Потом придёшь в литературу,
Где ждут тебя без громких слов:
Есенин, Гоголь и Рубцов!
 
Юрий Кириенко-Малюгин (октябрь 2004 года).

Сайт 2006 года


ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА
 

Новое на сайте:

28.11.19
Навстречу 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)
Юрий Кириенко-Малюгин. Суворовский марш.
Юрий Кириенко-Малюгин. «НИКОЛАЙ РУБЦОВ: «За всё Добро расплатимся Добром!..
БЛОК № 2. 5-ый поэтический ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ-2020»
5-ой Интернет-конкурс «Звезда полей»
15-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Статистика Интернет-заходов на сайт «Звезда полей» по зарубежным странам и по городам за 3-ий квартал 2019 года:
Кириенко-Малюгин. Какой театр готов поставить любую из трёх пьес о Н. М. Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. Стихи эпохи перестройки (1987 — 1992 г.г.). Блок № 4.
Юрий Кириенко-Малюгин. Геннадию Иванову и не только. Кто ищёт, тот всегда найдёт!
Кириенко-Малюгин. О статье «Заговор Тухачевского». Комментарии в «Литературной России»
Юрий Кириенко-Малюгин. Дискуссии. По следам статей «Литературной России»
АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
«Волны и скалы» Николая Рубцова. Сенсация продажи.

30.10.19
Юрий Кириенко-Малюгин. «НИКОЛАЙ РУБЦОВ: «За всё Добро расплатимся Добром!..
БЛОК № 1. 5-ый поэтический ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ-2020»
5-ой Интернет-конкурс «Звезда полей»
15-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Статистика Интернет-заходов на сайт «Звезда полей» по зарубежным странам и по городам за 2-ой квартал 2019 года:
Литераторы о творчестве Н. М. Рубцова
Кириенко-Малюгин. О гибели Есенина. Комментарии в «Литературной России».
АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (Раздел 2)

29.09.19
Юрий Кириенко-Малюгин. «НИКОЛАЙ РУБЦОВ: «За всё Добро расплатимся Добром!.. 
Ю.Кириенко-Малюгин. Пути-дороги Николая Рубцова в Литературный институт им. А. М. Горького 
Ю.Кириенко-Малюгин. Ко дню рождения С.А.Есенина (03 октября 1895 г.)
5-ой Интернет-конкурс «Звезда полей» 
15-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Статистика Интернет-заходов на сайт «Звезда полей» по зарубежным странам за 1 квартал 2019 года
Юрий Кириенко-Малюгин. Поиск Истины в поэзии и окружающем мiре
Очевидное и невероятное. Презентация книги Ю.Кириенко-Малюгина.
Очевидное и невероятное. Рецензия на книгу Ю.Кириенко-Малюгина. 
АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (Раздел 1)

05.08.19
Юрий Кириенко-Малюгин. Из "Вологодской тетради"
Юрий Кириенко-Малюгин. «НИКОЛАЙ РУБЦОВ: «За всё Добро расплатимся Добром!..
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов, Валентин Сафонов и август-сентябрь 1962 г. в Литинституте. 
Ю.Кириенко-Малюгин. Факты и логика против сказки о том, как Николай Рубцов в Литинститут поступал 
Ю.Кириенко-Малюгин. Сеанс одновременной игры по шахматам 
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 
Светлана Омельченко. "Млечный путь Николая Тряпкина и "Звезда полей" Николая Рубцова. 
Александр Избенников. Домашние и иные духи древнеславянской религии 
Юрий Кириенко-Малюгин. Блок пародий - июль 2019

01.07.19
Николай Рубцов. Пьесы о жизни и творчестве. Автор и драматургия — Ю.Кириенко-Малюгин 
О заблуждениях и искажениях в публикациях Л.Вересова о Николае Рубцове
Невероятное от П.Ткаченко о гибели Рубцова 
Встреча и награждение лауреатов альманаха «Звезда полей» в Рязани 
Программа «Наша встреча впереди» 
Владислав Киреенков. О музыкальности поэзии Рубцова и не только 
Сергей Порохин. Русское Слово для современной России 
Юрий Кириенко-Малюгин. О встречах с Н. А. Старичковой, автором книги «Наедине с Рубцовым» 
Юрий Кириенко-Малюгин. Стихи эпохи перестройки (1987 — 1991 г.г.). Блок № 3. 
Очевидное и невероятное. Юрий Кириенко-Малюгин 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…».

