Потом придёшь в литературу,
Где ждут тебя без громких слов:
Есенин, Гоголь и Рубцов!
 
Юрий Кириенко-Малюгин (октябрь 2004 года).

Сайт 2006 года


ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА
 

Новое на сайте:

10.05.2017
Ко дню Победы над фашистской Германией и её союзниками 
К юбилейному Всеславянскому съезду в мае 2017 года
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов и Православие (2002 г.)
Ю.Кириенко-Малюгин. Базовые публикации о жизни и творчестве Н.М.Рубцова и по литературоведению с 2001 года (май 2017)
Ю.Кириенко-Малюгин. Чужая слава не нужна.
Юрий Кириенко-Малюгин. Перечень авторских научных публикаций

18.04.2017
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» в Рязани
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» в Москве и по России
Литературно-музыкальная программа в Егорьевске
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 11, январь 2017
Библиография базовых публикаций Ю.Кириенко-Малюгина с 2001 года
Юрий Кириенко-Малюгин. О «завещании», посмертной маске и прижизненном портрете Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. Пишущим о творчестве Н.М.Рубцова. Ссылайтесь на предшественников и не попадайте в компиляторы.
Юрий Кириенко-Малюгин. Творческая мастерская Н.М.Рубцова («В минуты музыки»)
Юрий Кириенко-Малюгин. Женщина – это не топ-модель, не секс-товар, не бизнес-леди, а мать, жена, продолжатель рода, носитель морали и Родины
Издания НКО «Рубцовский творческий союз» и Творческого центра имени Н.М.Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. «Мистический реализм» Юрия Дюжева или народная философия в поэзии Рубцова? Игнорирование или точечная компиляция современных исследований?
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка «Среди мирской ненужной суеты…»
Неучтённые публикации Ю.Кириенко-Малюгина о жизни и творчестве Н.М.Рубцова с 2001 года.

31.03.2017
Лауреаты 2-го поэтического Интернет-конкурса «Звезда полей»
Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2017»
Альманах «Звезда полей» 2017. Послесловие (от редактора-составителя) 
Альманах «Звезда полей» 2017. Содержание
Альманах «Звезда полей» 2017 (выходные данные)
Юрий Кириенко-Малюгин. Ещё раз о фильтрации информации в диссертации Анастасии Е.Черновой
Юрий Кириенко-Малюгин. А где «академическая наука» по Рубцову была раньше?
Юрий Кириенко-Малюгин. Новое о Рубцове – это незаслуженно забытое старое (статья от 2005 года)

20.03.2017
Юрий Кириенко-Малюгин (текст и музыка). Мой старый город 
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторские афоризмы 
Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэтов (к ноябрю 2016 г.) 
Ю.Кириенко-Малюгин. Памяти Лады Васильевны Одинцовой.
Лада Одинцова. О трёх книгах Ю.Кириенко-Малюгина и не только
Лада V. Одинцова. Стихотворная графика Николая Рубцова
Лада V. Одинцова. Могучая кучка в русско-советской литературе ХХ столетья
Сергей Порохин. Власть и Слово. 
Награждение лауреатов конкурсов «Звезда полей» 2017
Демография, запрет абортов и экономика 

28.02.2017
Блок № 5. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»

Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2017»
Юрий Кириенко-Малюгин. Маяковский – поэт или стихотворец на базе «рыбицы»?
Вячеслав Макеев. Моряки
Нина Полуполтинных. НАГРАДА «Николай Рубцов»
Елена Митарчук. Заметки на полях программки спектакля «Николай Рубцов» в Духовном театре «Глас»
Юрий Кириенко-Малюгин. Свидетельство о рождении Елены Николаевны Рубцовой
Владислав Киреенков. О музыкальности поэзии Николая Рубцова.
Татьяна Избенникова. ВМЕСТЕ
Алексей Башилов. Центростремительная тенденция любить Россию в поэзии Н.Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ педагогу В.Баракову.
Елена Митарчук. «Звезда полей» над Москвой и «неистовый Юрий»
Александр Избенников. Корни ведического мировоззрения в сознании Русского народа
Александр Обухов. Золотая энергетика

08.02.2017
2-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премия сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»

30.01.2017
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в Московском рубцовском движении?
Литературно-музыкальная встреча «Звезда Николая Рубцова»
12-я Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения» и литературно-музыкальный вечер «Звезда Николая Рубцова»
Блок № 4. 2-ой  поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
Александр Обухов. Золотая энергетика
Юрий Кириенко-Малюгин. «Есть Божий суд…»(М. Изд. НКО «Рубцовский творческий союз»; фрагменты из повести-предупреждения).
Юрий Кириенко-Малюгин. Уточнение в тексте статьи
Юрий Кириенко-Малюгин. Славянские поэты народного направления

26.12.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. О Московском Кремле» Николая Рубцова.
Юрий Кириенко-Малюгин. Подборка «Пойдём петь во славу Руси!»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премия сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
Юрий Кириенко-Малюгин. О премиях и наградах к 80-летию Н.М.Рубцов
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Блок № 3. 2-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэтов (к ноябрю 2016 г.)
Литературно-музыкальный вечер «Пусть меня ещё любят и ищут…»
Юрий Кириенко-Малюгин. Программа «Наша встреча впереди»
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ филологу В.Баракову.
Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 8 из авторской книги «Методика оценки и критерии народного стихосложения» (М. Изд. «Рубцовский творческий союз», 2014).
Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 9. «Звезда полей» - луч Света в русской поэзии.

26.11.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. О пропаганде творчества Н.М.Рубцова в год 80-летия
Блок № 2. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
2-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 10, ноябрь 2016 
Юрий Кириенко-Малюгин. Русские песни и романсы для эстрадных исполнителей. 
Календарь на 2017 год под девизом «Пусть меня ещё любят и ищут» памяти Н.М.Рубцова
Программа «Наша встреча впереди».
Юрий Кириенко-Малюгин. Встреча в ЦСО «Покровское-Стрешнево»
Программа в рамках 12-го Московского фестиваля «Рубцовская весна»
Юрий Кириенко-Малюгин. Дороги войны (тест песни и музыка)
Конкурс «Мастер» журнала «Москва» по роману «Мастер и Маргарита»
Юрий Кириенко-Малюгин. «Есть Божий суд…». Демография или ползучий геноцид.
Юрий Кириенко-Малюгин. Сборник Веры Степановой «Для Вас, читатели родные!»

30.10.2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Национальная идея России – дети!
Юрий Кириенко-Малюгин. Программа встреч с группой ЛМС «Родник», (Тушино г. Москвы).
Юрий Кириенко-Малюгин. Духовно-смысловая оценка народности поэзии.
Ю.И.Кириенко. Библиография базовых публикаций с 2002 года
Блок № 1. Второй поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2017»
17-й Всероссийский творческий конкурс «Звезда полей»
Юрий Кириенко-Малюгин. Встреча в ЦСО «Южное Тушино» 
Юрий Кириенко-Малюгин. Фестиваль «Есенинская осень» 
Юрий Кириенко-Малюгин. Конкурс-фестиваль «Русская тройка» 2016 
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПАРОДИИ № 9, ОКТЯБРЬ 2016
 

29.09.2016
2- ой интернет-конкурс "Звезда полей"
12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Запрет абортов в России и повесть «Есть Божий суд…».
Фестиваль «Есенинская осень» 2016 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Рубцовская осень» 2016 в Вологде 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Рубцовская осень» 2016 в Биряково, Тотьме и Никольском
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии №8, сентябрь 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторские песни для эстрадных исполнителей.
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка № 10 «Неравный бой в эпоху перестройки» (1987-1991г.г.)
 

