Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН, Евгений СПИЦЫН, Александр БОБРОВ, Сергей КРИВОНОС
Статья №1-1. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. «РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»
Созданное в определённой журналистской и обывательской среде мнение о Николае Михайловиче Рубцове (1936-1971) как о самобытном русском деревенском поэте, но человеке с плохим характером, мягко говоря, не соответствует действительности. Ссылаясь на самобытность, занижают глубокие знания Н.М.Рубцова, пророческое философское мировоззрение поэта и значимость его творчества для души русского человека.
И когда убийца поэта, Л.Дербина-Грановская, «поэтесса» с высшим гуманитарным, образованием пишет, как интересно ей было беседовать с Николаем Рубцовым, она забывает сказать, а чем это объясняется. В своём последнем опусе она навешивает на Н.Рубцова ярлык «алкоголика». Тем не менее, «поэтесса» встречается с Рубцовым, но замуж ни в коем случае не собирается. Что же это за игры такие с её стороны?
Для того чтобы развенчать измышления принципиальных недругов русского поэта, прояснить бытовые моменты и представить творческий уровень поэта, автор сообщает для непосвящённых и часто обманываемых читателей: Н.М.Рубцов окончил Литературный им. А.М.Горького и 23 мая 1969 года получил диплом № 835829. Многие читатели просто не знают, какие предметы изучают студенты в таком престижном институте и образование какого уровня они получают.
Согласно выписке из зачетной ведомости к диплому за время учёбы в Литературном институте Н.Рубцов сдал экзамены и зачеты по следующим гуманитарным дисциплинам (сведения взяты из Государственного Архива Вологодской области). Ниже автор классифицирует предметы по одному из направлений преподавания и даёт комментарии.
1. Предметы в области национальных литературных знаний:
устное народное творчество, древняя русская литература, русская литература 18-го и 19-го веков, история русской критики, история советской литературы, семинар по творчеству Есенина.
А теперь вспомним, как преломлялись эти знания в творчестве поэта, в понимании хода Истории, например, в стихотворении «Видения на холме».
Взбегу на холм
и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Весной 1969 года Рубцов ездил на родину С.А.Есенина и долго впитывал впечатления при посещении дома поэта в Константиново. После поездки Рубцов в стихотворении «Поэзия» написал, как в России рождаются поэты:
Пусть шепчет бор, серебряно-янтарный,
Что это здесь при звоне бубенцов
Расцвёл душою Пушкин легендарный,
И снова мир дивился благодарный:
Пришёл отсюда сказочный Кольцов!
А вот как понимал Рубцов творчество своих предшественников:
Вот Есенин –
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.
Смотрите, какой подтекст даёт Рубцов! Есенин – стихия поэзии, Блок – непознанный вестник старой-новой Руси, Хлебников – искатель новизны в поэзии. «Куда несёт нас рок событий» – не знает никто из них.
2. Предметы в области зарубежной литературы:античная литература, зарубежная литература, литература Средних веков и Возрождения, зарубежная литература 17,18,19 и 20 веков, современная зарубежная литература (Хемингуэй)
Известно, что Н.Рубцов начал свою работу впервые в 16 лет и не где-нибудь, а в библиотеке, был так называемым «избачом» в Архангельске, выдавал книги, служил истопником и читал с полки всё желаемое. В Кировске с 18 лет пропадал в местной библиотеке, читал труды Платона, Аристотеля, Гегеля, Канта. Как пишет литератор Анатолий Азовский, он был свидетелем «научного» студенческого разговора в общежитии о литературе, где блистал один из «эрудитов» и остальные молчали. Молчал долго и Рубцов. А затем «выдал» монолог минут на пять, состоящий из одних философских терминов («Наш современник», № 1, 2001) .
3. Предметы в области языкознания:введение в языкознание, практическая стилистика, история русского литературного языка, французский язык, творческая работа.
Известно, что на занятиях французского языка преподавательница предложила Рубцову сделать перевод «Осенней песни» Поля Верлена. Ознакомившись с известным переводом Брюсова, Н.Рубцов отметил: «Как это далеко от жизни». Он сделал два варианта перевода и написал свою народную песню, которую поют широко и в настоящее время.
В тексте этой «Осенней песни» есть строка «По канаве помчался, эх, осенний поток». Преподаватель по стилистике выступил против применения паразитного, на его взгляд, «эх». А Рубцов высказал мнение, что это «эх» придаёт движение строке и оставил текст без изменения.
Надо отметить, что Рубцов глубоко знал народный русский язык и применял эти знания в стихах. Многие «городские» поэты не могут оторваться от стандартного языка в городских условиях проживания и поэтому часто схематичны. И чтобы оживить этот городской язык, такие поэты начинают заниматься поиском надуманных образов и применением ступенчатых ритмических форм.
В монологе «О гениальности» Рубцов говорит о Ф.И.Тютчеве:
« …оставляю экскурс во французскую поэзию. Перехожу к русской. Тютчев. Он прожил долгую, такую прекрасную, плодотворную жизнь. Он за 72 года своей жизни написал всего двести стихотворений. И все шедевры. До одного. Шедевры лирические: « Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Люблю грозу…»
И несколько стихов политического содержания. Стихов очень сильных. У Тютчева даже политического содержания стихи полны смысла, силы мысли, поэтического могущества…»
4. Предметы в области эстетики и литературной работы:
основы театрального искусства, основы музыки, основы изобразительного искусства, основы кинодраматургии, редакционное дело, основы эстетики.
Известно, как завораживающе Рубцов пел песни на свои стихи, сопровождая их игрой на гармошке. Первая же строка из песни «Журавли»:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий,
сразу забрала за душу всех присутствовавших, как свидетельствует Мария Карякина, жена В.П.Астафьева. Шестью словами Рубцов рисует картину, которую никто до него не смог так нарисовать. В последний вологодский период творчества Рубцов выступает как художник Слова, возвращает нас к малой родине, юности, совести, связывает явления природы и жизни.
Рубцов сопровождал свои песни игрой и на гитаре. Остались несколько записей. Причём, при среднем уровне игры он так отдавался исполнению песни, что у слушателей не было никаких претензий к техническим погрешностям. А сегодня певцы при высоком уровне исполнения несут в народ бездуховные и бездарные тексты, это русскоязычные стихи и песни.
О чтении стихов Рубцовым ходят легенды, это известно из воспоминаний современников. Рубцов мастерски владел театральным искусством, паузой, интонацией, ритмом. Свои стихи Рубцов редактировал постоянно. Имеется несколько вариантов текстов и последний наиболее точен и эмоционален.
5. Предметы в области поэтического художественного творчества:
введение в литературоведение, теория и практика стихосложения, теория и практика драмы, теория и практика художественной прозы, теория и практика художественного перевода.
Известно, что техника стихосложения у Рубцова была непринуждённой и изменялась непрерывно. У раннего Рубцова видим «морской» цикл под влиянием советской идеологии и поэзии Есенина. В ленинградский период (1959-1962 г.г.) Рубцов увлекался ритмическими конструкциями (эстрадные юмористические стихи). В московский период (1962 – 1964 г.г.) наблюдаем переход к классическому стихосложению под влиянием Тютчева и Фета. Но уже наметился свой непринуждённый стиль, ни на кого не похожий.
У Рубцова имеется несколько переводов кавказских поэтов в 1964 году. Но затем он резко отказывается от этого прибыльного дела, несмотря на нищету. Не хочет растрачивать свои образы в переводах.
