Потом придёшь в литературу,
Где ждут тебя без громких слов:
Есенин, Гоголь и Рубцов!
 
Юрий Кириенко-Малюгин (октябрь 2004 года).

Сайт 2006 года


ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА
 

Новое на сайте:

31.12.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 8.
Юрий Кириенко-Малюгин. На рубцовском направлении.
Юрий Кириенко-Малюгин. Классификация поэзии в России (в порядке дискуссии на любом уровне)
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Глава 27. Калейдоскоп событий 2007 года. «Синдром Касандры...» Моноспектакль в ДК. «Рубцовские чтения» 2007. Альманах «Звезда полей» 2007.
17-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения — 2022»
Александр Обухов. Сакральный смысл автографов и рисунков Пушкина.
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2018
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ публикует дезинформации о Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций пропаганды творчества Рубцова
Вера Степанова. Подборка «Стихи для детей»
Юрий Кириенко-Малюгин Какой театр готов поставить любую из трёх пьес о Н. М. Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций в «Литературной России». Блок № 8
Обращение к писателям
Долой стыд. Рубрика в газете: Откуда ноги растут,
МХАТ. ТАНЦЫ
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Публикации по темам “НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ и ТВОРЧЕСТВО РУБЦОВА ”
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. По теме «Поэтическая премия имени Георгия (Эрнеста) Любенко»
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ШУТКА: ЗАЯВЛЕНИЕ СТОЯЛЫХ ЖЕРЕБЦОВ
Юрий Кириенко-Малюгин. Шутка: Литкритики — это несостоявшиеся поэты?
Юрий Кириенко-Малюгин. Не шутка: Классификация «поэтов»!

25.11.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 7.
Юрий Кириенко-Малюгин. Поэтическая премия имени Георгия (Эрнеста) Любенко
Сергей Иванович Кривонос — Первый лауреат поэтической премии имени Георгия (Эрнеста) Любенко
Александр Иванович Обухов — Первый лауреат премии имени Эрнеста Любенко по литературоведению
Зоя Орехова. Светлой памяти поэта, барда, художника Эрнеста Любенко
Александр Обухов. Русское словарное сито
Александр Обухов. Письменность и звуки
Александр Обухов. Сакральный смысл автографов и рисунков Пушкина. К 220-летию со дня рождения поэта
Александр Обухов. К таинствам поэзии Николая Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Глава 23. Поэт и бард Эрнест Любенко и его «Звезда полей» в газете «Российский писатель», март 2003 г.
Глава 24. Сайт www.rubcow.ru «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество». Мотивы создания. С марта 2006 года
Глава 25. Песни на стихи Н. Рубцова, С. Есенина и Ю. Кириенко на компакт-дисках
Глава 26. Рубцов и методика оценки народности поэзии
17-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения — 2022»
Людмила Васильевна Щипахина и поиск национальной идеи России
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА)
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ публикует дезинформации о Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций о неудачах пропаганды творчества Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин Какой театр готов поставить любую из трёх пьес о Н. М. Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций в «Литературной России». Блок № 7
Быков в Вавилоне
Главный враг России, или Как исправить ситуацию с нищетой и безработицей
Юрий Кириенко-Малюгин. Шутка: Заявление стоялых жеребцов
Юрий Кириенко-Малюгин. Шутка: Литкритики — это несостоявшиеся поэты?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Публикации по темам “НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ и ТВОРЧЕСТВО РУБЦОВА ”

02.11.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 5
Юрий Кириенко-Малюгин. Поиск национальной идеи. Блок № 6

Юрий Кириенко-Малюгин. Поэтическая премия имени Георгия (Эрнеста) Любенко
Сергей Иванович Кривонос — Первый лауреат поэтической премии имени Георгия (Эрнеста) Любенко
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Глава 19. Первая Московская конференция «Рубцовские чтения -2006. Первый альманах «Звезда полей» 2006 под ISBN Книжной палаты РФ
Глава 20. Вокруг Рубцова. Конференция в Тотьме 09 февраля 2006 года
Глава 21. Конференция в Дзержинске Нижегородской области в феврале 2006 года
Глава 22. Кино ли было «Поэт Николай Рубцов» 2006-2007 годов? «Беда коль пироги начнёт печи ...» (И. А. Крылов)
17-ая Московская научно-практическая конференция «Рубцовские чтения — 2022»
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА)
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ публикует дезинформации о Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций о неудачах пропаганды творчества Рубцова
Юрий Кириенко-Малюгин Какой театр готов поставить любую из трёх пьес о Н. М. Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций в «Литературной России». Блок № 7
Быков в Вавилоне
Главный враг России, или Как исправить ситуацию с нищетой и безработицей
МХАТ. ТАНЦЫ
Я хочу жить в экономически успешной и счастливой России
Юрий Кириенко-Малюгин. Шутка: Литкритики — это несостоявшиеся поэты?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Публикации по темам “НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ и ТВОРЧЕСТВО РУБЦОВА”