31.08.2016
Фестиваль «Есенинская осень» 2016
Владимир Андреев. О методике и критериях поэзии Ю.Кириенко-Малюгина
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 7, август 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская подборка № 9 «А небо в синеву хмельную…»
Юрий Кириенко-Малюгин. Реанимация (рассказ) 

11.08.2016
Николай Рубцов. Стихотворение «Гоголь»
Юрий Кириенко-Малюгин. Стихотворение «Детство»
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 6, июль-август 2016
Юрий Кириенко-Малюгин. Подборка стихов и песен № 8. «Пишите белыми стихами»
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (редакция 2016 года), главы 5 и 6.

25.07.2016
На музыкальной странице представлены 3 песни на стихи Сергея Есенина (музыка Юрия Кириенко-Малюгина), 4 песни на стихи Юрия Кириенко-Малюгина, 4 песни на стихи Николая Рубцова. Исполнение песен ЛМС "Родник" (Вера Степанова и Юрий Кириенко-Малюгин) и авторское исполнение Ю. Кириенко-Малюгина. Записи 2003-2015 г.г.
Юрий Кириенко-Малюгин. Альманах «Звезда полей» 2016

Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 8 из авторской книги «Методика оценки и критерии народного стихосложения» (М. Изд. «Рубцовский творческий союз», 2014).

Глава 8. Критерии оценки народности поэзии
 
8.1.  Предпосылки оценки уровня и народности поэзии.    
 
     Восприимчивость поэзии.  Певучесть или звучание языка поэта.
     Определимся с понятиями, которые взяты из книги С.И.Ожегова «Словарь русского языка» (1)
     Понятие – логически оформленная  общая мысль о предмете.
    Язык – совокупность средств выражения в словесном твор-честве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль.
     Душа – внутренний психический мир человека, его сознание (по Ожегову). Человек, согласно учению Святого Писания состоит из тела и души.
     Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
   Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления.
     Справедливость – беспристрастие,   действия  в   соответствии  с
истиной. 
     Кто-то из нормальных людей сказал начинающему поэту: «Ищи родину и найдёшь стихи». «Шестидесятники»  искали недостатки у представителей системы в СССР в 60-80-е годы 20-го века и находили их. Но они не нашли родину – Россию, не понимали простого народа, который незаметно делал Историю Державы: строил, защищал родину, растил детей, кормил население. Как известно, критиковать легче, чем заниматься простым нужным трудом. Некоторым мудрецам  очень хочется учить военных, технических специалистов, работяг и крестьян, взирая с Олимпа знаний философии Древней Греции и истории Рима.  
Для выявления искомых критериев обратимся к творчеству русского национального поэта Н.М.Рубцова, не теряя главную заданную тему «Методика оценки и критерии  народности поэзии».   
    Рубцов писал о селе Никольском: «Здесь – души моей родина». То есть его душа, а не тело, живёт в родных окрестностях (на реке,
 в лугах, на холмах, на мосту, в лесу, на клюквенном болоте, около
 
88  
 разрушенного собора). Непрерывное общение Рубцова с простыми людьми в родных краях,– это поиск свидетельств народного разговорного языка и народного понимания смысла жизни, т.е. народной философии.
 
 8.2. Простота и глубина поэзии, овладение приёмами стихосложения.
 
   В юности (1950-1955 г.г.) ряд стихотворений выполнен Н.Рубцовым в русском традиционном стиле («Два пути», «Деревенские ночи», «Первый снег»), что объясняется складывающимся мировоззрением начинающего поэта на базе классического преподавания литературы в то время в советских школах и в техникумах. В 14 лет в стихотворении «Два пути» Рубцов задумывается о смысле протекающей жизни: 
 
Но мечтая, видимо, о чуде,
По нему по тракту, под дождём
Всё на пристань двигаются люди
На телегах, в сёдлах и пешком.
А от  тракта, в сторону далёко,
В лес уходит узкая тропа.
Хоть на ней бывает одиноко,
Но порой влечёт меня туда.
    
      В 17 лет Рубцов создаёт первый лирический шедевр «Деревенские ночи»:
 
Пусть ромашки встречные 
                                              от копыт сторонятся,
Вздрогнувшие ивы 
                                 брызгают росой,  – 
Для меня, как музыкой, 
                                        снова мир наполнится
Радостью свидания 
                                 с девушкой простой!
Всё люблю без памяти 
                                       в деревенском стане я,
 
89
Будоражат сердце мне 
                                       в сумерках полей
Крики перепёлок,
                              дальних звёзд мерцание,
Ржание стреноженных
                                        молодых коней…
 
   В период службы на флоте (1955-1959г.г.), понимания необходимости защиты Родины многие стихи наполнены патриотической тематикой и грустью временного расставания с малой родиной. Рубцов знакомиться с творчеством Есенина, Кедрина. Во время занятий в литературном объединении «На страже Заполярья» Рубцов имел возможность слушать и оценить творчество товарищей-поэтов и совершенствовать технику стихосложения. Уровень участников литобъединения  был довольно высокий, если напомнить, что около 20 моряков (матросов и офицеров) позднее стали членами Союза писателей СССР.  Хотя газетная тематика была во многом заданной (военно-патриотическое направление), Рубцов в отдельных стихах («Ты с кораблём прощалась», «Северная берёза», «Грусть»)  поднимается на очень высокий уровень духовно-эмоционального отражения наблюдаемых картин прощания и встреч, воспоминаний о родных краях. Смотрите фрагмент из стихотворения «Грусть»: 
 
Любимый край мой, нежный и весёлый,
Мне не забыть у дальних берегов
Среди полей задумчивые сёла,
Костры в лугах и песни пастухов.
 
     В Ленинграде (октябрь1959г. – июль1962г.) Рубцов общается с городской гуманитарной интеллигенцией, тяготевшей к словесной эквилибристике, рифмачеству, игре на оригинальность, нерусским по сути словообразованиям, эстрадчине и ёрничанью над действи-тельностью. Заплывая с городскими поэтами  в этот поток литера-турщины, Рубцов пишет иногда ритмизированные стихи, в которых ощущается стиль Маяковского («В океане», «Я весь в мазуте…», «На берегу», «Бывало, вырядимся с шиком…», «Сколько водки выпито…»). И  в то же   время  Рубцов  не  впадает   в философские
 
90
бредни. Например, в стихотворении «В кочегарке» поэт практи-чески документально приводит разговор со своим новым «большим» начальником – кочегаром во время поступления на работу в такое «элитное» заведение.
 
В топке шлак ломал с размаху
Ломом, красным от жары.
Проступали сквозь рубаху
Потных мускулов бугры.
Бросил лом, платком утёрся.
На меня глаза скосил:
– А тельняшка, что, для форсу?  –  
Иронически спросил.
Я смеюсь:  – По мне для носки
Лучше вещи нету, факт!
– Флотский, значит?
– Значит флотский.
– Что ж, неплохо, коли так!
Кочегаром, думать надо,
Ладным будешь, – произнёс.
И лопату, как награду,
Мне вручил:  – Бери, матрос!..       
  
     В стихах этого периода поэт через понятия Справедливости и радость бытия  выражает самоиронию, адекватное отношение к жизненным ситуациям, не опускаясь до ёрничанья. Память о селе Никольском, о Тотьме, о друзьях детства и юности не оставляют поэта. Рубцов создаёт «Видения в долине», «Добрый Филя», «Долина детства», «Старый конь»… Перед поступлением в литинститут Рубцов пишет песню двусмысленного содержания «Жалобы алкоголика», которую весело распевали студенты в общежитии и которую заумные критики оценивали и оценивают прямолинейно. Но сам Рубцов ни разу не включил эту песню в свои сборники, самоцензура была у него на первом месте. Во время очной учёбы поэт получает базовые литературные знания, читает стихи во время застолий. Нигде Рубцов не терял искренности, не лукавил в стихах из-за каких-либо, даже меркантильных соображений. Не менял тексты строк в угоду редакторам (4).
 
