека, владеющего редчайшим литературным даром – даром публициста. 
     Монография Кириенко-Малюгина – это лиро-эпическое полотно, на котором запечатлены неразрывно Поэт и его эпоха. 
     Мир Рубцова – это  крестьянская горница со всем набором магических предметов, смыслами, заключёнными в архитектонике Дома, подбирающийся к ней, как хищный зверь. Город с его соблазнами лёгкой жизни и наживы, русская природа – родина русской Души, родной язык и родная словесность и люди, прежде всего, начиная с самого родного человека – с матери. 
      Огромен Рубцовский мир, но Москва – один из его центров. Давно столице пора озаботиться мыслью о создании музея Рубцова. Пусть это будет хотя бы раздел в Государственном литературном музее. Там есть отдел современной литературы, занимающий памятник архитектуры в Трубниковском переулке близ Арбата.  
      Близ Арбата имеется множество рубцовских адресов: памятник Гоголю во дворе музея писателя, где он часто бывал, квартира Кожинова, с порога которой Рубцов был изгнан как не вписывающийся в формат столичного дома отцом критика, ЦДЛ, издательство «Советский писатель» на Поварской, бывшее кафе-забегаловка у Никитских ворот, где Рубцов любил бывать, а теперь  какой-то офис, Литинстиут, Тверской бульвар, на котором однажды золотой осенью поэт раздавал кленовые листья прохожим, Большая Никитская, где он слушал в доме приятеля Моцарта… 
Здесь должен стоять памятник Поэту, о создании которого уже давно говорит «неистовый Юрий» – Юрий  Кириенко-Малюгин.
     Рубцов – это символ того, без чего не может существовать Россия, он связующее звено между деревней, корневой почвой любого народа, интеллигенцией из неё вышедшей и всем остальным русским миром. 
     Москва превращается в город-полис, монокультурный, проще говоря, среднеевропейский-среднеазиатский город, теряющий год от года памятник за памятником былых эпох. Молодые люди не знают своих истоков, своих корней. Рубцов для них терра инкогнита. Кириенко-Малюгин решил с этим бороться своими силами.
     В знаменитом московском Библиотечном техникуме он смог найти понимание у администрации, которая согласилась создать в читальном зале Колледжа информационных технологий, как теперь называется техникум, экспозицию, посвящённую творчеству Рубцова. 
     Таким образом, молодые люди приобщаются к Слову Рубцова. На стенах висят изумительные фотографии создателя экспозиции с вологодскими видами, журавлями, травами на васильковых и льняных лугах, ромашками, избами в «лазурном поле», храмами. Храмы на Вологодчине знатные. Многие имеют общий вид с украинскими, построенными в стиле барокко. 
     Смотришь на вид Тотьмы и, если не знаешь, что это Русский Север, можно подумать, что это Галицко-Волынская (Русь).  В современной Украине, кстати, очень хорошо думают о будущем украинской нации. Там всех детей возят в обязательном порядке хотя бы раз за школьную жизнь на Тарасову гору – в музей-заповедник Тараса Шевченко. 
     Поездки на родину Рубцова сейчас устраивает в Зеленограде «Бирюзовый дом». Супруги Кошелевы, организаторы НО «Бирюзовый дом» возят летом детей по рубцовским местам Вологодчины: дети кормят с руки коня краюхой хлеба, купаются в Толшме, любуются фреской «Ангел с крестом» в Тотьме в монастыре, где находился Лесной техникум, в котором учился Рубцов… 
     Кошелевы делают благородное дело. Но начал его Юрий Иванович Кириенко-Малюгин. С их знакомства с Кириенко-Малюгиным началось развитие  деятельности Кошелевых.  
     Нужно объединить общие силы всех, кто любит Рубцова, в год восьмидесятилетия Поэта – ради будущего Москвы и России. 
 