С точки зрения драматического мастерства следует упомянуть поэму «Лесная сказка». Рубцов сказал тогда в поэме, что стремление к злату, богатству, наживе не кончается добром.
6. Предметы в области современных Рубцову философии и идеологии:
история КПСС, политическая экономия, марксистско-ленинская философия, основы научного коммунизма, история СССР.
Известна такая легенда. Рубцов лежит у себя в комнате на раскладушке и думает. Входит сосед, партработник среднего звена. Спрашивает Рубцова, о чём он думает. Поэт просит соседа удалиться. Но тот переспрашивает. И Рубцов отвечает, что он думает, как соединить учения Ленина и Христа. Что же стоит за такой фразой? Фактически поэт обдумывал философскую концепцию, которую сейчас можно назвать синтезом православной духовности и социальной теории производства и справедливого распределения материальных благ. Поэт в стихотворении «Русский огонёк» сказал на века: «За всё Добро расплатимся Добром». До сих пор некоторые не понимают простой сути: не надо расплачиваться злом.
За 18 дней до трагической гибели Николай Рубцов в стихотворении «За тост хороший» дал пророческое понимание главного в жизни в России:
За Новый год,
За детский смех,
За матерей, за нас за всех…
Признание Н.М.Рубцова как русского национального поэта состоялось независимо от средств массовой информации. Непрерывный выпуск стихов поэта различными издательствами и их непрерывная реализация говорят сами за себя. Волна освоения песен Рубцова на основе народной музыкальной культуры буквально прокатывается по России, от Калининградской области до Приморского края. Читателя и слушателя не обманешь, он выбирает то, что генетически близко Душе.
Творчество Рубцова на том этапе развития общества (70-е годы 20-го века) могло содействовать повороту к библейским идеалам. К этому шли и погибли в расцвете лет русские национальные идеологи: драматург Вампилов, кинорежиссёр и писатель В.Шукшин, критик Ю.Селезнёв, художник К.Васильев. Как будто их вычисляли сатанистские силы. Как известно, именно в среднем звене творческой интеллигенции формируется нравственность или безнравственность общества. Только сейчас приходит понимание необходимости духовного поворота к Добру, Любви, к детям, к Справедливости – базовым идеям Возрождения русского народа и России.
Статья опубликована в газете «Патриот», Москва, № 36, август 2004 г. и в книге «Новая дорога к Рубцову» (печатается с небольшими сокращениями).
P. S. В середине октября с.г. из С.-Петербурга пришла страшная весть: погиб внук Н.М.Рубцова Коля Рубцов. Основная версия – убийство. «2 октября на него было совершено нападение. Проломили голову, после чего он лежал в больнице… …кто-то стал присылать на сотовый отца эсэмэски: «Для Коли: мы тебя всё равно достанем» (газета «Труд» от 21 октября 2005 г.). «…его заманили в один из домов, жестоко избили, а потом выбросили с 9-го этажа» («МК» от 21 октября 2005 г.).
Статья №1-2. АЛЕКСАНДР БОБРОВ. ЕЩЁ ОДНА КИТОВРАСИЦА
Этюд №2. «Патриотка» Кристина Потупчик
12.08.2023 г. перепечатано с сайта «росписатель»
Как обещал: вторая, уже не литературная, заметка о предстоящем малорусском книжном фестивале во Владимире. Объявлено, что его почтит присутствием успешная землячка Кристина Потупчик - одна из самых влиятельных медиаменеджерок России*, которая специализируется на «вирусной» сетевой пропаганде - ещё со времён работы в «Росмолодёжи», где она начинала пресс-секретарём аж в 21 год. Плохо начинала и продолжала: молодёжь про эту Росмолодёжь ничего не знает. Каждый год спрашиваю первокурсников-студентов: «Кто вами занимается в стране? Какая государственная структура вас опекает?». Никто не отвечает. Иногда кто-то протянет: «Раньше был комсомол…» - «А сейчас какая организация?» - «Никто, наверное».
Наверное, никто по большому счёту, но юные чиновницы-карьеристки в правительственных структурах есть. Это – пагубные фигуры для России. Злые языки и блогеры-расследователи находят их особняки на Рублёвке и в Испании, квартиры в престижных районах, миллионные счета. Какой контраст и процветание по сравнению с нищими комсомольцами—энтузиастами из любимого фильма по поэме Долматовского «Добровольцы».
Кадр из фильа "Добровольцы" 91958). Михаил Ульянов и Элина Быстрицка
Недавно пересматривал – опять слёзы выступали – бескорыстные, честные, горячие люди. Эх, Лёля – в исполнении красавицы-киевлянки Быстрицкой. Ничего-то вы со своим Басмановым не насундучили. Не то что нынешние.
Вот Потупчик – невзрачная в начале карьеры, любила зачем-то выколадывать свои низкокачественные фото в купальниках. Кого она могдла соблазнить? А карьеру под опекой Владислава Суркова и Василия Якименко в «Наших» (где они?!) – сделала и теперь – ухоженная богачка, но продолжает бороться за Путина-Россию и – стыдно сказать – справедливость.
….. фото: дева в купальнике в постели в интимной позе, но с развёрнутой книгой
Да, она имеет отношение и к книжному делу. Взялась на Дзене вести блог «Книжная полка Кристины Потупчик». Итог – позорные 534 подписчика. Представляла записная патриотка книги так: сплошь зарубежные книги в первой десятке. На 9-м месте в рейтинге Потупчик антисоветский пасквиль - Александра Архипова, Анна Кирзюк. «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР». Анонс: «Правда ли, что в советское время в ресторане можно было заказать человеческое мясо, колорадских жуков нам скинули американцы с самолетов, а евреи пытались привить детям рак и туберкулез? Сегодня на нашем операционном столе расположилась прекрасная книга про то, как обладатели слабой кары становятся переносчиками и распространителями мозговой заразы».
Она, наверное, у таких авторов и училась, как работать с молодыми «обладателями слабой кары» и зашибать миллионы.
Сама Кристина писать не умеет. Вот заметка в Daily Moscow об изданной ею книге: «Думаю, не надо рассказывать, насколько Джеральд Даррелл был популярен в СССР. Очень популярен и его книги очень любили мои родители. Отчасти его известность популярность объяснялись тем, что рассказы про животных казались властям безопаснейшим чтивом из возможных, а с другой – животных может любить и коммунист, и капиталист».
Скудный словарный запас, тавтологии, неумение строить фразу: не знает, что оборот «с другой» требует сначала - «с одной!».
… фото: памятник Ельцин на скамейке - с присевшей девицей
Никакими прозрениями по «основной работе» - информационной войне в нынешних условиях она не блеснула тоже. Дала интервью КП 13 апреля 2022 года под издевательским посылом: «Сейчас главное русское слово — «справедливость». Корреспондент пытается выяснить почему Запад развязал невиданную информационную войну против России, и чем она закончится.
- Чем мы отвечаем?
- Мы неустанно разъясняем свою позицию, разоблачаем фейки, нам иногда удаётся прорывать информационную блокаду. Как это было с роддомом в Мариуполе, про который писали, что мы якобы сбросили на него авиабомбу. Мы с коллегами почти сразу выяснили, что некоторые «погибшие» в нём оказались вполне живыми инстаблогерами. Мы, как правило, занимаемся скрупулёзным разбором каждого конкретного случая, фейка и вброса. Оно, конечно, хорошо, но это инерционный подход…
В долгосрочной перспективе у технологии есть проблемы. Когда первый цикл завершится и истерика выйдет на новый круг, у аудитории начнёт возникать всё больше вопросов. На фоне инфляции и кризисов такие вопросы потом выльются в голоса против действующих властей.
