Елена МИТАРЧУК, Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН, Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО, Сергей ПОНОМАРЁВ
Статья №1-1. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН, ГОГОЛЬ и РУБЦОВ. СВЯЗЬ ВРЕМЁН и МИРОВОЗЗРЕНИЙ.
Есть несколько свидетельств и признаков творческой близости или даже единства мировоззрений между Н.В.Гоголем и Н.М.Рубцовым.
В течение юношеского периода жизни Н.Рубцов последовательно знакомился с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, С.А. Есенина, А.А. Блока, Ф.И. Достоевского. Можно определённо отметить, что начинающий в то время поэт ищет творческий ориентир. Более глубоко уже в литинституте Рубцов изучал в рамках и за рамками учебного процесса творчество Державина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Д. Кедрина, Э. Хемингуэя. Поэт просто впитывал в сознание содержание, стилистику и творческие ходы этих неординарных писателей. Очень высоко отзывался Н. Рубцов о поэзии Ф.И. Тютчева: «Все его стихи шедевры». Но Рубцов шёл абсолютно своим путём, потому что все названные поэты жили и творили в другой социально-духовной среде и на другой языковой основе. Признаем, что созерцательный взгляд на крестьянскую жизнь из дворянской усадьбы отличается от противоположного социального взгляда со стороны, например А.В. Кольцова или С.А. Есенина.
Н.В. Гоголь жил в эпоху 30-40-х годов 19 века. Был в гуще народной жизни южной России: ярмарки, бытовые явления, сказания, песни. В первых произведениях, в рассказах писатель выразил мистическое восприятие явлений окружающего мира. Иногда жуть охватывает читателя от нарисованных Гоголем картин. В более зрелые годы Гоголь окунулся в среду мещанскую, чиновничью, фиксировал в сознании факты дворянско-крестьянской жизни. Прекрасно знал все нюансы делопроизводства и психологию поведения служащих. Все отрицательные свойства (карьеризм, лесть, зависть) мещанина представлены им в «Ревизоре». Эту пьесу можно назвать комедией и в то же время трагедией раздвоенных душ персонажей.
В литературной обстановке 60-х годов 20 века, во время учёбы в литинституте Н.Рубцов наверняка знал собрание сочинений Н.В.Гоголя в шести томах (Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1953 г.). Есть свидетельства современников, что Рубцов в это время читал Библию, носил с собой сборник Ф.И. Тютчева. В Вологде Рубцов читал многое из библиотеки писателя Б.Чулкова, который давал бездомному поэту приют. Самообразование шло непрерывно.
Есть свидетельства М.Корякиной, жены В.П. Астафьева о встречах с Рубцовым: «Вскоре он повёл разговор о Гоголе, да так интересно с юмором, с удивлённой радостью, наизусть цитируя отрывки и реплики из «Мёртвых душ». Мы смеялись до слёз. Николаю это очень нравилось. Прощаясь, пообещал в следующий раз развеселить нас рассказами из литинститутской жизни».
Сообщается, что во время сдачи экзамена по русской литературе у Рубцова зашёл спор с преподавателем о высказываниях Н.В. Гоголя. Причём преподаватель сообщил, что если студент подтвердит мнение Гоголя, то поставит «отлично». Рубцов сбегал в библиотеку, нашёл нужный абзац и доказал свою правоту.
В Вологде, в квартире Н. Рубцова на стене висели портреты Э. Хемингуэя и Н.В. Гоголя. После убийства поэта на полу обнаружен разбитый портрет Гоголя.
Всё это, так сказать, внешние признаки отношения Рубцова к национальному русско-славянскому писателю, фактически создателю нового художественного направления в русской литературе 19-го века.
Разбирать творчество Н.В.Гоголя можно бесконечно. Писатель с видимым простодушием, но очень хитро вырисовывает положительный облик и характер обыкновенного русского крестьянина. Вот слуга у Чичикова «любит читать и всё подряд». Ясно, что слуга не мог в то время выбрать книгу. Но эта деталь свидетельствует об определённом образовательном уровне «простолюдина». Гоголь в «Мёртвых душах», как бы, мазками набросал пёструю картину современного ему общества. Летящая до сих пор неизвестно куда Россия – мистическая тройка, перед которой расступаются народы и государства. «Мертвые души» Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрёва и других – это потерянные души управляющего сословия той эпохи.
В письмах «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголь хотел разъяснить, растолковать суть поэмы. Понять захотели не все.
Пишут, что Гоголь применил реалистический метод отображения действительности. Это неглубокое поверхностное мнение конкретного критика. Гоголь, рисуя жизнь, как бы выпячивал одну из негативных сторон обывательской жизни, которая вовсе не жизнь, а прозябание. Видимо, Гоголь хотел показать, в каком болоте барахтается чиновник или помещик, насколько городская суета или сельское однообразие засасывает его и что сложившаяся система взаимоотношений порочна по сути. И ужаснувшись, увидев реакцию Пушкина на прочтение первых глав «Мёртвых душ», Гоголь хотел создать положительные образы в русском обществе. Но в этой, в той социально-исторической обстановке взаимозависимости чиновников, помещиков и крестьян не может быть положительных героев. В этом, представляется, душевная трагедия писателя. Но это не значит, что героев нет или точнее они не могут такими стать.
Многие персонажи с отрицательными чертами характера полностью преображаются в критических обстоятельствах русской Истории. Нашествие на Россию, война против России и Православия вызывают патриотический подъём. И никогда ни Собакевич, ни Ноздрёв, ни Чичиков не станут предателями Родины, они и их дети будут воевать за Веру и Отечество. Но это уже в других произведениях, у других авторов. Вспомним «Войну и мир» и «Севастопольские рассказы» Л.Толстого», «Порт-Артур» Степанова и того же «Тараса Бульбу» Гоголя.
Особый интерес представляют следующие литературоведческие провидческие высказывания Н.В.Гоголя:
«Поэзия есть чистая исповедь души, а не порождение искусства или хотения человеческого; поэзия есть правда души, а потому и всем равно может быть доступна. Способность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и даётся одним только всемирным гениям, которых появление слишком редко на земле; опасно и вступать на этот путь другому.
Многие даже из первокласснейших талантов становились ниже себя, зашедши в область вымысла, но высоко возвышались даже и небольшие таланты, когда событиями собственной души своей были наведены на то, чтобы передавать одну чистую правду души»…
«Ещё доселе загадка – этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания своего человек…Ещё тайна для многих этот необыкновенный лиризм – рождение верховной трезвости ума, – который исходит от наших церковных песней и канонов и покуда так же безотчётно возносит дух поэта, как безотчётно подмывают его сердце родные звуки нашей песни».
Творчество Н.В.Гоголя пронизано мистикой: отражением сверхестественных явлений, а также загадочными, необъяснимыми, казалось бы, поворотами в поведении личности, в поведении персонажа. Но это же Россия!