Александр Избенников. Корни ведического мировоззрения в сознании Русского народа

Ведизм – это  религия наших предков- индоевропейцев, сформировался он за три тысячелетия до рождества Христова, а может быть, и того больше и происходит от названия священных книг всех ведических Ариев- Вед. Мы, славяне, наряду со всем населением Европы и частью населения Азии - их прямые потомки. Когда-то существовали славянские Веды,  к нашему великому сожалению, не сохранившиеся, но остались производные слова в русском языке, доказывающие правильность этого научного взгляда. Например, слово «Ведьма» – женщина,  обладающая сакральным  знанием, или слово «Ведать»- знать.  Пришедшее  на Русь Православие  образовало с Ведизмом религиозный синтез, называемый двоеверием. Можно было увидеть на иконе Богородицу с тремя ликами и Иисус Христос  воспринимался сыном  Сварога (одного из главных  богов славянского ведического пантеона). Многие  боги славян, как и индоевропейские Ведические боги,  изображались многоглавыми. Например, выше упомянутый  Сварог имел четыре головы,  расположеные на его кумире по четырем сторонам света.
        Много времени прошло со времен Крещения Руси князем Владимиром. Более тысячу лет как Русь – Православная. Давно ушло из нашего сознания язычество и затерялось где-то во мраке времени. Но опытный наблюдатель прослеживает его почти во всех проявлениях современной религиозной жизни. Взять хотя бы такой печальный, но всем известный пример, как похороны. До сих пор мы покойника вперед ногами выносим, а для чего мы так поступаем, мало кто задумывался всерьез, вроде  принято так и все. И уж почти никто, кроме религиоведов не знает, что обычай сей идет из седой русской старины. И мало того, что в древности покойника вперед ногами выносили, так еще и стену бревенчатую разбирали, а потом заделывали, но обо всем по порядку.
         Вперед ногами издревле выносили усопшего для того, чтобы «дорогу назад не видел» и в свой дом «за родственниками не вернулся». В древности на Руси существовало такое поверье, что мир Живых противостоит миру Мертвых, и как бы мы не любили наших умерших родственников, но делать им среди живых,  кроме определенных праздников,  нечего. Отсюда сложилось поверье: если душа умершего назад в дом вернется, то непременно своих любимых с собой в царство смерти заберёт. В древности, как я уже говорил,   для этого в избе стену разбирали, либо подкоп под порогом делали. Пронесут гроб с покойником через стену или под порогом и закладывают снова стену бревнами, а ход под порогом землей засыпают. Поскольку дорога в таких случаях не сохраняется, то наши предки считали, что опасность в этом отношении миновала. С этой  же целью  стулья вверх ножками переворачивали,  чтобы душа перед трудным путём в загробное царство дома не засиживалась;  окно открывали, чтобы через него вылететь смогла;  на окно полотенце вешали, чтобы утерлась перед своим полетом;  стакан воды на стол ставили, чтобы  умыться могла (ритуальное омовение пусть не всего тела, но хотя бы лица). Зеркала завешиваем для того, чтобы через зеркало живой человек не увидел отражение покойника и не отправился вслед за ним. Издревле считалось, что отражение в зеркале – отражение  загробного мира (Нави). Сейчас все эти обычаи немного упростились, но все равно они есть – отголоски  старины языческой. На поминки подают кутью из риса, но рис в древности заменялся зерном пшеницы. Дело в том,  что это  зерно в воззрениях нашего пращура – земледельца  уподоблялось человеку. Так же,  как и он,  оно растёт, созревает, умирает,  падая в землю, разлагается, после чего дает росток новой жизни. Поэтому находят в раскопанных на территории Руси захоронениях пуговицы и прочие украшения с символом проросшего ростка пшеницы. Ритуальное поминальное блюдо называлось у Ведических славян  «коливо», от  слова Коло – годовой  солнечный круг. Отсюда  слово «Колдун»,  «Коляда» – славянский  Бог, олицетворяющий  новорожденное декабрьское солнце.