91
8.3. Народная философия поэзии, отражение в биографии.
 
    Н.М. Рубцов очень много читал. Не макулатуру лакировочного, эгоцентрического и диссидентского направлений, а русскую классическую литературу: Л.Толстой, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Я.Полонский, А.Блок. Рубцов с юности занимался самообразованием, искал смысл жизни, создавал словарное богатство, без которого настоящие стихи не напишешь.
    Зимние, летние и осенние поездки в село Никольское в 1963-1965 г.г. обогащают образное мышление поэта картинами русской природы, видами разрушенных православных храмов по любым маршрутам поездок, народными взглядами на жизнь. Его мировоззрение сложились окончательно. Стихи «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Видения на холме», «Философские стихи», «Журавли», «По вечерам», «Звезда полей», «Душа хранит» свидетельствуют о глубоком философском понимании явлений, с которыми встречается поэт на жизненных дорогах. Н.М.Рубцов  применил в творчестве национальный поэтический метод, то есть вложил душу в стихи, раскрыл существо каждого явления: «Купол церковной обители яркой травою зарос…», «Дай Бог, дай Бог!…Ведь всем не угодишь. А от  раздора пользы не прибудет…», «И жаль мне, и жаль мне разрушенных белых церквей», «И не леса мне видятся окрест, а лес крестов в окрестностях России», «И разбудят меня, позовут журавлиные крики», «Как будто спит былая Русь», «И счастлив я, пока на свете белом, Горит, горит звезда моих полей», «Как сон столетий, Божий храм».    
   12 января 1964 года в письме к начинающему автору Рубцов выражает своё видение поэзии:
    «Вашего оригинального мировоззрения в стихотворении тоже нет. Вот по всему по этому Ваше стихотворение не произвело на меня впечатления. А жаль. Жаль потому, что человеку, любящему стихи, любому такому человеку всегда бывает радостно, когда он находит в стихах поэзию, т.е. свежую тему, свежий символ, свежее настроение, мировоззрение, мысли, свежие оригинальные слова. И всегда приходиться огорчаться, когда всего этого нет в стихах»…    
    «Когда я говорю Вам, что тема Вашего стихотворения старая и общая, это ещё  не  значит, что я  вообще  против старых  тем. Тема 
 
92
любви, смерти, радости, страданий – тоже темы старые и очень старые, но я абсолютно за них и более всего за них! 
    Потому я полностью за них, что это темы не просто старые (вернее ранние), а это темы вечные, не умирающие. Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны.
    Поэзия идёт от сердца, от души, только от них, а не от ума (умных людей много, а вот поэтов очень мало!). Душа, сердце – вот что должно выбирать темы для стихов, а не голова.
     Кое-где у Вас совершенно отсутствуют рифмы, т.е. созвучия на конце строк…Можно, конечно, писать стихи и без рифмы, но почему же тогда в других местах стихотворения они у Вас есть?»
     Рубцов критически деликатно разбирает какое-то графоманское произведение и  фактически сообщает основы подходов к написанию стихотворений. Заканчивает письмо таким советом: 
    «Такие недостатки, которые есть, на мой взгляд, в Вашем стихотворении, сейчас довольно широко распространены в стихах и множества других авторов. Причём частенько такие стихи всё же печатают, и если Вы встречаете такого рода стихи в печати, то не думайте, пожалуйста, что так и надо писать. Всем нам надо учиться писать так, как писали настоящие, самые настоящие поэты – Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Лермонтов. Законы поэзии одни для всех».
     В письме в Северо-Западное книжное издательство (весна-лето 1964 г.) в связи с редактированием сборника «Лирика» Рубцов сообщает: «Стихотворение «Уединившись за оконцем» Вы назвали легковесным. По-моему, легковесным следует считать те стихи, которые лишены всякого настроения, а значит, и поэтического смысла, а не те стихи, в которых выражено лёгкое настроение или состояние духа и выражено легко. Иначе стихотворение Есенина, например, «Вот уж вечер, Роса блестит на крапиве. Я стою у дороги, прислонившись к иве»  – тоже стихотворение легковесное, а не удивительный шедевр чистоты души и духа…» «Я считаю, что моя позиция, т.е. мои привязанности, моя любовь должны быть понятны по моим стихам, которые я пишу искренне,  – и, значит, не нуждаюсь в декларации моей позиции».
   Из села Никольского 22 августа 1964 г. Рубцов пишет А.Я.Яшину:  «Вообще-то    «Вологодский    комсомолец»  –   газета 
 
93
унылая. Печатает удивительно неуклюжие, пустяковые «современ-ные» местные стихи. Уж сколько раз твердили миру, что мы молотобойцы, градостроители и т.п., и всё твердят! А где лиризм, естественность, звучность? Иначе, где поэзия? Да ещё многие из пишущих со своим легкомысленным представлением об этом деле носятся, как курица с яйцом! Впрочем, это сейчас широко распространено на Руси»… 
   «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие и есть вроде ничего. Но напи-сал по другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». 
   В ноябре 1964 г. Рубцов пишет А.Яшину: «Только я вот в чём убеждён, Александр Яковлевич (разрешите мне поделиться своим, может быть нелепым, убеждением): поэзия не от нас зависит, а мы зависим от неё. Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее, старинных поэтических форм. Главное, чтобы за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое, собственно, и создаёт, независимо от нас, форму. А значит, ещё главное – богатство переживаний, настроений (что опять не от нас зависит), дабы не было бедности, застоя интонаций, форм…»
   Ещё в  начале 1966 года поэт заметил опасность духовного и физического разрушения русской деревни (новая или свежая тема в то время), когда написал:    
 
Ах, город село таранит!
Ах, что-то пойдёт на слом!
Меня всё терзают грани
Меж городом и селом.
 
  После поездки на Алтай летом 1966 года, знакомства с  необъятными просторами России, памятниками Восточной Скифии поэт пишет  в философском стихотворение «Шумит Катунь»:  «И кто-то древней клинописью птиц, Записывал напев её былинный» (опубликовано в центральной газете «Правда» в декабре 1968 г.).
   Рубцов выходит на совершенно другой уровень поэзии: поэзии-пророчества, поэзии-исповеди  и поэзии  с  подтекстами
сознательно   или    безсознательно   зашифрованного  смысла.
 
94
Расшифровать их могли только читатели, которые хранили в душе православные заповеди, хорошо знали суть негативных проблем в обществе (тревога за души русских людей и за будущее детей, за уходящие деревни, за уничтожаемую природу). 
    Многие современники отмечали пессимистические мотивы в поэзии Рубцова при довольно оптимистическом характере.   
    «Как сообщил адмирал флота Капитанец И.М., корабли Северного флота стояли в оцеплении зоны серии пятнадцати ядерных воздушных взрывов». Дальномерщик Н.Рубцов, находясь на фок-мачте миноносца «Острый», получил облучение (30). Метод лечения от резкого уменьшения лейкоцитов известен. Отсюда:
Красным, белым и зелёным
      Мы поддерживаем жизнь. 
      Взгляд блуждает по иконам.
      Настроенье – хоть женись.  (1969г.) 
    Приведу мотив прощания поэта с Белым Светом:
Прощай, костёр! Прощайте все,
     Кто нынче был со мною рядом,
     Кто воздавал земной красе
     Почти молитвенным обрядом.
    Факт облучения не афишировался Рубцовым из-за подписки о неразглашении сведений о ядерных испытаниях на «Новой земле». 
 
8.4. Мировоззренческий разрыв между поэтом, критиками и редакторами ряда изданий. 
 
