№ 2022 / 35, 16.09.2022, автор: Владимир БЕРЯЗЕВ (д. АБРАШИНО, Новосибирская обл.)
Казалось бы, я должен всеми силами приветствовать возвращение современной русской поэзии в СМИ, на радио и ТВ. Уже четверть века как с этим покончено (от слова «совсем») и я не предполагал, что на своём веку увижу обратное. Хотя в своё время, почти до конца 90-х более семи лет отдал ведению литературно-поэтической программы «Слуховое окно» на Новосибирском радио.
В силу того, что мой дом-усадьба в Абрашино располагается на расстоянии 130 км от Новосибирска, большую часть пути за рулём я могу слушать лишь «Радио России», остальные каналы в ФМ диапозоне не простираются далее 30 км от мегаполиса. По сему именно из этого всероссийского источника информации я и познакомился с явлением, именуемым «Поэзия русской весны». При ближайшем рассмотрении нетрудно было выяснить, что активно продвигает этот проект Захар Прилепин своим авторитетом и с помощью своей партии «За правду».
Идея возвращения поэзии в публичное поле сама по себе не вызывает ни сомнения, ни протеста. Однако возникает несколько «но», не придёт ли на место попсы и развлекаловки, на место убожества шоу и юмора ниже пояса, не придёт ли самодеятельность, гопота, самоуверенное и амбиционное невежество? Как минимум, те кто сегодня пишут на актуальные, горячие, кровавые темы, те, кто в гуще событий и эмоционально переживают исторический слом (который куда страшнее и глубже событий в Донбассе и империи в целом), они должны знать ремесло, быть профессионалами, они обязаны работать в рамках традиции. А традиция эта имеет протяжённость не менее двух веков.
И вот я слушаю ГЛАВНОЕ РАДИО СТРАНЫ, как они сами о себе говорят в рекламном ролике!
Кого нам представляют в качестве новой поэтической волны, когорты пришедших с передовой, несущих в поэтическом слове боль, надежду, гражданское мужество и дух победный, хранимый в сердцах на протяжении вот уже восьми лет боевых действий? Что ж, огласим весь список, пользуясь сайтом «Радио России»: Ольга Старушко, Анна Ревякина, Александр Пелевин, Анна Долгарева, Елена Заславская, Дмитрий Мельников, Полина Орынянская, Алиса Орлова-Ягубец, Алексанр Даценко, Татьяна Коптелова. Я при всех стараниях смог обнаружить лишь десяток имён. Отсюда возникает вопрос: кто производил отбор? Что-то мне подсказывает – список представленных на «Радио России» стихотворцев формировал непосредственно Захар Прилепин. Сразу настораживает обилие женских имён, я вовсе не сторонник дискриминации по половому признаку, но известна способность женщин к творческой имитации, а великих поэтесс за всю историю русской поэзии только две. Следующий вопрос: почему в означенном проекте не представлены мастера и профессионалы стихотворного цеха, активно пишущие в последние месяцы на тему известных трагических событий? Вот некоторые из них – Игорь Караулов, Мария Ватутина, Алексей Остудин, Андрей Сизых и, наконец, создавшая несколько шедевров, соответствующих нашей трагической эпохе – Надежда Кондакова?
Понимаю, что «почему» есть вопрос риторический. Создаётся группа, команда под какие-то лишь Захару Прилепину ведомые цели, предполагаю, для усиления его влияния на радио и ТВ государственные. Ещё раз подчеркну, цель эта может быть благой, а можно, при падении творческой планки ниже плинтуса, испохабить и скомпрометировать низкопробными строками саму идеи публичности современной поэзии, возвратя СМИ к привычным плебейским шоу и прочей жвачке.
Первое, что бросается в глаза, это присутствие в данной группе Дмитрия Мельникова. Известно, что он всячески открестился от связи своей с лидером и движителем группы указанных стихотворцев. Однако его стихотворение «Письмо» и в целом творчество последнего периода получило достаточную известность и без него проект, как я полагаю, лишился бы во многом убедительности и подлинности. Сочинения Дмитрия Мельникова достойны отдельного разговора, у меня есть к нему вопросы, но это уже вопросы из разряда литературной критики. А к части представленных авторов это понятие не применимо в силу отсутствия литературы.
