Юрий Кириенко-Малюгин. Дискуссия «Народность творчества Рубцова»
23 мая 2016 г. в читальном зале имени Н.М.Рубцова состоялась дискуссия «Народность творчества Рубцова». В дискуссии участвовали члены Союза писателей России: заслуженный работник культуры РФ Владимир Андреев, методист «Дома Гоголя» Елена Митарчук, кандидат философских наук Сергей Порохин, кандидат технических наук, автор книг о Рубцове Юрий Кириенко-Малюгин. Участвовал также руководитель фестиваля «Русская тройка» Илья Новиков, литератор-исследователь Михаил Иванов. Присутствовали представители актива «Творческого центра имени Н.М.Рубцова». Юрий Кириенко-Малюгин представил доклад «Лексика Рубцова и народная философия». О символике «Звезды полей» Николая Рубцова сообщила Елена Митарчук. О поэтах «серебряного века» и творческой позиции Николая Рубцова сделал сообщение Владимир Андреев. В защиту русского языка от примитивизма и англоязычного сленга выступил Сергей Сорокин. Ю.В.Стрижовым подготовлен видеоролик проведённой дискуссии.
Юрий Кириенко-Малюгин. Приложение № 3 к авторской к монографии «Николай Рубцов…» от 2002 года.
Взаимосвязь истории России и биографии Н.М.Рубцова
Приложение № 3
Выступление И.В.Сталина на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года
Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 42 г.г., когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала потому, что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!
P.S. Речь И.В.Сталина, как руководителя СССР, публиковалась во всех газетах страны и о ней сообщалось во всех государственных организациях, в том числе в детдоме и в школе села Никольского.
Юрий Кириенко-Малюгин. Приложение № 2 к авторской к монографии «Николай Рубцов…» от 2002 года.
Взаимосвязь истории России и биографии Н.М.Рубцова
Приложение № 2
Из речи Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина в день Победы над фашисткой Германией 9 мая 1945 года
Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию…
8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая…
Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией…
Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться – ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чём бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову…
Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.
С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!
P.S. Речь И.В.Сталина, как руководителя СССР, публиковалась во всех газетах страны и зачитывалась во всех государственных организациях, в том числе в детдоме и в школе села Никольского.
Юрий Кириенко-Малюгин. Приложение № 1 к авторской к монографии «Николай Рубцов…» от 2002 года.
Взаимосвязь истории России и биографии Н.М.Рубцова
Приложение № 1
Из доклада А.А.Жданова на 18-м съезде ВКП (б), март 1939 г.
«Деятельность» некоторых клеветников приняла настолько широкий размах, что они начали вводить в неё некую «рационализацию».
«Вот, например, Алексеев – член партии с 1925 года, заведующий Ирбейским районным партийным кабинетом (Красноярский край). Работал он плохо, всё своё время отдавая писанию клеветнических заявлений на честных коммунистов и беспартийных учителей. Здесь «дел» у него было много, и он завёл себе список со специальными графами: «большой враг», «маленький враг», «вражек », «вражёнок »…Нечего и говорить, что он создавал в районе совершенно невозможную обстановку. В конце концов, он был исключён из партии как клеветник ».
В связи с Алексеевым я думал, кого он напоминает такой тип, и мне вспомнился Собакевич из повести Гоголя «Мёртвые души». Собакевич, как известно, всех считал мошенниками и разбойниками. Когда Чичиков признался Собакевичу, что ему более всех в губернском городе нравится полицмейстер за прямоту и простосердечие, Собакевич хладнокровно ответил:
«Мошенник! Продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». (Хохот в зале.)
Очевидно, праправнуки Собакевича дожили и до наших времён, кое-где даже пробрались в партию. Надо взять метлу покрепче и вымести из нашего партийного дома подобный мусор. (Дружные аплодисменты.)
Особенно большие размеры приняло в своё время, да и сейчас ещё имеет место, исключение из партии по мотивам «связи» с врагами.
На этом основании было огульно исключено из партии немалое количество честных работников… Эта ходкая формула – «связь с врагами народа» - широко использовалась антипартийными элементами для избиения честных коммунистов…
При таком огульном осуждении людей по формальным поводам, настоящие матёрые враги народа, первостатейные жулики ускользали от кары правосудия».
P.S. В январе 1938 года Михаил Андрианович Рубцов, отец пятерых детей, в том числе двухлетнего Николая, был осуждён как враг народа, очевидно по доносу. В марте 1939 года после 18-го съезда партии был освобождён, как невинно осуждённый.