В творчестве Н.М. Рубцова мистические мотивы проявляются в целом ряде стихотворений: «В горнице», «Наступление ночи», «Ферапонтово», «Философские стихи», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие», «До конца», «Последний костёр».
Особый интерес представляет стихотворение Н.Рубцова «Гоголь»:
Горит вся жизнь. Горит весь труд. Не шутка!
В минуту Гоголь обо всём забыл.
России стало холодно и жутко,
Когда он печь однажды затопил.
Горят, горят слова, прощаясь с ним.
Они кричат немыми голосами!
Он, озарённый пламенем своим,
Глядит в огонь безумными глазами.
Никто же не проснулся, как нарочно!
Чужие люди…Так тому и быть.
Ах, если б мама, мама среди ночи
Камин бы не позволила топить.
Ах, если б мама…Или Пушкин близко.
Но никого. Один лишь в небе бог.
А на лице живые пляшут блики.
А Гоголь слаб. А Гоголь очень плох.
Ему осталось уповать на бога.
Зачем слуга? Вот разве труп стеречь.
Он знает: жить ему совсем немного,
И он спешит скорее душу сжечь.
Это неизвестное стихотворение переписано у Н.В. Петровой, супруги Александра Петрова, литинститутского друга Рубцова. Вероятно, оно не прошло цензуру при издании сборника Рубцова или при попытке публикации в газете. Но оно показывает, как хорошо Рубцов знал творчество и обстоятельства жизни Н.В. Гоголя, насколько глубоко переживал за душевные метания своего любимого писателя.
Особенно актуально звучит в наше время высказывание Н.В. Гоголя:
«Нет, не Пушкин или кто другой должен стать теперь в образец наш: другие уже времена пришли…свойства, обнаруженные нашими поэтами, суть наши народные свойства…, поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это огни, из него излетевшие, передовые вестники сил его. Другие времена несут и другие дела, иные задачи, а потому и не напомнят они уже никого из наших прежних поэтов. Самая речь их будет другая; она будет ближе и родственнее нашей русской душе: ещё в ней слышнее выступят наши народные начала».
Это предвидение создателя духовно-психологического художественного направления в русской литературе проявилось в творчестве народных поэтов С.Есенина и Н.Рубцова.
P. S. 1. Статья опубликована в газете «Калужское слово», июль 2009 г. Также на сайте «Звезда полей».
P. S. 2. Стихотворение Н.М. Рубцова «Гоголь» впервые опубликовано в книге Ю.Кириенко-Малюгина «Новая дорога к Рубцову» (М. Российский писатель.2005). Издательство просто выдало в то время автору ISBN Книжной палаты России.
P. S. 3. Книга «Новая дорога к Рубцову», содержащая Раздел 1. Букет Николаю Рубцову (44 посвящённых Рубцову стихотворения, Раздел 2. «И буду жить в своём народе…» (11 литстатей о Рубцове), Раздел 3 Новая дорога к Рубцову (17 статей Ю.Кириенко-Малюгина о Рубцове), пьесу «Николай Рубцов» - не замечена официально ни одним (одной) литкритиком (литкритикессой) с 2005 года. Такие времена –такие нравы «писателей».
Статья №1-2. Елена МИТАРЧУК. Стихотворение Н.М. Рубцова «ГОГОЛЬ», Обретённый «АВТОГРАФ»,
Текст статьи из альманаха «Звезда полей» 2019, № 19 Творческого центра им. Н.М. Рубцова
Большой удачей, о которой мечтает каждый исследователь литературы, становится обретение неизвестного автографа известного автора. Стихотворение «Гоголь» было найдено и впервые опубликовано замечательным рубцововедом-энтузиастом Юрием Кириенко-Малюгиным в начале двадцать первого века.
С обретением автографа этого стихотворения, и последовавшей за ним публикации статьи Кириенко-Малюгина «Гоголь и Рубцов. Связь времён и мировоззрений» в газете «Калужское слово», практически, была открыта новая тема в рубцововедении и гоголеведении: Рубцов и Гоголь.
По свидетельству публикатора: «…С литератором Н.В. Петровой, женой Александра Петрова я познакомился на одном из мероприятий Московского Рубцовского центра в ЦДЛ примерно в 2003-2004 г.г. Я уже тогда знал, что А. Петров дружил с Н.М. Рубцовым во время учёбы в Литературном институте. Она мне сообщила о имеющихся нескольких стихотворениях Рубцова, не называя стихотворение «Гоголь». Я попросил о встрече. Она сообщила, что стихотворения находятся у её сына, который живёт на окраине Москвы. Дала мне телефон сына. Я созвонился с ним и приехал прямо к нему на квартиру. Он дал мне несколько листков с отпечатанными текстами. Среди них я увидел текст стихотворения «Гоголь»: не в тетради, а на отдельном листе в напечатанном на машинке виде. Это был примерно 3-й экземпляр закладки для печати. На листе был заголовок «Гоголь», фамилии Рубцова не было. Я просто переписал текст. Было ещё несколько отпечатанных на машинке известных мне стихотворений, но с некоторыми изменениями по текстам. Я попросил разрешения переписать стихи. Сын Петровой разрешил мне. Я уже тогда понимал, что это совершенно неизвестное стихотворение, характеризующее понимание Рубцовым обстоятельств жизни и творчества Гоголя. В то время я готовил к выпуску книгу «Новая дорога к Рубцову» и сразу решил включить туда стихотворение «Гоголь». Название книги характеризует её содержание, как
47
развитие темы стихотворения Рубцова «Старая дорога». Книга «Новая дорога к Рубцову» имеет выходные данные: М.: Российский писатель. 2005.- с.87 (подписана в печать 02.11.2005), опубликовано стихотворение «Гоголь».
2. Стихотворение «Однажды», в котором упоминается Гоголь, опубликовано в сборнике «Звезда полей» (1967). У меня нет этого сборника, но оно опубликовано в книге «Николай Рубцов». Сочинения. М.: Российский писатель, 2006. Составитель Н.И. Дорошенко (подписано в печать 30.09.2005). В трёхтомнике редактора-составителя В.Д. Зинченко на стр. 322, т.1 сообщается, что «Однажды» опубликовано в сб. «Звезда полей». Упоминается в письме к В. Бокову от 03.07.1963 г. и др. сведения (электронное письмо Юрия Кириенко к Елене Митарчук от 16 марта 2018 года).
Из вышеприведённой информации следует, что автограф представляет собой неавторизованную машинописную копию.
Не рассматривая аргументы против авторства Рубцова стихотворения «Гоголь», рассмотрим аргументы в пользу его авторства. Для начала познакомимся с текстом стихотворения:
Горит вся жизнь. Горит весь труд. Не шутка!