Поражает аргументация идеолога проекта: мол, мы имеем дело с поколением, которое на крутом витке истории явит нам новых Берггольц, Сурковых, Симоновых, Исаковских, Твардовских, Слуцких, Левитанских и иже с ними. Помилуйте, вы хотя бы потрудитесь обернуться назад и посмотреть, в рамках какой школы (и общеобразовательной, и литературно-поэтической) вырос и окреп талант этих имён! Они были прямыми наследниками серебряного века и советского революционного обновления, давшего взрывной толчок развитию поэзии. Не буду ставить под сомнение интеллект и энциклопедическую образованность пришедшего нам на смену поколения, но таки смею обратить внимание на некоторые моменты их стихосочинительства, на ту самую технику стиха, без которой не бывает качественных виршей, не говоря о шедеврах.
*
И здесь мы вступает на зыбкую почву необходимости цитирования, чтобы с очевидностью продемонстрировать уровень стихотворчества «новой волны». Я взял на себя труд выбрать несколько цитат с короткими комментариями и не называя имён авторов. Желающие могут самостоятельно убедится, что всё именно так, а не иначе, если не хуже, гугл в помощь.
Итак, начнём: «принимаю бой, вгрызаясь в Телеграм до молний на сетчатке» – очевидно, имеется в виду сетчатка глаза, как это можно себе представить, судите сами. Отсюда же – «а если ты в сети, то значит, держим строй, соединивший нас почище суперклея». Здесь Сеть, разумеется, со строчной, а мужество обороняющихся сравнивается с химически активным дурно пахнущим составом. И финальная строка – «Считаю и молюсь. Сентябрь. Балаклея.», видимо, должная отослать нас к известному стихотворению Мандельштама «Декабрист» с финальной строкой «Россия. Лета. Лорелея», хотя бы на подсознательном уровне для автора.
Следующий: «Под действием нового фактора/ (Такого никто и не ждал)/ Бухали под музыку Вагнера/ На улице Крымский Вал» и далее в том же духе с пацанскими тёрками да черепами, бритыми наголо, а заканчивается улицей Судоплатова, этакий с точки зрения автора тонкий намёк. Простите, это не презренная проза, это проза очень дурного пошиба, отдающая гопничеством, а дополняется это отвратительной рифмовкой. Или другое: «Бывает такое/ Бывает с людьми/ Ищут покоя/ Ложатся костьми», отсутствие знаков препинания не спасает, пустоту и беспомощность этим не прикроешь. Хотя, надо отдать должное, автору иногда удаются публицистические газетные тексты, которые лирикой назвать сложно, но в полезности и своевременности не откажешь, например, – «Я, говорит, вне политики, я за мир./ Ну, типа, грустно, когда погибают люди. /Я отстраняюсь от бомб и кровавых дыр, / Я, говорит, верю, что бог рассудит.» ну, и т. д. Рассудит по милосердию своему, ничуть не сомневаюсь.
Не менее опасно становиться в позу умилительно-сентиментальную с эмоциональной накачкой патриотического пафоса: «Идущий на смерть – он однажды вернётся/ И встретит его белокурая Русь», это граничит с пошлостью.
А нижеприведённый текст «Жизнь так несётся», транслировавшийся на 150-миллионную аудиторию всероссийского радио, я не могу, не могу интерпретировать иначе как самодеятельность сельскую, клубную. Скажу мягче: эмоция понятна, ситуация на грани жизни и смерти не может не вызывать сочувствие, но вспоминается классический афоризм: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». Вы поймите, поэзия – не место выяснения отношения с несправедливым миром, поэзия есть попытка примирения с миром через связь с небесами. Поэтому когда я читаю подобное, я вспоминаю Николая Тихонова с его «Мы разучились нищим подавать» и начинаю шарить по карманам, Господи, прости.
***
«Было ли детство под солнцем города роз,/ Были ли руки отца колдовские над острым коленом?/ Были ли слёзы? Были. Как в детстве без слёз./ Слёзы – они как вода из донецкого крана./ Были, лились… а теперь их дают по часам./ Лягу укладывать дочку и вспомнится спинка дивана (?)./ В стылом Донецке стоит этот белый(?) диван. Я за ним (?) сына качала в потерянном (?) мае./ Сонные степи с тех пор у нас топчет кирза(?). – Мама, я слышал или послышалось – снова стреляют?/ – Спи, мой хороший, это, должно быть, гроза…/ Слёзы дают по часам, чтобы дети не знали/ Слёз этих ток, за стеной – для мытья головы!/ Что о нас скажут потом? Мы жили. Мы воевали./ Мы воевали за то, чтобы не было больше войны».
Вообще, это напоминает плохой подстрочник. Рифмовка чудовищная, невнятица, необязательность, полное отсутствие мотивировки появления того или иного образа, например, кирзового сапога нет в армейском обмундировании уже полтора десятилетия и пр. К тому же, с точки зрения русского языка, это не просто беспомощно и полуграмотно, именно такими опусами компрометируется сама возможность высказывания об этой трагедии. И вина в этой компрометации лежит на тех, кто предоставил эфир, или на том, кто такую возможность продавил своими авторитетными или политическими возможностями. Не случись этого, текст бы оставался в просторах Сети и Стихиры, среди миллиона или более подобных стихосочинительств. А теперь оное творчество становится образом для подражания.