22.05.19
Очевидное и невероятное. Юрий Кириенко-Малюгин 
Юрий Кириенко-Малюгин. «Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…».
Юрий Кириенко-Малюгин. Чьи рисунки в записной книжке Николая Рубцова?
Альманах «Звезда полей» 2019 (№ 19). Награждение лауреатов и презентация в Москве 
Стихотворение Н. М. Рубцова «Гоголь». Обретённый автограф. Статья Елены Митарчук. 
«Мистический реализм» Юрия Дюжева или народная философия в поэзии Рубцова? Фрагменты из статьи Ю.Кириенко-Малюгина 
Ольга Коротеева. Рубцовская осень – 2018 в городе Артёме
Всероссийская литературная премия «Звезда полей» имени Николая Рубцова 
Юрий Кириенко-Малюгин. Игнорирование известных изданий и фактов в «Рубцовском сборнике» 2019
Перечень публикаций Юрий Кириенко-Малюгина в связи с проводимым СП РФ Международным конкурсом имени С. А. Есенина 2019 года.
Ко дню Победы над фашистской Германией и её сателлитами

30.03.19
Альманах «Звезда полей», № 19, 2019
Библиография базовых авторских изданий о творчестве Н. Рубцова
Лауреаты Всероссийского конкурса «Звезда полей-2019»
14-я Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения – 2019»
Блок № 4. 4-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Александр Обухов. Сакральный смысл автографов и рисунков Пушкина.
Нина Полуполтинных 

20.01.19
Юрий Кириенко-Малюгин. С днём Рождения – 03.01.1936 – русского национального поэта Н.М.Рубцова!
Юрий Кириенко-Малюгин. Редакторов я вроде озадачил?
Юрий Кириенко-Малюгин «Красным, белым и зелёным мы поддерживаем жизнь…»
Юрий Кириенко-Малюгин. Литературные «кумиры» или пророки минувшего века
Блок № 3. 4-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Сергей Порохин. Нестеров Ф. Связь времён. М., Молодая Гвардия, 1984 (цитаты)
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…» (творческая биография Поэта). 2018. 
Кириенко-Малюгин. Стихи периода перестройки (из архива 1987-1991). Блок № 2.
4-ой Интернет-конкурс «Звезда полей»

07.12.2018
Юрий Кириенко-Малюгин. Возвращение на родину
Юрий Кириенко-Малюгин. О песнях в родном городе
Юрий Кириенко-Малюгин. Суворовский марш
Блок № 2. 4-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Юрий Кириенко-Малюгин. Киносценарий «Волны и скалы Николая Рубцова»
Ольга Коротеева. «Рубцовская осень – 2018» в городе Артёме Приморского края 
Людмила Повалихина. Поэт Н. М. Рубцов в Артёме.
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…» (творческая биография Поэта). 2018. 
Кириенко-Малюгин. Стихи периода перестройки (из архива 1987-1991). Блок № 1.
4-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
14-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премии сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
19-й Всероссийский творческий конкурс «Звезда полей» 

29.10.2018
Блок № 1. 4-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Байка из печи. Конкурс. Юрий Кириенко. Как я делал печь для дачи
Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…» (творческая биография Поэта). 2018. 
Кириенко-Малюгин. Программа памяти Н.М.Рубцова в Доме Гоголя 
Ю. Кириенко-Малюгин. 11.3. О мистическом мировозрении Рубцова. Гоголь и Рубцов 
Ю. Кириенко-Малюгин. 11.5. Гоголь и Рубцов. Связь времён и мировоззрений. 
4-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
14-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премии сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
19-й Всероссийский творческий конкурс «Звезда полей»