Николай Рубцов. Предисловие к сборнику «Волны и скалы»
Приложение № 7 к авторской к монографии«Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М., МГО СП России. 2002. ISBN5 – 7949 – 0107 – 1)
В этот сборник вошли стихи очень разные. Весёлые, грустные, злые. С непосредственным выражением и с формалистическим, как говорится, уклоном. Последние – не считаю экспериментальными и не отказываюсь от них, ибо, насколько чувствую, получились они живыми. Главное – что в основе стиха. Любая «игра» не во вред стихам, если она от живого образа, а не от абстрактного желания «поиграть». Если она – как органическое художественное средство. Это понятно каждому, кто хоть немножко «рубит» в стихах.
Кое-что в сборнике (например, некоторые стихи из цикла («Ах, что я делаю?») слишком субъективно. Это «кое-что» интересно только для меня, как память о том, что у меня в жизни было. Это стихи момента.
Стихотворения «Берёзы», «Утро утраты», «Поэт перед смертью…» не считаю характерными для себя в смысле формы, но душой остаюсь близок к ним.
Во всяком случае Бурыгиным, Крутецким и т.п. – тут не пахнет. И пусть не суются сюда со своими мнениями унылые и сытые «поэтические рыла», которыми кишат литературные дворы и задворки.
Без них во всём разберёмся.
В жизни и поэзии – не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую.
Каждого искреннего поэта понимаю и принимаю в любом виде, даже в самом сумбурном.
По-настоящему люблю из поэтов современников очень немногих.
Чёткость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благоприятным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов, Это – характерный знак времени.
Пока что чувствую этот знак и на себе.
Сборник «Волны и скалы» – это начало. И, как любое начало, стихи сборника не нуждаются в серьёзной оценке. Хорошо и то, если у кого-то останется об этих стихах доброе воспоминание.
Ленинград
11 июля 1962 г. Николай Рубцов.
Юрий Кириенко-Малюгин. Волны и скалы. Киносценарий
Синопсис сценария «Волны и скалы Николая Рубцова»
Первая серия (пролог)
Рубцов читает стихотворения «Фиалки», «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»), «Русский огонёк», «В минуты музыки», «О Московском Кремле».
Николай Михайлович Рубцов (03.01.1936 – 19.01.1971), мальчишка из многодетной семьи, сирота, детдомовец, студент лесного техникума, кочегар тралового флота, студент горно-химического техникума, слесарь на военном полигоне, матрос Северного флота, рабочий Кировского (Путиловского) завода, студент и выпускник Литературного института им. А.М.Горького 1969 г.,, член Союза писателей СССР с 1968 г., бездомный поэт до 31 года.
Вторая серия
В августе 1942 года 6-летний Коля убегает из дома в ближайший лес из-за обвинения в краже буханки хлеба, полученной по продуктовым карточкам во время войны. Крышей над головой для Коли были ёлки в лесу. Через неделю еле живой Коля вернулся домой в Вологду с созданным в голове стихотворением.
Николай Рубцов (с октября 1943 года) и дети-сироты живут в детдоме села Никольского Тотемского района Вологодской области. Весной 1950 года выпускники 7-го класса обсуждают будущие профессии. Первая влюблённость. Первые стихи. Коля едёт в Ригу поступать в морское училище. После неудачи в Риге Коля сдаёт экзамены и поступает в Тотемский лесной техникум. Через два года уезжает в Архангельск и устраивается на рыболовный траулер.
Третья серия
17-летний Николай Рубцов, отведавший морских стихий, поступает в горно-механический техникум в г.Кировске. Летом 1954 года едет на заработки в Ташкент и едва не погибает от голода и жары. Показывает стихи в редакции местной газеты. Возвращается в Россию. Выясняет отношения с Татьяной Агафоновой. В Вологде через 13 лет встречает отца и брата. Уезжает в Приютино, работает слесарем на полигоне, играет на танцах в парке, дружит с Таей Смирновой, считает её своей невестой. Осенью 1955 года Рубцова призывают в армию.
Четвёртая серия
Николай Рубцов служит на Северном флоте (октябрь 1955 г. – октябрь 1959 г.). Участвует в морских походах и в оцеплении зоны воздушных ядерных взрывов на архипелаге «Новая земля». Весной 1957 года получает письмо-просьбу от беременной Татьяны Агафоновой. Направляет адекватный ответ. Пишет морские и ностальгические стихи. Узнаёт, что Тая Смирнова вышла замуж. Передаёт на публикацию стихотворение «Желание», первый вариант песни «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»). Занимается в литобъединении при флотской газете «На страже Заполярья». С друзьями-поэтами в общежитии на Гаджиева, 9 обсуждают поэзию и своё будущее после демобилизации.
