16.12.2024 г. Сайт «росписатель», перепечатано
Это – провал жюри премии «Слова» или крах поэзии?
Вечером в воскресенье, в день памяти журналистов, погибших на войне, меня накрыло горькое ощущение, что погибла великая традиция отечественной поэзии. Даже заснуть не мог, пытаясь понять, почему же это произошло после оглашения списка победителей национальной премии «Слово» в номинации «Мастера. Поэзия»?
Как автору книги о Серебряном веке мне легче оттолкнуться от такой метафоры: вот есть грандиозное и протяжное явление – от раннего Блока до поздней Ахматовой – Серебряный век. А внутри – ещё столпы поэзии: Брюсов, Маяковский, Есенин, Цветаева, Пастернак, которые все, кстати, любили Некрасова. А есть некая периферия – акмеисты, Мандельштам, обэриуты, Саша Чёрный, к которым в общем-то претензий нет. Но оставь их одних – без некрасовской традиции - и что станется с отечественной поэзией ХХ века? Так вот, по моим ощущениям, все лауреаты национальной якобы премии – вышли из упомянутой периферии. У меня нет принципиальных возражений против высокой оценки творчества Олеси Николаевой или Вячеслава Куприянова (третий лауреат – это, конечно, пародия на национальную премию!),но, согласитесь: неужели по их премированным книгам мы поймём суть, трагедию, дух сурового и переломного времени?
Критик-эстет Виктория Шохина написала в «Литературной России»:
«В номинации «Мастер. Поэзия» мой фаворит – это прежде всего Олеся Николаева с книгой «До Небесного Иерусалима» (нет, у неё в русском произношении - Ерусалима – А.Б.). В её стихах логическое органично сопрягается с музыкой, строгая изысканность – с интеллектуальной насыщенностью, ирония пропитана горечью».
И цитирует заглавное стихотворение. В нём я понимаю до донышка только одну строфу:
«Проведи меня полем до спуска,
по оврагу и дальше – средь тьмы,
довези до Козельска, до Курска,
до Калязина, до Костромы.
А в концовке – снова туман:
До чертога, плывущего мимо,
где стоят херувимы, грозя.
До небесного Ерусалима…»
Дальше – некуда. Поздно. Нельзя.
У меня так – со многими стихами Олеси – ну, наверное, не дорос со своей приверженностью к ясной традиции Некрасова, Твардовского, Смелякова, Соколова… Кстати, большой мастер русского верлибра Вячеслав Куприянов – лауреат второй премии на миллион - тоже вспоминает строки Владимира Николаевича – прямо в тексте свободного стиха про паузы.
Что бы не говорилось, но главное
Происходит уже не в речи
А в паузе –
В паузе поэт переводит дыхание
В паузе у читателя должно перехватить дыхание
Иначе напрасно движение речи поэта
И недаром сказал о соловье Соколов Владимир –
«Как удивительно в паузах
Воздух поет за него» -
Так за поэта
В паузе думает воздух
Да простит меня Вячеслав, но здесь всё-таки лучшие строки – самого Соколова…
А в общем, не придерёшься – мастера. А Николаева настолько абстрактно-духовна, что подходит для любой премии. В своё время Олеся и от Чубайса получала премию «Поэт» в 50 000 олигархических долларов (!), и тут 3 000 000 президентских рублей отхватила. В интервью либеральной «Независимой газете» она говорила:
– Самый страшный вирус – это вирус пошлости, которым заражена не только Россия, но уже, пожалуй, половина мира.
- Что относите к системе табу в литературе и искусстве?
– Богохульство, мат (за редчайшим исключением, где он необходим, как в романе Юза Алешковского «Николай Николаевич») и порнографию.
Скажу Олесе, что есть поэтическая пошлость – хуже мата и грубей частушечной скабрезности, что и показала Ольга Ершова - актриса, сценаристка и куплетистка – уроженка Одессы, которой жюри присудило… третье место и 500 000 рублей.
Когда она попала в короткий список – уже это ценителям поэзии показалось неумным вызовом, каким-то заигрыванием с 16-й полосой ЛГ, где Ершова – типичный автор таких шедевров:
Жизнь – не страж, а тщательный бухгалтер –
Джентльмены знают, как никто:
Прежде, чем расстегивать бюстгалтер,
Научись застегивать пальто.
