Любовь Рыжкова. Язык – творение Надмирной Силы? К вопросу о происхождения русского языка

Вопрос о происхождении языка тесно связан с вопросом о происхождении человека, и восходит он к тем отдалённым временам, где всё это смыкается в один узел. И если мы объясним, как сформировался язык, то мы поймём, что происходило на заре зарождения и развития человеческой жизни. Причём, мы говорим именно о первоязыке, праязыке человечества, как едином и общем истоке для всех прочих, безотносительно к его поздним формам и разновидностям. То, что все существующие ныне мировые языки – его разновидности, по сути, не оставляет сомнения у современных лингвистов. Добавим: если мы сумеем когда-нибудь объяснить не только как, но и когда и почему возник язык – то значимость этого объяснения будет ещё более высокой.
Такую же ценность может иметь открытие, как и когда возник не только устный язык, но и письменный, поскольку для его возникновения были уже совсем иные причины, и может быть, далеко не те, о которых привычно говорят языковеды – коммуникативные, общекультурные, связанные с развитием цивилизации и т. д. Надо сказать, что язык (устный и письменный) гораздо древнее, чем принято считать. «В молодости как мне, так и другим казалось – и мы в этом не сомневались, – что человек переживает только историческое время – в пределах немногих тысяч лет, в крайнем случае, десятков тысяч лет. Сейчас мы знаем, что человек сознательно переживал десятки миллионов лет. Он пережил сознательно ледниковый период Евразии и Северной Америки, образование Восточных Гималаев», – эти слова сказаны в 1944 году В.И. Вернадским в работе «Несколько слов о ноосфере» [1].
На наш взгляд, всё сложнее, чем мы привыкли думать, и может быть, появление письменного языка было связано с какой-то древней трагедией, хотя пока – это лишь не до конца определившиеся догадки, доказать которые или развенчать ещё предстоит. Это будет уже как прикосновение к главной тайне бытия и попыткой разгадать замысел той абсолютной надмирной природной силы, которая руководит и направляет весь ход жизни в мироздании. Эта сила управляет светилами, рождает новые звёзды, даёт толчок движению планет, разрушает переставшие быть нужными небесные тела, создаёт величественные гроздья созвездий, украшает пространство болидами и кометами, словом, по своему усмотрению и установленным законам организовывает миропорядок. Одни планеты она лишает атмосферы, другие раскаляет до невыносимой температуры, третьи разгоняет до невероятной скорости, четвёртых, напротив, заставляет двигаться очень медленно. Пятым она даёт прочное металлическое ядро, структуру шестых делает почти воздушной, седьмых окутывает плотной облачностью, девятым посылает почти непрестанные молнии, а десятых и вовсе принуждает двигаться в обратную сторону.
Эта же абсолютная надмирная сила и создала тот субстрат, который впоследствии стал источником человеческого вдохновения и причиной научных открытий. В нём и только в нём – отгадка, основа и первопричина всех достижений человечества. Таким образом, вопрос о происхождении языка – вопрос космического масштаба и значения.
Как бы то ни было, это очень сложные вопросы, которые современная наука не перестаёт себе задавать, но до сих пор не даёт на них чётких и исчерпывающих ответов. Дело в том, что в этом случае придётся пересмотреть многое из того, что было создано научной мыслью до сегодняшнего дня, а значит – подвергнуть критике дарвинизм, который и без того уже давно трещит по швам, отказаться от материализма, или, по крайней мере, от его выхолощенных догм. И признать, что в мире, помимо грубой материи, существует ещё и материя духовная.
И где-то в просторах космоса, в пределах ноосферы находится некий безотносительный ко всему субстрат, плазма, сгусток некой субстанции, из которой впоследствии при определённых условиях появляется то, что на Земле называют творческой мыслью, поэтическим озарением, художественным образом, вдохновенным началом, двигающими цивилизацию и прогресс вперёд. О ноосфере, как некой оболочке, появившейся в результате мыслительной деятельности человечества, писали К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, усматривая в этом проявление Божественной воли и «разума вселенной». Например, В.И. Вернадский в дневнике 1920 года писал: «Ибо вопрос о вечном движении молекул, причине инерции, неизбежно приводит к нематериальной причине и легко мирится с идеей Божества» [1].
Подобная мысль, но еще более поразительная и даже шокирующая, высказана К.Э. Циолковским: «Кроме того, мы пришли к твердому убеждению относительно существования особенно высоких, но вполне материальных животных, которых мы называем богами. Так существуют планетные боги, боги солнечных систем, боги солнечных групп и т.п. вплоть до единого бога вселенной, которого можно назвать космическим богом» [6, c. 211] .
