Александр БОБРОВ. КОНЕЦ ВЕЛИКОЙ ТРАДИЦИИ
16.12.2024 г. Сайт «росписатель», перепечатано
Это – провал жюри премии «Слова» или крах поэзии?
Вечером в воскресенье, в день памяти журналистов, погибших на войне, меня накрыло горькое ощущение, что погибла великая традиция отечественной поэзии. Даже заснуть не мог, пытаясь понять, почему же это произошло после оглашения списка победителей национальной премии «Слово» в номинации «Мастера. Поэзия»?
Как автору книги о Серебряном веке мне легче оттолкнуться от такой метафоры: вот есть грандиозное и протяжное явление – от раннего Блока до поздней Ахматовой – Серебряный век. А внутри – ещё столпы поэзии: Брюсов, Маяковский, Есенин, Цветаева, Пастернак, которые все, кстати, любили Некрасова. А есть некая периферия – акмеисты, Мандельштам, обэриуты, Саша Чёрный, к которым в общем-то претензий нет. Но оставь их одних – без некрасовской традиции - и что станется с отечественной поэзией ХХ века? Так вот, по моим ощущениям, все лауреаты национальной якобы премии – вышли из упомянутой периферии. У меня нет принципиальных возражений против высокой оценки творчества Олеси Николаевой или Вячеслава Куприянова (третий лауреат – это, конечно, пародия на национальную премию!),но, согласитесь: неужели по их премированным книгам мы поймём суть, трагедию, дух сурового и переломного времени?
Критик-эстет Виктория Шохина написала в «Литературной России»:
«В номинации «Мастер. Поэзия» мой фаворит – это прежде всего Олеся Николаева с книгой «До Небесного Иерусалима» (нет, у неё в русском произношении - Ерусалима – А.Б.). В её стихах логическое органично сопрягается с музыкой, строгая изысканность – с интеллектуальной насыщенностью, ирония пропитана горечью».
И цитирует заглавное стихотворение. В нём я понимаю до донышка только одну строфу:
«Проведи меня полем до спуска,
по оврагу и дальше – средь тьмы,
довези до Козельска, до Курска,
до Калязина, до Костромы.
А в концовке – снова туман:
До чертога, плывущего мимо,
где стоят херувимы, грозя.
До небесного Ерусалима…»
Дальше – некуда. Поздно. Нельзя.
У меня так – со многими стихами Олеси – ну, наверное, не дорос со своей приверженностью к ясной традиции Некрасова, Твардовского, Смелякова, Соколова… Кстати, большой мастер русского верлибра Вячеслав Куприянов – лауреат второй премии на миллион - тоже вспоминает строки Владимира Николаевича – прямо в тексте свободного стиха про паузы.
Что бы не говорилось, но главное
Происходит уже не в речи
А в паузе –
В паузе поэт переводит дыхание
В паузе у читателя должно перехватить дыхание
Иначе напрасно движение речи поэта
И недаром сказал о соловье Соколов Владимир –
«Как удивительно в паузах
Воздух поет за него» -
Так за поэта
В паузе думает воздух
Да простит меня Вячеслав, но здесь всё-таки лучшие строки – самого Соколова…
А в общем, не придерёшься – мастера. А Николаева настолько абстрактно-духовна, что подходит для любой премии. В своё время Олеся и от Чубайса получала премию «Поэт» в 50 000 олигархических долларов (!), и тут 3 000 000 президентских рублей отхватила. В интервью либеральной «Независимой газете» она говорила:
– Самый страшный вирус – это вирус пошлости, которым заражена не только Россия, но уже, пожалуй, половина мира.
- Что относите к системе табу в литературе и искусстве?
– Богохульство, мат (за редчайшим исключением, где он необходим, как в романе Юза Алешковского «Николай Николаевич») и порнографию.
Скажу Олесе, что есть поэтическая пошлость – хуже мата и грубей частушечной скабрезности, что и показала Ольга Ершова - актриса, сценаристка и куплетистка – уроженка Одессы, которой жюри присудило… третье место и 500 000 рублей.