09.10.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 3
Юрий Кириенко-Малюгин. Я был рождён аристократом. Продолжение. Главы 13, 14, 15, 16 и 17.
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ публикует дезинформации о Рубцове?
Вера Степанова.   Стихи на «ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ИМЕНИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА” 2021.
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Шутка: ЗАЯВЛЕНИЕ СТОЯЛЫХ ЖЕРЕБЦОВ
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Публикации- на сайте «Звезда полей» по поиску “НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ и ТВОРЧЕСТВО РУБЦОВА ”
Юрий Кириенко-Малюгин. Шутка: Литкритики — это несостоявшиеся поэты?
Юрий Кириенко-Малюгин. Поэтическая премия имени Георгия (Эрнеста) Любенко.

11.09.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Глава 11. Поиск Истины в мировоззрении Рубцова.
Глава 12. Моноспектакль «Звезда полей Николая Рубцова», 24 декабря 2004 года, 17 марта 2005 года, 20 декабря 2005 года (видеосъёмка из зала, чья?)
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. МОЯ ВИКИПЕДИЯ.
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ ПУБЛИКУЕТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ О РУБЦОВЕ?
Кириенко-Малюгин. Молчат Союзы писателей России, рубцовские музеи и центры, активисты и пропагандисты, сайт «Душа хранит»
Юрий Кириенко-Малюгин. За что и Кто в Москве не признаёт и игнорирует творчество Рубцова?
Юрий Кириенко-Малюгин. Женщина в России – кто?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЯВЛЕНИЕ СТОЯЛЫХ ЖЕРЕБЦОВ
Юрий Кириенко-Малюгин. Верните экспозицию о жизни и творчестве Н. М.Рубцова!

18.08.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 3
Лауреаты 6-го поэтического Интернет конкурса «Звезда полей» 2021 года
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ публикует дезинформации о Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. Маслов Евгений Феоктистович (1940 - 01.07.2021)
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Глава 9. Калейдоскоп событий. От каждого по способностям? Рынок отрегулирует? К натуральному хозяйству на даче. «Нам песня строить и жить помогает». От июля 1993 года к февралю 2000 года
Глава 10. Литературные архивы. Пьеса о Рубцове. На родину Поэта. Московский Рубцовский центр. Тайна гибели Николая Рубцова. Первая монография о Рубцове. От февраля 2000-го к декабрю 2002-го года
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ — ДЕТИ И ТРАДИЦИОННАЯ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЖЕНЩИНА В РОССИИ – КТО?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЯВЛЕНИЕ СТОЯЛЫХ ЖЕРЕБЦОВ
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. КАКОЙ ТЕАТР ГОТОВ ПОСТАВИТЬ ЛЮБУЮ ИЗ ТРЁХ ПЬЕС О Н. М. РУБЦОВЕ?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ВЕРНИТЕ ЭКСПОЗИЦИЮ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА!
По страницам сайта "Литературная Россия"
ДОСТОЕВСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН
Если бы я была председателем Союза

15.07.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов. Блок № 3
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто рвётся в литературные Гуру для русской молодёжи.
Лауреаты 6-го поэтического Интернет конкурса «Звезда полей» 2021 года
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН ИЛИ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ. ЧЬЯ ИСТИНА О ЖИЗНИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА?
Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская программа в Егорьевске.
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
Юрий Кириенко. Коктебель восьмидесятых изнутри (рассказ)
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ — ДЕТИ И ТРАДИЦИОННАЯ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЖЕНЩИНА В РОССИИ – КТО?
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. КАКОЙ ТЕАТР ГОТОВ ПОСТАВИТЬ ЛЮБУЮ ИЗ ТРЁХ ПЬЕС О Н. М. РУБЦОВЕ?
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ВЕРНИТЕ ЭКСПОЗИЦИЮ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА!
По страницам сайта "Литературная Россия"
Русофобия в гибридной агрессии против России
Смотрите, кто пришёл!
Возвращаясь к истокам
А нам судьбу России доверяли