Это, знаете ли – хуже порнографии – там хоть женское тело, а тут грязное бельё…
Олег Нехаев с ужасом написал утром в воскресенье:
«Автора этого стихотворения Ольгу Ершову уже сегодня могут объявить лучшей поэтессой-победительницей России. По крайней мере она уже в десятке финалистов… Сразу увидел, что возмущаются её строками редактор журнала "Алтай" Лариса Вигандт и писатель, специалист по культурной антропологии Андрей Новиков-Ланской. Последний пишет: "К поэзии эти тексты не имеют отношения. За них даже не стыдно — потому что это за пределами вкуса и дискуссии". Только вот как быть с тем, что премия "Слово" объявлена национальной победной вершиной для прозаиков, поэтов и переводчиков. Разве дно может считаться вершиной? И вот тут уже вопрос к членам жюри и их компетентности, которая и определяет вершины нынешней русской словесности».
Да какие там вершины? Выгребная яма!
В уборной у дверей,
Как в мыслях у невест:
И нужно поскорей,
И нет свободных мест…
Причём тут невесты? – для рифмы разве что…
* * *
Спать ложусь, как только вечереет,
Пробуждаюсь в середине дня:
Правда, я не знаю, что сложнее –
Переспать со мной или меня.
Это не просто пошлость, а дешёвый каламбур с отрыжкой.
* * *
Не веришь в женщин с интеллектом?
Такая же фигня.
Сегодня мы вступаем в секту
Свидетелей меня!
Об этой «фигне» написала - Ольга Азарова: "Игорь Губерман в чистом виде".
Уж на что я недолюбливаю позднего Губермана, но это сравнение, считаю – просто оскорбительно для еврейского шутника. У Ершовой – не ниже кружевного пояса, а просто – вне приличий и правил иронической поэзии:
***
Сейчас я кое-что скажу,
А вы обиду не держите:
Я Вам, конечно, откажу,
И, все же, лучше предложите…
В ресторане
Когда Вы мне о необъятных
И светлых чувствах говорите,
То ешьте как-то аккуратно,
Не жрите.
Отвратительно – грубо, неостроумно, без всякого одесского юмора, а на уровне немецкой казармы. Недаром она - член Союза писателей Чешской Республики, Член союза кинематографистов РФ, где в ходу такой солдафонский юмор, наверное. Странно, что она окончила ВГИК в мастерской Владимира Мешкова, а русскому юмору от мастера – не научилась.
Лично для меня номинация «Мастер. Поэзия» - просто перечёркнута и спущена в унитаз!
Может быть, я сгустил краски, но честно высказал своё глубокое разочарование.
И ещё согласен с недоумением Шохиной:
«В результате получился некий микс «Большой книги» и «Лицея», и последний, если судить по статистике, преобладает: из 3023 заявок только 28% изданных книг, остальные – 72% (!) – рукописи. И вот это, на мой взгляд, ненормально; более того, ненормально вообще участие рукописей в серьёзной премии. Да, некоторые наши премии принимают рукописи к рассмотрению. Включая «Большую книгу», но с оговоркой: «Рукописи, выдвинутые авторами, к рассмотрению не принимаются» (их могут выдвигать издательства, СМИ, творческие союзы и др.). В Положении о «Слове» я ничего такого не увидела. Рукопись – это всегда недопечённый продукт, тем более рукопись, выдвинутая самим автором (даже если это автор состоявшийся). Я бы, честно говоря, и Ridero к серьёзному конкурсу не допускала».
Целиком соглашусь: зачем стихи в рукописи? – ну, ладно проза о самых злободневных событиях. Более того, добавлю, что рукопись той же Ершовой (представьте, и у неё ркукопИсь!) никогда книгой не явится, даже если будет шикарно издана. Ибо сборник вульгарных куплетов книгой в том понимании, о котором говорила Ахматова, и явлением поэзии – никогда не станет!
Просьба читать комментарии- снизу вверх этой колонки, так колонка формируется по мере поступления текста от автора.