Так что мы играем в долгую…
В долгую? А как играет-то, про Мариуполь тыщу раз рассказали уже по всем каналам и сетям. Такие фейки даже юные блогеры разоблачают. Что мы делаем в масштабе страны и мирового сражения? – ничего не понял. Пустые, общие слова.
А в конце она и вовсе расписывается в бессилии: «Что касается информационного фронта, можно констатировать, что на тех площадках, которые идеологически и механически не настроены антироссийски, мы сумели выстроить работу и предоставить читателям оперативную и эффективную информацию о том, что происходит в России и мире».
Так самое лёгкое – работать с теми, кто не настроен антироссийски. А кто настроен? А с украинцами, например? Сплошные вопросы, а в ответ – банальности и голые декларации. Одна – наиболее вызывающая: «И вот сейчас главное русское слово — «справедливость». Вопрос о справедливости – это точно не тот вопрос, который вы привыкли видеть в социальных сетях, не так ли?».
Чего она спрашивает у корреспондента о той сфере, где царит и считается спецом. Почему не заостряет этот вопрос своими высокооплачиваемыми методами? А потому что ей – никто не поверит про справедливость. Интернет переполнен пикантными сведениями, демонстративными фотографиями, убедительными документами о её вояжах и недвижимости.
Канал Царь-град ещё в августе 2021 года написал: «Телеграм-канал BAZA выпустил расследование про очередного "патриота" с двойным дном — медиаменеджера Кристину Потупчик. С именем этой девушки связывают целую сеть проправительственных медиаресурсов. Впрочем, несмотря на пламенные заверения в патриотизме, она предпочитает приобретать недвижимость не в воссоединенном с Родиной Крыму, не в Краснодарском крае, а в Испании. Увы, при власти всё ещё находится множество подобных "государственников" с мутными пятнами в биографии…
Степень патриотизма официозной "государственницы" хорошо иллюстрирует чувство юмора: в 2016 году, когда украинскими нацистами был убит ветеран Чеченской войны и конфликта на Донбассе, Герой Донецкой Народной Республики Арсений Павлов, она отпускала совершенно идиотские шуточки по поводу его позывного ("Моторола").
Канал База выложил документы приобретения парой (теперь уже, вроде, развелись, разъехались по двум шикарным квартирам в Москве) виллы в Испании. И «Царьград» наглядно подсчитал: «За сколько приобрели Потупчик и Бердов свои пиренейские хоромы, можно предположить, исходя из рыночной стоимости недвижимости неподалёку. Домик по схожим параметрам стоит в районе 600 тысяч евро или 52 миллионов рублей. Средняя зарплата в родном для Кристины городе Муроме Владимирской области – около 37 000 рублей (427 евро), медианная – 25 000 (289 евро). Если откладывать с каждой зарплаты по 4300 рублей, то за каких-то 1007 лет простой муромец вполне может позволить себе такие апартаменты. Правда, придётся не принимать в расчёт изменение курса валют, инфляцию, возможные социально-экономические кризисы и личные трагедии. Впрочем, не такой уж и большой срок – 1007 лет назад у нас правил Владимир Креститель. Согласитесь, будто вчера».
Фото: 2019 году Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени награждена тогда 33-летняя Кристина Потупчик*, которая глумилась над смертью Моторолы.
Тут приходит на память, как встречали во Владимире Владимира Путина и называли его чуть ли не вторым Владимиром святым**. Он и впрямь, похоже, свято верит в таких молодых «патриотов». По иронии судьбы, Потупчик испепеляла Ксению Собчак, но обе они, фигурально выражаясь - крестницы одного покровителя ВВ – только как бы на противоположных полях.
А по большому счёту, для меня это две зловещие, дьявольские фигуры, показывающие, что происходит с идеологией и духовным миром России. Две китоврасицы.
…
…. Фото: Ксения Собчак в виде кентавра (Китовраса?) в 2012 году вручает премию Серебряная калоша". Среди награжденных - Кристина Потупчик
А Собчак на книжный фестиваль во Владимир не пригласили для гармонии?
Совпадение: очередное заседание Совета безопасности было посвящено информационной безопасности. Такая вот рифмованная и важная тема: «Обсудим с вами сегодня вопрос работы в сфере информационного пространства применительно к обеспечению безопасности Российского государства в современных условиях. Все мы понимаем, насколько это важно, особенно сейчас — важно всегда, но особенно сейчас», — с напором сказал президент Путин в начале совещания. Подробности пока не раскрываются. И кто будет гарантировать, кто потянет не технологическую, а идейно-информационную безопасность – неясно с такими-то молодыми соратницами.
Посмотрим…
……………..
*Кристина Потупчик - уроженка города Муром Владимирской области ("Дед всю жизнь скрывал, что он еврей, боясь прессинга по пятому пункту"). Типа выпускница филологического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета ("Я по оброзованию — филолог"), где работает её мать. В прошлом - комиссар и пресс-секретарь движения "Наши" ("Я успела полностью реализовать все свои возможности в «Наших»"), пресс-секретарь Росмолодёжи. Член Общественной палаты РФ V созыва, где занималась "развитием информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций". С 2013 года она возглавляет НКО "Фонд открытой новой демократии", курирующий целые ботофермы в Сети. В 2017 году открыла пиар-агентство "Дом медиа". Заседает в Малом жюри премии "Национальный бестселлер". (прим. ред.)
Статья №1-3. Евгений СПИЦЫН: Новый школьный учебник по истории написан не с позиции научности
10.08. 2023 г.
Перепечатано с сайта «росписатель»
………….
Владимир Мединский анонсировал переработку школьных учебников истории 11 класса, начиная с глав 1970-х годов и до последних событий, включая СВО. И вот уже появляются выдержки и скриншоты этих учебников. "Открыты фантастические возможности для бизнеса и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — поистине страна возможностей", — такие, например, цитаты можно встретить на странице 406. Фраза больше подходит для учебника по пропаганде, наверное, но ведь это должен быть учебник истории. Своим мнением с сайтом Накануне.RU поделился автор собственного единого учебника по истории России, директор московской школы №1184 в 2000–2008 гг., а ныне советник ректора МПГУ Евгений Спицын:
— Насколько я знаю, базой для этого учебника стал учебник Данилова-Торкунова, то есть они не стали писать новый учебник, а взяли тот, который был уже написан. Причём, этот "даниловский" учебник был написан ещё в 90-е годы, его просто маленько подлатали, около 7-8 лет назад, немного переформатировали состав авторского коллектива и попросили Торкунова, чтобы он стал "лицом" этого издания.
…..
А вообще, то, что касается, например, новейших страниц отечественной истории, которые, по моей информации, писал якобы лично Мединский, они у меня вызывают, мягко говоря, недоумение. Я вам приведу одну цитату из учебника, которая, честно говоря, приводит в оторопь. Если они на подобного рода вещах собираются воспитывать патриотов, то у меня большой вопрос, как они это смогут сделать.
Цитирую, что написано в этом учебнике на 406 странице: "Такие уникальные времена случаются в истории нечасто. После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты". Я так понял, что "перед вами" — это перед учениками 11 класса? "Открыты фантастические возможности для бизнеса и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — поистине страна возможностей". Это учебник истории? Или что это?