Когда она попала в короткий список – уже это ценителям поэзии показалось неумным вызовом, каким-то заигрыванием с 16-й полосой ЛГ, где Ершова – типичный автор таких шедевров:
Жизнь – не страж, а тщательный бухгалтер –
Джентльмены знают, как никто:
Прежде, чем расстегивать бюстгалтер,
Научись застегивать пальто.
Это, знаете ли – хуже порнографии – там хоть женское тело, а тут грязное бельё…
Олег Нехаев с ужасом написал утром в воскресенье:
«Автора этого стихотворения Ольгу Ершову уже сегодня могут объявить лучшей поэтессой-победительницей России. По крайней мере она уже в десятке финалистов… Сразу увидел, что возмущаются её строками редактор журнала "Алтай" Лариса Вигандт и писатель, специалист по культурной антропологии Андрей Новиков-Ланской. Последний пишет: "К поэзии эти тексты не имеют отношения. За них даже не стыдно — потому что это за пределами вкуса и дискуссии". Только вот как быть с тем, что премия "Слово" объявлена национальной победной вершиной для прозаиков, поэтов и переводчиков. Разве дно может считаться вершиной? И вот тут уже вопрос к членам жюри и их компетентности, которая и определяет вершины нынешней русской словесности».
Да какие там вершины? Выгребная яма!
В уборной у дверей,
Как в мыслях у невест:
И нужно поскорей,
И нет свободных мест…
Причём тут невесты? – для рифмы разве что…
* * *
Спать ложусь, как только вечереет,
Пробуждаюсь в середине дня:
Правда, я не знаю, что сложнее –
Переспать со мной или меня.
Это не просто пошлость, а дешёвый каламбур с отрыжкой.
* * *
Не веришь в женщин с интеллектом?
Такая же фигня.
Сегодня мы вступаем в секту
Свидетелей меня!
Об этой «фигне» написала - Ольга Азарова: "Игорь Губерман в чистом виде".
Уж на что я недолюбливаю позднего Губермана, но это сравнение, считаю – просто оскорбительно для еврейского шутника. У Ершовой – не ниже кружевного пояса, а просто – вне приличий и правил иронической поэзии:
***
Сейчас я кое-что скажу,
А вы обиду не держите:
Я Вам, конечно, откажу,
И, все же, лучше предложите…
В ресторане
Когда Вы мне о необъятных
И светлых чувствах говорите,
То ешьте как-то аккуратно,
Не жрите.
Отвратительно – грубо, неостроумно, без всякого одесского юмора, а на уровне немецкой казармы. Недаром она - член Союза писателей Чешской Республики, Член союза кинематографистов РФ, где в ходу такой солдафонский юмор, наверное. Странно, что она окончила ВГИК в мастерской Владимира Мешкова, а русскому юмору от мастера – не научилась.
Лично для меня номинация «Мастер. Поэзия» - просто перечёркнута и спущена в унитаз!
Может быть, я сгустил краски, но честно высказал своё глубокое разочарование.
И ещё согласен с недоумением Шохиной:
«В результате получился некий микс «Большой книги» и «Лицея», и последний, если судить по статистике, преобладает: из 3023 заявок только 28% изданных книг, остальные – 72% (!) – рукописи. И вот это, на мой взгляд, ненормально; более того, ненормально вообще участие рукописей в серьёзной премии. Да, некоторые наши премии принимают рукописи к рассмотрению. Включая «Большую книгу», но с оговоркой: «Рукописи, выдвинутые авторами, к рассмотрению не принимаются» (их могут выдвигать издательства, СМИ, творческие союзы и др.). В Положении о «Слове» я ничего такого не увидела. Рукопись – это всегда недопечённый продукт, тем более рукопись, выдвинутая самим автором (даже если это автор состоявшийся). Я бы, честно говоря, и Ridero к серьёзному конкурсу не допускала».