Комментариев:82
|
Не знаю, кто такая Нина Ягодинцева. Из критиков знаю- и есть его издания - В. Хатюшина, читал статьи погибшего рано ушедшего Кузьменкова, читаю статьи Ивана Образцова и Юрия Павлова и др. .Читал ранее классиков Ю.И.Селезнева и М.П. Лобанова. И сам создал десятки литстатей, книги и уникальную "Методика оценки и критерии народности поэзии" (2014 г., см. в ленин. биб-ка). Просьба, только не делайте вид, что в первый раз слышите о Ю.К.-М. или не читали мои издания.
Вот Вы, Нина...Ягодинцева заявили: "НАМ НУЖЕН КОРПУС ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Нужно осмыслиить себя и свою историческую судьбу".
Начните с Ю.Кириенко-Малюгина. Раскритикуйте некоторые мои издания. В ленинской гос. библиотеке имеются: 1. "Наша встреча впереди. Стихи, песни, пьеса. 2. "Поэзия. Истина. Рубцов" , 216 стр., 2007 г. 3.Николай Рубцов: "Звезда полей горит, не угасая..", монография, 288 стр .2011 г. 4. Повесть - предупреждение "Есть Божий суд...", 2012г. 5. "Очевидное и невероятное" (малая проза, рассказы, эссе), 2019г. 6. "А я вам желаю влюбиться..." Стихи и песни. 2020г. О других ранних и современных пока умолчу.
Вы можете многих опередить, заявив, что открыли будто бы Ю.К.-М.
Кириенко Ю.И.(лит. псевдоним Ю.Кириенко-Малюгин), поэт, кандидат техн. наук, член МГО СПР с 2000 года, автор 17 книг и десятков литстатей, автор-исполнитель (7 компакт-дисков (Есенин, Рубцов, авторские) и др.
Желающих раскритиковать - прошу к условному барьеру.
На конкурс "Слово" не подавал принципиально.
|
|
От администрации: задайте, пожалуйста, вопрос под своей фамилией
|
|
Начну издалека. Тридцать пять лет назад русская литература была намеренно вытеснена на обочину общественной жизни. Её место заняла литература рыночная и либеральная, обслуживавшая господствовавшую идеологию. Ужасы советского прошлого, ничтожность русского человека, болезненное внимание ко всякого рода девиациям и извращениям - всё это бесполезное, а точнее, ядовитое для русской общественной жизни содержание заполонило книжные полки библиотек и магазинов, и, не узнавая себя, народ от литературы отвернулся. Добавьте хлынувшую бурным потоком самодеятельность, которая стёрла границу между литературой и нелитературой - и вы поймёте, как наша литературоцентричная страна оказалась нечитающей. Я несколько упрощаю ситуацию - так для прокладывания маршрута нужны не живописные пейзажи, а карта с условными обозначениями.
За эти 35 лет так и не был собран корпус произведений современной национальной литературы. Нашей русской литературы. Она была доступна только тем, кто знал, где и что искать. Либералы выступали единым фронтом, продвигали свои имена дружно, громогласно, быстро сформировалась качественная коммерческая (она же идеологическая, ибо если не делать деньги, то что делать?) сцепка: издательства - премии - рецензии - пропаганда на книжных фестивалях - и, разумеется, продажи. Трагически проигравшие битву 1960-х-1980-х патриоты-традиционалисты печалились, возмущались и постоянно ссорились, подозревая друг друга в изменах, старея и угасая в этих бесплодных битвах между собой.
Появление премии "Слово" всколыхнуло страсти с новой силой! Кто из какого лагеря, кому зазря достались деньги, и ещё сто тыщ мильёнов различных претензий вылилось на организаторов и жюри. И никто не сказал о главном. НАМ НУЖЕН КОРПУС ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Нужно осмыслить себя и свою историческую судьбу. Нужно посмотреть в зеркало литературы и увидеть, наконец, трагическую и прекрасную реальность сегодняшнего русского бытия, провидеть своё победное будущее из того действительно страшного момента, в котором мы находимся.
Вспомнил ли кто о том, что именно национальная премия - инструмент формирования этого корпуса произведений, нашей золотой книжной полки? Начало трудного пути достижения общественного согласия - после 35 лет тяжёлого подспудного труда, бережения наших жизнеобразующих основ, наших ценностей, наших святынь? Нет.