Далее там содержится информация, что "В государствах ЕС, которые с подачи США начали санкционную войну против России, стали испытывать дефицит энергии и других важных ресурсов. Инфляция с конца 70-х годов которая не превышала там 1-2% в год, выросла на порядок. В 2022 г. в Литве на 21%, в Германии — 11%, в Италии — 8%". Да какое нам дело, как выросла инфляция за рубежом? Вы лучше нам расскажите, как выросла инфляция у нас.
Меня, честно говоря, этот учебник не вдохновил. Он написан не с позиции научности. А писать историю постсоветской России сейчас просто нереально, потому что нет до сих пор каких-либо вразумительных и серьёзных научных — я это хочу подчеркнуть — исследований по истории постсоветской России, которые бы базировались прежде всего на источниках. Есть какие-то мемуары, статьи, есть какие-то литературные зарисовки, но это не исторические исследования. А учебник-то должен базироваться на исторических исследованиях. Сейчас многие документальные источники исследователям недоступны.
…..
А вот то, что я прочитал из предполагаемых "сочинений Мединского" в издании — это тоже не исторический текст, это беллетристика. Нельзя так писать тексты, на мой взгляд, всё-таки здесь каждое слово на вес золота. Там, например, было написано, что произошло просто немыслимое событие, когда зарубежные партнёры арестовали наши 300 млрд долларов, находящиеся в их банках. Вы соображаете, что вы пишите? С одной стороны, вы пишите, что произошло немыслимое — как это немыслимое, вы зачем тогда управляете страной, если вы не предполагаете, что это может произойти? И потом — арестовали наши деньги, которые находятся в иностранных банках. Вы в чём расписываетесь, что вы наши деньги взяли и зачем-то упрятали в иностранные банки? А почему они не в наших банках? Сразу возникает куча вопросов. Вы сами себе стреляете в ногу. Вы собираетесь на подобного рода учебниках воспитывать патриотов?
И как не было в стране единого учебника, так его и нет. Ведь речь идёт о всей линейке учебников, начиная с этногенеза славян, то есть речь идёт и о средней школе. А они сейчас написали учебник для 10-11 классов, а как будут дети учиться в 6-9 классах? По какому учебнику?
Да и учитывая нагрузку и количество часов в 11 классе, ученики не успеют дойти до темы СВО по программе. Последнюю четверть или последний триместр ученики старшей школы особый упор делают именно на те предметы, которые им надо сдавать на ЕГЭ, и сами учителя закрывают на это глаза, потому что эффективность работы школьного педколлектива зависит от того, как выпускники 9 и 11 класса сдадут те самые экзамены. И поэтому им, по большому счёту, наплевать, пройдена программа по тому или иному учебному курсу или нет. То есть знания глав по новейшей истории под вопросом.
А значит, и нового видения истории у учеников не будет. Они просто для галочки это сделали, отметились, и всё. Доложат Путину, что, господин президент, ваше поручение выполнено и все.
Почему они решили переписать брежневскую эпоху — совершенно очевидно — в "даниловском" учебнике дело было представлено таким образом, что якобы Советский Союз весь послевоенный период проигрывал экономическое соревнование странам Запада, что советская социалистическая экономика оказалась неэффективной, что она из года в год показывала плачевные результаты, стагнировала, и что приход Горбачёва к власти и перестройка — это, по сути дела, стал похоронный марш по умершей советской экономике. И, мол, даже Михаил Сергеевич в этом смысле не очень-то и виноват в том, что произошло. То есть якобы перестройка была жизненно необходима, но Горбачёв не справился с этой политикой, в результате чего Советский Союз развалился и так далее. Сейчас, видимо, поставлена задача переписать именно эти разделы учебника, что и было сделано.
Единственное положительное в этой ситуации — насколько мне известно, может я и заблуждаюсь, по крайней мере, меня в этом всячески убеждали — что в результате этой спецоперации произошла национализация издательства "Просвещение". До этого у нас все издательства были частными, они издавали учебную литературу, а это колоссальные финансовые ресурсы, причём, бюджетные, гарантированные ресурсы. И значительная часть прибыли от этих учебников уходили в карман частников. А ведь обучение детей в школе — дело прежде всего государственное. Здесь я с Путиным согласен на 100%.
Потому что школа — это государственный институт. Я это хочу особо подчеркнуть — это государственный институт. Мы там воспитываем наши будущие поколения граждан России прежде всего, и отдавать это дело в частные руки никоим образом нельзя.
И если это издательство действительно стало опять государственным, тогда здесь гораздо проще будет решать проблему авторских прав. Почему, например раньше нельзя было внести изменения в тот же учебник истории? Потому что права на эти учебники, авторские права, принадлежали даже не авторскому коллективу, а издательству. Я сам издаю книги в издательстве, и я подписываю с издательством договор, где я передаю им права на свою книгу на N-ное количество лет. И они теперь являются правообладателями моего текста. И поменять что-либо без их решения или разрешения нельзя. Почему мы никак не могли решить проблему с едиными учебниками — потому что у нас всё это было в частных руках, что государство здесь не могло что-либо предпринять, поскольку сразу возникали юридические казусы, связанные с нормами Гражданского кодекса и авторского права.
……….
Комментарии к статье Спицына
Михаил Васкович 12.08. 2023
Вот уже 30 лет меня удивляют, вернее, поражают разговоры о создании учебника по истории. Учебника, значимость которого трудно переоценить в деле воспитания населения России. На наших глазах руководство Украины полностью переформатировало головы украинцам, особенно тем, кому нет 30 лет, используя элементарный прием: издали нужные для этой цели учебники истории. И добились своего - не может и не сможет теперь украинский народ миролюбиво жить рядом с Россией. Абсолютно убежден, ну обьявите конкурс на лучший учебник истории с 1917 года по настоящее время, и был бы давно действительно нужный учебник. Конкурс обьявить открытым, где могут участвовать все желающие.. Единственным условием участия в конкурсе является на зтом этапе анонимность автора, т.е. под кодом. И, конечно, точно установленый формат. Этот учебник должен быть предназначен для учеников, начиная с 7 класса. И убежден, каждый уважаемый себя писатель горячо возьмется за это благородное дело. Сразу возникает убойный вопрос - кто будет судьей? Раз предложение революционное, то ответ должен быть революционный - соответствовать той ответстенности, на которую все надеются. Итак, рефери, т.е. судья - Совет безопасности во главе с Президентом России. И через 5 лет вносить изменения, которые произошли за это время.
С уважением!
……….
Шелегов 12.08 2023
НА ПАПЕРТИ ГОРЬКО РЫДАЕТ ИСТОРИЯ
Суббота. После недельной жары, утро сибирское сегодня пасмурное и прохладное. День Советского Строителя. Не канули в лету традиции. Строить не разучились и потомки советских созидателей. С праздником, жизни строители!