Целиком соглашусь: зачем стихи в рукописи? – ну, ладно проза о самых злободневных событиях. Более того, добавлю, что рукопись той же Ершовой (представьте, и у неё ркукопИсь!) никогда книгой не явится, даже если будет шикарно издана. Ибо сборник вульгарных куплетов книгой в том понимании, о котором говорила Ахматова, и явлением поэзии – никогда не станет!
Просьба читать комментарии- снизу вверх этой колонки, так колонка формируется по мере поступления текста от автора.
Комментариев:82
27.12.24 18:33 |
Не знаю, кто такая Нина Ягодинцева. Из критиков знаю- и есть его издания - В. Хатюшина, читал статьи погибшего рано ушедшего Кузьменкова, читаю статьи Ивана Образцова и Юрия Павлова и др. .Читал ранее классиков Ю.И.Селезнева и М.П. Лобанова. И сам создал десятки литстатей, книги и уникальную "Методика оценки и критерии народности поэзии" (2014 г., см. в ленин. биб-ка). Просьба, только не делайте вид, что в первый раз слышите о Ю.К.-М. или не читали мои издания. |
24.12.24 15:08 |
комментарий удален |
От администрации: задайте, пожалуйста, вопрос под своей фамилией |
23.12.24 23:11 |
Начну издалека. Тридцать пять лет назад русская литература была намеренно вытеснена на обочину общественной жизни. Её место заняла литература рыночная и либеральная, обслуживавшая господствовавшую идеологию. Ужасы советского прошлого, ничтожность русского человека, болезненное внимание ко всякого рода девиациям и извращениям - всё это бесполезное, а точнее, ядовитое для русской общественной жизни содержание заполонило книжные полки библиотек и магазинов, и, не узнавая себя, народ от литературы отвернулся. Добавьте хлынувшую бурным потоком самодеятельность, которая стёрла границу между литературой и нелитературой - и вы поймёте, как наша литературоцентричная страна оказалась нечитающей. Я несколько упрощаю ситуацию - так для прокладывания маршрута нужны не живописные пейзажи, а карта с условными обозначениями. |
23.12.24 22:11 |
Дорогие друзья, внимательно прочитал статью и ваши комментарии! Эмоции, конечно, зашкаливают!.. НО какую махину сдвинул наш Председатель Николай Федорович Иванов со своей командой?! Инициатива по премии была от нас, а не от высокого начальства! Это, безусловно, прорыв! Конечно, душа требует справедливости! Но не все так просто: здесь и давление со всех сторон и строгие инструкции, отсюда да, порой жестокий компромисс. Но шаг сделан в верном направлении! Теперь работа над ошибками, отшлифовка Положения о Премии, обязательное расширение количества номинаций, увеличение премиального фонда! Как можно большее количество писателей должны получать премиальные деньги! А достойных и талантливых много! Особенно в нашем высокопрофессиональном Союзе писателей России! С глубочайшим уважением, Евгений Калачев. |
23.12.24 08:08 |
Надежде |
22.12.24 15:28 |
Честно говоря, хотелось бы, чтобы в обсуждении приняли бы более активное участие и члены жюри Большого списка и шортлиста Премии "Слово". Я участвовала в обсуждении шортлиста И среди рукописей, представленных к обсуждегию, не было ни одной бездарной. И НЕпрофессиональной. Качество переводов вполне соответствовало условиям Премии. Другое дело, как сам член жюри относился к своему представлению об уровне кандидатов на Новую, как было особенно подчёркнуто. в условиях, предъявляемых к соревнующимся.Кроме того, нельзя не отметить огромный объём работы, проведённой организаторами "Слова":.десятки замечательных встреч с профессиональными критиками, писателями и поэтами. Активнейший потенциал, если не поэтов, то деятельных читателей, а в группе "Юный Пушкин" -- большое привлечение творческой молодёжи.А также представление всех направлений Премии аудитории с помощью членов жюри и лидерами жанров...