    Дело в том, что наши далекие предки представляли время не линейным отрезком, как мы, а замкнутым годовым кругом со своими мифологическими сюжетами. На 25 декабря приходится великий славянский праздник Коляда- Солнцеворот. Рождение у Даждьбога и Майи Златогорки – Солнечного младенца – Коляды. Понимался этот праздник как победа сил света и жизни над силами тьмы и смерти.  «Перун солнечное колесо на лето поворачивает», – говорили  крестьяне. Далее  21 марта следует Масленица,  в наше время немного сдвинутая церковным постом со своей исконной даты, так как праздновалась Масленица в Весеннее равноденствие. Праздновалась она разгульно. Как и раньше на нее пекут блины. Горячий блин – символ  Солнца. Масленица  на Руси  называлась Комоедицы – медвежий  праздник. В это время медведи пробуждались от  зимней спячки. Первый блин обязательно относился в лес - медведю, как животному славянского Бога Велеса – Хозяина  загробного царства. Медведь считался  его священным животным. Слова «Волхв», «Волошба»  пошло от слова «Велес»,  обозначающее дословно, как говорят ученые  «Повелитель».
         Крупный праздник – это Иван Купала – Макушка лета, космическая свадьба. В древние времена считалось, что праздник этот произошёл от названия сестры и брата Костромы и  Купалы. По легенде они были сиротами и росли вместе, но жизнь разъединила их, и когда они встретились снова, то были уже юными девушкой и юношей,  страстно полюбили друг друга и, не зная о своем родстве,  вступили в любовную связь, но, узнав, не вынеся позора,  утопились и стали русалками. Понимался этот праздник ещё как космическая свадьба двух мировых космических принципов мужского и женского – Матери-Земли и Отца-Неба. Поэтому на время этого праздника снимались все ограничения относительно любви. Позднее название праздника Ивана Купалы образовалось из- за наложения на Ведический праздник Кострома и Купало Православного праздника Иван Предтече.
        Следующий праздник 22 сентября – осеннее  равноденствие, назывался он Овсень в честь мало известного славянского божества, но известно, что это был праздник урожая.
        Если представить год кругом и вписать  в него крест в местах крепления обозначающих четыре солнечные фазы, то  мы как раз получим очень древнее изображение ведического видения года. Наверху и внизу такого круга будут точки,  обозначающие солнцеворот, а по сторонам – точки,  обозначающие солнечное равноденствие. Перед каждой такой фазой наши пращуры гасили огонь во всей деревни и разжигали новый  путе\ём трения двух брусков. Символика двух деревянных брусков понималась так: верхний брусок обозначал мужской принцип, а нижний – женский. От их соития рождается Огонь – Сварожич (бруски видимо обозначали любовный акт Лады- богородицы и отца Сварога). Во время праздника сжигался весь старый хлам и поношенная одежда, так как считалось, что вместе с ними  сгорят все болезни и в новый год люди войдут здоровыми. Широко был распространен обычай прыгать  через костёр, так как понималось, что человек во время этого прыжка умирал в прошлом году для прошлой жизни и рождался в новом году для жизни новой уже обновлённым.
          Всё это отражено в русских народных сказках, легендах и былинах. На огромной платформе славянского Ведизма выросло прекрасное здание русского Православия. Я думаю, что нам не нужно стесняться и избегать пережитков древних Ведических обрядов, пронизывающих собой как кровеносной системой всю Православную религию. Ведь они – наши  корни.
 