Идет разумная человеческая жизнь на просторах Родины России. Безумие президента Байдена в США уже не удивляет и не смешит. Больной человек. Точка. "Содом" и "Гомора" в Европейском союзе – тоже уже не трогают. Отвращение. Точка. На канале Россия -24 транслируется авторская программа Никиты Михалкова «Бесогон». Некий господин Евгений Панасенков "написал" "историческую монографию", в которой черным по белому утверждается, что Наполеон - «истинный герой». А не главнокомандующий Русской армией фельдмаршал Кутузов. "Певец", "актёр", "коллекционер". Это всё о нём в "Бесогоне" говорит Никита Михалков. Убедительнее о себе рассказывает и Евгений Панасенков в «видео блогах», которые представлены в программе «Бесогон». Поневоле откроешь рот от удивления! Вот уж точно – бес! Этот «певец», «актер», «историк». Не зная этого Панасенко, можно поверить, что вещает он из Киева. Всё что он говорит - фашизм! И в УК России есть "швабра" - для этого "духовно опущенного" клиента из Палаты №6. Безумие и глупость Евгения Панасенкова - безмерная наглость этого «историка», который безнаказанно глумится над здравым смыслом учителей Забайкальской средней школы. Не только возмущает, но и требует праведного суда над этим русофобом! Презрение к русским людям этого «просветителя человечества» - это "яд", говорит Михалков. И яд этот уже проник в 14-летнего забайкальского мальчика - ученика , прочитавшего "монографию" Евгения Панасенкова. А где - ПРОТИВОЯДИЕ? Может, "новый" Учебник Истории под редакцией Медынского? Который тоже считает «финского генерала героем»? Генерала финской армии, который морил голодом блокадный Ленинград?! Памятные "таблички" вешал под победные марши (финские?) военного духового оркестра?! Увы, но и этот «учебник Истории» для учащихся школ 10- классов, не убедит 14-летнего мальчика - прохвоста, который уже грозится своим педагогам родной школы «Европейским судом по правам человека»? И возникает вполне законный вопрос к Забайкальской прокуратуре: почему безнаказанно оскорбляет и унижает учителей Забайкальской средней школы некий "блогер Евгений Панасенков " – он же - "певец", он же - "актер". он же - "историк"? История России горько рыдает нищенкой на паперти российского Правосудия, в мольбе за милостью.
Валерий Шелегов,
г. Канск
12 августа 2023 г.
…………….
Игорь 12.08
Друзья, приходится повторять и повторять. Ничего личного.
На мой взгляд, писателям , в основном писателям СПР, если они хотят быть "руководящей и направляющей" организацией, в писательской деятельности, придется прочитать труды специалистов-материалистов о государстве. Прочитав, прежде всего придется признать, что Законы государства обязательны для всего населения, т.е. и для членов СПР . Их желание в наших условиях построить солнцевеликий дворец , посвященный нравственности, но без основания для нравственности, это заблуждение, приводящее к пороку. Почему без основания?
А без человека может быть понятие "нравственность", о которой наши писатели так пекутся? .
Я так понимаю, попытка ухода от понимания сути государства, уже, сама по себе, с нравственностью несовместима. Это раз.
А государство, как утверждает наук, это идеологическая, политическая организация власти, в нашем случае, власти капиталистического производства; производства для получения прибыли и только, прибыли и только. Это два.
Попытка ухода от этого понимания, уводит и писателей и читателей в темноту пустословия. Ладно сами писатели себя в темноту загоняют, но ведь ведут за собой читателей. Нравственно? Это три.
Без обид. Жить в государстве и не желать понимать его сути, где здесь нравственность?
Как мы до такого дожили?
Полагаю, что "Западная цивилизация (капитализм, империализм) вырастила на сегодня во всем мире УДИВИТЕЛЬНОЕ общество - ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ( и мы здесь же). Это общество смогло победить даже строителей общества СОЗИДАТЕЛЕЙ. Чем? Наличием ОГРОМНОГО ЧИСЛЕННОГО ПРЕОБЛАДАНИЯ бессознательного населения над сознательным; нежеланием большинства людей "включать мозги" для понимания окружающей действительности; отторжением материального мира. Создаётся это общество потребления возможностью в кредит , без создания НОВЫХ материальных и духовных благ, получить имущество, путевки...; пресловутой "свободой слова"в обмен на бездумную жизнь, животную жизнь, что ведет к краху сознательной, человеческой жизни, к отсутствию нравственности... Западной цивилизации от момента создания государств по сегодня это то, что надо. Почему?
Я думаю, чтобы узнать почему, надо сегодня, в век цифры, всего лишь войти в интернет , где и найти ответ на вопрос. Например,
"Что есть основа капитализма?"
"Если труд не производит прибавочную стоимость, то такой труд считается не эффективным. Основой капитализма является именно произведение прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость – основа капитала".
Человек? Нет человека.
"... при капитализме действует «остаточный принцип», это «обеспечение наемных работников денежным доходом от прибыли необходимым им для воспроизводства своей способности к труду», поэтому оставшейся массой дохода от продажи результатов труда наёмных работников распоряжается хозяин средств производства. Причём независимо от того, отдельный это хозяин средств производства, или совокупный в виде привилегированного бюрократического государственного аппарата власти", т.е. государства
Ищем в цифре "Место культуры при капитализме" (История, как часть культуры).
...
"Ранее уже подымался вопрос о культурной гегемонии и о культурном превосходстве, о том, что контроль над культурой и над ценностями людей, этическим и эстетическим, (историческим), измерением общества – всё это является ключом к власти в политической, экономической и прочих сферах жизни, ключом к господству"
История - ключик к господству государства!!! Значит в ней, в этой науке, есть интерес государства.
Так о чем или о ком надо писать , обращаясь к истории?
Сравните: ГОСУДАРСТВО, где основа его существования ПРИБЫЛЬ, где человек, это "остаточный принцип" -(нравственность???) - и Мединский, создающий мизерную толику этой прибыли государству и себе родному и его нравственность..
Ругать Мединского, всё равно что ругать своего ребенка, за то, что он оказался свидетелем.вашего избиения амбалом..
В статье В.В. Маяковского "Как делать стихи", есть такие мысли:.
«...
6. Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачиваться от такой нерациональной поэтической мелочи.
7. Чтобы правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта – в основной части работы – важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов.
8. Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитическом искусстве. Эта старая сказка возникает сейчас в новом виде под прикрытием болтовни о «широких эпических полотнах» (сначала эпический, потом объективный и, наконец, беспартийный), о большом стиле (сначала большой, потом возвышенный и, наконец, небесный) и т.д. и т.д. "
На мой взгляд, сегодня, игнорируя эти пункты, литераторы уходят от творчества основоположников российской и советской литературы и становятся, якобы, аполитичными, а на самом деле являются ярыми защитниками дел сегодняшнего дня, а значит, они против, прежде всего, нравственности. А литература, сдается мне, будучи отражением общественного строя, ( мадам Сталь), это отражает?.
Друзья, учите матчасть. Вспомните о материализме. Узнайте суть государства.
С уважением, Игорь Пряхин
…………………
Игорь пряхин
Друзья, необходимость понять суть государства, прежде чем искать путь к улучшению жизни человечества, тыкаясь наугад, нужное, первоначальное, на мой взгляд, условие..Здесь и роль истории.
Эта необходимость нужна и важна, я так полагаю, для нас, людей, сегодня, в эпоху разочарования капитализмом и поиска новизны обустройства нашей жизни. О том, что "капитализм изжил себя" говорил Путин на пленарном заседании Питерского Международного Экономического Форума 2022г..Макрон.
Так, что есть государство?
. Из лекции В.И. Ленина "О государстве".
...
"Я уже говорил о том, что едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической экономии и публицистики, как вопрос о государстве"
....
"Вопрос этот так запутан и усложнен потому, что он (уступая в этом отношении только основаниям экономической науки) затрагивает интересы господствующих классов больше, чем какой-нибудь другой вопрос. Учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма, -- вот почему ожидать в этом вопросе беспристрастия, подходить в этом вопросе к делу так, как будто люди, претендующие на научность; могут здесь дать вам точку зрения чистой науки, -- это величайшая ошибка.