     Не удивительны ограничения в публикациях стихов Рубцова со стороны редакторов, которые видели скрытый протест поэта против разрушения духовных сторон жизни народа. Карьеризм и эгоизм срабатывали. Наблюдалось желание «улучшить» стихи Рубцова и/или изъять частично из выпускаемого сборника. Но была поддержка со стороны незашоренных литераторов и редакторов: Е.Исаев, Н.Сидоренко, Ст.Куняев, Д.Стариков, В.Максимов и др. 
    Рубцов не стал приспосабливаться под тенденции лакировки действительности, не заботился о впечатлении от своей поэзии, следовал принципам народной философии, применял просто-народные слова и обороты, те, которые он слышал в общении на любых перекрёстках судьбы.
 
95
    Не все близкие Рубцову по мировоззрению литераторы это понимали. Например,  В.Кожинов писал: «У него (у Рубцова, прим. Ю.К.-М.) не так  уж  мало  совсем   не удавшихся, не достигших, по
слову Блока, гармонии слова и звука стихов, и даже во многих его
лучших вещах есть неуверенные или просто неверные ноты…  ».   
     И ещё одно критическое высказывание В.Кожинова: «В заключение скажу ещё раз о том, что при всей безусловной ценности творчества Николая Рубцова даже в зрелой его поэзии нетрудно обнаружить множество недостаточно совершенных  строк и строф». Это означает только то, что В.Кожинов оказался далёк от народного языка, в стихии которого жил Рубцов. Поэт  свободно вводил в строфы старые и даже бытовые слова. 
     Продолжаются систематически попытки дискредитировать творчество Н.Рубцова. Отповедь этим ангажированным публи-каторам дана в альманахе «Звезда полей», 2014. Раздел 14 называется: «Юрий Кириенко-Малюгин. «Опровержение дезин-формации и фантазий вокруг Рубцова» (7 авторских статей из сайта  «Звезда полей»). Приведены также литературоведческие иссле-дования поэзии Н.Рубцова: Мария Акимова «Николай Рубцов и Петербург», Юрий Кириенко-Малюгин «Для кого пальмы юга» Николая Рубцова (31).       
     Рубцововедение, наука о творчестве Н.Рубцова, базировалась на информации современников поэта, на исследованиях нефор-мальных и формальных литераторов. Не случайно многие из них стали участниками рубцовских  мероприятий и организаций» (32).  
    Применяемый в настоящее время газетный язык имеет зачастую жаргонный характер, оторван от традиционного русского языка. Различия в воспитании,  образовании, условиях проживания и мировоззрении конкретных литераторов обуславливают их недо-стоверность в оценке творчества конкретного поэта, писателя. 
 
8.5. Словарное богатство поэта, русская разговорная речь и свобода изложения любой темы. 
 
   Для того, чтобы писать национальные стихи, надо обладать богатством русского народного языка, быть в постоянном общении с людьми, хорошо знать историю и любить Россию. С.Есенин, например, воспитывался в чисто русской народной среде, закончил 
 
96
церковно-учительскую школу, прекрасно знал славянский язык и поэтому имел полное право изобретать и/или применять непроиз-вольно образные русские слова: «цветь», «дроги», «спокой в наро-де», «гладь», «трын-трава», «хмарь», «бронзой прозвенеть» и др. В поэме «Анна Снегина» поэт широко использует народную речь. 
    Рубцов применял разговорные словечки в стихах естественно, у него очень часто ведётся обращение к знакомому или читателю то с вопросом, то за советом,  то  с  каким-то фактом. Например, ещё в
созданном в Ленинграде доинститутском стихотворении «Добрый Филя» Рубцов говорит: 
 
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть… 
– Филя! Что молчаливый?
 – А о чём говорить?  
 
    Ниже курсивом в фрагментах стихотворений выделены слова, которые не могли принять критики с классическим городским образованием. Я предполагаю, что поэт специально не корректировал такую строку, считая, что это и есть природный русский язык. Более того, Рубцов давал возможность читателю домысливать ситуацию, кто и что стоит за нарисованной картиной жизни.  Поэт реализовал известное требование к поэту, писателю: «словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Привожу фрагменты из стихов Рубцова (курсивом даны народные слова, которые логически ложатся в текст и смысл строфы):  
 
Бегут себе, играя и дразня,
Я им кричу: – Куда же вы? Куда вы?
Взгляните ж вы, какие здесь купавы! – 
Но разве кто послушает меня…
                             «Купавы»  (1967г.) 
 
Снег летит – гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
                 «Выпал снег…»  (1969г.)
 
97
   Никто до Рубцова не писал, так свободно обращаясь с русским языком, создавая простор для движения мысли читателя. 
 
Всю пройду дороженьку до Устюга
Через город Тотьму и леса,
Топ да топ от кустика до кустика – 
Неплохая в жизни полоса!
                   «Подорожники» (1968г.)
  
     Другой поэт на месте Рубцова вместо «топ да топ» поставил бы «я иду» от кустика до кустика. А эффект от восприятия ситуации длительного пешего пути  был бы снивелирован. И это не приём поэта. Рубцов действительно  «топает» от Тотьмы к Великому Устюгу (примерно 200 км). И, наверняка, ловит попутную машину.
     И далее. Ну, какой городской поэт напишет так, как Рубцов! 
 
Ему какая-нибудь бабка
Поднять котомку пособит. 
                       «Старик» (1967г.)
 
Пускай сосед поглядывает мутно
И задаёт вопросы поминутно, – 
Что ж из того?
 Здесь можно отдохнуть!
………………………………
Сижу себе, разглядываю спину
Кого-то уходящего в плаще, 
Хочу запеть про тонкую рябину,
Или про чью-то горькую чужбину,
Или о чём-то русском вообще.
                       «Вечерние стихи» (1969г.) 
 
    Примеры использования Н.Рубцовым русских разговорных выражений и фольклора можно продолжать и продолжать. Приведённые фрагменты стихов Рубцова и сейчас не пропустили бы многие редакторы из-за «неправильного» (не литературного) русского языка. И только на Вологодчине, где редакторы газет про-исходили из сельских районов,  принимали стихи Рубцова (4).
 
98
8.6.  Критерии народности поэзии. 
 
  Можно сформулировать подходы Н.М.Рубцова к созданию стихотворного произведения. Это можно и нужно идентифицировать как  критерии народности поэзии: 
1. Подлинное старинное (т.е. национальное), оригинальное и свежее настроение.
2. Богатство переживаний автора по строфам стиха. 
3. Исповедальность и искренность в создании стиха.
4. Творческий уровень, образование и целевое самообразование, знание истории Родины.  
5. Поэтические традиционно-канонические формы. 
6. Нестандартные рифмы. 
7. Выдержанный ритмический строй стихотворения.
8. Темы пути, малой и большой родины, поиска Истины  – вечные темы.
9. Лиризм, естественность, звучность. 
10. Слова духовного, эмоционально-образного содержания и  старинные русско-славянские слова. 
11. Богатство интонаций и форм по всей авторской поэзии. 
12. Актуальные для общества темы, свежий символ, свежее мировоззрение.
13. Адекватные терминам, символам и образам эпитеты и нетривиальное оригинальное сочетание  слов в строфе. 
14. Песенность поэзии автора.  Читательская  восприимчивость поэзии. 
 

Юрий Кириенко-Малюгин. Кто есть кто в рубцововедении? Ответ филологу В.Баракову.