Национальная премия - это не раздача денег случайно проходящим мимо людям. Это согласование магистральных смыслов, очень трудный путь, который ещё предстоит пройти, если сама идея не будет погребена в склоках, доносах и клевете.
Сделан пока только первый шаг, и стоил он колоссальных усилий. Первые шаги - самые трудные. И самые беззащитные. Но если мы понимаем, ЧТО делаем и ДЛЯ ЧЕГО - всё получится.
За 35 лет стало известно очень мало имён писателей русской традиции. Не потому, что их не было - каждое новое имя сначала профессионально торпедировали либералы, а потом в склоках добивали свои же.
И вот опять... Один недовольный вытащил на свет Божий стишки - не конкурсные, а те, которые лауреат писал на юмористический фестиваль, копеечные побрехушки - урок, конечно, лауреату, но давайте по-честному: не принято стало за эти 35 лет читать со сцены высокую лирику, и очень многие авторы писали и пишут такие пустышки, чтобы позабавить почтенную публику. У меня это всегда вызывало протест, но причина-то понятна!
Следующий вообще написал, что вот если бы премию организовала бы другая организация, она бы точно сделала всё как надо. Ну конечно... И дальше потоком пошли: "Я прочитал, мне не понравилось. Не тому деньги дали..." Всё это демонстрация вопиющего непрофессионализма. Это вообще не про литературу.
Когда зал Дворца на Яузе встал как один человек, встречая Юнну Мориц, стало понятно, что всё получилось. Первый шаг сделан. Надо упорно идти дальше, собирать, согласовывать, консолидировать. Возможно, и ошибаться. Но создавать имена более дружно, чем создавали их ещё недавно либералы для своих писателей. Защищать наших от досужих домыслов и огульных охаиваний, укреплять русскую книжную полку и умножать книги на ней.
Склоки - удел проигравших. А мы - мы хотим победить?
|
|
Дорогие друзья, внимательно прочитал статью и ваши комментарии! Эмоции, конечно, зашкаливают!.. НО какую махину сдвинул наш Председатель Николай Федорович Иванов со своей командой?! Инициатива по премии была от нас, а не от высокого начальства! Это, безусловно, прорыв! Конечно, душа требует справедливости! Но не все так просто: здесь и давление со всех сторон и строгие инструкции, отсюда да, порой жестокий компромисс. Но шаг сделан в верном направлении! Теперь работа над ошибками, отшлифовка Положения о Премии, обязательное расширение количества номинаций, увеличение премиального фонда! Как можно большее количество писателей должны получать премиальные деньги! А достойных и талантливых много! Особенно в нашем высокопрофессиональном Союзе писателей России! С глубочайшим уважением, Евгений Калачев.
|
|
Надежде
Насколько я понял из статьи и комментариев - возмущение вызвало то, что несмотря на гигантскую проделанную работу (наверняка, работали в основном представители СПР), несмотря на то, что авторитет этой премии зиждется в основном на многолетнем подвижническом и абсолютно не поддерживавшемся властью авторитете СПР же - в лауреатах оказались люди из совершенно другой "тусовки" и, не побоюсь этого слова, другой "ориентации". Анастасия Миронова проанализировала данное явление в статье под названием "Главную литературную премию в 3 млн рублей дали за книгу издательства Прилепина, которую читатели не видели!": "там поэтессы прилепинского круга Мария Ватутина, Анна Ревякина, жена (Долгарева подтвердила) того самого политолога из Вашингтона Николая Злобина... " (Весьма рекомендую данную статью внимательно прочитать - https://dzen.ru/a/Z1wSFj5CGSMvD6EL) Миронова - авторша едкая, но против фактов не попрешь...
Что же касается качества текстов... судя по поэзии весьма среднее. Полностью согласен с характеристикой А.Боброа "...Николаева настолько абстрактно-духовна, что подходит для любой премии. В своё время Олеся и от Чубайса получала премию «Поэт» в 50 000 олигархических долларов (!), и тут 3 000 000 президентских рублей отхватила."
То есть несмотря на затраченные усилия и средства премия "Слово" не только не стала явлением в современном литературном процессе, но и несколько "опустила" Союз писателей Росси.