В вопросе о государстве, в учении о государстве, в теории о государстве вы всегда увидите, когда познакомитесь с вопросом и вникнете в него достаточно, всегда увидите борьбу различных классов между собой, борьбу, которая отражается или находит свое выражение в борьбе взглядов на государство, в оценке роли и значения государства.
Для того чтобы наиболее научным образом подойти к этому вопросу, надо бросить хотя бы беглый исторический взгляд на то, как государство возникло и как оно развивалось. Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, -- самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это -- не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Я надеюсь, что по вопросу о государстве вы ознакомитесь с сочинением Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства""
...
" Чтобы правильно подойти к этому вопросу, как и ко всякому вопросу, например, к вопросу о возникновении капитализма, эксплуатации между людьми, к социализму, к тому, как появился социализм, какие условия его породили, -- ко всякому такому вопросу можно солидно, с уверенностью подойти, лишь бросив исторический взгляд на все развитие его в целом. По этому вопросу прежде всего надо обратить внимание на то, что государство не всегда существовало. Было время, когда государства не было.
Оно появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые".
Я .,Игорь Пряхин, прочитал и лекцию "О государстве" и "Происхождение семьи, частной собственности и государства", и другие работы этих авторов, сделал вывод , и на вопрос моего товарища: что и как желательно сделать . для улучшения жизни, ответил ему так, как я понимаю. .
Добрый день, N.N.! Если продолжить, Вашими словами, "публицистику", то для получения ответов на Ваши вопросы, рекомендую прочитать "Лекцию В.И. Ленина "О государстве"", она не очень объёмная и есть в Интернете. Знаю, что есть в интернете и работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Есть работа В.И. Ленина "Государство и революция". Революции касаться не буду. А о новом обустройстве жизни вот что я понял из этих работ:
государство - ДЕЛО человечества, оно, государство, и есть камень преткновения в создании новой жизни.
В своё время, люди жили и без государства. .Появляется оно "там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые", непримиримые , антагонистически настроенные группы лиц. ("И для того чтобы эти классы не “пожрали” друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государство – как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то во всяком случае умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка" (Ф. Энгельс).
Значит , государство первоначально, это следствие .возникновения классов и антагонизма между ними. Классы появились, когда плененных врагов перестали сжирать, а заставляли на победителя работать, когда стали пахать и сеять, а не собирать, не охотиться, а разводить зверя, когда стали делить землю, появилась частная собственность и т.д, и т.п. Это всё ДЕЛА человеческие.
Получается, хочешь лучше жить сегодня - устраняй антагонизм, эксплуатацию человека человеком.
Эволюционно этого не сделать, утверждают авторы названных работ, ссылаясь на историю развития человечества. Первые государства образовались 5-6 тыс . лет тому назад, "а воз и ныне там". Человечество пока не осознало свою роль в образовании государства, и роль государства в своей жизниА кто осознал не хочет терять блага..
Но, учитывая, что человек организм мыслящий, то новизна жизни может появиться, как и государство , по человеческим ДЕЛАМ же. Эта возможность реальная и она подтверждается историей: мы знает Христа, мы знаем Коммуну, мы заем 1917 год. Что жизнь человечества зависит от его ДЕЛ подтверждается, опять же, историей, это ответная реакция на указанные 3 события. Это ДЕЛА людей, а не природы. И ДЕЛАМИ люди играют с эволюцией. Осознав свою причастность к обустройству своей жизни, дальнейший поход к ноной жизни для человечества не будет казаться невозможным. Как добиться этого осознания? Материалистическая наука даёт конкретный ответ. Познакомиться с ним можно , прочитав вышеназванные работы классиков материализма..
Чего добиваться? Новой жизни! Очень кратко, новая жизнь , это высоко технологическое, высоко сознательное общество, где нет эксплуатации человека человеком, где СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО естественное его состояние , это мир без классов, а значит без государств. Как показывает история, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО может это СДЕЛАТЬ, я так думаю.. Не завтра.
С уважением, И.И. Пряхин
………..
Игорь (Пряхин ?) 19.08.2023
Анатолию Головкину.
1. Судя по Вашему ответу содержание работ классиков материализма и В.И. Ленина, в частности, Вы не знаете. Вам - "неуд." в зачетку.
2. В.И. Ленин не был членом какого-либо союза писателей, художников и т. д. и наличие или отсутствие автобиографии никак не влияет на его теоретическую и практическую деятельность. И друзья, и враги в мире считают В.И. Ленина (Ульянова) ) – "великим вождём трудящихся всего мира, самым выдающимся политиком в мировой истории" .Конечно, минус Ваше мнение.
3. Наше с Вами противостояние, лишний раз доказывает правоту марксистской теории о классовой сущности государства. Законы государства не позволяют нам сожрать друг друга. Но до определенного момента (предпосылки).
4 Ваш комментарий подтверждает: " капитализм порождает национализм (об этом ещё Ленин писал). Однако Ильич не застал тех времен, когда капитализм породил ещё и более мерзкую форму национализма - нацизм, фашизм. Это уже доказанная историей формула" ("Капитализм - равно национализм").
5. Совсем недавно я выставлял на сайте "РП" нижеприведенный текст. Скорее всего Вы его не читали, т.к. были заняты поиском автобиографии В.И. Ленина. А прочитать стоит . И стоит задуматься. Не дети мы с Вами. Автор Борис Стругацкий. 1995г.
"Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен. Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм — это черные эсэсовские мундиры, лающая речь, вздернутые в римском приветствии руки, свастика, черно-красные знамена, марширующие колонны, люди-скелеты за колючей проволокой, жирный дым из труб крематориев, бесноватый фюрер с челочкой, толстый Геринг, поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер — и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из «Семнадцати мгновений весны», из «Подвига разведчика», из «Падения Берлина»… О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм — немецкий фашизм, он же — гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный. И, наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль. Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами. Мы замечаем порой поганые лозунги и картинки на стенах наших домов. Но мы никак не можем признаться себе, что это тоже фашизм. Нам все кажется, что фашизм — это черные эсэсовские мундиры, лающая иноземная речь, жирный дым из труб крематориев, война… Сейчас Академия наук, выполняя указ президента, лихорадочно формулирует научное определение фашизма. Надо полагать, это будет точное, всеобъемлющее, на все случаи жизни определение. И, разумеется, дьявольски сложное. А между тем фашизм — это просто. Более того, фашизм — это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом — активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма. И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное — тайная полиция, лагеря, костры из книг, война — прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки. Возможна железная диктатура со всеми ее гробовыми прелестями — скажем, диктатура Стресснера в Парагвае или диктатура Сталина в СССР, — но поскольку тотальной идеей этой диктатуры не является идея национальная (расовая), это уже не фашизм. Возможно государство, опирающееся на национальную идею, скажем Израиль, но если отсутствует диктатура («железная рука», подавление демократических свобод, всевластье тайной полиции) — это уже не фашизм. Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние». Демократ — да, может быть в какой-то степени националистом, но он по определению враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки. Могу легко представить себе человека, который, ознакомившись со всеми этими моими дефинициями, скажет (с сомнением): «Этак у тебя получается, что лет пятьсот-шестьсот назад все на свете были фашистами — и князья, и цари, и сеньоры, и вассалы…» В каком-то смысле такое замечание бьет в цель, ибо оно верно «с точностью до наоборот»: фашизм — это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома, и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта. Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее и пара, и электричества, сильнее всеобщей грамотности и всеобщей компьютеризации. Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, еще пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян: все чужаки, живущие в соседнем лесу, — отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и побеждает врагов. Эта первобытная ментальность, видимо, не скоро покинет род человеческий. И поэтому фашизм — это феодализм сегодня. И завтра. Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов — бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои—чужие», «наши—ненаши», «воры—фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты. Это важнейший признак фашистской идеологии — деление людей на «наших и ненаших». Сталинский тоталитаризм основан на подобной идеологии, поэтому-то они так похожи, эти режимы: режимы-убийцы, режимы — разрушители культуры, режимы-милитаристы. Только фашисты людей делят на расы, а сталинисты — на классы. Очень важный признак фашизма — ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист — обязательно лжец. Он просто вынужден лгать. Потому что диктатуру иногда еще как-то можно, худо-бедно, но все-таки разумно, обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи — какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы — прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты — лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами». Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг — второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю… И как только вы приняли все это — процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать «хайль!». Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом и, может быть, даже сами, лично, приближали эту победу. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов — и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто. И не говорите теперь, что вы — совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны… Все это уже не имеет значения, коль скоро приняли вы Причастие Буйвола. Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих — подавление неизбежного протеста — концлагеря, виселицы — упадок мирной экономики — милитаризация — война… А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист. Знамена у вас будут не красно-коричневые, а, например, черно-оранжевые. Вы будете на своих собраниях кричать не «хайль», а, скажем, «слава!». Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма — диктатура нацистов — останется, а значит, останется ложь, кровь, война — теперь, возможно, ядерная. Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме. В первую очередь она поражает оскорбленных и униженных, а их так много сейчас. Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно — если этого захотят миллионы. Так давайте же этого не хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое. Источник:
………………………………………………………..