     Неделю назад меня познакомили с интересным и, по-моему, тенденциозным интервью филолога В.Баракова о творчестве Рубцова и о рубцововедении. 
      Отвечаю по существу. Сам Н.Рубцов ещё до поступления в Литинститут в самиздатовском сборнике «Волны и скалы» сказал: «В жизни и поэзии не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую». Поэт-«дилетант», по мнению некоторых так называемых профессионалов, оказался народным поэтом, стихи которого к 80-летию к 2016 году, печатали многие издательства правда при  ценах  почти заоблачной высоты.  
     В.Бараков вводит понятия краеведческое, народное и профессиональное  литературоведение и рубцововедение. 
     Естественно, что себя он относит к профессионалам. Между тем после получения в 1998 году  Всероссийской премии имени Н.Рубцова, учреждённой постановлением Законодательного собрания  Вологодской области от 30.10.1997г., число публикаций о  творчества Рубцова со стороны В.Баракова в течение десяти с лишним лет было незначительным. Только в 2014 году видимо к юбилею Рубцова (в 2016 г.) появилось издание в Германии, где была опубликована В.Бараковым впервые целевая обширная информация о Рубцове. Об этой книге автор ещё даст специальную рецензию.
   Как следует из текста выступления В.Баракова к краеведческим рубцововедам он относит Л.Н.Вересова из Череповца, который занимается поиском и публикацией малоизвестных и иногда неизвестных материалов, связанных с жизнью и поэзией Рубцова. 
     О народных рубцововедах (по терминологии В.Баракова, дипломированного по образованию педагога, но не филолога). Сквозит уничижительный ярлык –  дилетантское рубцововедение и литературоведение.  Назову нескольких литературоведов, о которых умалчивает В.Бараков и которые внесли такой вклад в рубцововедение, который не смогли сделать так называемые профессионалы. Подобных дипломированных специалистов, не способных логично, образно и исторично выразить в публикациях народность творчества, литературовед М.П.Лобанов однажды назвал «образованцы». Итак, о подлинно народных литературоведах, которые проявились в разных сферах исследований. 
    Это – московский инженер-конструктор В.Д.Зинченко, выпустившая в 2001 году в издательстве «Терра» трёхтомник «Николай Рубцов» с полным собранием сочинений народного поэта и с комментариями к каждому(!) стихотворению. Она неоднократно работала  в Государственном архиве Вологодской области. 
    Забыл или не знает филолог В.Бараков о публикациях литературоведа Лады Одинцовой,  выпускницы Литературного института и современницы Н.Рубцова, которая опубликовала литературоведческую книгу «Камертон» с разделом «Черно-белая графика Николая Рубцова», которая издана в Праге  в 2012 году.
    Известна рядом статей в альманахе «Звезда полей» Рубцовского творческого союза  и диссертацией о творчестве Рубцова доктор филологических наук Алла Науменко-Порохина.
     Таким образом, профессионализм вышеуказанных специалистов проявляется в различных направлениях исследования литературной деятельности личности, а не только в абстрактных установках.      
    Ничего не говорит Бараков об авторах десятков литературоведческих статей, изданных в альманахах «Звезда полей» некоммерческой организации «Рубцовский творческий союз» с 2006 по 2016 г.г. по результатам 11-ти ежегодных Московских научно-практических конференций «Рубцовские чтения». Каждый альманах содержит от 10 до 20 научных докладов (всего порядка 160 докладов). Многие альманахи находятся в областной Вологодской библиотеке.
     В качестве примера так называемого «народного» рубцововедения В.Бараков подразумевает, вероятно, несколько несистематизированных изданий московской пропагандистки М.А.Полётовой, а также издания некоторых дилетантов, которые торопились отметиться по теме Н.М.Рубцова, и о которых имеются критические рецензии Ю.Кириенко-Малюгина, например в январе этого года на сайте «Звезда полей».
    По вопросу об уровне литературной деятельности некоторых технических по образованию специалистов. Напоминаю о таких известных гуманитарно недипломированных литераторах, как выпускники Московского авиационного института Михаил Задорнов и Александр Проханов, как кандидат химических наук поэт Владимир Костров, которые показали такой художественный уровень, который не смогли достигнуть так называемые назначенные кем-то профессионалы.  
    И, наконец, об авторе этой информации.
    Я, Кириенко Юрий Иванович (лит. псевдоним Юрий Кириенко-Малюгин), кандидат технических наук, член Союза писателей России с 2000 года, Российского авторского общества с 2005 и Общества «Знание». По высшему образованию – инженер-механик. Разъясняю для В.Баракова. Чтобы окончить любой институт надо неплохо владеть русским языком, уметь логически мыслить, чтобы сдавать множество предметов и курсовых заданий в течение периода учёбы и особенно для написания и защиты диплома. Так что высшее образование, то есть определённый мировоззренческий уровень, также эрудицию, приобретают  не только гуманитарии. Далее. Я окончил аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения, сдал серьёзные  экзамены по философии, спецпредметам (сельхозмашины и знания по теоретической механике, теории вероятностей, теории машин и механизмов и др.), а также по иностранному языку (окончил в частности 3-годичные курсы разговорного немецкого языка). В этот и последующий период подготовил и опубликовал в спецжурналах два десятка статей и десятки изобретений. Надеюсь понятно, что для подобной работы необходимы приличные знания русского языка, логики, спецпредметов. Диссертация на соискание звания кандидата технических наук представляла собой научный труд на грамотном русском языке на 220 страницах. Подобные знания, мировоззренческий уровень, широта эрудиции присущи не только мне как техническому специалисту, но и коллегам с аналогичной биографией.  После 1991 года ввиду прекращения финансирования технических направлений в московских НИИ и предприятиях, стал заниматься литературным направлением и в частности, исследованием творчества Н.М.Рубцова и не только. Опубликованы более сотни литературоведческих статей, две монографии о творчестве Рубцова (2002 и 2011), книга «Новая дорога к Рубцову» (2005), книга «Поэзия. Истина. Рубцов» (2007), книга «Методика оценки и критерии народности поэзии» (2014), повесть-предупреждение «Есть Божий суд…» (2012), пять поэтических сборников и др. (см. публикации на сайте «Звезда полей». Сообщаю, что мои литературные работы отмечены в трёх номинациях (длинных списках) Бунинских премий 2010 г. (поэзия), 2015г. (малая проза) и 2016г. (художественная публицистика), одна в номинации историческое литературоведение (длинный список) премии имени Александра Невского 2015 года, одна в номинации премии (длинный список) литературной премии «Золотой Дельвиг» «Литературной газеты» 2016 года. И вся эта работа проведена за счёт авторских средств от другой деятельности и без финансирования от литорганизаций, в отличие от преподавательской работы В.Баракова и филологов по образованию. Попутно отмечу, что я и Бараков практически в одно время были приняты в Союз писателей России (1999г и 2000 г.)
   Ниже на сайте публикую главу 8 из авторской книги «Методика оценки и критерии народности поэзии» и главу 9 «Звезда полей» - луч Света в русской поэзии. «И счастлив я, пока на свете белом…» из авторской монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (издание 2-е, редакция 2016 года). 
     P.S. Неоднократные обращения на сайте «Звезда полей» и в редакции некоторых литературных журналов и издательств патриотического направления  профинансировать новое издание монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» и даже предварительные переговоры не дали положительного результата. Предложения можно присылать на эл. почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
 

Юрий Кириенко-Малюгин. Программа «Наша встреча впереди»

16 декабря 2016 г. в библиотеке № 230 ЦБС СЗАО г.Москвы дуэт «Родник»  составе Веры Степановой (вокалистка, поэт, член писателей России) и Юрий Кириенко-Малюгин (автор музыки, поэт, член Союза писателей России)  провели программу «Наша встреча впереди». Были представлены стихи авторов из опубликованных сборников и песни на стихи Н.Рубцова, С.Есенина и Ю.Кириенко-Малюгина.   