В минуту Гоголь обо всём забыл.
России стало холодно и жутко,
Когда он печь однажды затопил.
Горят, горят слова, прощаясь с ним.
Они кричат немыми голосами!
Он, озарённый пламенем своим,
Глядит в огонь безумными глазами.
Никто же не проснулся, как нарочно!
Чужие люди... Так тому и быть.
Ах, если б мама, мама среди ночи
Камин бы не позволила топить.
Ах, если б мама... Или Пушкин близко.
Но никого. Один лишь в небе Бог.
А на лице живые пляшут блики.
А Гоголь слаб. А Гоголь очень плох.
48
Ему осталось уповать на Бога.
Зачем слуга? Вот разве труп стеречь.
Он знает: жить ему совсем немного,
И он спешит скорее душу сжечь.
Прежде всего, в пользу авторства Рубцова говорит стилистика стихотворения:
Набор излюбленных рубцовских образов-символов: «Бог», «Россия», «душа», «слова», «мама», «жизнь», «смерть», «труд», «огонь», «печь».
Характерный для поэта приём повтора: «Горят, горят слова, прощаясь с ним».
Свойственная Рубцову длина стиха: 20 строк с разбивкой на строфы.
Тематика стихотворения также свидетельствует в пользу авторства Рубцова. Он любил «вечные» темы: жизни, смерти, творчества, жертвенного служения Поэта Родине и Музе. Любовь Рубцова к автору «Мёртвых душ» и обращение к теме Гоголя в стихотворении «Однажды» также являются аргументом «pro»:
Однажды Гоголь вышел из кареты
На свежий воздух. Думать было лень.
Но он во мгле увидел силуэты
Полузабытых тощих деревень.
Он пожалел безрадостное племя,
Оплакал детства светлые года,
Не смог представить будущее время –
И произнёс: – Как скучно, господа!
В легенду вошёл случай из студенческой жизни Рубцова.
«Однажды он собрал портреты всех русских классиков, которые висели на стенах в коридорах общежития, и принес их к себе в комнату. Расставил вокруг себя и стал пить вино, поглядывая на классиков. А на носу – комиссия по приемке общежития. Комендант общежития Литинститута (Циклоп, как прозвал его Рубцов, из-за того, что тот был с одним глазом), заметив отсутствие портретов, рвал и метал, но безуспешно, пока не заглянул в комнату Николая. С ним забежали и его помощники по поискам. Увидев, как Рубцов поднимает бокал то за Гоголя, то за Пушкина, Циклоп
49
закричал:
– Посмотрите на него! И это человек высокой культуры! И это Рубцов!
Классиков унесли, а Коля с горечью сказал:
– Один раз хотел побыть с великими на равных. Не дали». (Воспоминания М.М. Ганичева о Н.М. Рубцове. «Воскресенский проспект». Литературно-художественный альманах. Вып. 4. Череповец. ЧГУ. 2004. С. 93-97).
О любви Рубцова к Гоголю рассказывает также в воспоминаниях о поэте супруга писателя Виктора Астафьева Мария Корякина:
«На другой день под вечер он снова пришел к нам, со смущенной улыбкой сказал: "Вчера мне вовсе не хотелось уходить, да отдыхать вам надо было... Вот пришел опять..." Вскоре он повел разговор о Гоголе, да так интересно, с юмором, с удивленной радостью, наизусть цитируя отрывки и реплики из "Мертвых душ". Мы смеялись до слез. Николаю это очень нравилось. Прощаясь, пообещал в следующий раз развеселить нас рассказами из литинститутской жизни.
… Когда разговор зашел о безграничности поэзии, Рубцов утверждал, что у каждого, даже самого посредственного поэта, обязательно есть стихи, много или мало, пусть хоть одно, – мудрые, пророческие, всегда остающиеся современными, и что все поэты, знают они это или нет, хотят того или не хотят, – пророки. И тут же, как пример, приводил своего любимого Тютчева, который писал сто лет назад, – и уже о нас, о жизни, о человеке, о судьбе его, писал так, что читаешь сейчас – и душа заходится от восторга, глубины и высочайшего мастерства, и ещё...
– В общем, все, как у всех, как у нас. Как во все времена, - заключил он однажды и раскрыл книгу стихов Тютчева:
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других...
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих...»…
Стихия Гоголя – огонь. Недаром Валерий Брюсов произнёс на открытии памятника Гоголю в Москве в 1909 году речь, дав ей название «Испепелённый».
Стихия Рубцова – холод и снега Русского Севера и горящий посреди снегов и холода «Русский огонёк»: свет и тепло русской Души.
Не удивительно, что стихотворение «Гоголь» не было опубликовано
50
при жизни поэта. Бездомность не давала ему возможности работать в полную силу.
Своим жильём Рубцов обзавёлся в 1969 году, когда въехал в однокомнатную квартиру в Вологде на улице Яшина.
До получения квартиры где только Рубцов не жил: после смерти матери в детском доме, в техникумовских общежитиях, на эсминце «Острый», когда служил на Северном флоте срочную службу, в общежитиях Кировского завода и Литинститута, в доме тёщи в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, у вологодских друзей, в общежитиях в Вологде и там же в коммунальной квартире, пока не получил ставшую для него роковой квартиру, в которой прожил последний год.
В неё и пришла Людмила Дербина, чтобы выразить восхищение его поэзией, как она утверждает. В ней он был убит 19 января 1971 года.
При таких жизненных обстоятельствах, которые сам Рубцов называл «заочным образом жизни», трудно было хранить все рукописи в одном месте и печатать все стихи. А их было очень много уже в начале его студенчества, по свидетельству товарища Рубцова по учёбе в Литинституте Попова: целый баул.
Рубцов писал в письме к С.В. Викулову из Никольского о том, что все свои стихи он хранит «в голове». "Вообще я почти никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Даже не все чистовики отпечатываю на машинке – так что умру, наверно, с целым сборником, да и большим, стихов, "напечатанных" или "записанных" только в моей беспорядочной голове".
В посмертных обстоятельствах Рубцова и Гоголя есть некоторые параллели.
В кабинете Гоголя в доме на Никитском бульваре в книжном шкафу нашли завалившиеся за книги пять черновых глав второго тома. Они были обнаружены после смерти автора «Мёртвых душ». Вопрос: существовали ли ещё черновые главы второго тома?
С. П. Шевырёву Гоголь читал семь глав. Брату А.О. Смирновой Л. И. Арнольди писатель сообщил 1 января 1852 года о том, что второй том готов к печати.
После смерти Рубцова пропали из его квартиры рукописи двух повестей: о детстве и флотской юности. Об этом пишет Нинель Старичкова – подруга Рубцова в книге «Наедине с Рубцовым».