14.06.21
Поиск национальной идеи. Стихи русских поэтов
Юрий Кириенко-Малюгин. «Я был рождён аристократом...» (повесть)
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. МОЯ ВИКИПЕДИЯ.
Микаел АБАДЖЯНЦ, Елена ГАЛУСТОВА. Наша встреча ещё впереди
Кириенко-Малюгин. Молчат Союзы писателей России, рубцовские музеи и центры, активисты и пропагандисты, сайт «Душа хранит»
Юрий Кириенко-Малюгин. Тайна гибели Николая Рубцова (ключевая глава из книги)
Юрий Кириенко-Малюгин. «Есть Божий суд…» Национальная идея России — Дети
Юрий Кириенко-Малюгин Какой театр готов поставить любую из трёх пьес о Н. М. Рубцове?
Юрий Кириенко-Малюгин. Киносценарий «Волны и скалы Николая Рубцова»
Юрий Кириенко-Малюгин. Женщина в России – кто? 
Юрий Кириенко-Малюгин. Заявление стоялых жеребцов
Юрий Кириенко-Малюгин. Верните экспозицию о жизни и творчестве Н. М.Рубцова!
Турнир поэтов «Поединок» журнала "Москва". Битва поэзии или артистизма от жюри?
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций в «Литературной России». Блок № 7
МЕСТА НАИВЫСШЕГО УПОКОЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ
Ни славы нет, ни денег нет
Кто такой писатель? Что такое «писатель»?
МИНУВШЕЕ МЕНЯ ОБЪЕМЛЕТ ЖИВО
Юрий Кириенко-Малюгин. О перечне книг для школьных программ по литературе.
 

Глава 22. Кино ли было «Поэт Николай Рубцов» 2006-2007 годов? «Беда коль пироги начнёт печи ...» (И. А. Крылов)

Как стало мне известно случайно (в ноябре 2005 года), что ведётся съёмка фильма о жизни и творчестве Н. М. Рубцова. Руководителем-продюссером выбрана-назначена неизвестная в рубцововедении Марина Евгеньевна Барышева. После случайной встречи в секретариате Союза писателей РФ (Комсомольском пр., 13) во время съёмок эпизодов-интервью с писателями  М. Барышева сообщила о запланированной встрече в нашем Московском Рубцовском центре. Однако  в течение трёх месяцев М. Е. Барышева не доехала до МРЦ, до м. Сходненская в Москве.
    Случайно встречаю Барышеву в феврале 2006 года в мемориальном музее в Никольском, где она с оператором вела съёмку эпизодов будущего фильма. Марина Евгеньевна  предложила  провести  интервью со мной, сразу здесь в  никольском музее. Я предложил  другой вариант: провести встречу-интервью  в Москве на фоне нашей рубцовской экспозиции. На том мы и расстались. Искать киногруппу Барышевой в Москве или где-то ещё — такого в планах нашей работы не было. Никакой встречи по инициативе М. Е. Барышевой в феврале-марте и в течение 2006 года не состоялось. На контакт продюссер не выходила. А потом было именно «кино».
    Об этом ниже в опубликованной авторской статье.
  Юрий Кириенко-Малюгин. О документальном фильме «Поэт Николай Рубцов»
 
      «25 апреля 2006 г. в Москве, в Доме кино состоялся премьерный показ фильма «Поэт Николай Рубцов», созданный вологодскими кинематографистами к 70-летию со дня рождения поэта. В буклете к показу сообщается:
    Режиссёр, оператор-постановщик – Дмитрий Чернецов;
    Художественный руководитель, продюссер – Марина Барышева; 
    Оператор, фотохудожник – Михаил Макаров.
    Фильм снят по мотивам произведения Сергея Алексеева «Стихи на песке».
   Авторы длительное время вели съёмки фильма о Н.Рубцове. Я был свидетелем, как в ноябре 2005 года съёмочная группа работала в Союзе писателей России (Комсомольский проспект, 13). Предлагал М.Барышевой приехать в наш первый Московский Рубцовский центр, увидеть цветную экспозицию и нестандартные экспонаты о Рубцове, ознакомиться с творчеством участников наших ежегодных (с 2001 г.) всероссийских конкурсов «Звезда полей»  в четырёх номинациях (поэзия, проза, песни на стихи Рубцова, живопись), познакомиться с литературой о Рубцове, посмотреть ежегодные дизайн-календари (с 2003 года), то есть углубить свои знания о Н. М. Рубцове. В начале февраля этого года я с композитором Вл.Киреенковым был на Рубцовских чтениях в Тотьме и в селе Никольском, где вела работу съёмочная группа во главе с М. Барышевой.
    Теперь о положительных и отрицательных сторонах кино-проекта. Фильм комбинированный, документально-игровой, поскольку в целом ряде эпизодов  Н. М. Рубцова играет народный артист России Борис Плотников и читает от имени поэта его стихи.   
   Представлен довольно высокий уровень осенне-зимних пейзажных съёмок в селе Никольском, на переправе Усть-Толшма, в Тотьме. Безусловно, профессионально сняты и актуальны беседы с современниками Рубцова, которые лично знали поэта в разные периоды жизни: Н. Шестаковой, С. Багровым, Ст. Куняевым, О. Фокиной, Ф. Кузнецовым, Зл. К. Яшиной, Е. Исаевым.
    Но почему нет интервью с Вал. Сорокиным, Н. Старичковой, Б. Чулковым, Н. Груздевой, которые хорошо знали мировоззрение Н. М. Рубцова? Они смогли бы создать полную и объективную картину жизни и творчества поэта. При большом объёме материала целесообразно сделать 2 серии фильма.
    Представлены высказывания о творчестве Рубцова В. Кострова, В. Чалмаева, Л. Барановой-Гонченко, А. Грунтовского. Однако многие специалисты, которые годами занимаются исследованием творчества Н.Рубцова, публиковали книги и статьи о поэте, работают бескорыстно и квалифицированно, остались за кадром организаторов и исполнителей кино-проекта. 
     В фильме недопустимо много ошибок, которые необходимо устранить перед показом на широком экране. Нельзя тиражировать недостоверность. 
    Даю комментарии по целому ряду эпизодов.  
1. Эпизод с первым знакомством юного Рубцова с морем, когда Коля поехал из детдома поступать в Рижское мореходное училище в июне 1950 г. Авторы показывают бушующее Балтийское море, многолюдный город, движение транспорта. И приводят  фрагмент стихотворения «Фиалки», где Коля говорит:
 
Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно
И в моряцкой конторе 
Всё просился на судно.
 
Вместо ожидаемой морской романтики  мальчишка говорит о главном:
 
Кроме моря и неба,
Кроме мокрого мола,
Надо хлеба,  мне хлеба!
Замолчи радиола…
 
      Но это стихотворение написано по условиям жизни Рубцова в Архангельске летом 1952 года, когда он был один (сирота, без денег в незнакомом городе и «просился на судно»). А в Риге Рубцов был с сопровождающим из села, они были обеспечены по условиям проживания. Вероятно, авторы фильма ориентировались на книгу Н. Коняева, который  «Фиалками»  комментирует поездку 14-летнего Рубцова в Ригу. К сожалению, авторы сценария не удосужились познакомиться с другими публикациями, статьёй «Я бегу от помрачений…» («Наш современник, №1, 2003) и с моей книгой   «Новая дорога к Рубцову» (декабрь 2005 г.).
2. Разыгрывается в фильме эпизод, когда Рубцов входит в редакцию газеты, чтобы показать стихи. Как пишет Ст. Куняев (статья «Образ прекрасного мира»), это было перед поступлением в Литературный институт, «в один из жарких летних дней 1962 года» и посетитель (Рубцов) был одет в рубашку, брюки и обут в дешёвые сандалии. А у авторов фильма Рубцов ходит по комнате в пальто и шарфике, накрученном на шею и спадающим с плеч.
3. В фильме Рубцов обращается с просьбой в газету «Вологодский комсомолец»  прислать хотя бы 10 рублей (на проживание) за будущую литературную работу. А деньги и работу не дали. Просматривается подтекст у авторов о нехороших (без совести) журналистах из этой газеты. А факты о просимой десятке другие. Н. Рубцов пишет 30 октября 1964 г. из Никольского в Тотьму С. Багрову: «Может быть, поскольку я уже подготовил материал, Каленистов может прислать мне десятку?»   Каленистов – редактор тотемской газеты  «Ленинское знамя».  
4.  Почему-то широко представлены фрагменты фильма Марлена Хуциева о поэтах-шестидесятниках в Политехническом музее. Рубцова там не было, да и не могло быть, так как он не был в кругу диссидентов-шестидесятников. То была эстрадная поэзия. И зачем-то опять показали на сцене убийцу Рубцова – так  называемую поэтессу Л. А. Дербину-Грановскую. И зачем продолжительное интервью с Е. Евтушенко, который был в мировоззренческом и поэтическом конфликте с Рубцовым, называл поэзию Рубцова «русопятством»? Об этом есть публикации. 
5. В фильме не сказано о круге поэтов русского патриотического направления, друзьях Рубцова: Н. Анциферове, А. Черевченко, А. Передрееве, Б. Примерове, Б. Шишаеве, А. Сизове,  братьях Сафоновых – друзьях Рубцова ещё со времени службы на флоте и во время учёбы в литературном институте.
6. В фильме разыгран эпизод с созданием знаменитого стихотворения «Русский огонёк».  Дорога к селу Никольское показана в начальный период зимы, когда Рубцов переезжает на пароме на ту сторону Сухоны, чтобы потом идти к селу. Но путь Рубцова (в ноябре 1963 года) пролегал совсем другой дорогой (без парома), на перекладных через Вохтогу, Гремячий, и пешком через Игошево, Починок. Об этом сказано в нескольких публикациях и книгах о Рубцове в связи с «Русским огоньком». В эпизоде Рубцов показан в светлую звёздную ночь.  А ведь действие разворачивается в снежную погоду: «И было небо тёмное без звёзд…»; «Я был почти как снежный человек, входя в избу…». В избе хозяйка во время всего монолога непрерывно и прямо смотрит на Рубцова (в камеру). Но ведь  по тексту также сказано: «И головы седой не поднимая, опять сидела тихо у огня…» (то есть в раздумьях о жизни). И в кадрах, кажется, сняты две разные хозяйки избы.     
7. В стихотворении «Далёкое» Рубцов пишет: «Лети мой отчаянный парус, не знаю насколько смогу…».  И далее идёт описание сельской жизни. Но сюжет с изготовлением лодки под парусом (как образа жизни или творчества Рубцова) надуман и сомнителен. Во-первых, под парусами строят обычно яхты или крупные суда для хождения по морю или в стоячих водах крупных озёр. Мелких лодок под парусами на речках Толшме и даже Сухоне не делали. Ветер не использовался как движитель. Лодки местных жителей были на вёслах, служили для переезда и перевоза на другую сторону реки или для ловли рыбы. Во-вторых, у Рубцова сказано: «Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом…». В-третьих, лодка у Рубцова «на речной догнивает мели..» (не сгорает как в фильме).
8. В фильме показан летящий на скорости поезд современной жизни. Авторы разыгрывают стихотворение Рубцова «Поезд». В нём поезд подхватывает поэта «на разъезде, где-то у сарая» (то есть во время остановки или при минимальной скорости). Затем поэт едет в этом поезде. Авторы фильма противопоставляют придуманный скоростной поезд жизни и лодку Рубцова на речной глади. В конце фильма поезд буквально просвистывает мимо окружающего мира. Загорается и сгорает парусная лодка Рубцова. Это фантазии, оторванные от жизни и которые направляют сознание (зомбируют) зрителя на несовместимость поэта (то есть его творчества) со скоростной окружающей жизнью. Но у Рубцова: «Поезд мчался с грохотом и воем», поэт сам в поезде жизни и выражает надежду: «И какое может быть крушенье, если столько в поезде народу».
9. Практически ничего не сказано о многолетней работе Рубцовских центров, созданных по всей России. Ведь именно эти общественные организации, особенно в последние 5 лет непрерывно проводили мероприятия по пропаганде творчества Рубцова: вечера-концерты, встречи с читателями, творческие конкурсы, научные конференции и др. Именно рубцовские организации и новые  объективные публикации заставили литературную общественность признать поэзию Н. М. Рубцова национальным достоянием России. 
10. Авторы сценария недостаточно знакомы с обстоятельствами жизни и творчества поэта. Отсюда ошибки и недостоверность. Неясна роль группы консультантов, указанных в титрах. Основные специалисты (рубцововеды), которые известны по публикациям, остались в стороне у авторов кино-проекта».
    После просмотра фильма 25 апреля 2006 года в фойе дома Кино у большинства зрителей  ощущалось недоумение и разочарование содержанием фильма. К Барышевой подходили неслучайные тогда зрители из литературной среды. Лично я,  после просмотра фильма написал выше приведённую статью.  
    Эта статья-информация в мае 2006 года была направлена в Вологодский департамент культуры для передачи авторам фильма. И получен ответ, что информация передана  киносъёмочной группе.
    Почему М. Е. Барышева не пригласила тогда рубцововедов в качестве консультантов при создании сценария фильма? Известно, что фонд создания фильма составил тогда в 2005 году огромную сумму в 6 миллионов 700 тыс рублей (я видел копию сметы-финансирования пропаганды к 70-летию Рубцова примерно в 10 миллионов рублей)
     В СМИ не было информации о премьере этого фильма (я не встречал рецензий и мне не сообщали знакомые рубцововеды).
      Но оказывается, съёмки фильма по новому сценарию или по старому изменённому продолжились в юбилейном 2006 году. И появился новый вариант. О котором читайте ниже статью:
 