Так мне кажется, уж извините.
|
|
Честно говоря, хотелось бы, чтобы в обсуждении приняли бы более активное участие и члены жюри Большого списка и шортлиста Премии "Слово". Я участвовала в обсуждении шортлиста И среди рукописей, представленных к обсуждегию, не было ни одной бездарной. И НЕпрофессиональной. Качество переводов вполне соответствовало условиям Премии. Другое дело, как сам член жюри относился к своему представлению об уровне кандидатов на Новую, как было особенно подчёркнуто. в условиях, предъявляемых к соревнующимся.Кроме того, нельзя не отметить огромный объём работы, проведённой организаторами "Слова":.десятки замечательных встреч с профессиональными критиками, писателями и поэтами. Активнейший потенциал, если не поэтов, то деятельных читателей, а в группе "Юный Пушкин" -- большое привлечение творческой молодёжи.А также представление всех направлений Премии аудитории с помощью членов жюри и лидерами жанров...Мне кажется. организаторам слова стоит представить отчёт обо всём, что происходило на площадках форума. Когда вы увидите площадь проведённой работы нашими коллегами, тогда, может, изменится и угол претензий к ним. В том числе, и к нашему Председателю. И осмысление, какую титаническую нагрузку выдержал Андрей Тимофеев. Я благодарна СПР за возможность участвовать в качестве члена жюри в разделе "Переводы. Ко мне могут быть претензии по степени моего отношения к кандидатам, но это не только вкусовое, но и моё профессиональное представление о Русском Слове. И ещё. У себя на своей странице в ВК я поставила свое выступление на одной из общих встреч участников форума.Если бы умела, я представила бы это выступление и на страницах моего горячо любимого сайта, как понимаю, теперь уже имени Николая Дорошенко. Но я не умею это сделать здесь. Мне наконец удалось озвучить свое мнение о проблеме Большинства в России перед профессиональной интеллектуално-активной аудиторией.. А это очень значимо при любом плюсе и минусе отношения читателей к моей позиции.Т.к. я говорила со своими коллегами, кот. не надо было разжёвывать существующую проблему. И сегодня, после вчерашнего выступления в "Бесогоне" Никиты Михалкова по поводу состояния и значения Русского языка в России и мире, мне кажется ещё более необходимым. озвучить свою позицию. Так.что, если кто бывает на моей странице, перешлите, пожалуйста, его на сайт "Российский писатель". С уважением ко всем нам и Бог нам всем в помощь! Надежда Мирошниченко
|
|
Григорий Блехману. А вы думаете стихи Николаевой или Куприянова не узнаваемы? Или книжка Поляковаили Прилепина? В конце концов, можно погуглить.
|
|
Наталье Радостевой.
Наташенька, если будет введена такая система - авторской анонимности, - это легко сделать: отправлять на конкурс не сборник, а его рукопись, убрав из неё имя и фамилию автора.
|
Забанивание снято 27.12.2024
Юрий Кириенко , Вы забанены!!!
Ниже показываю те комментарии, которые успел скопировать до
забанивания сайтом «росписатель» 20.12.2024
(админ. Елена Дорошенко ?, финансирует ООО СПР )
|
Брис Агеев предлагает остановить дискуссию, пока Он (видите ли - а кто?) не допишет свою мифическую заметку неизвестно о чём.
|
|
Если Бог создал людей разными, чтобы мы искали мира, тогда почему хотим добиваться справедливости на языке вражды, что стало заметно на нашем форуме? Пытаясь ответить себе на этот вопрос, решил написать отдельную заметку (ибо в тесных рамках форума это неудобно), чтобы осветить самому себе состояние наших умов: и во что нас бить еще, продолжающих свое упорство, сказал бы тут пророк.
Предлагаю объявить неделю молчания.
|
|
Послушайте, и ненависть, и презрение вы сами не придумывайте, пожалуйста.
Это не я "презрительно назвала", а вам так захотелось услышать.
В бомбоубежище ни разу не была и даже не знаю, где они находятся.
О приезде председателя СПР мне никто не сообщал и на встречу не приглашал. Знала бы, приехала бы непременно. Но увы...