Литературно-музыкальный вечер «Пусть меня ещё любят и ищут…»

30 ноября 2016 года в малом зале ЦДЛ в рамках Программы «Литература. Писатель. ХХI век» Московской городской организации Союза писателей РФ и в связи с 80-летием Н.М.Рубцова состоялся заключительный этап 12-го фестиваля «Рубцовская весна» 2016, проводимого Московским Творческим центром имени Н.М.Рубцова.  Программа этапа проводилась  под девизом «Пусть меня ещё любят и ищут…»; литераторы о творчестве Николая Рубцова». Вечер открыл Председатель Правления МГО Союза писателей России Владимир Бояринов, который подчеркнул народность поэзии Н.М.Рубцова и прочитал стихотворение «Зимняя песня» Николая  Рубцова. Программу вечера вёл член Союза писателей России, руководитель сайта «Звезда полей» Юрий Кириенко-Малюгин, который сделал сообщения о многогранности творчества Н.М.Рубцова. В программе приняли участие известные литературоведы и поэты, члены Союза писателей РФ Евгений Клюзов, Сергей Порохин, Вячеслав Макеев и лауреаты конкурсов «Звезда полей». Выступили авторы музыки и авторы-исполнители Евгений Фокин, Владислав Киреенков, Вера Степанова, Юрий Кириенко-Малюгин. Были представлены песни на стихи Н.М.Рубцова «Зимняя песня», «Морошка», «Вечерком», «Подорожники», «Давай земля, немножко отдохнём», «Привет, Россия! – Родина моя» и др. 

Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэтов (к ноябрю 2016 г.)

1. Перспективный поэт – возраст до 60 лет.
2. Большой поэт – рост более 190 см.
3. Крупный поэт – весом более 120 кг.
4. Значимый поэт – имеет более 15-и изданных сборников.
5. Знаменитый поэт – отмечен в газетах, на телевидении, признан после этого женой.
6. Публичный поэт – приглашается на презентации, в рестораны и на ТВ.
7. Народный поэт – признан литературными критиками или мнением народа.
8. Поэт-пародист – издевается над всеми, кроме себя.
9. Поэт-юморист – иногда шутит над собой.
10. Поэт-песенник – пишущий хиты для певцов и композиторов небесплатно.
11. Состоявшийся поэт – имеет коттедж, мерседес, любовницу и не менее, чем 3-томное издание.
12. Городской поэт – имеет лексический запас в пределах городской черты.
13. Сельский поэт – имеет лексический запас от окраины и до городской черты.
14. Поэт-маринист – имеет лексический запас до береговой черты.
15. Национальный поэт – у каждой нации свой, не признаётся таковым при жизни. 
16. Зарубежный поэт – русскоязычный, засланный за границу.
17. Поэт 1-го ряда (1-ой величины) – имеет более 5-и литературных премий.
18. Поэт 2-го ряда (2-ой величины) – имеет более 2-х литературных премий.
19. Поэт 3-го ряда (3-ей величины) – включается постоянно в длинные списки всяких литературных премий (никогда в короткий список), может оказаться народным поэтом. 
20. Всесторонний поэт – иногда незаслуженно обзывается графоманом.
21. Поэт-графоман – зарифмует любую заданную тему, в любом размере и без размера, с рифмами и без, в любом объёме бескорыстно, иногда за гонорар.

12-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»

     Творческий центр имени Н.М.Рубцова сайта «Звезда полей» объявляет о проведении 12-ой Московской научно-практической конференции «Рубцовские чтения». Тематические направления статей-докладов:
1. Одна из граней народной философии и стилистики на примере избранного стихотворения Н.М.Рубцова.
2. Современная «женская» поэзии в России.
3. Версификация, стихотворчество и народность поэзии.
4. Зачем пишут стихи?
5. Критика дилетантства и дезинформации о жизни и творчестве Н.М.Рубцова. 
   Статьи-доклады просьба направлять на эл. почту  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 7 января 2017 г. Решение о принятии доклада будет сообщено автору на эл. почту. Место и дата проведения конференции 17 января (вторник) 2017 г. в 15 час. в библиотеке им. Лермонтова (м. Сокольники, выход к Пожарной каланче, ул. Барболина, 6). 
     Статьи авторов будут опубликованы на сайте www.rubcow.ru  до 30 января 2017 г. 
 

Юрий Кириенко-Малюгин. О премиях и наградах к 80-летию Н.М.Рубцова.

В 2016 году в честь 80-летия со дня рождения русского национального поэта Н.М.Рубцова  (03.01.1936 – 19.01.1971) по состоянию на 20 декабря с.г. не было установлено или объявлено ни одной литературной премии для поэтов и пропагандистов-литераторов по творчеству Рубцова (пиношу извенения, если были установлены региональные юбилейные премии). Только Вологодский союз краеведов получил в 2016 году грант на изготовление памятной медали Н.М.Рубцова, наградил несколько рубцововедов в сентябре с.г. во время вологодского фестиваля «Рубцовская осень» и планирует награждать по специальному списку (по сообщению Л.Н.Вересова). С 2008 года заморожены конкурс и присуждение  Всероссийской премии «Звезда полей» имени Н.М.Рубцова, которая была установлена в 1997 году в Вологде. К 2016 году по разным причинам закрыты системно работавшие первый Московский Рубцовский центр (организован в 2001 г. в СЗАО г.Москвы, юношеская библиотека № 199) и юридическая некоммерческая организация «Рубцовский творческий союз» (создана в 2006 г.), а также нелицензированный общественный рубцовский центр Юго-запада г. Москвы (организован в 2002 г.). Попытки возрождения экспозиций, выделения специального помещения и проведения системной просветительской работы по предложениям, направленным в Министерство культуры РФ и Департамента культуры Москвы, не увенчались успехом. Просветительскую работу продолжает вести неформальный московский Творческий центр им. Н.М..Рубцова при сайте «Звезда полей» и актив при библиотеке им. Н.Рубцова в колледже № 20. 

Юрий Кириенко-Малюгин. Премия сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»

    В честь 80-летия со дня рождения русского национального поэта Н.М.Рубцова  (03.01.1936 – 19.01.1971) для поэтов-лауреатов проводимого 2-ого поэтического Интернет-конкурс «Звезда полей» и предыдущих 6-и Международных поэтических конкурсов «Звезда полей» руководитель сайта www.rubcow.ru  «Звезда полей» Юрий Кириенко-Малюгин  объявляет личный призовой фонд:
 премия «Гран-при» сайта «Звезда полей» (поэзия) – 6000 руб;
 премия «Престиж» сайта «Звезда полей» (поэзия)   – три премии по 2000 руб.
    Для лауреатов-литературоведов проводимой 12-й Московской научно-практической конференции «Рубцовские чтения» и лауреатов проведённых 11-и Московских конференций  руководитель сайта www.rubcow.ru  «Звезда полей» Юрий Кириенко-Малюгин объявляет личный призовой фонд:
 Гран-при  премия сайта «Звезда полей» (литературоведение) – 4000 руб;
 Две престиж-премии сайта «Звезда полей» (литературоведение) – по 2000 руб.
   Списки всех лауреатов будут объявлены 25 февраля 2017 г. О премиях и лауреатах личного фонда сайта будет дано сообщение в январе 2017 г. Условия 
2-ого Интернет-конкурс «Звезда полей» объявлены на сайте «Звезда полей» в разделе «Новости» меню сайта в октябре и ноябре с.г. Интернет-конкурс проводится с 01 октября 2016 года строго по 20 февраля 2017 года (на эл. почту конкурса Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. c дублированием на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Условия конкурсов и конференции представлены в ноябрьском выпуске сайта в разделе «новости» меню. 
    P.S. Добровольные средства от участников поэтического 2-го Интернет-конкурса «Звезда полей» будут использования строго для издания альманаха «Звезда полей» 2017.
 

Юрий Кириенко-Малюгин. Подборка «Пойдём петь во славу Руси!»