Статья №1-4. Сергей КРИВОНОС, (Сватово, Украина, 2006 г.; Луганская область, РФ). «В своей Руке сверкающее СЛОВО вдруг ощутить, как МОЛНИЮ РУЧНУЮ!»
Перед этой жёлтой захолустной
Стороной берёзовой моей,
Перед жнивой пасмурной и грустной
В дни осенних горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим стадом у моста,
Перед всем старинным белым светом,
Я клянусь: душа моя чиста!
Такие точные и откровенные слова могли взойти только в действительно чистой, пронизанной белым светом любви, душе. И такая душа была! Такая душа есть и будет!! Имя её – Николай Рубцов!!!
Блестящие поэты XIX века Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Тютчев, Фет, прочно утвердившие поэзию как неотъемлемую часть самосознания и самоощущения славянского народа, проложили в литературе ту широкую, свободную, перспективную дорогу, которая оказалась такой необходимой и нужной не только людям, так или иначе связавшим свою жизнь с литературой, но и, что не менее важно, широким слоям населения огромной страны, которые шли и идут этой дорогой, вдыхая свежий воздух лугов и полей…
Этот путь углубили и расширили гениальные поэты начала 20 столетия Сергей Есенин и Александр Блок. Чистота языка, естественность интонации, понятность и одновременно глубина мысли сделали их поэзию глубоко национальной, близкой народу и любимой народом.
XX-й век – время жестокой борьбы сил Света и Тьмы, Добра и Зла, Любви и Ненависти. Эта борьба наблюдалась в разных сферах, не обошла она и литературу. Светлый мир поэзии всё больше и больше стал погружаться во мрак словесной риторики, урбанистически бездушной атрибутики, эстрадного пустозвонства и эпатажности. Живому слову становилось всё труднее шагать среди мертвечины мнимой мудрости и безжизненной крикливости, словесных заумностей, выдаваемых за новизну и авангардизм.
И в это время с букетом в руках выгоняет на литературную дорогу свой поэтический велосипет Николай Рубцов и гонит его по раздольным дорогам нашей – часто серой – жизни, находя и оживляя её цветные луга…
Несравненная лирическая поэзия Сергея Есенина была мощным камнем в фундаменте творчества Николая Рубцова. Их поэзия – два мощных потока, каждый из которых по-своему сильный и животворящий, где первый является как бы первотолчком и ускорителем, живительным источником для второго.
Тема Родины, Руси, Отчизны, родного края – одна из самых приметных и благодатных в стихах великих поэтов.
Гой ты, Русь, моя родная
Хаты – в ризах образа…
Не выдать конца и края –
Только синь сосёт глаза,
– Пишет Есенин в 1914 году, словно утопая взглядом в лирической бесконечности русского полевого раздолья.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Вторит ему через полстолетия Рубцов, пророчески предупреждая в следующих строчках о скором появлении на державных просторах новоявленной монголо-татарской орды…
Вера в святую Русь с её вековыми корнями, уходящими в глубину славянской неразделимости, – характерная черта лирики поэтов.
…Добро и Зло существуют издавна. Но постичь их существование , их предназначение и роль каждому человеку дано самостоятельно. Стихи Есенина и Рубцова, кажется, выросли из самой земли русской, они природны и естественны. А это верный признак их предназначения – утверждать Добро.
Человек изначально – дитя не каменных многоэтажек, а полей и рек, лугов и неба. Не потому ль так радуется сердце, когда читаешь, что «отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком», или «отцветёт да поспеет на болоте морошка»? Именно изначально природную струну в человеке умели неповторимо затронуть Сергей Есенин и Николай Рубцов.
Блестяще умея наблюдать и передавать картины природы, Рубцов, конечно, в стихах глубже простого созерцательства. Природность его стихов перерастает в музыкальность, что для лирической поэзии является показателем высшего «пилотажа».
Неброская спокойная лирика поэта не отставала от эстрадности, а шла впереди неё, что было не так заметно вначале, но ярко проявилась потом…
Написав крылатую строку «Стукнул по карману – не звенит…», Рубцов попал в самую точку этого народного мироощущения, ибо в карманах простого русского народа не звенело никогда.
Произнеся «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью», автор обнажил одну из самых основополагающих черт славянина – готовность отвечать добром на добро, готовность к милосердию и состраданию.
Много «громких» поэтов появлялось на литературных горизонтах. Пошумев, покричав, погорланив, они исчезали бесследно. Поэзия Николая Рубцова пришла к читателям спокойно и тихо, никому не навязываясь и никого не заставляя любить. Но стала народно любимой и неповторимой. Стало явлением, которомй суждено пережить века.
Опубликовано в газете «Новини Сватiвщини», № 1-2, 6 сiчня 2006 р. (печатается с сокращениями). Сайт «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество» (открыт и ежемесячные публикации блоков статей и поэзии с марта 2006 года). Ю.И.Кириенко.
…………………
Статья №1-5. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. НОВОЕ О РУБЦОВЕ – ЭТО НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ (2005 Г.)
В последние годы появились вдруг «любители»-первооткрыватели поэзии Н.Рубцова, которые почему-то молчат о принципиальных мнениях, которые были высказаны о Рубцове при жизни поэта
Непосредственно после его гибели и позднее. Поэтому редактор-составитель решил привести фрагменты из опубликованных статей известных литераторов. В разделе 2 представлено интервью с Валентином Сорокиным о Николае Рубцове, содержательная статья Ларисы Барановой-Гонченко, а также статьи, полученные на конкурс «Звезда полей» первого московского Рубцовского центра.
«Такие стихи, как «Тихая моя Родина», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам…», «Над вечным покоем», «Зимовье на хуторе», «Видения на холме», проникнутые есенинским поклонением родине, исполненные радости и боли за неё, – достойное продолжение традиции русских поэтов прошлого, для которых тема родины всегда была главной!». А.Передреев (1967 г.)