Иногда в эфир дают ещё большее непотребство, так что слушать тошно, однако я не нашёл уж совсем маргинальных виршей, опубликованных на сайте под заголовком «Поэзия русской весны», видимо, давали в эфир по настоятельной рекомендации куратора, но сами же и устыдились оставлять следы, умолчали.
Ради справедливости, надо сказать, что под этой рубрикой нередко публикуются вполне качественные, профессиональные стихи сложившихся и достигших уровня мастерства весьма достойных авторов, где присутствует и культура смысла, и высокого класса поэтика. Таковы стихотворения «Икона» и «Симонов и Сельвинский», такова вещь под названием «Когда-нибудь…», которая заканчивается строками: «…и чтобы выжить нам нужна причина, и чтобы умереть – нужна причина. А для любви причина не нужна». Или «Главное сердце не надорвать» с прекрасным финалом: «…там, где убитый солдат встаëт /колокола раскачивать /Богу навстречу, на память той, /что голосит над ношею. /А у шинельки рукав худой /пахнет травою скошенной…» (но и в этой вещи рифма «закрома-война» крайне не желательна). Наконец есть очень своеобразное стихотворение «Из России выводят, выводят Бога», где намечен выход из стихотворческого окопа на иной, предельный или запредельный уровень понимания: «И какой-то усталый ангел /на прощанье по забору вывел: /НИЦШЕ УМЕР /и задумчиво сплюнул в пыль».
*
А теперь с неизбежностью переходим к персоналиям.
Едва ли не знаменем этого лирического возрождения объявлена некто Анна Долгарева. Ну, объявлена и объявлена, знаменем так знаменем, мы живём в эпоху масс-медиа и Центров информационно-психологических операций, знамя должно быть высоким, привлекательным, и поэтесса этим требованиям вполне соответствует как в вечернем платье, так и в бронежилете, каске, с микрофоном в руках на передовой.
Вот только на беду, как назло, речь в этом материале идёт о текстах, которые могут или не могут быть причислены к русской поэзии. Некоторое время назад я высказал мысль в публичном поле о том, что небрежность в отношении со словом поэтическим сродни плебейству. Многие на это замечание откликнулись. А наиболее содержательным оказался отзыв Константина Шакаряна:
«Рифма – понятие нравственное. Давно сказано, и нельзя об этом забывать. Увы, не просто забывают, но как бы вовсе не имеют в виду. Хорошо, оставим афоризм межировский, который может кому-то нравится, а кому-то нет. Но ведь культуру-то стиха никто не отменял, чему бы ни было посвящено собственно высказывание. Но, как это нередко бывает, на волне “что” забывается “как”… Что говорить о других… Милые поэтессы Д. и Р. еле справляются со словами и строками. Это пренебрежение законами поэтической речи, плохое владение которой заменяется то грубоватой прозой, то патетикой, то вообще само́й “неподсудной” темой – совсем, никак не радует… А идеологическая база, подставленная под это всё, когда названные и неназванные сравниваются с Симоновым и Берггольц. Вспоминаются мне слова Сельвинского на первом съезде писателей, когда все так же идеологически горели и эмоционально возгорались, крича о комсомольском духе, боевых стихах, об орудии борьбы, чуть не о мировой революции: “Я буду говорить об очень узких вещах, о вопросах поэтики, потому что эти вопросы для нас, поэтов, являются вопросами очень широкими, потому что это – насущный хлеб нашего мастерства”. Вот об этом-то насущном хлебе и забывают те, кому это выгодно забывать».
Именно борцы за пролетарскую поэзию, для которых главным было «что» – Безыменский и К°, деятели РАППа с Родовым, Алтаузеном и пр., уничтожили в результате травли и доносов несколько гениев, в первую голову Павла Васильева и Бориса Корнилова.
Но вернёмся к цитированию. Возьмём из программы «Радио России» стихотворение Долгаревой «Расскажи мне, расскажи…». Я бы никогда в жизни не поместил подобный текст в своём материале (из чувства стыда), но иначе мне не поверят, всё-таки РАДИО РОССИИ – лучшее радио страны.
Расскажи мне расскажи сказку, больше не могу,
это человек лежит, расцветая на снегу,
это красным он зацвёл, как цветок на остановке.
Расскажи мне про котёл, впрочем, лучше про котов
и про новые винтовки.