Пятая серия
В ноябре 1959 года Рубцов поступает на Кировский (Путиловский) завод кочегаром котельной заводского общежития. Пишет лирические и юмористические стихи. В январе 1962 года выступает с успехом на поэтическом вечере. Готовит самиздатовский сборник «Волны и скалы» и в июле 1962 года направляет его в Литературный институт им. А.М.Горького на конкурс и вступительные экзамены. В предисловии утверждает своё кредо: «В жизни и поэзии не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую». Обсуждает с братом Альбертом пути и условия написания стихотворений.
Шестая серия
В Литературном институте им. А.М.Горького Рубцов знакомится с «Осенней песней» Верлена и пишет свою. В общежитии литинститута Николай Рубцов с поэтом Александром Черевченко пишут шаблонную новогоднюю сказку для телевидения. На столе – одна сигарета, в карманах ни копейки. Находят выход из ситуации. Участвует в литературных застольях с поэтами-студентами и известными поэтами. Отстаивает позицию народности и историчности поэзии. Готовит для публикации сборник «Звезда полей». В апреле 1968 года принят в члены Союза писателей СССР.
Седьмая серия
Приезжает в село Никольское летом 1968 г. В ноябре 1968 года готовит подборку стихов «Зелёные цветы» на госкомиссию и для защиты диплома в Литинституте.
Активно участвует в литературной жизни Вологды и Вологодской области. Пишет и публикует стихи, готовит сборники в издательства. Получает в Вологде комнату, затем однокомнатную квартиру. Участвует в отчётном заседании Вологодской писательской организации и инициирует дискуссии о поэзии. Готовит авторские песни с самобытным композитором Алексеем Шиловым. 30 декабря 1971 года ожидает приезда дочери Лены и гражданской жены Геты Меньшиковой из Никольского. Пишет новогоднее стихотворение «За тост хороший», которое опубликовано в Вологде 1 января 1971 г.
Определяет своё жизненное кредо: «За всё Добро, расплатимся Добром!»
P.S. Презентация сценария «Волны и скалы Николая Рубцова
Народная поэзия Рубцова – это алмаз с множеством граней: ведической, православной, патриотической, социальной, лирической, мистической. Всё связано единой кристаллической решёткой. Более 160 песен Рубцова созданы с 1970 года в средних звеньях нашего социального гражданского общества и никого не оставляют равнодушными. Идеи Справедливости, Добра, вселенской Любви лежат в основе его творчества. Рубцов выразил своё кредо в самиздатовском сборнике «Волны и скалы»: «В жизни и поэзии не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую».
Однако его поэзия фактически игнорируется, даже сегодня в юбилей – 80-летие в январе 2016 года и в год Рубцова на Вологодчине, она не представлена ни на канале «Культура», ни на других государственных каналах. Публикуются в нескольких газетах и журналах поверхностные или тенденциозные статьи. Один из фильмов (2005 года) был сделан дилетантски любительницей-сценаристкой, грешит многими ошибками по биографии, по его мировоззрению (я официально публиковал опровержения и посылал в Вологду). В жизни Рубцова было много грустного и весёлого, серьёзного и смешного.
Николай Михайлович Рубцов – принят в 1968 году в члены Союза писателей СССР, в 1969 году окончил Литературный институт им. Горького, имеет высшее образование, народный по сути поэт. Сборники его стихов раскупаются.
Создание объективного фильма о Рубцове ждёт своего времени.
19.01.2016 Ю.И.Кириенко
P.S. Заинтересованные продюсеры могут обратиться на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Юрий Кириенко-Малюгин. Кто чёрный лебедь среди белых?
Загадки за загадками ставил и ставит народный поэт Николай Михайлович Рубцов своими стихотворениями: Когда произошло событие и появился повод для создания текста? Кому и зачем было адресовано стихотворное послание? Позиция лирического героя каждого стихотворения неотделима от личности создателя любого стихотворения. И как бы иногда автор не пытался спрятать свою идеологию, мировоззренческую позицию, она проявляется в публикуемых текстах. И раздвоение личности, приспособленчество тоже проявляются в тексте, например, шаблонными фразами, неадекватными образами и лексикой автора, которые не отменишь.