51
Какие же мифы о Гоголе нашли отражение в стихотворении Рубцова «Гоголь»? Самые основные: о предсмертном сожжении рукописи, о безумии Гоголя, о единственном свидетеле сожжения – слуге писателя Семёне, о проживании Гоголя в последние годы в доме чужих людей, о дружбе Гоголя с Пушкиным.
Верил ли в эти мифы Рубцов? На данный вопрос нельзя ответить однозначно. Рубцов использует мифы о писателе, прежде всего, для создания настроения в стихотворении. Поэт был большим мастером создавать настроение в своих лирических шедеврах. Не исключение в этом смысле и стихотворение «Гоголь».
Интересна игра Рубцова со словами «печь» и «камин».
Никто из современников писателя, говоря о сожжении второго тома, не произносит слово «камин». Миф о сожжении рукописи в камине возник сам по себе.
Князь Дмитрий Александрович Оболенский сообщает о кафельной печи в кабинете Гоголя, полной пепла от сожжённого второго тома. Печь упоминается в некрологе, напечатанном М.П. Погодиным в «Москвитянине» и в мемуарах О. М. Бодянского.
Рубцов, наверняка, читал книгу «Гоголь в воспоминаниях современников», изданную Гослитиздатом в 1952 году, в которой напечатаны рассказы о писателе Оболенского, Бодянского и Семёна.
О сожжении второго тома студентам Государственного Литературного института им. А. М. Горького мог рассказывать Машинский – автор известного труда «Художественный мир Гоголя».
С. И. Машинский преподавал Рубцову в Литературном институте, по свидетельству товарища Гоголя по учёбе В.Ф. Андреева, советскую литературу. В частности, Машинский вёл семинар по творчеству Маяковского, участником которого был Рубцов.
Учитывая, что Маяковский в некоторой степени являлся продолжателем гоголевских традиций, разговор на этом семинаре мог зайти и о Гоголе. К тому же, в то время в Литинституте преподавал В.Г. Лидин – автор двух вариантов легенды о пропавшей «голове классика».
Но Рубцов тему пропавшего черепа Гоголя, как и его летаргического сна, деликатно обходит, в отличие от Андрея Вознесенского – автора стихотворения «Похороны Гоголя Николая Васильевича», где миф о летаргии активно эксплуатируется.
Для Рубцова была важнее тема творческого подвига писателя.
Статья №1-3. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Эволюция национального мировоззрения Есенина после 1917 года.
Глава 4. Зашифрованная народная поэзия С.Есенина. из книги «Методика оценки и критерии народности поэзии»..
Юрий Кириенко-Малюгин. Эволюция национального мировоззрения Есенина после 1917 года (из статьи 2004 г.)
Несказанное. Синее. Нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз.
39
На первый взгляд, создаётся впечатление, что «тихий» лирик наслаждается необыкновенной русской природой. Но стихотворение написано в начале 1925 года, когда Есенин уже не колебался в понимании «куда влечёт нас рок событий» в России. Наступила относительная тишина. Есенин в первой строке рисует безоблачную картину. Во второй строке, казалось бы, на втором плане ушедшая буря. Читается подтекст – окончилась братоубийственная война. Поэт в родной стороне размышляет:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло не кляну,
Словно тройка коней оголделая
Прокатилась во всю страну.
Ничего случайного у Есенина нет. Что это за тройка коней, да ещё «оголделая» прокатилась, представьте себе, во всю страну? То-есть, от западных границ и до Дальнего востока. И от Мурманска и до Крыма и Кавказа. И какой след оставила эта тройка-тачанка в России?
Участие России в первой мировой войне с августа 1914 года было обусловлено необходимостью защитить православную Сербию от агрессии со стороны католической Австро-Венгрии, которая выставила наглый ультиматум суверенному государству. По сути, эта война началась, как религиозная, в которой участие России было оправданным. И почти все сословия были на патриотическом подъёме. Кроме, естественно, скрытых и явных врагов православной России. Эти авантюристы-революционеры, умело играли на социальных противоречиях и подогревали страсти, желали поражения или ослабления России, а значит и русского народа.
Элита царской России не смогла дать достоверный анализ ситуации и не могла выиграть войну по следующим причинам:
– Неспособность организации военных операций и дезорга-низация снабжения армии (из-за головотяпства и предательства), о чём писал Николай Второй.
– Социально-мировоззренческий разрыв в российской армии между командирами среднего звена (в основном, дворянством) и солдатами (в основном, крестьянами).
40
– Новой духовной элитой России становилась разнородная по пониманию путей разрешения социальных и мировоззренческих противоречий салонная и левацкая интеллигенция.
– Нерешённость земельного вопроса в пользу крестьян.
Руководители Государственной думы (Родзянко, князь Львов и др.) организовали отречение Николая Второго от престола. Народным массам казалось, что получена свобода. Но Временное правительство объявило войну до победного конца в условиях нерешённого вопроса о земле. И поэтому было обречено. Есенин сказал: « …был первый в стране дезертир». Солдаты массово возвращались в деревни. («Под неразбериху февральской револю-ции германское руководство прислало в Россию два вагона отпе-тых революционеров, которые организовали из заумной интел-лигенции, леваков разных мастей и рабочих-активистов колонну для захвата власти. В общество был брошен лозунг: «Свобода, ра-венство и братство», абзац изъят редакторами, прим. автора).
Большевики умело сыграли на чувствах русской крестьянской массы. В поэме «Анна Снегина» (январь 1925 г.) Есенин пишет о событиях в селе, о требовании Прона Оглоблина к помещице по земле: «Отдай!». На вопрос криушан «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?» поэт отвечает:
И каждый с улыбкой угрюмой
Смотрел мне в лицо и в глаза,
А я, отягчённый думой,
Не мог ничего сказать.
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
(«Мудрый-премудрый ответ даёт поэт. Это какие же крестьяне, которые такие, как Ленин?», абзац изъят редакторами, прим. автора). Перед этим фрагментом в поэме Есенин характеризует крестьян из Криуши и из Радово, как «горластый мужицкий
41
сброд». Местный крестьянский совет и коммуну организуют уголовник Прон Оглоблин и пьянь Лабутя. А поэт говорит устами русской женщины:
А всё это значит безвластье,
Прогнали царя …
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ.
Русские крестьяне после реализации «Декрета о земле» считали, что их проблема в революции решена. Есенин, как крестьянский сын, принял октябрьский переворот, как народную революцию. Это было заблуждение. Пока крестьяне занимались дележом земельных угодий, пламенные революционеры (Ленин, Троцкий, Свердлов и др.) решали свои задачи:
– Уничтожение царской семьи, как возможных законных наследников российской Державы, и дворянства. .
– Уничтожение православия, как базовой идеологии, регу-лирующей оптимальные взаимоотношения в семье и обществе.