О передаче гуманитарной помощи меня тоже никто не уведомлял и присутствовать при этом не предлагал. А пришла бы и поучаствовала, и отчёт о событии написала бы для этого сайта.
В соцсетях, извините, не присутствую и редко туда заглядываю. А на сайте курского Домлита о событии разве что пару фото можно было увидеть уже по прошествии всех событий.
Так что не надо гневно пылать и свой гнев приписывать мне.
Вот как раз в предыдущем комментарии то и сделала, что остановилась, решила свести всё к шутке, иронии над собой. Ан нет, вдруг вам захотелось оживить полемику.
Обвиняя в презрении, сами пользуетесь презрительной интонацией: "каяться" никого не призывала, вы сами захотели так услышать.
Деньги (будь они неладны) вовсе не "мифические". Анастасия Миронова на Дзэне назвала цифру в 50 млн. Но мне, повторяю, это всё равно. И если вдруг вам опять захочется вспыхнуть, все претензии к московской журналистке, которую у вас там за страсть к исследованиям почему-то обозвали городской сумасшедшей.
Так что ваше обвинение во лжи тоже на вашей же совести.
Ну и наконец про Донбасс.
Ездить куда-то я не могу себе позволить, у меня не те обстоятельства, чтобы доставить себе такую радость. Вы постоянно бравируете командировками, а мне остаётся всего лишь мечтать о них. И кто из нас в более выгодном положении?
С Донбассом меня связывают не командировки, а личные пожертвования и совместные молитвы с луганским священством. Куряне гибнут там, и батюшки приезжают к нам рассказать об их подвиге.
Судом пугать меня не надо, не боюсь, мне терять нечего, кроме своих цепей.
И подавать ничего туда не подавала никогда, не умею, и не собираюсь учиться это делать. У вас там практика в этих делах, видимо, большая. Чуть что - сразу в суд. А мне достаточно суда Божьего.
Да, и последнее.
К "званию писателя" не стремилась, в СПР меня позвали, была тогда нужна. Как раз накануне выборов на первый срок Н.Ф. Иванова. И была на съезде. И всем сердцем (руками не имела права) голосовала за. Теперь можете походатайствовать об исключении, если охота.
А моя "принадлежность к церкви", как вы выразились, не ваша компетенция.
Я не "принадлежу" к Церкви, я в Ней живу и без Неё умираю.
Всего хорошего.
|
|
Предложение об анонимности приёма материалов на литконкурсы исходило и ранее (в начале 2024 года) на сайте "ЛР" (да и ранее в интернете).
Конкурсные заявки - только на уровне Рукописей!!! И Это не должно исходить от частных издательств (Там вкусовая оценка редактора неизвестного мировоззрения и Ориентации!!!)
Предлагал ( на сайте www.rubcow.ru "Звезда полей") и предлагаю следующую Программу :.
1. Установить ежегодные конкурсы по всем литературным жанрам (поэзия, проза, литкритика, драматургия, киносценарии)
2. Принимать на уровне печатной Аннотации Конкурсную Заявку (с ознакомительными фрагментами) - ОБЫЧНАЯ практика частных издательств..
3. Создать Госиздательства и региональные госиздательства в России в 1-м квартале 2025 года.
4. Создать ГОСцензуру (кадры из госструктур и семейных обществ РФ) для оценки соответствия Заявки требованиям традиционной морали и лексики и выполнения требований объявленных Госпрограмм в 1-ом квартале 2025 г..
5.В структуре Госцензуры образовать группы жюри по литературным жанрам.
6. Сроки прохождения конкурсов: до апреля - сдача конкурсных заявок,; до июля - рассмотрение и объявления решений жюри. Авторы -лауреаты передают рукопись (в виде файлов в издательства) и согласуют корректуру- до октября.
7. Издательство передаёт рукопись в типографию и согласует выпуск.
Эти конкурсы - ежегодно. Заявки от Любых авторов, Независимо от членства в Союзах или лично.
Организацию новой структуры приёма Заявок, создания Госиздательств и Госцензуры предложить госструктурам, курирующим в Администрации Президента литературные Союзы РФ и ассоциацию АСПИ, а также Министерству культуры РФ
|
|
Автора рукописи скрыть можно, - а сборника?! - Нереально.
|
|
Блехману, Шостаку и другим, кто за анонимность автора на конкурсах:
- Предлагая, доказывай.