Александр Обухов. Золотая энергетика

                                          Электрон также неисчерпаем, как и атом
                                                                                             Ленин
 
По свидетельству современников, «Он (Есенин. ‒А.О.)  …знал на память почти всё «Слово о полку Игореве» (1.330). Евгений Осетров: «Автор «Марфы Посадницы» страстно увлекался «Словом», глубоко чувствовал его народный характер, знал его, как и Пушкин, наизусть…» (2, 197). 
Относительно этого древнерусского Памятника академик Дмитрий Лихачёв заключил:  «В повторяемости один из секретов завораживающей силы «Слова о полку Игореве»…Она идёт в самых неуловимых и трудно осознаваемых сферах ‒ от чисто звуковых до чисто смысловых, от коротких повторов внутри одного предложения до повторов,  разделённых большими расстояниями» (3.276).
Надо полагать, что «Слово» нашло  отражение  в «Ключах Марии»,   и в магически-обворожительных стихах Есенина, также насыщенных  повторами и строк и образов, ассонансами и аллитерациями.  
 
1. Повторы в «Слове» и в произведениях Есенина
 
Рассмотрим  один из ярких поэтических моментов «Слова» (4).
«Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, заземлю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь на своём златокованом престоле, подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отчего золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господин, в Кончака поганого раба, заземлю Русскую, за раны Игоревы!..
…Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича, не худого гнезда соколы!.. Где же ваши золотые шлемы и копья польские и щиты? Загородите полю ворота  своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы!..». 
Обращает на себя внимание предлог за и  з. Наблюдаемая в «Слове»  буквенная  особенность имеет тесную связь с произведениями Есенина (5), в которых  очень  часты за и з. Текст «Слова» также изобилует округлыми буквами (о,а,е,с,в).
…Для дальнейшего понимания излагаемого сделаем отступление. В одном из номеров «Звезды полей» была опубликована статья, в которой излагалась оценка стихов по торсионной (энергетической) методике. В связи с этим были опубликованы статьи  других авторов, излагающих другие способы анализа стихов,  по иным многочисленным  характеристикам. Смеем заметить, что  моментов имеется неисчислимое множество, и они не обязательно противоречат друг другу, а способствуют  более глубокому пониманию  стихов.
Напомним суть энергетической методики. Учёные физики Шилов и Шкатов (6, 7) замерили энергетику букв азбуки  (Рис.1), что позволяет количественно сравнивать (по этому параметру) литературные произведения. Из рисунка 1 видно, что округлые буквы обладают более высокой энергетикой‒ ТК, чем прямолинейные, и потому  положительно  воздействуют на психику читателя, слушателя. Эти-то  буквы изобилуют в «Слове». В данной статье никакие вычисления не производятся, но при этом предполагается, что читатель видит абрис букв и связует их с энергетикой.
 
ТК 
                                                               Рис.1
 
 
2. Наличие  конкретной буквенной связи
текстов Есенина и «Слова»
 
В текстах Есенина обнаруживается глубочайшая  связь буквенного состава  со «Словом», выраженного, в частности, в многократных повторах  з и за.
 
 *   *   *
Занеслися залётною пташкой
Панихидные вести к нам.
Родина, чёрная монашка,
Читает псалмы по сынам.
…………………………………
В церквушке за тихой обедней
Выну за тебя просфору,
Помолюся за вздох последний
И слезу со щеки утру.
 
А ты из светлого рая,
В ризах белее дня,
Покрестися, как умирая,
За то, что не любила меня.  (т.1,157)
 
Такие же повторы и анафоры  рассыпаны по другим стихам  Есенина.
 
«Заглушила засуха засевки…».
 
Запою я тебе втихомолку,
Как живу я царевной тоскую,
Заману я тебя, заколдую,
Уведу коня в струи за холку.
                      Русалка под новый год
 
«Зашумели над затоном тростники…».
 
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С добрым утром
 
Наблюдаемая   перекличка  стихов  со «Словом» не единственное проявление  общности, ‒ она присутствует и в прозе.
В повести «Яр» Есенин пишет: «Сказав, она почувствовала, как груди её защемили снова, глаза затуманились. Она забыла, зачем ходила в церковь…» (т.4, 147.). «Несколько раз она приближалась к Корнею, но, глядя на его спокойно закрытые глаза, вздрагивала и, заложив руки за голову, начинала ходить по избе».(153, там же). 
Можно утверждать, что ни Автор «Слова», ни Есенин, ни ниже приведённый Лермонтов не сидели и не думали, как бы это побольше написать з и за. Такая звукопись, такое видимое проявление буквенного состава происходит естественно, как дыхание.
Вспомним:
За всё, за всё тебя благодарю я,
За тайные мучения страстей,
За  горечь слёз…  Лермонтов
 