На основании этого мы можем допустить, что и язык, возможно, существует в пределах мироздания совершено независимо от кого-либо в виде некоего языкового субстрата или плазмы. Учёный-арабист Н.Н.Вашкевич предпочитает термин «плазма», нам представляется наиболее удобным термин «субстрат», хотя здесь нет никакой разницы, и уж тем более – самому субстрату это и вовсе безразлично. Он, как мы уже сказали, существует сам по себе, независимо оттого, что мы о нём думаем и думаем ли вообще. Мы-то догадываться о нём, слава Богу, стали лишь совсем недавно.
Современные исследователи потихоньку начинают говорить о том, что язык – это вообще изобретение не человеческого ума, а послание Космического Разума, драгоценный подарок Вселенной для того, чтобы люди могли с ней общаться. Исследования учёных структуры языка свидетельствуют о том, что язык – чрезвычайно высокоорганизованная система, причём, структура его гармонична, красива, сложна и одновременно проста до гениальности. Она сродни таблице химических элементов Д.И. Менделеева.
Язык (а мы говорим, прежде всего, о языке русском) – это тоже стройная система структурных элементов, где такими элементами являются звуки и буквы. А ещё точнее – волны, возникающие вследствие произнесения различных звуков. Значит, язык, имея вполне материальную основу, можно систематизировать и представить в виде такой таблицы, ориентируясь на длину и качественные показатели волны.
Думается, что русский язык следует более тщательно изучать не только лингвистам, а физикам и математикам, подвергнув его серьёзному научному анализу, что, собственно, сегодня и происходит. В этом случае скорее откроется загадка возникновения языка и того, каким мог быть праязык, первоязык первочеловечества.
Две стороны информационного века
Можно сейчас привести массу цитат из исследований современных учёных, ссылаясь на их авторитетные мнения, благо, что ныне таковые появились. Появились учёные, которые не боятся идти против течения, против застойного и не всегда творческого официоза и, наконец, против некоторых предубеждений. Предубеждения эти касаются, в основном, русской истории и русского языка, а если брать шире – всей истории человечества.
Но та вторичная роль, которая отведена «вершителями судеб» славянской культуре, что самолично присвоили себе право на истину, давно не устраивает самих представителей славянского мира, поскольку они чётко осознали, что с самого начала посылки их оппонентов – неверные, уводящие в сторону. И если до сих пор они с этим мирились, так только потому, что подобные (норманнские) идеи усиленно внедрялись в сознание людей, истина же оставалась невостребованной. Таким образом, подлинная история замалчивалась и продолжала оставаться прерогативой горстки людей.
Теперь – иное время. Век информационных технологий, как оказалось, имеет две стороны, и кроме отрицательной (духовная изолированность людей при кажущейся широкой коммуникативности, излишний прагматизм и бездушность, подмена реального мира виртуальным и т. д.), он имеет и положительную сторону. А самое главное, он сыграл злую шутку с теми, кто пытался удержать взаперти ценную информацию. Теперь это почти невозможно, и любая, самая тщательно скрываемая ранее информация просачивается по многочисленным каналам интернета, чуть ли не в одночасье становясь достоянием общественности.
В результате мир узнал, что история мира выглядит несколько иначе, чем мы привыкли себе представлять. И что сами славянские народы имеют историю гораздо древнее, чем та, которую долгие годы нам преподносили в учебниках – в тех учебниках, что не единожды были просеяны через сито цензуры, причём, не той цензуры советского времени, а настоящей, которая действовала всегда – тихо, чётко, бесстрастно, словно улыбчивый инквизитор. И в этой всеобщей истории именно славянские народы занимают центральное место, именно им принадлежит пальма первенства в вопросах науки, искусства, языка.
Появились сведения и о религиозных представлениях древности, и выяснилось, что на заре всех человеческих цивилизаций знания были систематизированы в некий комплекс под общим названием «Веды». Конечно, это не умозрительные, сказочные и опоэтизированные древние таинства, а подлинные научные знания, позволявшие нашим предкам то, что недоступно сегодня, в век так называемых нанотехнологий: перемещаться в пространстве с большой скоростью; создавать храмовые комплексы без единого гвоздя; сооружать с неразгаданной целью пирамиды; получать чистое железо, из которого построена, например, уникальная колонна в Индии; выделывать такой тонкий и прочный лён, какой не могут получить современные специалисты.