    Юрий Кириенко-Малюгин. «Николай Рубцов  поэт». Плюсы и минусы фильма.
 
    22 января 2007 г. по каналу «Культура» был показан фильм «Николай Рубцов поэт». Даже в настоящее время многие зрители и читатели просто не представляют себе, что речь идёт о русском национальном поэте, который равнозначен Есенину.
     Сама тема – выигрышная для любого, кто будет делать фильм о Рубцове. Их делали и делают. Впервые фильм о Рубцове (1936-1971) был создан ещё в 1976 году и назывался «Зелёные цветы». Был показан и исчез на десятилетия. К нам на конкурс «Звезда полей» Московского Рубцовского центра два года назад был прислан цветной фильм о Рубцове. Но в нём было так много ошибок, что он не получил никакого поощрения. Потому что в таком фильме должны быть реализованы следующие предпосылки:
1. Полная достоверность фактов.
2. Объективность в оценке бытовых моментов жизни Рубцова.
3. Понимание философии поэзии Рубцова.
4. Отражение окружающей среды, видов малой и большой родины, памятников народной культуры, бытовых моментов, которые оказали принципиальное влияние на творчество Рубцова.
В титрах фильма значится: художественный руководитель и продюсер проекта – М.Барышева, режиссёр и оператор-постановщик – Д.Чернецов, оператор-фотохудожник М.Макаров. Специалистам-исследователям творчества Н.Рубцова эти фамилии ничего не говорят, поскольку в связи с творчеством поэта они до фильма нигде не упоминались. Для того, чтобы делать такой важный фильм, авторы должны были бы прочитать огромную массу публикаций, книг, полемических статей о поэте. Разумеется, что за сравнительно небольшой период времени, авторы фильма не могли освоить имеющуюся информацию. Объявлено, что фильм снят по мотивам произведения писателя С. Алексеева «Стихи на песке». Вообще-то на песке стихи смываются или затираются. А стихи Н. М. Рубцова и имя его уже перенесены на гранит и мрамор. Но главное они в душу читателя при первом же ознакомлении западают.
     За прошедшие несколько лет понимание творчества Рубцова существенно изменилось. Велась полемика вокруг книг «поэтессы» Л. Дербиной – убийцы Н. Рубцова, которая шла на реабилитацию. Специалисты по Рубцову – литераторы из рубцовских центров опровергали «чернуху» и «бытовуху» вокруг поэта, очищали от плевел зёрна рубцовской Истины. Незнание этой информации объясняет целый ряд неточностей в фильме. Указанные в титрах консультанты могли бы поправить авторов проекта, если им показывали фильм перед выпуском на широкий экран. Сценарий надо было согласовать с рубцововедами.
Первый вариант фильма под названием «Поэт Николай Рубцов» был показан в конце апреля в Доме кино в Москве и подвергся устной критике. Официально опубликованная критическая статья (рецензия) «О документальном фильме «Поэт Николай Рубцов» Ю.Кириенко-Малюгина представлена только на сайте www.rubcow.ru в разделе «О жизни и творчестве поэта», подраздел «Вокруг Рубцова (информация, полемика)». В мае 2006 г. рецензия направлена в Вологду и по сообщению Департамента культуры передана создателям фильма.
    Теперь о положительных и отрицательных сторонах нового варианта кино-проекта. Фильм остался комбинированным, документально-игровым, поскольку в целом ряде эпизодов роль Н. М. Рубцова играет народный артист России Борис Плотников и читает эпизодически от имени поэта его стихи. Побольше стихов представлено в исполнении самого Рубцова. Строит лодку юноша (Рубцов) на берегу реки. Удачным является применение известного метода чёрно-белого решения эпизодов, связанных с периодом Великой Отечественной войны и послевоенным периодом. Хорошо решены эпизоды с участием детей.
      Безусловно, профессионально сняты и актуальны беседы с современниками Рубцова, которые лично знали поэта в разные периоды жизни: А. Шевелёвой, А. Мартюковым, Л. Тугариновой, С. Багровым, Н. Шантаренковым, Б. Тайгиным, Г. Горбовским, Ст. Куняевым, Ф. Кузнецовым, Н. Старичковой, Б. Чулковым, В. Беловым, А. Шиловым. Но исчезли во втором варианте фильма интервью с Н. Шестаковой, О. Фокиной, Зл. К. Яшиной, Е. Исаевым. Представлен довольно высокий уровень осенне-зимних и летних пейзажных съёмок в селе Никольском, на переправе Усть-Толшма, в Тотьме. Чувствуется профессиональность режиссёра и оператора-постановщика – Д. Чернецова и оператора-фотохудожника М. Макарова.