Поскольку сам Н.М. Рубцов – это Звезда на небосклоне русской поэзии для русских и не только читателей, то естественно находятся личности, которые хотят поблистать рядом со Звездой или замутить свет Звезды.
Например. Пришлось разбираться в претензиях нескольких самозванных «Муз» на неформальное посвящение такой лирической песни, как «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»). На ряде бытовых фактов и нескольких «флотских» стихотворений удалось в 2007 году в статье «Над моей счастливою любовью…» доказать и сообщить читателям, что лирическая песня «Букет» (первоначальное название «Желание» от 22 августа 1958 года) адресовано Тае Смирновой из Приютино Ленинградской области, которая обещала дождаться Николая Рубцова из армии; остальные несколько «Муз» после доказательства примолкли;
Анализом текстов и бытовых фактов обосновать:
что песня «В минуты музыки» адресована Генриетте Михайловне Меньшиковой, гражданской жене поэта, матери его дочери Лены, проживающей там, где «жёлтый плёс», «гонимые ветром журавли», «шум порывистых берёз»;
что стихотворение «Пальмы юга» имеет подтекст не восторга Рубцова перед южной экзотикой, а неразрывную связь с родной суровой временами природой Русского Севера, противостоящей пальмам – символу другой природы;
что стихотворение «Зелёные цветы» – вечная мечта поэта о Светлом, о недостижимом в явлениях природы;
что графически выдержанное по построению стихотворение «Огороды русские» с ёрническим подтекстом к русским явлениям, введённое в несколько сборников Рубцова неподготовленными редакторами-литераторами, не принадлежит перу Поэта; вся информация на сайте «Звезда полей»;
что есть несколько претенденток на стихотворение «Жёлтый цвет», который всегда в русском обществе олицетворял цвет измены мужчины или женщины.
Так что желающих прислониться к поэзии Рубцова хватало. Нет только «Муз», желающих претендовать на стихотворение «Вредная – неверная».
Итак, Н.М.Рубцов всегда создавал стихотворные строки по ближайшим событиям.
Рассмотрим стихотворение «На озере» («Светлый покой опустился с небес…»). Дата его создания 28.7.1964 впервые упоминается в 2000 году В.Д.Зинченко, редактором-составителем первого трёхтомника собрания сочинений «Николай Рубцов» в т.1 (М., изд. Терра), которая не раз допускалась в ГАВО (Государственный архив Вологодской области) и изучала печатные публикации Н.М.Рубцова. Дата стихотворения-песни «На озере» приводится в книгах «Николай Рубцов», Русские песни (издания 2007г. и 2008 г., редактор-составитель Юрий Кириенко-Малюгин).
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу…
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Чёрного лебедя – белым!
Известно, что Рубцов приехал в с.Никольское Тотемского района в конце июня 1964 года из Литературного института после очередной провокации или конфликта в буфете ЦДЛ. Его должны были исключить. Но Рубцов написал заявление о переводе на заочное отделение по согласованию с ректоратом.
Предложим несколько версий – прототипов ближайших событий, послуживших созданию стихотворения «На озере»:
1. «Чёрный лебедь» – образ одного из Московских преследователей Поэта, требовавших исключить студента Н.М.Рубцова из Литературного института в июне 1964 года.
2. Секретарь Тотемского райкома партии, которая запретила печатать Рубцова в местных газетах и лишала, тем самым, заработка по публикациям.
Вспоминает Феликс Феодосьевич Кузнецов:
«Когда летом 1964 года я гостил в Тотьме у отца, Рубцов, приехав из Николы, разыскал меня. Сидя в открытом кафе на берегу Сухоны, напротив того места, где стоит сейчас памятник Рубцову, попивая плодово-ягодное вино местного разлива, мы обсудили с ним много проблем и, в частности, главную – как ему восстановиться в литературном институте, откуда он был исключён…». В ходе разговора Рубцов спросил о Т.А.Чухиной. Выяснилось, что Тамара Александровна Чухина, секретарь Тотемского райкома партии, запретила печатать стихи Рубцова в газете «Ленинское знамя» по «морально-этическим основаниям» (сигналам из сельсовета; и в те времена не перевелись ещё доносчики, – прим. Ю.К.М.). Ф.Кузнецов встретился на другой день с Т.А.Чухиной (в своё время своей одноклассницей), показал московский журнал (скорее всего «Юность, № 6, 1964 г. и/или «Молодую гвардию», № 6, 1964 г.) со стихами Н.Рубцова и запрет был снят».