По реке плывёт топор – прямо до Чугуева.
Ну и пусть себе плывёт! Он в эвакуацию.
Абрикосы зацвели. Рано, не дождавшись марта.
И огонь горит на картах и на кожице земли.
Ой, земля, сыра постель! Вот мужик. Орёт сирена.
Но стоит он на коленях посреди трамвайных линий
И пытается он сына собирать из запчастей.
Эх, на Небе – порадей!
По реке плывёт топор – прямо до Чугуева.
Ну, и пусть себе плывёт! Может, он за мир, вообще?
Города падут во тьму. На ветру горит осина.
Собирай же, дядя, сына по Донецку по всему.
Он восстане и пойдёт, он за нас на Небе спросит.
Будет лето. Будет осень. Как-то выживет народ.
Собери его, родной! Пусть за нас, за грешных, гадких
Он заступится украдкой…
– Мама, мама, я в порядке. Мама, это не со мной.
Здесь всё от начала до конца приблизительно и необязательно, здесь всё зеркально-подобно вышеприведённому стиху про детство в городе роз, только подстрочник на порядок хуже. Автор, переводя своё лирическое переживание на русский язык, обращается с русским языком как с чужим. Я неоднократно повторял и ещё раз приведу высказывание Теодора де Банвиля «Поэзия есть то, что сотворено и по сему – не нуждается в переделке», то есть раз и навсегда создано, так что это невозможно исправить или изменить – сразу всё разрушается. Основа поэзии – звук, который диктует расстановку слов в единственно возможном порядке, разумеется, не вопреки смыслу. Но смысл приобретает в звучании глубину и многозначность, что позволяет подлинным стихам не стареть – как раз благодаря точности звукообраза, а алгебраическая формула единственно возможных строк, позволяет достичь эффекта запоминаемости, что является ещё одним аксиоматическим признаком настоящей поэзии.
Начнём же, благословясь. Давно я подобных творений не разбирал, но чувствую, что следует перешагнуть через гордыню и не ссылаться на таковое моё отношение к тексту как на саму очевидность. К величайшему сожалению, для читателей, ставших за последнюю четверть века потребителями, это далеко не очевидно.
Уже первая строка есть истёртая в ветошь банальность, в Стихире так начинаются десятки, если не сотни пабликов, есть и у группы «Руки в верх!» вещица с таким же началом, впрочем абсолютно бездарная по тексту, но музыкально-вокальные опыты строятся по другим принципам, стихотворная составляющая имеет в них значение едва ли не последнее. А начало оному мему, как всегда бывает, положил классик, в данном случае Сергей Александрович Есенин: «Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?». Но почему автор просит рассказать ей сказку и аж щемится – «больше не могу»? Оказывается сказка – это убитый (или разорванный в клочья?) на остановке мальчик-юноша, который нейтрально назван человеком. Человек этот почему-то расцветает цветком на февральском снегу, этакая красивость на грани фола, как можно разорванное тело сравнивать с цветком – не знаю. Далее вдруг возникают котёл (чугунный?), читателю следует догадаться про Иловайский и Дебальцовский, тут же без паузы, по созвучию, – про котов и вдруг совсем нелепое: «впрочем, лучше про винтовки». Чем лучше? Откуда они взялись? Трёхлинейки первой мировой? Или снайперские – Драгунова? «Сумрак»? или ОРСИС Т-5000? Но, думаю, причина появления винтовок – в рифме к «остановке». А объяснять, зачем и почему, не поэтское дело. Догадайтесь сами.
Якобы припев с топором, плывущим до Чугуева, я оставлю на закуску.
К раннему февральскому цветению абрикосов у меня претензий нет, в сочетании со снегом это даёт географически-временную привязку и некую живописную перспективу. Всё бы так было. Далее куда хуже: огонь пылает (гореть может лампада) не на картах, а на поле боя или на пожарище после бомбёжки; и где автор видела кожицу земли? Это слово чаще относится к фрукту или овощу, тем более, что буквально в следующей строке земля названа сырой постелью, если следовать авторской образности – постель-могила эта покрыта кожицей, как яблоко или огурец в пупырышку.