Докажите, что у вас есть все (100%) рычаги, которые обеспечат эту анонимность. Даже банки это не гарантируют.
Докажите, что такое невозможно:
- Что податчик стихов или его высокий покровитель не сможет вась - весь с председателем жюри.
Не докажите - ваше предложение пустое.
***
|
|
Ну вот. Перешли к делу. И предложения пошли разумные. Они, в основном, касаются анонимности этого и всех других конкурсов. Согласен и поддерживаю. Надо ценить творения, а не авторов, если хотим выбрать лучшее.
Но я о другом. Об условиях допуска на конкурсы, не позволяющих участвовать всем желающим. Меня всегда удивляли Положения, в которых были указаны условия, неприемлемые для абсолютного большинства поэтов: рекомендации от организаций, возраст создания и публикации (допустим, не более трёх лет), приём только официально опубликованного (то есть отказ в приёме рукописей). Примерно такое же я встречал и здесь в статье, и в комментариях. Неужели непонятно, что этими условиями создаются непреодолимые препоны на участие? Неужели неизвестно, в каких условиях творят и существуют нынешние поэты? Где им взять все эти рекомендации и публикации. Добиться этого очень и очень трудно, а я бы сказал, невозможно, ибо сам имею печальный опыт. Да ещё публикация должна быть достаточно свежей, допустим, не более трёх лет назад. Кое-кто ещё может рассчитывать на выполнение условий, но остальные, коих абсолютное большинство, лишаются этого права. К тому же довольно часто прямо пишут, что приоритет в определении победителей отдаётся местным поэтам. Просто диву даёшься. Зачем тогда участвовать не местным, если всегда найдётся местный победитель? Получается не конкурс стихотворений, а конкурс подписей на бумажках и красивых обложек. Разве это деление поэтов на изданных и не изданных, на получивших рекомендации и не получивших, на местных и не местных влияет на качество поэзии? И замечательно, что организаторы этого конкурса учли вред таких условий. Но эти правила нужно обязательно сохранить здесь и распространить на все конкурсы. То есть к решению вопроса об анонимности предлагаю прибавить решение вопроса об участии всех желающих. .
|
|
Я признаю такое в мiре право
Я не люблю наивных назиданий,
И глупостей восторженных невежд.
Мы слишком много вынесли страданий
И ждём реальности надежд.
Я не приемлю тайных обвинений,
Что хитростью готовят русофобы,
Пытаясь разломать в потоке мнений
Народный сплав высокой пробы.
Я отрицаю право нигилистов
Чернить истоки древние мои.
Где предки с гиканьем, разбойным свистом
Врагов уничтожали, как могли.
Я не хочу под грохот канонады
Искать для всех волшебные стихи,
И получать какие-то награды
От тех, на ком лежат грехи.
Я признаю такое в мiре право,
Которое клеймит любую ложь,
И в культ возводит детские забавы,
В которых Родину всегда найдёшь!
1988 г.
Из сборника "По дороге вечной"
|
|
Ни поэзия не исчезнет, ни поэты!
Премия "Слово" ничем особым не отличается от всех существующих. Выбрали, дипломы раздали, деньгами (очень небольшими по меркам их покупательной способности) одарили и благополучно забыли о "счастливчиках" до следующего с премиального сезона (или вообще). Участь нынешних лауреатов предрешена.
На мой взгляд к определению лучшей литературы в корне не тот подход. Не в деньгах счастье для литератора (хотя они не мешают)))))
Было бы логичнее премиальный фонд потратить на выпуск массовых тиражей финалистов, чтобы обеспечить большинство библиотек страны их книгами (пусть везде читают лучшие произведения), провести ряд серьезных встреч с ними на ТВ и дать возможность лауреатам посетить ряд регионов для живого общения с читателем. И, наконец, самые лучшие произведения (стихи, рассказы) включить (рекомендовать минобразованием) в школьную программу (высшая оценка! написанному).
