«Как будто спит былая Русь…»

Редакция газеты «Восток» («Уездные новости»), публикуя 8 августа 2003 года письмо Ольги Боринцевой (Тотемский район) «Забудь их, Николай Михайлович!» с фактически минирецензией на книги воспоминаний Н.Старичковой и Л.Дербиной, выразила надежду, что рубцововеды «смогут правильно расставить акценты» и дадут ответ по содержанию этого письма.
Для того чтобы писать по теме взаимоотношений Н.Рубцова с этими женщинами (авторами воспоминаний) надо всё-таки поглубже знать материал. Для этого достаточно обратиться хотя бы к публикациям, находящимся в специализированной библиотеке им. Н.Рубцова в Тотьме, в мемориальном доме-музее Н.М.Рубцова в селе Никольском. К сожалению, многие искренние поклонники и защитники поэта предполагают, что до них никто этими проблемами не занимался. О.Боринцева, скорее всего, не знает или умалчивает о многих публикациях за последние два года по теме. Не цитируя дословно автора, приведу своё мнение по тезисам письма.
Название письма (или статьи) «Забудь их, Николай Михайлович!» хлёстко, но тенденциозно. Женщины – духовно абсолютно разные.
По поводу посыла О.Боринцевой: «две литературно одарённые женщины». Критерий оценки личности по одарённости недостаточен. Измерять надо по Духовности и по характеру автора мемуаров. У Л.Дербиной – эгоизм, язычество со звериными поэтическими образами, неудовлетворённое самолюбие. Её «талант» направлен на выражение её понимания окружающего мира, как фактически враждебного ей. Такие образные шедевры-признания, как «Люблю волков за их клыки во рту…», «Всей звериной тоской Зодиака и моя переполнена грудь!», «Волчица я, ты понял слишком поздно…» – разоблачают «поэтессу». Рубцов писал Дербиной: «У тебя непростой и далеко не ангельский характер, а вспыльчивость и необузданность частенько ошеломляли даже меня, которому пришлось повидать всякого: а возбудить к действию таких порывистых и деятельных натур очень нетрудно. К тому же тебе постоянно кажется, что ты в чём- то обойдена, тебе недодано по заслугам, и незамедлительно восстаёшь против мнимых несправедливостей». Смирить гордыню Дербина не хотела. И многие её стихи – попытка опровержения русской Духовности и внедрение подсознательно сатанинской идеологии. И зависть к тому, что Рубцов (по её понятиям деревенский поэт) был принят в Союз писателей СССР.
Н.Старичкова сразу оценила русскость поэзии Рубцова и искренне его любила. Но, как порядочная русская женщина, она ушла в сторону, не стала разрушать семью или даже будущее воссоединение семьи, зная, насколько поэт любил свою дочь Лену. Н.Старичкова принимала участие в судьбе Рубцова в бытовом плане в Вологде и, понимая самолюбивый и завистливый характер Дербиной, предупреждала Поэта. В духовном плане обе женщины были два антипода. Сравните «шедевры» «одарённой» Дербиной со стихами Н.Старичковой:

Никуда от тебя не деться,
Даже если дороги врозь.
Не могла на тебя наглядеться,
Не могу и расстаться всерьёз.

О.Боринцева ставит на одну доску убийцу и защитницу поэта, когда пишет, что «наивно поверить всему, что поведали Нинель Старичкова и Людмила Дербина» и что «обе они претендуют на любовь поэта». Не претендуют ни та, ни другая. Дербина ненавидела Рубцова и писала:
Ты видел тебя не любила.
Не видеть ты это не мог…