Далее в этом тексте идёт самая неприятная сцена собирания останков сына неким мужиком. Рифмы «сирена – на коленях» и «линий – сына» оставим на совести автора. Смею заметить, что трамвайными линиями принято называть оборудованный от пункта А до пункта Б рельсовый и электрический маршрут, водитель трамвая выходит на линию, поэтому безутешный отец должен стоять на коленях между рельс, да. «Собирать из запчастей» мёртвое тело – образ, свидетельствующий об отсутствии чувства языка, ибо запчасть используется для возвращения исправности механизму, для оживления, которого в данном случае, увы, не предвидится. Донбасские стихи всякими правдами и неправдами пытаются сравнивать и чуть ли не ровнять с поэтами ВОВ. Драгоценные мои, откройте ради любопытства любого из авторов той фронтовой и окопной поэзии: вы не найдёте ни слова, ни намёка на натурализм, который вы пытаетесь нам впаривать ради произведения впечатления на читателя. А крови, мяса, испражнений, жестокости военной, ужасов тленной плоти там было не меньше, но куда больше. Однако писались строки возвышающие душу, ибо поэзия именно для этого и предназначена. Тому примеров из сороковых и во второй половине 20-го века несть числа.
В следующей строфе предсказывается, что «города падут во тьму», словно демоны или души грешников, и тут же уже в настоящем времени – «на ветру горит осина» – это, как следует из текста, в конце февраля?! И, возвращаясь к натуралистическим подробностям окололирического сюжета, уже не мужик, а дядя должен собирать останки сына по всему миллионному городу Донецку, простите, всякой гиперболе есть меры и пределы, за которой она становится глупостью и глумливой ложью.
Финал, как это нередко бывает в лирических текстах о гибели невинных, перемещает нас в иной мир, где собранный из запчастей отрок «восстанет и пойдёт» и, видимо, с самого Господа «за нас на Небе спросит», не попросит, не помолит сонм небесный, а именно спросит. Таковая строка свидетельствует едва ли не о полном отсутствии поэтического слуха у автора. Хотя я таки обнаружил в этом сочинении вполне себе удачную строку: «Будет лето. Будет осень. Как-то выживет народ». Однако последняя строфа не менее провальна, автор настаивает на пересборке убиенного и просит его Там заступиться за нас, грешных, почему-то украдкой (?), и в силу этого потаённого заступничества, автор вынуждена добавить для рифмы эпитет про нас соотечественников, про нас «гадких».
Уф-ф-ф!.. Неужели всё?
Нет. Остаётся ещё так называемый припев.
В фольклоре эта гениальная частушка широко, известна и плывёт топор вдоль села Чугуева в нескольких вариантах. Фольклор – стихия устной речи с иными, отличными правилами, где всегда были допустимы скабрезности и сквернословие. Использование ненормативной лексики в русской лирике без ущерба для качества стиха, совершенства и гармонии текста удавалось лишь считанные разы. Есть такой опыт у Маяковского и Павла Васильева, и то лишь с использованием слова, ещё в 17-м веке не бывшего ругательным и обозначающего женщину, склонную к блуду. В данном случае таковой намёк на мат оборачивается полным фиаско, подражание частушке предполагает гениальность, а не этот жалкий лепет про эвакуацию, про топор, который «за мир, вообще».
Но попытки данного автора играть в эти игрушки, имеют продолжение. И не столь давно Анной Долгаревой было опубликовано стихотворение, где уже без обиняков, а прямым текстом был использован глагол в строке о том, как «Над Донецком снаряд несётся, чтоб в квартиру мою в@..резаться». Эта публикация вызвала локальный скандал в литературном секторе Сети. Последовало бурное обсуждение, наиболее аргументированный и внятный итог которому подвела Марина Кудимова в своём небольшом эссе «Обсценная немота». Приведу фрагмент:
«Большое возбуждение царит в формирующемся сообществе военной поэзии по поводу разноса стихотворения Анны Долгаревой с обсценным глаголом. Конечно, «божественный глагол» – или «великое русское слово» – призвано быть не обсценным, а бесценным. Но сталкивать лбами Долгареву с Гамзатовым и тыкать ей в нос Симонова, как и стравливать любого поэта с любым другим поэтом, – приёмчик не комильфо. Замечу, что стихи, фиксирующие эмоциональную реакцию в моменте, идущие репортажным валом, редко являются образцом совершенства. Времени на их тщательную огранку под обстрелами явно нет. И торопливость в присутствии смерти не равна диванной поспешности ради ежедневного присутствия на полях сетевых сражений. А поэтической культуре, если её столько лет профанировать, просто неоткуда взяться. Но в почти подростковом эпатаже (а кто в глазах смерти взросл?) слышна и реакция на долгую замолчанность, на сталкивание в маргиналитет…».