«Творчество Н.Рубцова органично и цельно, он в стихах честен и открыт и свою грусть, что порой охватывает душу, он не скрывает, не вуалирует ничем». Н.Сидоренко (1968 г.)
«Обострённое чувство Родины, неподдельный драматизм переживаний и пронзительность лирических интонаций, удивительная ёмкость и выразительность слова не оставляют читателя равнодушным». Сборник «Зелёные цветы». Редактор В.М.Ермаков (1971 г.)
«Любовь к «старине» для Рубцова - не самоцель, не дань моде; любовь к «старине» для него означает уважительное отношение к истории народа, мужественного и свободолюбивого». С.В.Викулов (1973 г.)
«Простота подлинного и естественность даются не легко, а достигаются на пути преданного до конца служения – не форме, моде или успеху, – но самой Поэзии. Служа ей, Николай Рубцов добивался редкого – выявления сложного в простом, а это даётся только очень талантливым людям». В.И.Оботуров (1974 г.)
«И не однажды, наверно, и многих посещал вопрос: кто дал поэту такую пристальность взгляда, такую чистоту слога, такой уникальный слух, способный различать звуки, «которых не слышит никто»?..Петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни помогало поэту самое глубокое, главенствующее чувство – любовь к Родине!» В.Коротаев (1975 г.)
«Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её, как слышали музыку песен, былин, сказаний в самой ритмике их словосочетаний древние певцы-гусляры, сказители. Многие стихи Рубцова – это песни и в эпическом смысле. Вслушаемся в музыку хотя бы вот этой строки: «Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…» Музыкальная открытость, возвышающий простор строки Рубцова сродни эпическому ладу древних поэм». Ю.И.Селезнёв (1977 г.)
«Николаю Рубцову дано было сказать своё слово о природе и – что очень трудно после Тютчева – о стихии ветра. Это было бы невозможно, если бы поэт не обладал своим сильным мирочувствованием, в основе которого была «жгучая смертная связь с родной землёй». М.Лобанов (1977 г.)
«Иногда создавалось впечатление, что стихи рождались сами по себе, возникали мгновенно, как возникает диво цветка, родника, тополиной метели. Слова ложились на мелодию, звучащую неотступно в глубинах души, просто и непроизвольно, без каких – либо ухищрений»… « …его (Рубцова) не покидают мысли о славном историческом прошлом русского народа, об особой миссии России, которая встала, по словам Блока «меж двух враждебных рас – монголов и Европы» и которая спасла Европу от порабощения ценой невиданных жертв, страданий». Вал.Дементьев (1983 г.)
«Сейчас гадают: кто больше сделал для сохранения творческого наследия Николая Рубцова? Таких людей много. Однако из многих я назову Алексея Шилова, с кем познакомился в 1970 году… После того, как он тронул струну гитары, как повёл чистым тенором: «Рукой раздвинув тёмные кусты…», я сразу почувствовал божий дар». С.П.Багров (1994 г.)
«Эту поэзию нам надо свято хранить! Могут сказать: Рубцов – не Пушкин, не Блок…Неважно! Какой он есть – он единственный. Другого нет!» Г.В.Свиридов (надпись на титульном листе книги «Рубцов Н. Стихотворения. – Архангельск. Северо-западное книжное изд-во, 1985).
«Я был слишком занят самим собой, своими стихами. И проворонил взлёт поэта. Второе рождение Рубцова…И в итоге на полку Времени (а не библиотеки!) наконец-то ставится книжечка, или картина, или нотная тетрадь, а то и голос певца, вообще – нечто своё, уникальное, неповторимое, иногда внешне как бы продолжающее некий ряд, скажем, Кольцов – Никитин – Есенин. Или другой ряд, скажем, Тютчев – Фет – Блок … Продолжающее в развитии, а не в употреблении рабском». Г.Я.Горбовский
«Тот кто, встречался с ним, не забудет, как Рубцов пел свои песни. Пел их для себя в минуты свободы, тоски и полной раскрепощённости…Но инстинктом истинного поэта Николай Рубцов знал, что в поэзию нельзя безнаказанно впускать всё тёмное, озлобленное, измордованное и желчное, что порой овладевает человеком. Он знал главную истину – душа поэта на то и дана ему, чтобы высветлять и очищать жизнь, обнаруживая в ней духовный смысл и принимая на себя несовершенство мира». Ст.Ю.Куняев
«Николай Михайлович пришёл в институт не подготовишкой, а мастером, способным создавать зрелые, поражающие воображение стихи. Иные из тех, кто тщится сейчас выдавать себя за его учителей или доброжелателей, отлично понимали это. И завидовали его таланту. Порой зло завидовали и всячески старались принизить и унизить Рубцова, оскорбить насмешкой, завертеть, закружить в пьяном круговороте». В.Сафонов
«Помню у нас на новоселье Николай был в ударе, весь вечер играл на гармошке и очень много читал стихов, особенно Тютчева….На другой день, под вечер, он снова пришёл к нам, со смущённой улыбкой сказал: «Вчера мне вовсе не хотелось уходить, да отдыхать вам надо было…Вот и пришёл опять…» Вскоре он повёл разговор о Гоголе, да так интересно, с юмором, с удивлённой радостью, наизусть цитируя отрывки и реплики из «Мёртвых душ». Мы смеялись до слёз». М.Корякина
«В творчестве Рубцова отразилось то переходное состояние, которое свойственно сейчас большинству русских: тяжёлое расставание с атеизмом и медленный путь через искушения язычества к православной религии. Рубцов и в этом опередил своё время: «Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы». В.Н.Бараков
«Книга Тютчева (стихи и статьи в дореволюционном издании) и была едва ли не единственной личной книгой Рубцова. Сейчас уже ходят легенды, что он, ложась спать, клал её под подушку. Я могу лишь сказать, что, во всяком случае, остальными книгами, которые ему попадались, Николай не дорожил и, бывало, оставлял где угодно. Книге же Тютчева такая судьба не угрожала». Б.А.Чулков
«Именно Николай Рубцов стал тем поэтом, который окончательно и ясно вернул русскую поэзию на её извечный путь. …От поэзии Рубцова как будто что-то вообще изменилось в мирозданье. Русские люди, прочитав его стихи, почувствовали себя другими, чем прежде, – ушло какое-то сиротство, люди услышали как бы самих себя, свою душу услышали как песню, в которой не только грусть, но и красота и надежда». Г.Иванов
«За ним (Рубцовым) стойко стояла слава первого поэта литинститута, а первому по штату полагается свита, поэтому в одиночестве Рубцов в Москве практически не бывал, никогда и стихов не писал. Родиной его стихов почти всегда были Вологда, райцентровские городки и старинные сёла около них. Мы в Москве, падкой испокон веков на всякую всесветную сволочь, спорили о новаторстве, верлибре, «евтушенсковской» рифме, а тут из очередного побега на родину возвращался посвежевший, поопрятневший Николай и напевал нам по простоте душевной про эту тихую родину, про русский огонёк, доброго Филю, какое-нибудь Ферапонтово, «или про чью-то горькую чужбину, или о чём-то русском вообще». И всё становилось на свои места. «Антимиры» и «Братская ГЭС» так и шли дружно по разряду эксперимента и «новаторства», а «Добрый Филя» нечаянно становился классикой русской поэзии…» В.Макеев
Составитель Ю.Кириенко-Малюгин
Опубликовано: Ю.Кириенко-Малюгин. Новая дорога к Рубцову. М. Российский писатель. 2005.