Мне кажется. организаторам слова стоит представить отчёт обо всём, что происходило на площадках форума. Когда вы увидите площадь проведённой работы нашими коллегами, тогда, может, изменится и угол претензий к ним. В том числе, и к нашему Председателю. И осмысление, какую титаническую нагрузку выдержал Андрей Тимофеев. Я благодарна СПР за возможность участвовать в качестве члена жюри в разделе "Переводы. Ко мне могут быть претензии по степени моего отношения к кандидатам, но это не только вкусовое, но и моё профессиональное представление о Русском Слове. И ещё. У себя на своей странице в ВК я поставила свое выступление на одной из общих встреч участников форума.Если бы умела, я представила бы это выступление и на страницах моего горячо любимого сайта, как понимаю, теперь уже имени Николая Дорошенко. Но я не умею это сделать здесь. Мне наконец удалось озвучить свое мнение о проблеме Большинства в России перед профессиональной интеллектуално-активной аудиторией.. А это очень значимо при любом плюсе и минусе отношения читателей к моей позиции.Т.к. я говорила со своими коллегами, кот. не надо было разжёвывать существующую проблему. И сегодня, после вчерашнего выступления в "Бесогоне" Никиты Михалкова по поводу состояния и значения Русского языка в России и мире, мне кажется ещё более необходимым. озвучить свою позицию. Так.что, если кто бывает на моей странице, перешлите, пожалуйста, его на сайт "Российский писатель". С уважением ко всем нам и Бог нам всем в помощь! Надежда Мирошниченко |
20.12.24 20:13 |
Григорий Блехману. А вы думаете стихи Николаевой или Куприянова не узнаваемы? Или книжка Поляковаили Прилепина? В конце концов, можно погуглить. |
20.12.24 20:01 |
Наталье Радостевой. |
Забанивание снято 27.12.2024
Юрий Кириенко , Вы забанены!!!
Ниже показываю те комментарии, которые успел скопировать до
забанивания сайтом «росписатель» 20.12.2024
(админ. Елена Дорошенко ?, финансирует ООО СПР )
20.12.24 13:15 |
Брис Агеев предлагает остановить дискуссию, пока Он (видите ли - а кто?) не допишет свою мифическую заметку неизвестно о чём. |
20.12.24 01:36 |
Если Бог создал людей разными, чтобы мы искали мира, тогда почему хотим добиваться справедливости на языке вражды, что стало заметно на нашем форуме? Пытаясь ответить себе на этот вопрос, решил написать отдельную заметку (ибо в тесных рамках форума это неудобно), чтобы осветить самому себе состояние наших умов: и во что нас бить еще, продолжающих свое упорство, сказал бы тут пророк. |
20.12.24 00:43 |
Послушайте, и ненависть, и презрение вы сами не придумывайте, пожалуйста. |
19.12.24 18:59 |
Предложение об анонимности приёма материалов на литконкурсы исходило и ранее (в начале 2024 года) на сайте "ЛР" (да и ранее в интернете). |
19.12.24 18:08 |
Автора рукописи скрыть можно, - а сборника?! - Нереально. |
19.12.24 17:14 |
Блехману, Шостаку и другим, кто за анонимность автора на конкурсах: |
19.12.24 17:01 |
Ну вот. Перешли к делу. И предложения пошли разумные. Они, в основном, касаются анонимности этого и всех других конкурсов. Согласен и поддерживаю. Надо ценить творения, а не авторов, если хотим выбрать лучшее. |
19.12.24 08:29 |
Я признаю такое в мiре право |
19.12.24 08:28 |
Ни поэзия не исчезнет, ни поэты! |
19.12.24 06:39 |
"Поэзия - это способ национальной идентификации и то, без чего невозможно представить русский народ,это как для испанцев фламенко, а для грузинов многоголосие" сказала на вручении Премии "Слово" Олеся Николаева, которая по меткому выражению Боброва " настолько абстрактно-духовна, что подходит для любой премии". |
19.12.24 05:49 |
Боюсь ошибиться, но мне кажется премии вообще (известные и большие в денежном выражении) - и не только в России - это не совсем то, что мы думаем. |
19.12.24 00:03 |
Взял патент пока на способ |