     Хотя и не заявлено, но можно предположить, что сценарий фильма написан М. Барышевой, как художественным руководителем проекта. Можно отметить, что многие замечания из критической рецензии были учтены. Изъята информация о том, что содержание стихотворения «Фиалки» относится к поездке Рубцова в Ригу, о происхождении денежной просьбы (о «десятке») от «Вологодского комсомольца», резко сокращен эпизод с чтением стихов в Политехническом музее, из кадров удалена небезызвестная Л. Дербина. Учтена критика в эпизодах, иллюстрирующих стихотворение «Русский огонёк». Частично учтены замечания по эпизоду с трактовкой стихотворения «Поезд». Изменено название фильма, но без знаков препинания написано по вертикали «Николай Рубцов поэт». А как писать по горизонтали? Первое название «Поэт Николай Рубцов» вызывало ассоциацию при слуховом восприятии, что поёт Николай Рубцов.
    А главное: перестроена структура фильма, он фактически сделан хронологически по видимым этапам жизни и творчества поэта так, как построена книга-монография Ю. Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М.МГО СП России, 2002, 336 стр., тираж 1000 экз.). Одним из ключевых произведений Н. Рубцова является стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» Этим стихотворением начинается пьеса и открывается спектакль Ю. Кириенко-Малюгина «Звезда полей Николая Рубцова» (опубликована в авторской книге «Наша встреча впереди», М. «Российский писатель». 2005). Моноспектакль сопровождается песнями и стихами Н. М. Рубцова и был трижды показан на большой сцене Дворца культуры «Красный Октябрь» (впервые 17 декабря 2004 года). В заключительной сцене над цветными декорациями горит и мерцает звезда, олицетворяющая поэзию Рубцова. Кстати этот спектакль дважды снимали из зала кто-то из зрителей в марте 2005 года и в декабре того же года.
Удачным началом фильма является представление фрагмента стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», которое читает сам Рубцов.
     За кадрами зачитывается автобиография Н. М. Рубцова. Но как только текст идёт от авторов, возникают ошибки. Например, «с пяти лет воспитывался в разных домах Вологодской области». Но Коля Рубцов в шесть с половиной лет попал в Красковский детский дом (лето 1942 года). Сообщается, что «родителей лишился рано». Хотя Рубцов и обижался на отца, что тот не нашёл сына в детдоме, но формально отца Николай не лишился и встретился с ним впервые после войны весной 1955 г. Были также встречи в июле 1962 г. Сообщается, что Рубцов поступил в 1962 году на заочное отделение литературного института им. А. М. Горького. Но поэт поступил на очное отделение и поэтому имел право постоянно жить в общежитии. И только после инцидента в июне 1964 года вынужден был написать заявление о переводе на заочное отделение.
     В фильме Анатолий Мартюков обозначен как бывший детдомовец, но он – член Союза писателей России. Об этом не сказано в титрах. И кстати он написал брошюры о детских годах Рубцова. По аналогии С. Багров должен быть обозначен как бывший студент лесного техникума, а не только как писатель.
     Н. Шантаренков, рассказывая о годах учёбы Рубцова в горно-химическом техникуме в Кировске, сообщает, что «парню 18 лет». Но это 1953 год и Рубцову при поступлении 17 лет. В кадрах говорится о Кировске (август 1953г. – февраль 1955 г.), а показывают стихи более позднего периода. В то время Рубцов написал «Осень! Летит по дорогам…», «Прощальные стихи», «Первый снег» и этими стихами надо в кадрах иллюстрировать представленный период жизни поэта.
    Опущен в фильме целый жизненный этап Рубцова в Приютино (март – сентябрь 1955 г.). Это взаимоотношения с Таей Смирновой (Голубевой). Это целый цикл лирических стихов Рубцова о любви (в том числе «Букет») после призыва на флот и в связи с ожиданием встречи после службы.
    О ленинградском периоде (октябрь1959 г.– июль 1962 г.). Рубцов был принят на работу не в цеха Кировского (бывшего Путиловского) завода, а кочегаром-слесарем в ЖКО (жилищно-коммунальный отдел), обслуживал систему отопления бытовых зданий в заводском районе. Только с мая 1961 года перешёл непосредственно на завод шихтовщиком (это литейное производство, физически тяжелая работа) с целью увеличения заработка. Надо отметить, что многие эпизоды сконструированы под документальность.