   К славянским женщинам
 
На туфельках с высоким каблучком,
В парижском платье и в косынке синей,
И с видом, что как будто ни причём,
Она пришла на исповедь к России.
 
Здесь стены вековые как скала,
А раны рваные на грозном теле.
И гордо вверх рванулись купола,
Кресты, как души, в небе загорелись.
 
Глядят с икон защитники Руси
И девы наши с гордостью славянской.
Земля их научила не просить
О милости от власти хитрой панской.
 
История звонит в колокола
И совесть бьёт по душам женщин наших.
Какие же нужны ещё слова,
Чтобы понять, что в жизни этой краше?
 
Останутся машины – высший класс
И золото с алмазами в кубышках.
А дети, не рождённые от вас,
Лежат, лежат в процентах на сберкнижках!
 
На туфельках с высоким каблучком…
 
                                                         Май 1989                                                   
 
   Зашоренному историку 
 
История – не детская игрушка,
Где культ, а где народ тогда поймёшь,
Когда хоть раз благословит старушка,
Или хоть раз поймёшь, как сеять рожь.
 
Читай Карамзина! Авось поможет
Понять событья «варварских» времён,
Когда врагов полно и всё же:
Каким путём народ будет спасён?
 
Ответ не прост, когда любой оратор
Кричит, что он за праведный народ.
А у кормушки каждый плагиатор
В любую сторону готов:  – Вперёд!
 
Историю России не испачкать:
Не выйдет ни сейчас и ни потом.
Не каждому дано, держась за лацкан,
Владеть всегда державным языком. 
                                                   1990
                      
 Всем не вернувшимся
 
Здесь плачут женщины и дети.
Туманится печалью быль.
Ты был за Родину в ответе,
Шумит, шумит в степи ковыль.
 
Не возвращаются герои,
Не возвращаются друзья.
Осенней позднею порою
Дождями плачет грусть моя.
 
А где-то пуля просвистела,
Блеснул во тьме коварный нож.
Ты, смерть, задеть его сумела.
Когда же горе ты поймёшь.
 
Не возвращаются герои,
Не возвращаются друзья.
Но будет память жить с тобою
Святая Родина моя!
                                        1989
 
По московским дворам
 
По московским дворам, по московским заборам
Мы гоняли судьбу от ворот до ворот.
И летала судьба по московским просторам,
И бежала от нас за крутой поворот.
 
Мы просили: –  Постой!  –  заходящее солнце,   
И ловили лучи, как прощальный завет.
Мы искали судьбу в самом дальнем оконце,
Пока был на виду завлекающий свет.
 
Наше время летело! Наше время плясало!
Наше время не знало, куда хитрость ведёт!
Нам порою казалось, что времени мало,
И казалось в пути, что вот-вот повезёт.
 
Мы ломали себя, холуёв не жалели.
Мы искали любовь и терялись в мечтах.
Мы за дружбу не раз и не дважды пропели,
И не знали, что счастье дрожало в руках.
 
– Время! Время, постой! Не спеши, наше время!
Мы ещё не успели сказать о себе!
– Все победы и беды никто не отменит, –  
Это правда о нашей летящей судьбе!
                                                 июнь 1987
 
По заревым просторам               
 
Если, друг, ты где-то по дороге
Встретишь вдруг село и добрый крест,
Пусть пройдётся по душе тревога
За судьбу твоих родимых мест.
 
Друг, пройдём по заревым просторам.
Там, где зреет вековая грусть.
Знаю я, что скоро иль нескоро
Встречу, обниму Святую Русь.
 
В городах разыгрывают драмы
Дуры-кошки, старые коты.
Русь моя, я вижу в небе храмы
И горят невинные кресты.
 
А пока по жизненной дороге
Разгулялась глупость, как судьба,
Взгляд на улицу бросает строгий
Русская старинная изба.
 
И когда родимою сторонкой
Ты пройдёшь на луг или к реке,
Посмотри как добрая девчонка
Машет нам платочком вдалеке.
                             Сентябрь 2003
 
             Детство
 
Я был рождён аристократом:
Дрова рубил всегда с плеча.
Суп доставал с плиты ухватом,
И выражался сгоряча.
 
Мы по задворкам воевали
С фашистами до синяков.
И пусть в войне не доедали,
Но били, как могли, врагов.
 
Нам справедливость стала гимном,
А знаменем служил лоскут.
И прозывался господином 
Жиреющий смазливый шут.
 
Мы узнавали   в ходе  драки:
Важна нам Истина друзья!
Друзья не могут быть собаки,
Ну, а собаки – не князья!
 
Когда отец за поллитровкой
Костил доносчиков и шлюх,
Я мысленно хватал винтовку
И наводил на жёлтых мух.
 
Нас потешали идиоты,
Что скоро будем жить в раю.
А сами жрали до икоты,
Слюнявились на всю страну.
 
Воспитывали нас бараки,
Любовь крепил ржаной ломоть.  
Мы знали с детства: грех и враки
Припомнит к старости Господь.
 
И пусть живём мы не в хоромах 
И нам кричат: Факиров слушай!
В России мы. Нет лучше  дома,
Здесь, где гуляют наши души!
                           Декабрь 1988 г.
 
       Русские сказки                        
 
Детства яркие пёстрые краски
Разлетелись по жизни-холсту.
Рисовали мне русские сказки
Зло, добро и в судьбе красоту.
 
Те далёкие милые сказки
Улетели в заветную даль…
Подбегает дочь с просьбой и лаской:
–  Расскажи про любовь и печаль!
 
И о царствиях давних страданий,
О беде и друзьях мужика
Я читаю по книге сказаний,
Говорю, как любовь высока,
Как зелёной волшебной опушкой
Серый волк пробегает как тень,
И старушка колдует в избушке,
Намотавшись в заботах за день,
Как от лести вельможи добреют,
Уминая в беседах пирог,
Как прислужники явно наглеют,
Не пуская народ на порог,
И как трудно обычной невесте
Отыскать своего жениха,
И гадают девицы на тесте,
И печалятся: доля плоха.
 
Омрачаются добрые глазки,
И вздыхает девчонка в тиши:
Ах, какие все грустные сказки!
Ты весёлую мне напиши!              
                                ноябрь 1987              
 
                        Наваждение  
 
За зелёным сукном собрались господа чёрной масти,
И придворные шлюхи ломаются в танцах порно.
Здесь сидят игроки новой высшей и дьявольской страсти.
Почему я попал в закулисное это кино?
 
Вот мне карту сдаёт главный шулер текущего века,
И краплёный валет шепчет мне: Ну, давай поспеши!
Положи-ка на кон свою суть от Христа-человека,
И любовь, и надежду и веру славянской души.
 
Окружили меня шулера сатанинского трона.
Вот один подмигнул, а другой пальцем мне погрозил.
И смеётся король воровского ночного притона:
Раз попал к нам сюда, значит, вход ты грехом заслужил.
 
А за окнами Русь просветляется в избах лучами.
Там иконы стоят, топоры охраняют поля.
С неба души кричат: –  Ты с вождями опять или с нами?
Знай, на карту поставлена снова родная земля!
 
Я бросаю на стол свою карту с названием Совесть.
Луч надежды блеснул и ночную толпу осветил.
И король заорал: –  Убери! Вижу здесь море крови!
По экрану удар!
Это я телевизор разбил.
                                                                 Ноябрь 1992 
 
   Здравствуй, друг!
 
Здравствуй, друг молодой или старый!
Наши песни я слышу во сне.
Обними-ка  подругу-гитару,
И пропой о любви и весне!
 
Видишь, солнце по-доброму светит,
И душа улетает в зенит!
Спой, приятель, мне песню о лете,
Пусть гитара  твоя зазвенит!
 