Можно предположить, что религиозные представления древности тесно переплетались с научными знаниями, и на наш взгляд, это был некий сплав рационального и иррационального, то, что мы называем гармонией. Эта гармония, которую можно назвать верой, предполагала равновесие двух начал – духовного и материального, а в более поздние времена она стала прообразом всех мировых религий.
По разным причинам знания древности выхолостились, став куцыми и однобокими и породив массу ложных теорий.
Мы можем сказать, что подобные знания не могли появиться у негармоничного народа, которому чуждо искание истины, познание и любознательность, поскольку для того, чтобы осознать величие мира, его стройность и целесообразность, все эти качества обязательны. Более того, этому народу удалось выработать свою собственную мировоззренческую концепцию, оформить целостное учение о мире, человеке, душе, жизни и смерти, а самое главное – рассматривать человека не как отдельно взятую, существующую независимо от времени и пространства особь, но осознать её связь с макрокосмом.
Конечно, мы не можем знать, кем, когда и при каких обстоятельствах были даны народам изначальные знания – Богом ли, Космическим Разумом, более развитыми цивилизациями или выработаны в процессе развития. Этот вопрос пока не имеет ответа. Но зато мы располагаем богатейшей мифологией – славянской, египетской, греческой, римской и так далее. Мы располагаем эпосами и бесценным фольклором, которые с незапамятных времён донесли до наших дней сокровища народной мудрости.
Исходя из сказанного, трудно представить, что у такого высокоорганизованного народа не появилось желания зафиксировать свои представления о мире в виде письменности. Мы подошли к интересному и острому вопросу мировой истории, вопросу о существовании письменности у славян.
Свидетельства существования славянской письменности
Долгое время в официальных источниках господствовало мнение, что у древних славян письменности не было. Оно и теперь усиленно муссируется, и многие учебные книги, как его утверждали, так и продолжают утверждать. Но теперь мы можем с уверенностью сказать, что эта точка зрения предвзятая и неправильная, и сейчас это научно доказано. Письменность у славян была, и даже не одна, а нескольких видов, более того, высказывается обоснованное мнение, что именно славянские письмена стали основой многих мировых алфавитов.
Иногда можно слышать, что нет доказательств. Но доказательств этих более чем достаточно, несмотря на то, что в течение столетий их старательно уничтожали утвердившиеся в своей правоте гонители славянской культуры. Вывод о существовании письма у славян подтверждается документальными свидетельствами, как летописными, так и археологическими. Об этом писали: В.А. Истрин, монах-черноризец Храбр, греческий историк Диодор Сицилийский, историк В.Н. Татищев, императрица Екатерина II, историк и писатель Н.М. Карамзин.
Определённее всех высказал уверенность в существовании письменности у славян польский лингвист Фаддей Воланский, мужество которого достойно восхищения и поклонения потомков. Его перу принадлежит книга, которую постигла страшная участь – она была сожжена инквизицией на костре, вместе с ней сгорел и её автор. Но книга всё же чудом уцелела, и идеи Ф. Воланского не умерли.
Темой существования письменности у славян с древнейших времён занимались многие видные учёные и исследователи: М.В. Ломоносов, К.С. Аксаков, Ю.И. Венелин-Гуца, П.В. Киреевский, Е.И. Классен, П.П. Орешкин, А.С. Хомяков, А.Д. Чертков. Из современников – Н.Н. Вашкевич, Г.С. Гриневич, В.Н. Дёмин, А.С. Егурнов, А.С. Иванченко, О.Ф. Мирошниченко, Ю.Д. Петухов, Л.И. Сотникова, О.М. Трубачёв, В.Е. Шамбаров и другие.
Из зарубежных учёных – хорватский или итальянский историк, автор уникального труда о славянской истории Мавро Орбини, словенский исследователь, этрусколог Матей Бор, индийский языковед, санскритолог Дурга Прасад Шастри, австрийский и чехословацкий лингвист, профессор Пражского университета Бедржих (Фридрих) Грозный, итальянский лингвист Альфред Тромбетти, американский учёный Н.Хомский, сербский этрусколог Радивое Пешич.
Более того, проблема существования письменности настолько интересует исследователей, что её начинают изучать математики, физики, рассматривая русский язык как систему символов. Среди них А.Е.Акимов, П.П. Гаряев, А.Д. Плешанов, Г.И. Шипов и другие.