30.08.2018
4-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
14-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения
Юрий Кириенко-Малюгин. Премии сайта www.rubcow.ru «Звезда полей
19-й Всероссийский творческий конкурс «Звезда полей
Юрий Кириенко-Малюгин. Песни на стихи Николая Рубцова
Ю.Кириенко-Малюгин. Базовые публикации о жизни и творчестве Н.М.Рубцова с 2001 года
Ю.Кириенко-Малюгин. Лирические песни (тексты и музыка)
Литературно-музыкальная программа «Наша встреча впереди
Литературно-художественный альманах «Егорьевск – 2018
Алексей Бандорин. Почему и для чего человек пишет стихи?
Владимир Андреев. О методике и критериях поэзии Ю.Кириенко-Малюгина
Алексей Бандорин. Почему и для чего человек пишет стихи?

 
24.04.2018
Юрий Кириенко-Малюгин. Песня «Возвращение домой» (гимн городам Воинской Славы). 
Альманах «Звезда полей» 2018 сайта «Звезда полей». Презентация
«Среди Священных колоколен: стихи и песни». Вера Степанова 
Литобъединение «Звезда полей» в Егорьевске в апреле 2018 года
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии (апрель 2018) 
Межрегиональная конференция «День православной книги»
Творческий фестиваль национальных культур «Дружба» колледжей г. Москвы 
Сергей Порохин. Русский адмирал и учёный А.С.Шишков
Юрий Кириенко-Малюгин. Когда же активисты начнут разоблачать дезинформацию?
13-я Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения – 2018»
Лауреаты конкурсов сайта «Звезда полей» 2018 года (из Альманаха № 18) 
 
14.03.2018
 

01.02.2018
На 3-ий Интернет-конкурс «Звезда полей»
13-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Нравственные ценности в русской поэзии.
Литобъединение «Звезда полей» в Егорьевске. Вечер памяти Н.М.Рубцова.
Юрий Васильевич Иванов. Случайная встреча с Н.М.Рубцовым
Альманах «Звезда полей» 2018 Творческого центра имени Н.М.Рубцова.
Блок № 5. 3-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Вера Степанова. Среди священных колоколен. Стихи и песни.
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. АВТОРСКИЕ ПЕСНИ ДЛЯ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.
3-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премии сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
Юрий Кириенко-Малюгин. Песня «Возвращение домой» (гимн городам Воинской Славы).
 

05.01.2018
Елена Митарчук. «Разбойник Ляля» Николая Рубцова и другие
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕРВАЯ ВЛЮБЛЁННОСТЬ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. «НАД МОЕЙ СЧАСТЛИВОЮ ЛЮБОВЬЮ…»
13-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения»
Юрий Кириенко-Малюгин. Премии сайта www.rubcow.ru «Звезда полей»
3-ой ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. АВТОРСКИЕ ПЕСНИ ДЛЯ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.
Вера Степанова. Среди священных колоколен. Стихи и песни.
Блок № 4. 3-ой поэтический Интернет-конкурс «Звезда полей-2018»
Литобъединение «Звезда полей» в Егорьевске. Конкурс чтения стихотворений.

Поздравляем всех читателей сайта с Наступающим православным Рождеством и Новым Годом!

Александр Избенников. Домашние и иные духи древнеславянской религии

«Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у смутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!»
 
(Н.М. Рубцов)
 