– Тотальная борьба с мифическим великодержавным русским шовинизмом, что вело к стравливанию наций в России, мораль-ному унижению и непрерывному уничтожению русского народа.
– Внедрение революционной космополитической идеологии новой элитой в русское общество тоталитарными методами.
Отделение церкви от государства, проведённое большевиками первой формации – это начальный этап развала православной крепкой семьи и российской державы. Последовавшее разрушение храмов, физические уничтожение дворянства и священников и дискредитация учения Христа – основные направления политики Ленина-Троцкого.
Есенин пишет в поэме «Гуляй-поле» (1922):
Всё спуталось…
Но понял взор:
Страну родную в край из края,
Огнём и саблями сверкая,
Междоусобный рвёт раздор.
42
Политическая ситуация с 1917 по 1925 г.г. менялась непрерывно. Но идея мировой революции под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» являлась главной целью высшего руководства при Ленине (председатель Совнаркома) и при Троцком (главкоме). Поэтому в декабре 1922 года, после гражданской войны, был создан Союз советских социалистических республик (СССР) с заложенной до времени миной «самоопределения наций вплоть до отделения». Была ликвидиро-вана (космополитами) тысячелетняя Россия и (титульный) русский народ потерял вековую идентификацию.
Имажинизм, объявленный Есениным со товарищи, заявил о главенстве образа в поэзии. При этом в стороне оставалась идейная позиция поэта: с кем он? С народом или с идеями утопистов? Есенин ушёл от аполитичного имажинизма, потому что ценил национальный характер русского человека, древний уклад и самобытную культуру. Футуристы и другие представители левацкого искусства выступали в России как разрушители традиционной культуры, на практике с маузером за пазухой и в стихах вели городскую толпу в абстрактное будущее – мировой коммунизм. («Есенин писал: «…он (логически по тексту – Е.Замятин)...хвалит там Маяковского, лишённого всякого чутья слова. У него ведь почти ни одной нет рифмы с русским лицом, это помесь негра с малоросской…», изъято редакторами, прим. автора)
Есенин к 1922 г. понимал происходящее в России, когда писал:
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Легкий юмор, самоирония сквозят в этих стихах Есенина. А некоторые «пламенные» критики понимали эти слова буквально. Не замечая главного: «Не расстреливал несчастных по темницам». Есенин, наверняка, знал о расстреле в Екатеринбурге. («По существу, самолюбивый Ленин мстил за казнь брата, который был, террористом. Ленин, Троцкий и Свердлов – организаторы этого расстрела без суда», изъято редакторами, прим. автора). Николай Второй был в это время не царь, а гражданин России..
43
Есенин уже за полгода пребывания в Западной Европе разобрался в психологии местной публики, когда писал в 1922 г.:
«Германия? Об этом поговорим после, когда увидимся, но жизнь не здесь, а у нас. Здесь действительно медленный грустный закат… Никакой революции здесь быть не может. Всё зашло в тупик». И ещё от Есенина: «Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать – самое высшее мюзик-холл».
Есенин в подтекстах писал о событиях и своём отношении к ним. Его откровения типа «В советской стороне, был самый яростный попутчик» понимали его друзья. Недруги не хотели принимать протест поэта против антинародной политики; исповеди и поведение поэта трактовали как бытовое хулиганство.
У большевиков не было программы для России («Декрет о земле» они взяли у эсеров). Ленин прямо говорил: «Главное – взять власть, а потом посмотрим». Но у России были другие задачи. Например, Менделеев писал о необходимости занятости непрерывно растущего населения. В России после отмены крепостного права был буквально демографический взрыв. С 1863 года по 1913 год население выросло с 63 млн. до 146 млн. человек. В семьях было от пяти до десяти детей (сколько Бог дал!). Будущее освоение земель в России было бы обеспечено. В начале XX в. реформатор Столыпин организовал массовое переселение русских и украинцев в Сибирь. Решение проблемы развития территорий России было остановлено террористами (убийство Столыпина), А каждая русская женщина делала главное: рожала и воспитывала детей.
С 1924 г. после возвращения на Родину, поездок в Константи-ново и на Кавказ Есенин вышел на новый уровень творчества, отказываясь от кабацких тем и поэтических экспериментов.
В одном из ключевых стихотворений позднего периода «Несказанное, синее, нежное…» (апрель 1925) Есенин, оценивая события в России, разоблачает политику большевиков первой формации. Причём делает это осторожно. Страна в разрухе. Миллионы жертв принесены. А во имя чего? И вот Есенин (не будучи политологом!) пишет:
44
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
В поэме «Чёрный человек» (1925) Есенин, раскрывая понимание прошедшего и как бы глядя в зеркало, пишет: «Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов».
Конечно, Троцкий и его друзья из ЧК, обладая полнотой власти с середины 1922 г. из-за болезни Ленина, не могли не заметить поворота в мировоззрении и поэзии Есенина.
Начиная с 1917 года, русский народ подвергся тотальному воздействию (о чём скрытно и прямо писал Есенин). Развал семьи, беспризорные русские дети, разгул псевдосвободы, введение абортов – убийства детей в зародыше, грубый материализм, замена подлинных национальных ценностей зарубежными – вот букет космополитических «ценностей».
Первый отказ от идей мировой революции (победа над троцкизмом) и поворот к коренным преобразованиям в сельском хозяйстве и в промышленности в условиях ожидаемой агрессии с Запада был обоснован и стал реализовываться большевиками второй формации во главе со Сталиным с 1928 года. Но это уже другие песни и поэты, беды и победы.
И русская национальная идея как результат изучения творчества Есенина и современных тенденций в России представляется как полномасштабная государственная поддержка семьи, восстанов-ление национальной русской культуры как основы духовного возрождения, обеспечение национальной демографической безо-пасности России, введение православной культуры в программы русских школ и в общество, обеспечение моральных норм поведе-ния в общении граждан России. Реализация русской национальной идеи не противоречит интересам других наций, являясь основой поддержания стабильности многонациональной России.
Опубликовано в издании «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд»; Материалы Международной научной конференции 2004 года, Москва – Рязань – Константиново, 2005 г. и в книге «Сергей Есенин. «И душа моя – поле безбрежное. М. НО «Рубцовский творческий союз» (15)
45
Статья №1-4. Светлана МАКАНОВА-ГРИЦЕНКО (Краснодар). День русского языка и тёмные ночи…
Статья на сайте «росписатель» от 26.06.2023 г.
… русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Белинский В.
Первые дни июня окрашены в цвета детства и освещены именем великого Александра Пушкина: день рождения поэта в 2010 году решением ООН стал международным Днём русского языка. А в 2011 году Президент подписал указ о праздновании 6 июня Дня русского языка в нашей стране. Также в России традиционно продолжают отмечать Пушкинский День, в советское время – Пушкинский праздник поэзии. Поэтому для всех литераторов и любителей словесности июнь – один из главных месяцев в году, когда и в России, и в мире превозносится Русское слово. Вот и мы поговорим о русском слове и русском языке.