Итак, письменность у славян существует с таких давних времён, которые теперь и представить сложно, и тому есть фактические и неоспоримые подтверждения. Поговорим теперь о других свидетельствах. Прежде всего, это – археологические исследования. Археология вовсе не молчалива, она способна рассказать очень много, и её доказательства – самые неопровержимые. Вот примеры.
В селе Алеканово Рязанской области найдены обломки глиняного горшочка с надписью, датируемой IX или X веком, прочитываемой следующим образом: «Надобе закрыть, в чело всадив».
В Смоленской области найден предмет, относящийся к X веку с надписью «горухшта», то есть «горчица».
В Ладоге, как свидетельствует протоиерей С. Ляшевский «найдена вблизи Смоленска корчага, привезённая из Тавриды и зарытая в погребении IХ века, на которой выцарапано русскими буквами» [3].
У трипольцев, которые проживали на территории Украины пять тысяч лет тому назад, тоже была своя письменность. Известно, они внезапно прекратили своё существование, видимо, из-за какой-то природной катастрофы, и появились на Крите, где их стали звать пеласгами. Найденные критские таблички с письменами имеют славянское происхождение.
Но самым древним письменным свидетельством сейчас считаются таблички, которые найдены в 1961 г. в румынском посёлке Тертерия, и таблички из сербского местечка Винча в Югославии, а датируются они
5-м тысячелетием до н. э. Надписи эти имеют славянские корни.
Ещё одним свидетельством является «Велесова книга», которую относят к IX, а некоторые исследователи и к V веку. Один из её первых исследователей С.Я. Лесной-Парамонов в труде «Откуда ты, Русь?» писал: «Берестяные грамоты показывают, что грамотность в Древней Руси была широко распространена, её знали и мужчины, и женщины, она была обычным явлением тогдашней жизни. А не следует забывать, что в Европе, даже несколько веков спустя, нередко и короли были неграмотны. Лишь наше незнание и предубеждённость сделали из наших предков каких-то дикарей» [4].
Как известно, славянские азбуки – это кириллица и глаголица, но были ещё и черты и резы или руны – особые знаки, которыми пользовались для письма. Греки и финикийцы, позаимствовав славянскую азбуку, на её основе создали свои алфавиты, однако до сего дня преобладает прямо противоположная точка зрения.
А между тем исследователям известны даже древние славянские книги, многие из которых утрачены, но знать о них мы должны. Это «Боянов гимн», созданный в IV веке и всё-таки дошедший до нас в копии XIX века, «Перуница» (V век), «Золотая книга», «Книга странствий», «Крыница», «Волховник», «Колядник», «Китоврас», и всё это или памятники древнейшего периода Руси или проливающие на него свет.
К сожалению, в дальнейшем был составлен большой список книг, которые назвали отречёнными, то есть запрещёнными. В более поздние времена был составлен такой список, называвшийся уже «Индексом запрещённых книг», издававшийся Ватиканом вплоть… до 1966 года. Сюда входили тысячи книг, среди которых находились произведения выдающихся мыслителей.
Помимо этого, есть сведения (и это уже пример хрестоматийный), что в XI веке дочь Ярослава Мудрого Анна собрала библиотеку рунических книг, но будучи женой французского короля, она хранила её во Франции. После революции 1789 года русский посол Пётр Петрович Дубровский перевёз библиотеку в Россию, дальнейшая судьба её неизвестна.
Таким образом, письменность у славян существовала исстари. Более того, она была нескольких видов – слоговая и буквенная и, кроме этого, каждая имела своё назначение. На наш взгляд, настало время пересмотреть существующую точку зрения на время появления и историю развития славянской письменности как не отвечающую современным научным открытиям и исследованиям.
Основа праязыка человечества была… русской
Что же произошло в мировой истории, почему русский язык стал объектом таких нападок? Кем и зачем был придуман миф о варварстве славян? И почему эти нападки продолжаются до сих пор?
А ведь были и есть свидетельства совсем иного рода. Выходили и выходят книги, рассказывающие о древнейшей истории русского языка, подчёркивающие его древность, красоту, мудрость и, если хотите, всемирность. Талантливейшие авторы работали над этой темой – кроме упомянутых это были ученые мирового уровня: А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.С. Шишков, И.И. Срезневский, Б.А. Ларин. В последнее время таких книг прибавилось, появились книги Н.Р. Гусевой, Л.Н. Рыжкова, А.Н. Драгункина и др.