На опушке гуляет берёза,
В пляску кинулся клён молодой.     
Спой, приятель! Пусть песня поможет
Братьям, сёстрам России родной!    
 
Расскажи мне про близкую осень     
В нашем древнем забытом краю,
И ложится не во время проседь
На весёлую юность мою.
 
Спой, приятель, мне «Зимнюю песню»,
Видишь, снегом покрыта душа.
Пусть Всевышний всех нас перекрестит,
Кто идёт по Руси, не спеша.
 
Здравствуй, друг молодой или старый!
Никого, ни о чём не проси!
Обними-ка  подругу-гитару,
И пойдём петь во славу Руси!
                                             2007
  
Лечу к тебе, Великий Устюг!
 
Я не хочу жить где-то с грустью,
И быть в плену ненужных грёз.
Спешу к тебе, Великий Устюг,
Где греет души Дед Мороз!
 
Я приплыву на пароходе,
Или приеду на авто.
Или на чём-то этом вроде,
Чтобы поднять бокал за то,
 
Что есть на свете этом белом,
На устье северной реки
Местечко, где душа звенела
От радости и от тоски.
 
Не нужно мне чужого хлеба,
Чужих морей и южных гор.
Здесь колокольни рвутся в небо,
И хочется обнять простор.
 
Я не хочу жить где-то с грустью,
И быть в плену ненужных грёз.
Лечу к тебе, Великий Устюг,
Где греет души Дед Мороз.
                                           2007
 
   Мы споём, ещё споём!
 
У красавицы – мечты 
Жизнь настанет лучшая!
Ты да я, я да ты – 
Пара неразлучная!
 
Ты со мной, да я с тобой – 
Горе перемелется!
Чтобы стали мы судьбой,
Луг ковром расстелется!
 
Песню мы ещё найдём,
Что была заброшена.
Мы споём, ещё споём
О судьбе не скошенной!
 
Век торопит! Век зовёт!
А мечта скрывается.
Кто не рад, пусть не поёт!
Нам Россия нравится!
                         Апрель 1990
 
О песнях в родном городе
 
Дорогие папы, мамы!
Расскажите, что мы ждём,
Если столько лет упрямо
В семьях песен не поём.
Иль от скромности зарделись,
И фольклор почти забыт,
Или души охладели,
Засосал проклятый быт?
 
Не стреляет глупость мимо – 
Попадает в Человека.
Мне поют необходимо
По-английски кукарекать.
Мите сунули банджо,
Коля отхватил орган.
Костенька поёт свежо,
Если до конца не пьян.
 
Из могил деды ворчат,
Мир для них и сжат и тесен,
В душу русскую стучат,
Просят русских старых песен.
 
И от музыки деляг,
Барабанов, визга, пьянки
Поднимается «Варяг»,
Призадумалась «Славянка».
И зовёт платочек синий,
И волнует ночка тёмная,
Ты проснись, моя Россия!
Песни пой, страна огромная!
                              Июнь 1987
 
  А я вам желаю влюбиться!
 
Над Родиной нашей играют зарницы,
Народ веселится, всю грусть затая.
А я вам желаю: Желаю влюбиться,
Желаю влюбиться в родные края!
 
Надеюсь, что храм старины возродится,
И братья и сёстры вернутся к нему.
Скажите:  – Во что же иначе влюбиться?
Скажите, родные, я, может, пойму? 
 
Смотрите, любуйтесь на светлые лица
Красавиц небесных, сошедших сюда!
И я вам желаю: Желаю влюбиться,
Хотя б в жизни раз и уже навсегда!
 
Свобода взлетает, как вольная птица,
Крылом осеняя поля, города.
И я вам желаю: Желаю влюбиться
В детей и Россию уже навсегда!
                                28 декабря 2002
 

Юрий Кириенко-Малюгин. О Московском Кремле» Николая Рубцова.

(стихотворение опубликовано 17 ноября 1968 г.; ниже комментарии Ю.Кириенко-Малюгина из статьи «Народная философия поэзии Николая Рубцова» от 2014 года). 
 
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе,  – о, русская земля!  –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было всё: смиренье и гордыня,  – 
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
 
      Поэт  интуитивно соединяет Кремль, как символ величия Державы, с «приземлёнными» символами «в твоей глуши с лесами и холмами». Рубцов понимал необходимость централизации власти в России, мотивы внутренней государственной политики Ивана Грозного.  
 
Мрачнее тучи грозный Иоанн
Под ледяными взглядами боярства
Здесь исцелял невзгоды государства,
Скрывая боль своих душевных ран.
 
    Вот эти мысли актуальны и в наши дни, когда были видны попытки новых удельных князьков во имя эгоистических интересов разорвать Россию на куски, сначала экономически, а затем и политически. 
 
И смутно мне далёкий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный…
 
     Дана историческая характеристика «самого» Наполеона в отличии от эгоцентрического возвеличивания «покорителя Европы» начала 19-го века на Западе.  
 
Да! Кремль земной! От пушек и ножа
Здесь кровь лилась… Он грозной
                                                         был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный – 
Ну не мираж ли сказочно-небесный – 
Возник пред вами, реет и горит?
 
     Смотрите: какие сюжетные повороты делает Рубцов в этой строфе: сначала – о  Державной значимости Кремля, затем – о  художественной «сказочно-небесной» картине. И в заключении – скрытый смысл всего стихотворения.
 
И я молюсь – о, русская земля!  – 
Не на твои забытые иконы.
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
 
      Поэт  говорит русской  земле, что  он молится «не на твои забытые иконы». На первый взгляд, кажется, что это чистый атеизм. Но, если логически рассудить, то получается, что поэт молится на действующие в православных храмах иконы!    
Как сложно нешаблонно писать о Кремле! Рубцов, бессознательно используя весь свой лексический запас, нестандартные метафоры, рифмы, эпитеты, создал адекватное Величию Московского Кремля произведение.
     Вологжанка Н.А.Старичкова в книге «Наедине с Рубцовым» (Вологда, 2000) сообщила, что поэт брал в городской библиотеке по специальному разрешению книги Карамзина по истории России. И ключевые повороты Истории Рубцов отражает нестандартными средствами.
P.S. 1.Схватка вокруг Истории России продолжается: называющий себя историком Николай Сванидзе выступил с дезинформацией относительно политики царя Ивана Грозного и не только, ссылаясь на публикации (фальсификации) западных историков. Отпор ему дал кинорежиссёр Никита Михалков в передаче «Бесогон» от 11 декабря 2016 г., приведя цитаты Карамзина из его «Истории Государства Российского» (указано издание от 1994 года в Калуге). Ещё ранее книга Карамзина отдельными главами была издана журналом «Москва» с января 1988 года и в течение того года. 
P.S. 2. Идёт информационная война. Опубликовано свидетельство выпускника Литинститута поэта Владимира Андреева о высказывании Николая Рубцова: «Запомни, Володя! У нас в России не было плохих царей». Конечно, это не значит, что цари не ошибались в некоторых ситуациях. Надо учитывать, что Россия почти постоянно находится под враждебным западно-европейским давлением. Становится ясным, что предмет «История России» становится приоритетным в школьной программе для объективного формирования патриотического мировоззрения молодёжи – наследников Державы. Вызывает удивление фактически блокирование пропаганды творчества русского народного поэта, члена Союза писателей СССР от 1968 года  Н.М.Рубцова, автора известных стихов-песен «Привет, Россия! – Родина моя…», «Звезда полей», «В горнице», «Журавли», «Зимняя песня», «Букет»и ещё 150 песен – авторов-композиторов и исполнителей из народа. В 2013 году инициативно в Московском колледже №20  открыт читальный имени Н.Рубцова с экспозицией. В 2015 году в Москве по формальным признакам закрыта юридическая НКО «Рубцовский творческий союз».