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь» – А.Н. Толстой.
Прежде всего, с большой радостью и гордостью я хочу поделиться решением депутатов моего родного Краснодара, опубликованным в первые дни июня на сайте Городской Думы. Вот как это решение прокомментировал глава администрации Краснодара Евгений Наумов: «Депутаты поддержали запрет на оформление вывесок на иностранных языках (включая транслитерацию, то есть, написание английских терминов по-русски), за исключением зарегистрированных товарных знаков. Также изменения коснутся внешнего вида нестационарных торговых объектов, в том числе палаток, киосков и торговых автоматов остановок». Согласитесь: новость эта была как нельзя кстати именно ко Дню русского языка! Краснодар заступился за русский язык раньше, чем Москва, и очень бы хотелось, чтобы наш город стал примером для всей страны. А ведь по проведённым не так давно исследованиям, латиница на улицах кубанской столицы занимает более 80 процентов!
Вместе с тем не могу не согласиться с Михаилом Морозовым, автором сайта «Свободная пресса»: «Удивительную политкорректность по отношению к языковым символам (зарегистрированным товарным знакам) нашего врага проявляет Госдума. Чрезмерно осторожно идёт процесс ограничения англицизмов, которые давным-давно заполонили русское языковое пространство. Как будто бы депутаты боятся кого-то. Кого? Может бизнес, который был заточен на западные рынки и теперь никак не может свыкнуться с тем, что возврата не будет? Действительно, всевозможные бизнесмены и их подпевалы-эксперты ноют, что возвращение к русскому языку обвалит рынок, опустошит их карманы. Вывески на английском якобы нельзя трогать, поскольку, де, народ привык к ним и даже название Рибок или Адидас (на русском) будут отпугивать потребителя. Ну и пусть бы отпугивали. Пора уже отказываться от продукции тех, чьим оружием убивают русских. А может быть депутаты по-прежнему привязаны к западным банкам и недвижимости?...». Вопрос, как говорится, риторический.
Ну, не будем долго про товарные знаки. Ещё со школьной скамьи в мою память крепко вбито: одной из страшных угроз для всех нас является мат.
Тяжёлый, страшный мат загрязняет словесные пространства великой России не меньше англицизмов. Опять же обратимся к результатам небольшого социального опроса, организованного весной 2023 года Ириной Воскресенской, председателем краевого отделения Союза переводчиков России, которым она любезно поделилась со мной. Анкетирование (1134 ответа) проводилось в школах и ВУЗах Новороссийска. Возраст детей от 6-7 лет до 21 года. Девочки выдавали ответы иногда похлеще мальчиков, поэтому деление на девочек и мальчиков отменили, чтобы не усложнять подсчеты. Итак:
1. Твое отношение к мату
Положительное – 102
Отрицательное – 306
Нейтральное – 726
2. Ты используешь мат в своей речи
Редко – 526
Часто – 133
Никогда – 475
3. Чаще всего ты слышишь мат
Дома - 52 (думаю, тут лукавство)
На улице, в общественных местах -1082
4. Обычно ты слышишь мат от
Родителей – 53
Друзей – 343
Посторонних – 738
5. Когда ты слышишь мат, ты чувствуешь
Стыд – 151
Неловкость – 226
Ничего – 757
Вывод, который сделали исследователи: Мат – норма.
Статья №1-5. Сергей ПОНОМАРЁВ (Южно-Сахалинск) Две войны и две победы 1945 года
сайт «росписатель» от 05.05.2023
Как вернуть в строй вторую Победу?
Весенняя победа советского народа в 1945 году над войсками, экономикой и идеологией объединенной континентальной Европы упрощенно называется победой над Германией – по имени государства, стоявшего во главе тогдашней европейской коалиции.
Майские указы 1945 года
Символической точкой окончания войны стало учреждение майскими указами Президиума Верховного Совета СССР Дня Победы - 9 мая 1945 года – и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Авторы медали — художники И. Я. Романов и И. К. Андрианов. Этой медалью награждено около 15 миллионов человек. Если к ним добавить 16 миллионов человек, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной в июне 1945 года, то становится очевидным единство фронта и тыла, а также масштаб вовлеченности советского народа в достижение победы.
В указе от 8 мая 1945 года говорилось: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества - ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ».
Азиатский очаг Второй мировой войны
Разгром врага на западе страны обеспечил сохранение государственности нашей страны, однако не обеспечивал ее будущую безопасность пока на востоке Евразии существовал изначальный очаг Второй мировой войны, развязанной агрессивной Японией - союзницей Германии.
Островное государство, ранее захватившее Тайвань и Корею, совершило очередной прыжок на материк в начале 30-х годов 20-го века, когда оккупировало северо-восток Китая – Маньчжурию. На ее территории Япония 1 марта 1932 года создала марионеточное государство Маньчжоу – Го.
Таким образом, Япония добавила к 133 километрам сухопутной границы с Советским Союзом, проходившей по 50 – ой параллели на острове Сахалин, еще 4209 пограничных километров (!). От стыка границы Монголии и СССР до Владивостока. 7 июля 1937 года Япония напала на раздробленную Китайскую республику («Инцидент на мосту Марко Поло» /Лугоуцяо в районе Пекина). Началась Вторая Японо - китайская война (или, согласно китайской историографии, - «Восьмилетняя война сопротивления Японии»). Современные историки именно с этой даты и места ведут отсчёт начала Второй мировой войны.
Не ограничиваясь этим, Япония летом 1938 года у озера Хасан в районе Владивостока спровоцировала конфликт с СССР, а затем пограничный конфликт с союзником Советского Союза - Монголией. Советский Союз на реке Халхин - Гол с мая по сентябрь 1939 года вел военные действия с японской армией, закончившиеся разгромом японской группировки.
Пакт о нейтралитете 1941 г.
Это стало одной из предпосылок заключения 13 апреля 1941 года пакта о нейтралитете между СССР и Японией.
Ясно, что одной бумагой границы не охраняют. Поэтому во время Великой Отечественной войны СССР был вынужден держать десятки дивизий на востоке страны, на Амуре и Сахалине, а также в Монголии, где в 1940 -1945 годах стояла целая 17-ая армия Забайкальского военного округа.
Если к длине советско-маньчжурской границы добавить протяженность потенциально не менее опасной монголо-китайской и монголо-маньчжурской границы (4209 + 4630 км = 8839 км), стабильной только за счет присутствия войск РККА, то ясны и опасения руководства СССР в отношении тревожного соседства и значительная численность войск и материальных ресурсов, отвлекаемых от борьбы с гитлеровской Германией на протяжении долгих лет Великой Отечественной войны.