Их авторы считают, что русский язык является первым и древнейшим языком евразийского континента. Конечно, в полной мере назвать его русским нельзя, но он был его основой, он был общим для всех народов планеты, и не только славян. Что же касается славянских народов, нас связывает единое происхождение, единая кровь и один язык. Особенно это касается языков русского, украинского и белорусского. Собственно, ни украинского, ни белорусского языков не существовало вообще, как не существовало и разделения народов, это искусственное разделение – лишь следствие чужой политической воли.
Удивительно, но несмотря ни на что, тот единый язык… всё-таки сохранился. Исследователь О.Ф.Мирошниченко считает, что он «сохранился до нашего времени без особых изменений только у русских, у славян. Именно от него пошли многие, если не все, языки Европы и частично Азии» [5, с. 6].
Всё это может звучать странно для неспециалистов, но историки и филологи давно знают об этом. Знают они и о том, что цивилизация возникла на севере, а не на юге. Легенды гласят, что именно там, на тёплом когда-то Северном полюсе находилась легендарная Арктида или Гиперборея, родина наших предков, и сейчас тому есть научные подтверждения. После всемирной катастрофы и глобального похолодания людям пришлось оставить Север в поисках других мест. Так они заселили Европу и Азию, Индию, Америку, Африку, и везде, где бы они ни появлялись, они оставляли после себя высочайшую цивилизацию – были ли это египтяне или этруски, майя или ацтеки, пеласги или венеды. С тех пор древняя прародина манит человека к себе, и любое проявление её в повседневной жизни нам кажется чудом.
Мы удивляемся, почему многие реки текут на север, почему птицы гнездятся на севере, и почему мировая мифология рассказывает о севере какие-то удивительные, диковинные истории. Но зная, что Север – родина человечества, удивляться нечему.
В те баснословные времена, как полагают, где-то 40-30 тысяч лет назад, и существовал единый язык. Собственно, это тема отдельного исследования, приведём лишь высказывание Е.И. Классена: «Славяне имели грамоту не только прежде всех Западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к нам» [2].
Современные исследователи, систематизируя накопленный опыт, приходят к выводу, что все памятники письменности (5 – 1 тысячелетий до нашей эры) на территории Европы, Малой Азии, Средиземноморья, Крита, Египта, острова Пасхи, Сибири, Китая написаны на одном языке.
Этот язык – древнерусский.
Мы не случайно вопрос о происхождении языка и существовании в древности единого языка увязали с темой космоса. Космос – это порядок и система. Язык – это тоже порядок и система, он – носитель и отражение вселенской Праматерии, позволяющий человечеству жить в соответствии с мировыми и объективными законами. Разрушить эти законы не во власти человека, и посягательство на них наказуемо.
Мы не даём ответы на сложные вопросы – мы указываем на вектор дальнейших поисков. Sapienti sat…
Литература:
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991 – 270 с.
2. Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени, в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. – М., Белы альвы, 2011. – 320 с.
3. Ляшевский С. Русь доисторическая. Историко-археологическое расследование / С. Ляшевский. – М., Фаир-Пресс, 2003. – 240 с.
4. Лесной С.Я. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. – М., Алгоритм, 2007. – 384 с.
5. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. – М., 2004. –144 с.
6. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. Сборник статей. – М.: Самообразование, 2006. – 352 с.

P.S.1. От редактора. Сообщаю о приоритетных публикациях авторов НО «Рубцовский творческий союз», приведенных на сайте www.rubcow.ru Звезда полей» и в альманахах «Звезда полей» с 2006 года (конференции «Рубцовские чтения»). Это статьи Ю.Кириенко-Малюгина: «Я бегу от помрачений…» (2003 г., № 1, «Наш современник» о синтезе языческих верований и христианской морали в Православии и о работах филолога Ю.И.Селезнёва); «Эволюция национального мировоззрения Есенина после 1917 года», 2004 г. (Материалы Международной научной конференции, 2005, Москва-Рязань), где предложены введение Православной культуры в программы школ, обеспечение национальной демографической безопас-ности России и др.); «Рубцов и методика оценки народности поэзии» (в книге »Поэзия. Истина. Рубцов», М., 2007г.), где акцентируется внимание на письменности этрусков и древности русского языка, Это статьи физика А.И..Обухова о торсионной методике оценки благозвучия русских букв и его академическое исследование «Слово о букве» (2009 г.,,Иркутстк), где опубликована История письменности). Это статьи д.т.н. А.М.Башилова о Русском Севере и о «Звезде полей» Н.Рубцова – Полярной звезде.
P.S.2. Статья Л.Рыжковой опубликована в альманахе «Звезда полей», 2012.