Из авторской книги-монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…»:
«В письме от 27 июля 1964 года Николай приглашает Сергея Багрова в Николу. Тот приезжает на мотоцикле. А это 73 км до паромной переправы Усть-Толшма и порядка 25 км по старой накатанной живописной дороге до села. Николай передаёт С.Багрову стихи для публикации. Сразу после отъезда товарища прошёл дождь и Рубцов направился в лес за рыжиками. Грибов в лесу не оказалось. Но зато поэт нашёл там одно из лучших своих стихотворений-песен «Сапоги мои скрип да скрип…», которое сразу послал С.Багрову для публикации в тотемской газете.
3. Весной 1964 года поэт встречался с начинающей поэтессой Л.Дербиной по её приглашению. Из авторской книги-монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (М., изд. «Рубцовский творческий союз», 2011):
«В апреле 1964 г. проездом из Вельска Архангельской области в Москве останавливается Л.Дербина. Она звонит в общежитие и назначает Рубцову встречу. И вот здесь она уже в своих описаниях создаёт негативный образ поэта. Сообщает, что Рубцов явился с огромным «фингалом» под глазом, в старом пальто и в пыльном берете. И другими мазками Дербина нарисовала прямо натурального бомжа. Почему же она не ушла сразу? Она, в это время 26-летняя незамужняя «красавица», приглашает «бомжа» Рубцова в гостиницу на «домашнее пиво». Зачем ей нужно такое приключение? Ясно, что замуж за такого незавидного мужчину или на интим, будь он хоть трижды С.Есенин, она не пойдёт. Что она и показала своим поведением в номере гостиницы. Во время этих «посиделок» Дербина выбегала неоднократно в коридор, явно кто-то должен был придти. После этой встречи она уезжает в Воронеж и там выходит замуж. За того, кого выбрала...
Был ли этот звонок Рубцову случайным? Зачем такой цветущей начитанной, знающей себе цену, даме звонить в общежитие и встречаться с неброским на вид деревенским поэтом? Ведь уже в то время Л.Дербина тусовалась среди известных московских поэтов-шестидесятников и даже участвовала в Политехническом музее в августе 1962 г. в съёмках фильма о них (27).
И вот она поит пивом «несчастного» Рубцова. Зачем такой подвиг? Или узнать его планы, или всё же тогда «заглянуть» в творческую лабораторию талантливого поэта? Ведь Рубцов уже выступал со стихами по всесоюзному радио в феврале! Она признаётся, что выделила Рубцова из множества других. Уже тогда, тусуясь в Москве, она искала через поэтов будущий путь в Союз писателей СССР. Отсюда одна из причин её заезда к Рубцову в Вологду в июне 1969 г. А свою заветную мечту она пытается реализовать до сих пор. Но об этом – ближе к окончанию книги».
Рубцов знал о стихах Л.Дербиной, о её эгоистической направленности. Он пытался развернуть её мировоззрение на традиционное духовное направление. Но Л.Дербина, как самолюбивая личность, не пошла на изменение стихотворной позиции. И поэтому в светлом стихотворении Рубцова появляется пожелание, надежда, обращение, просьба к Светлому покою (то есть к Богу, как Творцу Покоя):
«Сделай меж белых
Своих лебедей
Чёрного лебедя – белым!»
Какой из трёх прототипов послужил созданию стихотворения «На озере»? Трудно ответить на вопрос. Может все три. Но главное: Поэт обращается к Творцу («Светлому покою») с просьбой просветить тёмную душу одного из стаи лебедей.
23 мая 2016 г.
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 4, май 2016
От автора пародий. Смотрите на сайте авторскую статью «Пародии как критика не поэзии». Мне не доставляет удовольствия давать пародии на публикуемые стихи, которые мне попадаются в открытой печати. Но оставлять читателя один на один со стихами графоманского или хуже эгоистического, а тем более эгоцентрического направления не считаю возможным.
ЖАЛЬ БУМАГУ?
…во рту горчит от кофе
(знать бы меру…)
………………………………………………
быть может, жаль невинную бумагу
кормить досадой, столь живучей…
…………………………………………..
а мой рассудок шлёт подарок царский,
прощая всех, кто мною пренебрёг…
Бастракова Арина, «Уже застыл, отплакав, стеарин…»
стихи РУ, май 2016
Рассвет настойчив, как печаль,
И не вдохнуть в строку отвагу
Невинную бумагу жаль.
Как ей терпеть мою досаду?
Не входит в рифму каждый слог.
Досада в чём? Как разобраться?