Вот-вот, поэтической культуре неоткуда взяться. До трудов нашего катакомбного существования поколению 30-летних неведомо как добраться, многие из них даже не слышали о существовании ископаемых поэтов из 70-х и 80-х. Потом, привыкшие к социальным сетям, они представления не имеют о понятии «черновик», для них неведомо то, что текст должен отлежаться, а уж про гоголевские восемь редакций – не видали, не слыхали даже в кошмарном сне. Между тем в русской поэзии мне известен лишь один сверходарённый стихотворец, для которого не существовало понятия «черновик», это Евгений Евтушенко, достигший всемирной известности. Его творчество огромно и неоднозначно, но и в этом писании «с колёс» есть не менее трёх десятков подлинных шедевров. Повторить такое вряд ли кому удастся, не советую и пытаться. Лучше всё-таки карандашиком нацарапать вирш, отложить на денёк-другой, потом ещё на недельку или месячишко и лишь потом, помолясь, выкладывать на всеобщий обзор, поругание или восхваление. Иного не дано. Проверено веками…
У той же самой Анны Петровны Долгаревой размещены на сайте Николая Троицкого стихи вполне себе приличного качества, которые, как небо и земля, отличаются от приведённого текста и текста с обсценным вкраплением. Стихи в этой подборке написаны дольником, что может быть расценено как дань моде, а по мне так – лень стихотворческую, так проще. Но в представленных текстах на этом сайте нет очевидных провалов, дикой безвкусицы, пошлости и кощунства, которые бывают оборотной стороной пафоса и ложного патриотизма. Вот и держалась бы в этих рамках, но желание быть на переднем крае (быть модной!) – всепобеждающе. Поэзия, Анна Петровна, к величайшему счастью нашему, не фронтовая журналистика, она требует душевного молчания перед высказыванием. Я далеко не сторонник гневливых оппонентов стихотворицы Долгаревой, которые не дают ей никакого шанса: «Думает, что пишет очень хорошо стихи о войне. Нам её вот это подъездное, пацанское матерное творчество, которое хорошо кричать под пивасик на оппозиционном сборище, уже настойчиво навязывают ретивые руководители каналов…». Я против навязывания и я за грамотных, обладающих литературным вкусом редакторов, которых ещё можно найти в нашем литературном сообществе, всё труднее, но постараться можно. Я против групповщины, идеологизации творчества, против торжества маргиналов, этого принципа РАППовских погромщиков, когда «все, кто не с нами, те против нас».
И дело вовсе не в донбасской весне. Всё куда шире, куда страшнее и куда глобальнее. Русские поэты, некоторые из которых ещё живы, писали о трагедии разделённой родины и 10, и 20, и 30 лет назад. Другое дело, что их никто не слушал и не слышал. Но ничто никуда не девается, сказанное даже в пустоту остаётся сказанным, оно работает в силу своей сформулированности и произнесённости, «и вовремя изроненное слово над кем-то да исполнится, Бог знать». В этом и только в этом долг поэта…
*
В конце же хочу заметить следующее.
Противопоставлять и даже сравнивать поэзию, из которой родился «Тёркин» и «Жди меня», поэтов второй Отечественной и стихотворцев донбасского конфликта, не просто беспочвенно, но во многом глупо и ущербно, об этом я писал в начале материала. Мы ещё не начинали, как сказал наш Главнокомандующий, мы лишь пристреливаемся, до Третьей мировой пока не дошло, хотя всё зыбко. Поэты, способные осмыслить происходящее в поэтическом слове, есть, но они не принадлежат к рекламируемому донбасскому выплоду. Для того, чтобы понять масштаб процесса, надо быть подобным Тютчеву. Есть замечательные строки одного из современных классиков Игоря Шкляревского:
Земные взоры Пушкина и Блока
устремлены с надеждой в небеся,
а Лермонтова чёрные глаза
с небес на землю смотрят одиноко.
Такому взгляду ещё предстоит быть явлену, уверен – с необходимостью и в свой час такое слово будет сказано. И предпосылки тому есть, ибо обладающие слухом продолжают звук и смысл, нисходящий свыше, транслировать. Тому пример лучшие вещи Дмитрия Мельникова:
***
Напиши мне потом, как живому, письмо,
но про счастье пиши, не про горе.
Напиши мне о том, что ты видишь в окно
бесконечное синее море,
что по морю по синему лодка плывёт
серебристым уловом богата,
что над ним распростёрся космический флот –
снежно-белая русская вата.
Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в чёрные губы,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.
Напиши – я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре.
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.
P.S. Комментарий. Константин Шакарян пишет мне по поводу этой вещи:
«Мне лично режет слух в хорошем в целом (ох, уж это «в целом») стихотворении рифма «губы-Мариуполь». Смазанное, обесценивающее стих созвучие на пике высказывания».
Нет, дорогой, не согласен. Тут как раз всё гораздо хитрее, точнее сказать, всё куда тоньше и изощрённее, здесь присутствует тот самый единственный звук, который при помощи ассононсных рифм и аллитераций позволяет дивно рифмовать «губы – Мариуполь», когда рифма распространяется на всю строку. Это высший пилотаж!