Н.Старичкова видела сложный, но добрый характер поэта. И неустроенность бытовую. Помогала, когда этого хотел Рубцов. И не навязывалась Поэту. А в своей книге «Наедине с Рубцовым» Н.Старичкова не только привела достоверные и новые факты, но и разоблачила убийцу. В этом её заслуги исключительно высоки. И сравнение персонажей на одном уровне неуместно. Подсознательно О.Боринцева строит своё мнение на ревности женщин к Рубцову. Как сказано выше, не в этом дело.
По поводу проверки фактологических данных о Николае Рубцове. Факты от Н.Старичковой в этом не нуждаются. Как, интересно, О.Боринцева собирается их перепроверять? А «мемуары» Дербиной и статьи её литературных адвокатов направлены на попытку реабилитации убийцы и почти все лживы. Об этом есть публикации В.И.Белова, В.Коротаева, В.П.Астафьева, А.Цыганова, В.Белкова, Р.Балакшина, автора этой статьи, о которых не говорит О.Боринцева.
Верно, что Дербина пытается оправдаться, нагнетает страсти в поэзии и жизни, пытается обмануть читателя в своем приближении к Богу. Но так оголтело лгать на Рубцова в статьях за последние три года могут только антиправославные личности. Рубцов хотел просветить и перевоспитать заезжую «поэтессу», но это было бесполезно. Она уже была заражена необратимо вирусом самомнения и самолюбия.
Не верен посыл О.Боринцевой о склонности поэта обострять отношения с близкими. Рубцов по жизни непрерывно боролся за Справедливость, приобрёл на флоте морской характер, защищал в стихах Родину, предупреждал каждого читателя о надвигающихся угрозах русскому народу и России. Отсюда непонимание многих окружающих, особенно в литературной среде, и все конфликты.
О том, какие женщины были рядом с Рубцовым. И Старичкова, и Дербина, и Меньшикова были рядом периодами различной длительности. Рубцов разрывал свои отношения с Дербиной, но та каждый раз под надуманными предлогами приходила к нему на квартиру. Зачем? Любви не было, что признаёт Дербина. А постельные отношения – это ещё не любовь. Положительную, в основном, рецензию на свои вирши она получила уже в ноябре 1970 года. И на Новый 1971 год Рубцов ждал дочь Лену и Генриетту Меньшикову. Они не приехали. И в этом трагедия. Видно, что О.Боринцева не знает обстоятельств жизни поэта с бытовой стороны. Судит только по двум попавшимся ей книгам.
И прекрасные стихи Рубцова рождались не из-за конфликтов с женщинами. Любовная лирика была у него в юности. А затем он писал картины протекающей окружающей жизни и природы. Поэт через Душу пропускал не только явные несправедливости, но и красоту русской природы и житейскую правду нормальных людей, когда рисовал такие картины:

Когда, смеясь на дворике грухом,
Встречают солнце взрослые и дети,
Воспрянув духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.

Довольно сторонний взгляд получился у О.Боринцевой на воспоминания Н.Старичковой и «мемуары» Л.Дербиной. И не было никакого заочного соперничества. Как выше уже сказано, у каждой была своя цель публикаций. И что значит посыл: «Рубцов простил бы их обеих»? За что? Старичкову и прощать не надо, её надо только приветствовать. А за что прощать Дербину? Спросите: может ли дочь Рубцова Лена простить Дербину? А четверо внуков Рубцова от Лены? И себя поставьте на место дочери убитого поэта. И спросите у почитателей Рубцова: согласны ли они простить Дербину? Тем более, что она не уходит на «заслуженный» отдых, непрерывно льёт грязь на поэта. О чём, видимо, автору письма «Забудь их, Николай Михайлович!» неизвестно. Или она это не увидела в «мемуарах» убийцы.
К сожалению, видно сумбурное понимание психологии взаимоотношений между людьми, между поэтом и женщинами. Это, правда, не вина, а беда О.Боринцевой. С надеждой, что это временно.
Москва, 12.08.2003 г.

P.S. Автор выпустил книги «Тайна гибели Николая Рубцова» (сентябрь 2001 г.) и «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны» (сентябрь 2002 г.). В этих книгах приводятся сведения и о Н.Старичковой, и о Л.Дербиной.
От участника «Рубцовских чтений», состоявшихся 8 августа 2003 года в Никольском в доме-музее Н.М.Рубцова.

Статья опубликована газетой «Восток» («Уездные новости»), 18 сентября 2003 года и в авторской книге «Новая дорога к Рубцову» (печатается с небольшими сокращениями).