3. Золото в «Слове» и стихах Есенина
 
У Автора «Слова» насчитывается 24 слова, имеющих основой золото. «Золотое стремя, златым шлемом, пересел из седла золотого, в моём тереме златоверхом, изронил золотое слово, злачёные стрелы, золотой стол» и т.д.
Есенин тоже одарил  золотом многие стихи. Так, в первом томе 44 золотых слова. «И горят снежинки /В золотом огне. Задремали звёзды золотые. На подвесках из лёгкого золота. Хвойной  позолотой /Взвенивает лес. Золотое ожерелье. Где златятся рогожи в ряд. Золотые снопы…» и т.д.
По золотым стихам второго тома  щедрой  горстью Есенина рассыпано золото  64 раза. «Ревёт златозубая высь. С златою крышей кров. Золотой примял песок. Звени, звени, златая Русь. Разломлю, как златой калач. Здравствуй, златое затишье. Золотою лягушкой луна. Закружилась листва золотая. Куст волос золотистых вянет. Золото овса давать кобылам…».  Третий том содержит 24 золотых слова. 
Приведённые ранее  золотые  слова «Слова» и стихов Есенина содержат  высокую энергетику: среднее значение энергетики на букву равно 2,6! 
 
4. Традиция и новаторство Николая Рубцова
 
Пространный экскурс  в  буквенный  состав  произведений  гениальных  авторов  даёт возможность показать, что стихи Николая Рубцова впитали эту лучшую традицию, лучшую энергетику стихов предшественников. Читаем.
С улыбкой на лице и со слезами…
Я зарываюсь в бурю, как баклан…
За вечный стон, за вечное рыданье
Я полюбил жестокий океан…
За то, что он испытывает холод,
За то, что он испытывает грусть,
 
За то, что он наполнен голосами,
За то, что там к печали добру
С улыбкой на лице и со слезами
Ты с кораблём прощалась на ветру.
Ты с кораблём прощалась
 
Соловьи, соловьи заливались, а ты
Заливалась слезами в ту ночь;
Закатился закат ‒закричал паровоз,
Это он на меня закричал!
………………………………….
Закатился закат. Задремало село.
Ты пришла и сказала: «Прости».
                                             Соловьи
 
Закатилось солнце за вагоны.
Вот ещё один безвестный день,
Торопливый, радостный, зелёный,
Отошёл в таинственную сень…
За старинный плеск её паромный.
За её пустынные стога…
                                   На вокзале
 
Перечисленные  з и за бесчисленно наполняют стихи Рубцова, что может увидеть и почувствовать каждый читатель. Часто за начинает стихотворение ‒  по- лермонтовски, по-есененски…
 
За морями полными задора.
Ось
 
За мыслью мысль ‒ какой-то бред,
За тенью тень ‒ воспоминанья.
Бессонница
 
И в заснеженной русской избе
Зазимую с весёлой вдовой.
Зазимую без всяких забот,
Как зимует у пристани флот…
             «По холодной осенней реке…»
 
5. От золота к болоту
 
Нет необходимости аргументировать, что каждый поэт взрастает от чего-то, от кого-то, а в основном ‒ от родной земли. «С каждой избою и тучею, //С громом, готовым упасть, //Чувствую самую жгучую, //Самую смертную связь».
Не было у Рубцова многих моментов, присущих Есенину, потому у Рубцова и другие образы. Нет  у Рубцова слова золото,  как  присуще Есенину:  «Куст волос золотистых вянет. Эх ты, златоглавый. Отдам, как розу золотую. В волосах есть золото и медь. Золото овса давать кобылам.  Где златятся рогожи в ряд». Никто Рубцову приветливо не восклицал, как Есенину: «Сергунь! Золотой! Послушай!..».
И вместе с тем! Рубцов в своей невзрачной, серенькой северной стороне нашёл есенинскому слову золото  аналог ‒болото! Болото, как зримый образ, как местность с чахлыми, кривыми, чёрными стволами  низкорослых берёзок не вызывает представления о прекрасном.Но ‒  всего одной буквой разнятся эти слова!  Их энергетическая составляющая  одинакова! Именно этим, незримым энергетическим моментом, воздействуют на нас  и прекрасное  золото и чахлое болото! Если бы это было не так, разве ‒ чуткий к чему-то в слове  ‒ Рубцов столь часто повторял болото, болото? 
Безусловно, что пишущий эти строки зашорен в какой-то мере на энергетике букв, слов. Но и другие тоже на чём-то своём зашорены. И, пытаясь снять шоры, следует написать, что знаменитое «Меж болотных стволов красовался восток огнеликий», сияет не только  болотом, в котором  все энергетически богатые буквы,  но и последующей  мощной энергетикой слов «стволов, восток»,  которые имеют по одной отрицательной букве, а в  «красовался» ‒ две.
Но ‒ вернёмся к болоту. Оно звучит не только в «Журавлях», но и в других  стихотворениях.  Например, Тихая моя родина. Ночь на перевозе. Песня (Отцветёт да поспеет…). «И вот среди осеннего безлюдья…». Острова свои обогреваем. «Ветер всхлипывал, словно дитя…». «Ах, вот  ‒ колодина…». «В осеннем лесу». «Цветок и нива». «Слёз не лей».
В заключение следует заметить, что описанные особенности  стихов Рубцова и способы их оценки, вскрывают только две стороны его творчества и ни в коей мере не претендуют на полноценное исследование. 
Эпиграфом не случайно взяты строки гениального Ленина, некогда этой строкой вытащившего из тупика существовавшую до него науку о материи.  
 