14 комментариев на «“КОРНИ ПЛЕБЕЙСТВА”»
1. сербовеликов:
22.09.2022 в 13:32
***
Замучаются пыль глотать,
С Россией-мамой воевать.
Только представишь на мгновенье
Её размах…
Уже одно его явленье
Рождает обморок и страх.
Из-под руки вдаль глянешь чохом —
И поневоле станет плохо
Перед пространством громовым,
Надутым ветром вековым.
И душу ломят расстояния,
Которым нету и названия,
Где горизонты не видны,
Раздвинуты былинно
На все четыре стороны,
Доходит эхо до луны
И не стихает длинно.
Кто сунется сюда, бывает,
Всегда по полной получает…
И без войны в России жить —
Богатырями надо быть,
Бабой Ягой или Кощеем,
Иль трёхголовым змеем.
Короче говоря,
Кто не понимает —
Россия, три богатыря…
Заря…
И булава летает…
Ответить
2. Берязев:
22.09.2022 в 16:13
сербовеликов: плохо, один к одному по качеству стихосложения с описываемым в материале явлением. Попробуйте в прозе, вдруг да получится…
Ответить
сербовеликов:
23.09.2022 в 06:52
***
Несутся миры бесконечно во мрак,
Куда и откуда неясно,
Но в это вовек не врубиться никак,
Что в целом довольно ужасно.
Но кто-то за этим стоит или что-то,
Но кто или что непонятно,
И чувствуешь вечно себя идиотом,
А это весьма неприятно.
Во мраке вселенском не видно ни зги,
Летит всё со скоростью света…
Со скоростью света выносит мозги,
Проблема именно в этом.
Ответить
Александр Зиновьев:
26.09.2022 в 05:45
Дорогой товарищ, нельзя так-то! Автор этого материала из д. Абрашино — ПРАВ!
Ответить
сербовеликов:
03.10.2022 в 11:46
Владеющее целым светом
По воле бога,
Пространство долбаное это
Нельзя потрогать.
Нет фантастичней ничего
Пространства одного,
Пространства пустоты.
Мне, если честно,
Только оно и интересно,
А остальное всё — понты.
Откуда эта пустота,
До бесконечности пустая,
И как собою выражает
Пространства немоту
По эту сторону и ту.
И жутко оттого,
Что мир в пространстве этом
Не значит ничего
В порядке бреда,
Где всё течёт и всё меняется
И неспроста,
Исчезнет всё, одно останется —
Святая пустота.
Ответить
3. Юрий Кириенко:
23.09.2022 в 20:34
1. Своевременная статья Владимира Берязева о «представленных на «Радио России» стихотворцах («поэтессах»), которых выпускал в эфир непосредственно Захар Прилепин». Как известно «прозаик» это несостоявшийся поэт. Который отбирает стихи на тему СВО на свой уровень, но на всю страну. Но за Это должны отвечать Те редакторы, которые сейчас на «Радио России». Надо проводить аттестацию-конкурс на руководителя Такой программы. Есть в Москве поэты русской литературной традиции , которые не выпустили бы суррогаты в эфир. Например, В. Хатюшин, В.Кучерь и Ю.Кириенко.
2. В. Берязеву. Почитайте на сайте http://www.rubcow.ru «Звезда полей» (разделы в «новости» за март, апрель, июнь, июль с.г.) поэтические подборки «Клеветникам России», «Защитникам России», стихи лауреатов конкурсов «Звезда полей», чтобы знать, что есть Русская Поэзия, а не рифмовка.
От автора Ю.К.-М. с Стихотворение
Спасите свои души!
…..
Мы живём с мечтой о счастье
И не только для себя.
Знаю я лихие страсти
Бродят, душу теребя.
Знаю я, что на примете
Русь у чёрного крота,
Не ужиться с ним на свете,
Этом белом никогда!
…..
Я кричу, что мисс Приблуда
Разгулялась без креста,
И любой мужик – Иуда,
Если продал он Христа.
Эй, нацист, Детей послушай!
Хочешь, верь Им иль не верь!
Но загубленные Души
Постучат когда-то в дверь!
….
Эй, продажный, не надейся,
Что спасёшься при деньгах!
Коньяками хоть залейся,
Но всплывёшь опять в грехах!
Совесть пусть не стоит гроша,
Но ведь ей и нет цены!
Русофобы здесь в прихожей:
Всё пришли от Сатаны!
01 июля 2022 г.