      Трудно представить славянскую культуру без сказок, былин, бывальщин, быличек и иных произведений народного творчества, отражающих в полной мере мифологическое осмысление Мира носителя народной культуры. Предок весь окружающий Мир превращал в Великий Храм. Он его обожествлял, одухотворял и представлял в бесчисленных образах Богов, природных сил и всевозможных добрых, злых и нейтральных по отношению к человеку духов. Каждому из них он давал имя, наделял соответствующими атрибутами, создавал мифологическую историю и, надо сказать, что такой Мир, овеянный мифологией и по- своему упорядоченный, был гораздо гармоничнее, целостнее и красивее того мира, в котором мы сейчас живем.
     Сравните сами: когда начинается гроза носитель современного сознания, обремененный наукой и иными отягощающими знаниями, говорит, что она происходит от того, что потоки горячего воздуха соединяются с потоками холодного, в результате чего образуются электрические разряды в виде молний… А предок говорил, что во время грозы славянский громовержец Перун мчится на огненной колеснице по небу и разит молниями - стрелами Змея загробного Мира и покровителя скота Велеса; когда налетал ветер он говорил, что внуки Бога ветра Стрибога веют свои стрелы на вражии полки, если же поднимался шум в доме, славянин говорил, что домовой не доволен обращением с ним нового хозяина.
    Изба, представляющая собой маленькую модель Вселенной, имела, подобно иному живому существу, руки, крылья, чело, окружалась целой геоцентрической системой оберегов и имела множество духов, помогающих в хозяйстве. Так в доме за печью жил домовой, обеспечивающий благополучие хозяйства, в овине - овинник, на гумне- гуменник, в бане- баенник, во дворе- дворовой. С последним связано множество историй, когда скотина приходится «не ко двору» т.е. той масти, которая по каким-либо причинам не нравится дворовому, и он начинает ее мучить, загонять. В быличках упоминается, когда лошади или коровы начинают бегать ночью по кругу, потеют, перестают есть и издыхают. Чтобы скотина «пришлась ко двору» во время двоеверия поступали следующим способом. В Пасху святили в церкви кулич, приносили его кусок в хлев и подвешивали в платке к потолку, позже разворачивали и смотрели, какого цвета в нем заведутся червячки, такого цвета и нужно заводить скотину.
      Домовым, т.е. духом, охраняющим дом и преумножающим его хозяйство, в древности становилась душа животного, принесенного в жертву на месте будущей постройки дома. Сохранилось выражение «заложить дом на чью- либо голову». Как пережиток в более позднее время остался обычай закапывать под Красным углом череп лошади, хлеб, соль, жито. При постройке новой избы существовал целый комплекс ритуалов переселения старого домового на новое место. Обычно горящие угли из печи несли в чугунке на новое место, по дороге нельзя было заговаривать с прохожими людьми либо переносилась в новую избу опара теста, в более поздние времена - голик веника, при этом следовало сказать сакральную фразу: «Хозяин мой, пойдем со мной». Если же этого не происходило, то считалось, что первым в новом доме умрет то существо, которое первое, переступив порог, вошло в него, поэтому старались запустить петуха, кошку, если же и их не было, то заходил самый старый в роду человек- именно он после своей смерти становился домовым в новой избе. Пока домовой жил, хозяевам бояться было нечего. Скотина плодилась, куры несли яйца, коровы и козы давали в изобилии молоко, росло богатство и род умножался, однако, если домовой, обиженный  невниманием к нему жильцов, уходил, его место могли занять злые духи и все шло наперекосяк. Мог его пересилить и прогнать чужой домовой, тогда старший хозяин дома брал метлу и начинал бить ей по углам избы и кричать: «Чужой домовой, иди домой». После чего вся семья выходила на улицу и кричала от порога: «Дедушка домовой, иди домой, дом домить, скотину водить». Если хотели принести домовому жертву, петуху отрезали голову и брызгали кровью по четырем углам хаты.
     В Красный угол, тот где висят иконы, в прежние времена хоронили умершего родственника, закапывали лошадиный череп, либо жертвенное животное - все это было эманация домового. В период двоеверия славянин не видел никакого противоречия поставить на божью полку рядом с иконами маленькие деревянные фигурки (чуры), олицетворяющие домашних духов, повесить убрусы (ритуальные полотенца) со схематичными изображениями на них славянских богов. После Пасхи можно было «похристосоваться с домовым», для этого приносили из церкви после службы освященное яйцо и клали его домовому в Красный угол.