Японская гиря на весах Великой Отечественной войны
По японским планам и данным советской разведки сокращение советской военной дальневосточной группировки вдвое было сигналом для японских войск для нападения СССР. И никакой акт о нейтралитете, сам по себе без военно-силовой поддержки не был сдерживающим фактором для японской стороны. Это хорошо видно из опубликованных после 1945 года японских документов. Образно говоря, Советский Союз мог воевать с Гитлером и объединенной Европой только одной рукой. На второй руке гирей висела Япония, распухшая от своих новых колоний и территориальных амбиций.
В течении Великой Отечественной войны Япония держала у советских границ 35% личного состава своих сухопутных войск, около половины ВВС, свыше 40% артиллерии и т.д., что вынуждало советское руководство сохранять на Дальнем Востоке до 40 дивизий. Японская сторона осуществляла обмен новыми изобретениями в области военной техники, военными экспертами, разведывательной информацией с Германией, поставляла ей стратегическое сырьё, ограничивала советское судоходство на Дальнем Востоке и т.д. Основываясь на этом, а также выполняя свои обязательства перед союзниками по Антигитлеровской коалиции, советское правительство за год до истечения срока Советско-японского пакта о нейтралитете заявило о его денонсации.
Предупреждение
5 апреля 1945 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и сделал ему заявление о денонсации пакта о нейтралитете между СССР и Японией. Было отмечено, что после подписания пакта Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает той в её войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. В такой ситуации договор о нейтралитете «потерял смысл».
Таким образом, Советский Союз ясно обозначил свои союзнические с США и Великобританией планы.
Объявление войны Японии
Объявляя 8 августа 1945 года войну Японии, советское правительство заявило, что «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все ещё стоит за продолжение войны.
Требование трех держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая — от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву.
Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года. Советское Правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после её отказа от безоговорочной капитуляции. Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».
Менее чем за месяц советские войска освободили северо-восточный Китай, север Кореи, юг Сахалина, Курильские острова. 2 сентября 1045 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.
В боях со стратегической миллионной Квантунской группировкой японских войск и их сателлитов в Маньчжурии и Корее и в ходе Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций общие потери составили более 36 тысяч советских солдат и офицеров. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с японскими милитаристами, 308 тысяч советских воинов награждены орденами и медалями, 93 — удостоены звания Героя Советского Союза.
Капитуляция в Токио и объявление Дня Победы над Японией
2 сентября 1945 года в Токио Япония подписала Акт о капитуляции перед державами союзников (СССР, США, Великобритания, Китай). От СССР акт подписал генерал-лейтенант Кузьма Деревянко. Окончилась Вторая мировая война.
Когда эта весть дошла до Москвы, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении следующего дня — 3 сентября — Днем всенародного торжества — Днём Победы над Японией и нерабочим днем. Правительство (Совнарком) предложило всем государственным учреждениям поднять на своих зданиях Государственный флаг.
Два года 3 сентября было выходным днем, а в 1947 году оба дня Победы – и 9 мая и 3 сентября - были объявлены, хотя и праздничными, но рабочими днями.
С этого времени никаких изменений в Указ 1945 года о Дне Победы над Японией больше не вносилось и в соответствии с пунктом 2 раздела второго Конституции России 1993 года о действии на территории Российской Федерации правовых актов, принятых до 12 декабря 1993 года, — он является действующим.
1995 год. «Потерянный» праздник
Однако при частичной кодификации «праздничного» законодательства в 1995 году, когда был принят федеральный закон от 13 марта №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», День Победы над Японией в новый закон не попал.
В письмах — оправданиях, направленных тогда из Государственной Думы в Сахалинскую областную Думу, возмущённую законодательным пробелом, федеральные законодатели писали, что мол «забыли» про этот праздник.
Про Куликовскую битву 1380 года помнили, про множество побед над турками, шведами и немцами, включая Ледовое побоище 1242 года — помнили — все они в перечне дней воинской славы! — а вот про 1945 год — «забыли»!
Когда Сахалинская областная дума внесла в Государственную думу законопроект, исправляющий эту «забывчивость» (1997 год), тогдашний председатель комитета по геополитике (!), ныне находящийся в международном розыске беглый депутат А. Митрофанов, сообщил о своем отрицательном отношении к законопроекту, мотивируя это тем, что «Япония не объявляла войну СССР, не нападала на него и не капитулировала перед ним» (?!). Кто бы спросил у беглого «геополитика»: это глупость или измена? Фальсификация или невежество?
Сахалинская областная дума в 1997 году внесла законопроект о дополнении федерального закона, Федеральное Собрание осенью 1998 года приняло соответствующий закон о Дне Победы над Японией, однако тогдашний президент Российской Федерации Б. Ельцин 30 октября 1998 года отклонил его.
Мотивировалось это тем, что «установление Федеральным законом дня победы (так и написал — умалительно — не с заглавных, а со строчных букв — С. П.) над милитаристской Японией входит в контраст с позитивными тенденциями, которые наметились в российско-японских отношениях в последние годы».
Только Сахалинская областная дума девять раз пыталась в последующие годы вернуть День Победы над Японией в общероссийский календарь.
Третий десяток лет ветераны, общественность России добиваются официального признания российскими властями Дня Победы над Японией как дня воинской славы. Всё это время на Дальнем Востоке и, прежде всего в Сахалинской области, ежегодно 3 сентября отмечался как праздничный день.
2010 год. Учреждение дня окончания Второй мировой войны
В 2010 году по инициативе ряда депутатов (М. Ненашев и др.) Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации принят, а тогдашним президентом Д. Медведевым подписан закон, которым в России устанавливался 2 сентября памятный день — День окончания Второй мировой войны.
С точки зрения фиксации хроники событий — верно, а с точки зрения извлечения из этого события каких-то выводов событие было малопонятным и выглядело как своеобразная альтернатива советскому Дню Победы над Японией.
Учредившие новый памятный день федеральные власти ни разу не обозначили своего отношения к установленной дате и историческому событию, не поздравили население страны. Какая-то нравственно-историческая «уплощенность». Для чего учреждали? Для успокоения дальневосточников?
2019 год. Обращение к президенту России
В августе 2019 года руководство Межрегионального общественного движения «За территориальную целостность России «Русские Курилы» (председатель – д.и.н. А.А.Кошкин) обратилось с открытым письмом к Президенту России.
В нём в частности указывалось, что «негативный характер имеет то обстоятельство, что руководство страны не замечает этих памятных дней, не поздравляет население страны ни с Победой над Японией, ни с окончанием Второй мировой войны, не направляет поздравлений населению Сахалинской области с очередной годовщиной освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, хотя не чурается поздравлений и по менее значительным поводам.