Ответить
4. Евгений:
23.09.2022 в 22:05
Я писал близкому другу: «Многие наши рыжие, пользуясь ситуацией, делают себе биографию
Ответить
Берязев:
24.09.2022 в 07:23
Только у новых «рыжих» нет ни Ахматовой, ни других мэтров за спиной. И учится они не особо хотят, а с властью не спорят, скорее, пытаются договориться или навалиться толпой и урвать своё…
Ответить
5. Юрий Кириенко:
25.09.2022 в 19:23
1. У новых «рыжих» и других разноцветных нет ни Николая Рубцова, ни Людмилы Щипахиной, ни Вероники Тушновой, ни настоящих мэтров за спиной.
2. Далее цитирую Берязева : «И учится они не особо хотят, а с властью не спорят, скорее, пытаются договориться или навалиться толпой и урвать своё…»
Ответить
6. Александр Зиновьев:
26.09.2022 в 05:42
Спасибо Вл. Берязеву и конечно же всем, как нас мало, кто откликнулся! История и с Прилепинскими авторами и с ним самим так напомнила Марютку из Лавренёвской 41-й!, что хоть стой, хоть плачь!
ну невольно же налетает мысль о ЦЕНЗУРЕ!
Оказывается, если нет цензуры — засилье никчёмности травит всё вокруг себя до корней!
И Шариковы (Пелевины) тут как тут!
…
Не изумительное моё — но я так думаю:
…Как боль на боль,
Где слово, словно пепел!
И каблуки не держат,
Не стоят.
Всё творчество —
Изысканная милость,
Где зло не ведает преград!
Умело в слове сохраняя свежесть,
И ум и опыт, — искорки в ночи,
Доказывать о совести?
Кому?
Всё бесполезно!
И просится, что лучше промолчим,
Нельзя молчать!
Почувствуют слабинку,
И растелешат,
И все почки отобьют,
О русским мир,
Ты снова
Перед бурей.
Количеством неведомых могил.
Ал. Зиновьев
30.03.2022 г.
Ответить
7. Юрий Кириенко:
29.09.2022 в 18:56
Карпатским славянам и не только
….
Светило солнце весело в Карпатах,
Платили ежемесячно зарплату.
Сидел бы, парень, слушал тишину.
Зачем, чудак, попёрся на войну?
…
Вот замутили Ироды народ,
Чтоб бросил ты домашний огород.
Сидел бы, парень, слушал тишину.
Зачем, чудак, попёрся на войну?
….
Важней всего какое Слово?
Тебе милей родная мова.
Сиди, пой песни, обнимай жену!
Зачем, земляк, попёрся на войну?
….
А на Руси по-своему поют,
Хвалу Христу и детям воздают!
Хотят по-новой возродить страну.
А ты зачем попёрся на войну?
….
Пускай обиделся заморский пан,
Что на Руси не любят лезбиян.
А ты, земляк, услышь свою жену:
Ты для кого попёрся на войну?
06 мая- 09 июля 2022 года
Ответить
8. потусторонний:
02.10.2022 в 12:53
Берязеву, Зиновьеву: видно, стихи задели…
Ответить
Берязев:
02.10.2022 в 17:07
Не задели, а достали!..
Ответить
9. запредельный:
02.10.2022 в 17:40
то ли ещё будет…
10. Юрий Кириенко:
05.10.2022 в 05:08
Ваш комментарий ожидает одобрения. Это его предварительный просмотр, комментарий станет видимым для всех после его одобрения.
Добавлю для «Радио России» по программе «Клеветникам России начала 21-го века»от Юрия Кириенко-Малюгина.
Памятка политиканам Европы и славянам
…..
Вам мало, что ль, такой зарплаты,
Чтоб пить, гулять и не просить?
Зачем полезли с вашим НАТО
К границам Вековой Руси?
….
Бывал в сверкающих Европах,
У немцев, финнов и мадьяр.
И против я, что это Шоп—а,
Поскольку много там гитар.
….
Забыли, что ль, соседи-паны,
Как продавал вас англосакс,
В тридцать девятом Вас, Славяны.
История научит Вас?
….
Забыли, что ль, в пылу гулянок,
Париж предал Виши-артист.
А вас, красивых парижанок
В постель тащил простой фашист.
….
И я дивлюсь: Зачем вам надо
Лезть к Православным на позор?
Вы пойте лучше серенады,
Не слушайте нацистский хор!
….
Не лезьте к нам с собачьим лаем,
Забыл Историю Тевтон?
Ходите в гей-парадах стаей,
Для вас мечта — ночной притон?
….
Сказал же Пушкин: наше дело
Решить любой славянский спор.
Нам повторять всем надоело:
Не лезьте в Русь, на свой позор!
16 мая 2022 года