      Печь по древним представлениям - сакральное место. В ней горит домашний огонь, обожествляемый у многих народов. Она понималась и как материнское чрево, и как пасть домового духа, и как его обиталище. Девушка, уходящая после свадьбы в дом мужа, символически разрывает связь со своим родом и воссоединяется с родом мужа, поэтому должна сопричаститься с его домашним огнем, принести ему бескровную жертву, попросить о том, чтобы принял ее. Жертву представляло что- то съестное, например, стакан вина, его лили в огонь, считая, что тот съест его непременно.
     Наиболее злобным духом считался по славянским представлениям баеннник, живущий в бане со своей супругой обдерихой. Баня изначально мыслилась крестьянами как нечистое место. В ней люди смывают грязь как плотскую, так и духовную. На месте сгоревшей бани славянин никогда не построит дом, иначе судьба людей, живущих в нем, будет трагичной, либо он  сгорит. В качестве жертвы баеннику под порог бани закапывалась черная курица, предварительно задушенная. Нельзя было ходить в баню после захода солнца, т.к. духи в это время активизировались. Встреча с духом бани была опасной, он со своей супругой мог содрать живьем с человека шкуру, от чего происходит ее имя «обдериха». В бане под вечер накрывался стол навиям, враждебным духам умерших людей чужого племени или рода, оставлялась холодная вода и мыло, чтобы они могли помыться. Эти духи представлялись большими птицами без перьев, летящими по грозовому небу и пронзительно кричащими. Если по утру на золе видели птичьи следы, то считали, что баню посещали навии, им приносились жертвы для того, чтобы они не вредили живым.... На святках девушки гадали рядом с баней о будущих суженных, заголяя мягкое место рядом с дверью в баню, если дотронувшаяся рука будет волосатой и теплой, будущий муж будет богатый и любящий, если холодная и гладкая, то муж будет бедный или пьяница и будет поколачивать супругу.
     Изба понималась, как упорядоченное культурное пространство, порог- граница, за порогом начинается дикое пространство улицы, дорога или река, за которой находится лес- граница между миром живых и миром мертвых. В реке живут русалки – души людей умерших не своей или насильственной смертью. Отношение к русалкам было всегда двойственное: с одной стороны- они завидуют живым, потому что их жизнь не сложилась, с другой - именно от них зависит плодородие полей, животных и людей. На празднике кривой русальской недели, проходящей в конце мая - начале июня, девушки, изображающие русалок, приходили на поля, чаще из-за реки или из-за дороги, бегали в полях между колосьев, пели ритуальные песни, танцевали, даруя всему плодородие. После кривой недели русалок опять прогоняли в родную стихию. Образ русалки сложен, и многие исследователи говорят о том, что изначально русалку представляли, как лесное существо - птицу с головой женщины, лес- загробное царство, русалка- душа заложной (умершей не своей смертью покойницы). Были и русалки мужского рода - русальцы. В более позднее время считали, что ночью в бледном лунном свете русалки выходят из рек и могут защекотать до смерти понравившихся им путников, завлечь их в омуты.
     Другое дело леший, представляли его существом, способным, как и все духи, менять свой облик, становиться то подобном громадной еле, то полу животным – получеловеком, украшенным травой и лапами ели, то принимать облик соседа, ушедшего утром по грибы. Существует много быличек, рассказывающих о том, как незадачливый путник, видя в лесу соседа, разговаривает с ним, но придя в село, понимает, что это был не сосед, а леший в образе последнего. Наиболее частые случаи, когда леший «путает», вроде и лес знакомый и опушка рядом, а ходят люди вокруг да около и выйти из него никак не могут. Это происходит потому, что находятся они уже на границе между миром людей и миром духов. Для того, чтобы вернуться нужно вывернуть одежду наизнанку, правый ботинок надеть на левую ногу, а левый- на правую.
     Замечательный сложный Мир культуры создали наши предки. Это мифологический целостный и органичный Мир, Мир, в котором добро побеждает зло, день приходит на смену ночи, а весна сменяет зиму. Много от этого мира осталось в русских сказках, загадках и пословицах. Как дальше поступить с ним полностью зависит от нас с вами.
    P. S. Статья из альманаха "Звезда полей" 2018 (Изд. "Старт", Рязань, 2019). 13-я Московская научно-практическая конференция "Рубцовские чтения" 2018.
Александр Избенников, выпускник Литературного института им. А.М.Горького, лауреат премии "Престиж" конкурса и альманаха "Звезда полей" 2019.