Всё это разрушительно для патриотического воспитания граждан страны, лишает естественной гордости сахалинцев и курильчан, помнящих о подвигах наших отцов и дедов, о крови, пролитой при освобождении территорий, входящих в состав Сахалинской области и Российской Федерации
Просим Вас направить населению Сахалинской области поздравления с региональным праздником — днем освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов, а населению страны — с федеральным — Днём Победы над Японией (3 сентября)».
Обращения граждан — это нормальный способ обратной связи общества с гошгосгосударством. Но прямого ответа общественное движение не получило. А вот опосредованная реакция была. Да еще какая! Но реакция государства оказалась парадоксально - атипичной.
2020 год. Подмена Дня Победы над Японией Днем окончания Второй мировой войны
Кем-то было решено, что называется, вообще «заровнять» День Победы над Японией. Новый губернатор Сахалинской области В. Лимаренко, назначив в сентябре 2019 года новым сенатором от Сахалинской области бывшего заместителя министра иностранных дел России Г. Карасина, поручил ему как имеющему право законодательной инициативы эту спецоперацию, что и было исполнено в законопроекте № 922 513−7, скоропостижно проведенном через Государственную думу (14.04.2020), Совет Федерации (17.04.2020) и ставшем 24 апреля 2020 года федеральным законом №126-ФЗ. Согласно ему:
«3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год)»
В жертву задаче замалчивания победы над Японией принесли даже историческую правду. Для этого ни много ни мало взяли и поменяли мировую историю (!) Перенесли общепринятый день окончания Второй мировой войны на день вперёд. Неужели теперь будем школьников переучивать, учебники и энциклопедии переписывать, а затем тратиться на переиздание, с мировым историческим сообществом в спор вступать?!
Название дня по сравнению с федеральным законом 2010 года не изменилось. Как он назывался «День окончания Второй мировой войны», так он и называется. Только теперь этот день должен отмечаться 3 сентября (?). Пилюлю подсластили, сообщив, что под нейтрально – толерантным названием скрывается день воинской славы, а не просто памятный день. Такое впечатление, что не только Мавзолей на Красной площади, но День Победы над Японией фанерой закрыли…
При обсуждении законопроекта докладчики напирали на два обстоятельства: «на просьбы трудящихся» и «согласование наверху».
Не знаю как насчёт «согласования наверху», но, что касается «просьб трудящихся», то это чистый обман. Вся патриотическая общественность Сахалинской области криком кричала, предлагая дополнить законопроект словами «День Победы над Японией». В вышеуказанном Открытом обращении общественности содержался и такой текст:
«…Вопреки исторической памяти, сложившимся традициям и гордости нашего народа за одержанную вместе с союзниками Победу над Японией, в России понижается статус праздника, исключается как всенародное торжество, так и само определение этого дня как победного. Получается, что Победу одержали только наши союзники, которые, не стесняясь, объявили свои победные дни. Не признавать основной вклад нашей страны в Победу над Японией, отдавать победу другим странам — прямое искажение истории.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года учреждена медаль «За Победу над Японией», на реверсе которой есть надпись «3 сентября 1945». Ею награждено более 1 миллиона 800 тысяч человек. Она хранится во многих семьях, и мы не станем от нее отказываться.
Принятие закона в его нынешнем виде ведёт к патриотической демобилизации; означает демонстративный разрыв с героическим прошлым, обеспечившим нашей стране законное владение южным Сахалином и Курильскими островами; унижает нас, а особенно ветеранов войны; попустительствует фальсификаторам истории Второй мировой войны; выглядит как заигрывание с Японией, не признающей итогов войны, и побуждает ее продолжать претендовать на российские территории.
Помимо морально-политического отступления название дня противоречит букве и смыслу федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».
Согласно его преамбуле, «настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России».
Таким образом, объявленный «день воинской славы» не может ограничиваться словами «окончание войны», а должен содержать термин «победа».
А как же наша Конституция?
В новой, принятой в 2020 году статье 67.1 Конституции России, указано, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, и она, объединенная тысячелетней историей,
сохраняет память предков, а также преемственность в развитии Российского государства,
признает исторически сложившееся государственное единство,
чтит память защитников Отечества,
обеспечивает защиту исторической правды.
«Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (часть 3 статьи 67.1 Конституции России).
Поэтому умаление Дня Победы над Японией как проявления подвига нашего народа — недопустимо и антиконституционно.
Мы для чего принимали поправки к Конституции России?!
Чтобы они действовали!
2022 год.
В феврале 2022 года Япония начала вводить против России односторонние неспровоцированные экономические, финансовые и персональные санкции и оказывать всестороннюю поддержку неонацистской Украине. О степени японской враждебности можно судить хотя бы по тому, что санкции были введены в отношении Президента России и членов его семьи. Логичным было отнесение 5 марта 2022 г. Японии Правительством Российской Федерации к числу недружественных государств. Ясно, что это снимает все основания для давнего, но неприкосновенного ельцинского вето на День Победы над Японией.
2023 год. Есть шанс.
19 апреля 2023 года Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект №760987-7. В нем предлагается внести в перечень памятных дат России, установленный в статье 1-1 федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» новую памятную дату «21 ноября – День военной присяги».
Каждый из нас принимал присягу в самые разные дни, помнит этот день и может предъявить претензии к некоторой искусственности новой даты в основе которой лишь один из многих исторических эпизодов, произвольно выбранный авторами законопроекта.
Допустим, однако, что сомнения будут отметены и законопроект будет принят с этой формулировкой.
Однако у законопроекта есть и другие недостатки, которые необходимо устранить до 18 мая 2023 года – установленного срока для внесения поправок ко второму чтению законопроекта.
В принятом тексте среди памятных дней, перечисленных в статье 1-1 федерального закона №32-ФЗ, опять значится уже несуществующая с апреля 2020 года дата - «2 сентября – День окончания Второй мировой войны».
Исторически было бы правильно вернуть ее в этой формулировке на свое хронологическое место в череде памятных дат. Но одновременно можно и нужно поправкой внести изменение в статью 1 федерального закона №32-ФЗ, перечисляющую дни воинской славы России. Вместо исторически неверного «3 сентября – День окончания Второй мировой войны» записать «3 сентября – День Победы над Японией». Давно пора провести эту Специальную военно-культурную операцию (СВКО) в нашем законодательстве!
Моральным долгом российской общественности является не только ежегодное празднование 3 сентября Дня Победы над Японией, но и убеждение отечественных законодателей в необходимости преодоления разрыва слова и дела, в переходе к реализации конституционных требований, защите исторической правды и замене нейтрального названия «День окончания Второй мировой войны», подлинным, — «3 сентября — День Победы над Японией».
Россия не стыдится своих побед!
Сергей Пономарёв - академик Петровской академии наук и искусств, депутат Сахалинской областной Думы трёх созывов, председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества, Первый президент шахматной федерации Сахалинской области.