Цитируемая литература.
 
1. Юрий Прокушев. Дума о России. Избранное. Москва, «Советская Россия», 1988
2. Евгений Осетров. «Мир Игоревой песни». Этюды. М., «Современник», 1976
3. Лихачёв Д.С. Великий путь: Становление русской литературы Х1‒ ХУП веков. ‒ М., Современник, 1987
4. Слово о полку Игореве. Издательство «Книга». Москва, 1988
5. Есенин С.А. Собрание сочинений, т.1-5. Издательство «Художественная литература», Москва,1966
6. Каленикин Сергей. Мы ‒ как часть Высшей Реальности. Интервью с академиком Г.И.Шиповым. Журнал «Наука и религия», №8,1999
7. Каленикин Сергей. Крестная сила круга…Интервью с академиком Г.И.Шиповым. Журнал «Наука и религия», №1, 2000
 

Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2017»

   Номинация 1 («проза») - участники 12-ой Московской научно-практической конференции «Рубцовские чтения», состоявшейся 17.01.2017 г. (см. на сайте «Звезда полей».). Ниже приведены авторы и наименования полученных статей-докладов.    
 
1. Башилов Алексей Михайлович, (докт. техн. наук, член СП России, г. Москва). Центростремительная тенденция любить Россию  в поэзии Николая Рубцова. 
2. Юрий Кириенко- Малюгин (Кириенко Юрий Иванович, канд. техн. наук, член СП России, г. Москва). Кто есть кто в рубцововедении? Ответ  педагогу В.Баракову.
3. Митарчук Елена Алексеевна (методист «Дома Гоголя», член СП России, г. Москва). Альманах «Звезда полей» и «неистовый» Юрий.
4. Обухов Александр Иванович (инженер-физик, член СП России, г. Иркутск). Золотая энергетика (о  поэзии Николая Рубцова)
5. Юрий Кириенко-Малюгин (Кириенко Ю. И., канд. техн. наук, член СП России, г. Москва). О ритмизированном стихотворчестве В.Маяковского на базе «рыбицы» по статье «Как делать стихи»
6. Избенников Александр Алексеевич (студент Литературного института  им. А.М.Горького, г. Москва). Корни ведического мировоззрения в сознании русского народа.
7. Избенникова Татьяна  Александровна (литератор, г. Москва)   Поэтическое эссе «Вместе».
8. Киреенков Владислав Кириллович. О музыкальности поэзии Николая Рубцова.
9. Макеев Вячеслав Михайлович. Моряки. Николай Рубцов и сакральный  Русский Север.
10. Порохин Сергей Алексеевич (канд. философских наук, член СП России, г. Москва). О защите русского языка.  
11. Юрий Кириенко-Малюгин. Свидетельство о  рождении Елены Николаевны Рубцовой. 
12. Салтыкова Людмила Фёдоровна (член СП России, литературовед, г. Рязань). Рецензия на стихи авторов альманаха «Звезда полей» 2016.
13. Полуполтинных Нина Евгеньевна. НАГРАДА «Николай Рубцов»
14. Митарчук  Елена Алексеевна. Заметки на полях программки спектакля «Николай Рубцов» в Духовном театре  «Глас».