А денежная личная премия должна вручаться на государственном уровне одному-трем лауреатам в номинациях поэзия-проза по типу Сталинских, без всяких там "детских" (до 35 лет) поблажек. Написал свой "Тихий Дон" в 20 лет - получи признание сразу, но без скидок на возраст. И деньги тут должны быть не "смешными" (что даже ипотеку не покрыть), а "серьезными", сравнимыми с Нобелевской (государство у нас не бедное, может себе позволить), чтобы писатель хотя бы квартиру себе купил и детям помог. А то получается, выдали лидерам от 5 до 30 тыс. долларов (в Калининграде однушку за эту сумму не купишь) и горды.
Вот за это и надо ратовать.
|
|
"Поэзия - это способ национальной идентификации и то, без чего невозможно представить русский народ,это как для испанцев фламенко, а для грузинов многоголосие" сказала на вручении Премии "Слово" Олеся Николаева, которая по меткому выражению Боброва " настолько абстрактно-духовна, что подходит для любой премии".
К слову, фламенко - этот танец вовсе не испанский, а пришлых в Испанию народов: мусульман, цыган, евреев. Подлинно народные испанские танцы - это пасадобль, мунейра, сегидилья и др. То есть фламенко, строго говоря, это засланный казачок, вытеснивший подлинные танцы благодаря своей агрессивности, цветастости, сексуальности.
Прямо все - как у нас сейчас.
|
|
Боюсь ошибиться, но мне кажется премии вообще (известные и большие в денежном выражении) - и не только в России - это не совсем то, что мы думаем.
Во-первых, это политика, во-вторых, распил средств.
Начну со второго. Вспомните, как нобелевскую премия получил главред "Новой газеты" и якобы отдал ее на благотворительность. таким образом он на время получил охранную грамоту (правда ненадолго) и одновременно средства снова пошли в оборот. Проханов сейчас тоже "отдал" свою премию... Ах, какая самоотверженность!
Прилепин дважды (!) получал Нацбест. В этом году ему досталась часть "Большой книги", а в целом виде эту премию он получил в 2014.
Да тут еще, как пишет Олег Нехаев: " четыре известных писателя, объявленных членами жюри, неожиданно оказались в финальном списке претендентов на победу. И, оказалось, что главное для Юрия Полякова, Захара Прилепина, Александра Проханова и Олега Роя – не литература, а огромные премиальные деньги".
Думаю таких махинаций по большим премиям - не только по "Слову" - было много. По принципу "свои люди - сочтемся".
Ну, а что касается того, что премия - это политика в чистом виде, тут уж к гадалке не ходи!
То, что богомольная Олеся Николаева в свое время получила от Чубайса 50 000 долл., то что его премия "Поэт" тоже носила титул "национальная", как и сейчас "Слово" - вы думаете, это случайное совпадение?
Александр Бобров пишет; "...Неужели по их премированным книгам мы поймём суть, трагедию, дух сурового и переломного времени?"
Соглашусь.
Но в таком случае, какие могут быть вообще претензии? Вот и Николай Иванов тонко намекнул на то, что нужно "учитывать время, в котором живём. При законах, которые не принимают наших некоторых хотелок".
Одним словом - "Что наша жизнь? Игра!"
|
|
Взял патент пока на способ
Кто умами не испитый,
Тот давай изобретай!
Счастья хитрого не жди ты,
Все извилины включай!
Слушай новые призывы!
И забудь про старый стресс!
Невзирая на мотивы
Двигай черепком прогресс!
Ну и я создал чего-то,
Толком, правда, не пойму:
Не то тачку типа мото,
Не то тестер по уму.
Но куда теперь не сунься,
Мыслям сбоку шеф не рад.
Мне сказала тётя Дуся:
«Свой везде конгломерат!»
«Ты иди», – она сказала, –
«Раз известен как пиит
К стойкам Рижского вокзала
В аморальный общепит.
Там бери буфет в аренду
И не думай ни о чём.
Там смогёшь и без патенту
Стать заслуженным рвачом»
«Здесь», – сказала,– «бесполезно
Нужные права качать,
Оцени-ка лучше трезво
Сбоку дурь и благодать».
Дурь посматривает косо,
Я работаю без слов,
Взял патент пока на способ -
Как прожить без дураков.
И живу, гордясь успехом,
Что узнал: кто, где, зачем?
Что возможно громким смехом,
Разрешим клубок проблем.
|