     Для иллюстрации московского периода лета 1962 г. довольно живо исполняется песня «Элегия» («Стукнул по карману – не звенит…»). Рубцов пел эту песню по- другому, драматически (имеется запись). В фильме разыгрывается эпизод, когда Рубцов входит в редакцию газеты «Знамя», чтобы показать стихи. Как пишет Ст. Ю. Куняев (статья «Образ прекрасного мира»), это было перед поступлением в Литературный институт, «в один из жарких летних дней 1962 года» и посетитель (Рубцов) был одет в рубашку, брюки и обут в дешёвые сандалии. А у авторов фильма Рубцов опять (как в первом варианте показа) ходит по комнате в пальто и шарфике, накрученном на шею и спадающим с плеч. Несмотря на факты, приведённые в вышеупомянутой рецензии, изменения в сценарии не сделаны.
    В фильме поэт В. Костров (за кадром) сообщает, что стихи Рубцова вызвали огромный интерес в 1963 году после четырёх или пяти публикаций. Но публикаций не было тогда в Москве. Стихи Рубцова появились только в июне 1964 году в журнале «Юность» и в августе 1964 года в «Октябре». В 1963 году Рубцова однажды опубликовали в газете «Вологодский комсомолец».
    Ст. Куняев сообщает, что в письмах Рубцов жаловался на условия жизни в селе, что его считают тунеядцем. Далее Ст. Куняев говорит от имени Рубцова, что «первая его жена Гета» не понимает его. Но Гета Меньшикова не была официально женой поэта, а второй жены вообще не было.
      Надо предупреждать случайную информацию перед показом фильма. Видно, что автор сценария не знает достоверно биографию поэта.
     В кадрах показан путь к квартире Рубцова. Впервые о роковой цифре квартиры сказано на стр.109 в книге Ю.Кириенко-Малюгина «Тайна гибели Николая Рубцова» (М. МГО СП России. 2-е издание, 2004, 176 стр., тираж 1000 экз.): «Знаковый номер квартиры был тогда у Рубцова – № 66». В фильме камера наводится дважды на номер квартиры Рубцова. Конечно, не случайно.
     В кадре появляется фото задумчивого Рубцова, сидящего на раскладушке. На полу набор винных бутылок. Опять негатив для восприятия поэта. Для сведения авторов фильма: раскладушку как кровать Рубцов использовал в комнате в коммуналке, а не в квартире №66 на ул. Яшина. Это фото и рядом фото Дербиной опубликовано в статье В. Есипова «Рубцов не был убит?» (газета «Русский Север» 8-14 сентября 2001 года). Кто автор фотографии? А не был ли выполнен фотомонтаж с бутылками для дискредитации Рубцова? В статье В. Есипова, который встречался в то время с Дербиной, предлагался пересмотр уголовного дела убийцы. То есть с «фотофактами» авторам фильма надо быть поосторожнее (проверять такую негативную информацию, прим. Ю.К.М.)
      Вот на экране появляется Алексей Шилов и говорит о Н. Рубцове. А кто он для подавляющего большинства зрителей? Титров нет. А это народный композитор и первый исполнитель песен на стихи Рубцова при жизни поэта. И этот важнейший штрих не отражён в фильме. Есть воспоминания А. С. Шилова о работе с Рубцовым над песнями. Есть кассета А. Шилова с 15-ю песнями на стихи Рубцова, в том числе прекрасно исполненная «Звезда полей». И ни одной песни Шилова – друга Н. Рубцова – не представлено в фильме. Почему? Но есть другие исполнители.
     В фильме Рубцов ходит в одном пальто. Зимой, летом, осенью, весной. Создаётся впечатление, что поэт даже летом не раздевался и не менял одежду.
       Лейтмотивом по сюжету фильма проходит сельская лодка Рубцова с вёслами и под парусом. Вот такое сочетание для узкой речки (ширина 10-15 метров) Толшмы в селе Никольском. Парень в тельняшке мастерит лодку (символ движения по жизни). Но тогда надо бы привести фрагмент из стихотворения «В горнице»: «Буду до ночной звезды лодку мастерить себе». Звучат фрагменты из стихотворения «Поезд». В кадрах в мелькании огней летят поезда, причём пути пересекаются. Лодку авторы сжигают. То есть сжигается поэзия Рубцова? А потом вдруг на водном горизонте появляется лодка под парусом. Вопрос: Чья это лодка? Откуда? Она только что сгорела!
    Ничего не сказано о многолетней работе Рубцовских центров. Многие исследователи являются членами Союза писателей России, преподавателями литературы, филологами и сыграли решающую роль в пропаганде в последние 6 лет. Систематически проводимые концерты, встречи с читателями, творческие конкурсы, научные конференции, цветные календари, новые книги и статьи направляли внимание на Н. М. Рубцова. Рубцовские организации и объективные публикации заставили литературную общественность признать поэзию Н.Рубцова национальным достоянием России.
    Авторы правильно сделали акцент на стихотворение «Русский огонёк», которое давно отмечено литературными критиками и исследователями как программное в творчестве Рубцова.
     В финале фильма звучит фрагмент «Прощальной песни» Рубцова:
 
Мать придёт и уснёт без улыбки…
И в затерянном этом краю
В эту ночь у берестяной зыбки
Ты оплачешь измену мою.
 
      Зачем именно таким негативом завершать фильм? Надо знать, что Рубцов был вынужден уехать из села по двум причинам: а) его знаменитое фото с руками, скрещенными на груди, было вывешено на «доску почёта тунеядцев»; б) поэту надо было учиться в Москве в литинституте и печататься. Если уж быть объективными пропагандистами, то надо было привести принципиальный для понимания поведения Рубцова фрагмент из «Прощальной песни»:
 
Но однажды я вспомню про клюкву,
Про любовь твою в сером краю
И пошлю вам чудесную куклу
Как последнюю сказку свою.
 
     Мы, поэты, авторы музыки и исполнители, представители Московского Рубцовского центра завершаем свои литературно-музыкальные вечера на оптимистической ноте песен Рубцова. Например:
 
Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
 
Или:
 
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звёздами нежно украшена
Тихая зимняя ночь!
 
     Проницательно заметила в письме в адрес нашего рубцовского центра филолог Галина Швецова из г.Сокол (Вологодская область), что в песнях Рубцова слышится     оптимистическая грусть.
     Надо оставлять людям, зрителям надежду, особенно после просмотра фильма о русском национальном поэте.
      Январь 2007 г. Опубликовано на сайте «Звезда полей».
      Надо отметить, что продюссер М. Е. Барышева не стала встречаться со мной, как автором критических рецензий, что позволило бы избежать новых принципиальных ошибок.
       Прим.  Известно, что сценарий фильма был затем в третий раз кардинально переработан. В консультанты приглашена Е. Н. Рубцова, дочь Н. М. Рубцова
      Фильм с первичными названиями «Поэт Николай Рубцов» и «Николай Рубцов поэт»  был переформатирован, переименован и назван «Дорога».
 
Продолжение  следует