Эх, кто-нибудь сейчас помог!
Ну, где вы мысли, мои братцы?
Тому, кто мною пренебрёг
Дарю я царские подарки.
Прощаю в суете дорог …
Такие вот мои ремарки.
Эх, знать бы меру мне во всём!
Определить по жизни профиль!
А также смысл… Смысл жизни в чём?
Не помогает даже кофе.
ДЕЙСТВУЙ, ПРИЯТЕЛЬ!
Если ты понял нечаянно,
Что тебе кто-то не нужен,
Не доходи до отчаянья -
Смело сажай его в лужу!
И убегай потихонечку -
Пусть он сидит и балдеет.
……………………………………..
То, что зовется предательством,
В жизни всегда помогает!
Елена Герасимова Смирнова «Вредный совет, или Злое стихотворение»
стихи РУ, май 2016
Кто-то не нужен такой –
Знай, не душа виновата…
Зря на тротуаре не стой:
В лужу сажай супостата!
Пусть побалдеет, нехай,
В этой достойной купели….
Ты потихоньку сбегай!
Так, чтоб догнать не успели.
Пусть обзывают зазря:
Будто по жизни предатель.
Ты превратишься в ферзя,
Не то что дворовый писатель.
БУДЬ, ЧТО БУДЕТ
Грызу сухую корочку — и вновь
Во встречном взгляде чувствую укоры,
Но греет даже черствая любовь.
…………………………………………..
Я фейерверк, а ты — зимы истома:
Все в пользу заигравшихся повес.
Валерий Фадеев.
«Московский литератор», №9, 2016
Готов с тобою пировать,
Не зря душа от мыслей млеет,
Придётся корочку жевать,
Хоть чёрствая любовь не греет.
Определите: меры всякой сверх:
В чём видится сейчас прогресс?
Я в жизни этой фейерверк.
Так, кто главнее из повес?
Я буду в этот день сюрприз.
Ты будешь от зимы истома.
Мне врач сказал: – Остановись!
Хоть и случайно… лучше дома.
КАРТИНКА НА ПЛЯЖЕ
Пляж шикарный, прекрасна так Волга.
Здесь десятки блуждающих глаз.
Пышный бюст обнажить ненадолго,
Ты мечтала не первый уж раз.
…………………………………….
На виду изумлённейших глаз.
Твоё тело в агонии билось.
Наступил первый в жизни экстаз!
Иван Терёхин «Ты на пляже одна загорала…»
Стихи РУ, май 2016
Какая сексуальная картинка
Была подарена нам невзначай!
Шикарный бюст какая-то блондинка
Открыла публике: Встречай!
Восторгу нету вообще предела
Не зря же подавалась она на пляж!
На белый Свет я заявляю смело:
Бюст заменил мне целый вернисаж!
И пусть гуляет у кого-то изумленье,
И в голове от дамы полный ералаж.
Читайте стих и получайте без сомненья
Неповторимый фирменный экстаз!
ШЛИФОВКА
Появляется вдруг где-то
Безобразная фигура…
…………………………
Стих написан. Остаётся
Шлифовать лучами солнца.
Николай Кузнецов. «Как пишутся стихи». Сборник «Летящие»
Когда захочется писать,
Так безобразная фигура
Из поэтических мечтаний
Является звездой гламура.
И, словно ведьма, хошь - не хошь,
Перед тобой, пускай, маячит.
Смотри-ка: ритм и стих хорош,
Надейся, что Пегас доскачет.
Ты, как поэт, не унывай!
Не зря имеется сноровка.
Всё безобразие снимай,
Ведь в этом состоит шлифовка!
Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии как критика не поэзии.
От автора пародий. Мне не доставляет удовольствия давать пародии на публикуемые стихи, которые мне попадаются в открытой печати. Но оставлять читателя один на один со стихами графоманского или хуже эгоистического, а тем более эгоцентрического направления не считаю возможным. Потому что иначе читатель, особенно молодой, в России перекодируется с позитива на негатив восприятия, дезориентируется в оценке общественных явлений и переформатируется его традиционное антимеркантильное мировоззрение. По большому счёту физический и духовный рай (природа, животный мир, воздушная среда, необходимые взаимоуважительные отношения людей, наций и религий) находится на Земле. Ещё в 1962 году русский национальный поэт Николай Михайлович Рубцов (формально тогда слесарь Кировского завода, бывший моряк Северного флота и выпускник советской русской десятилетней школы) в сборнике «Волны и скалы» сказал: «В жизни и поэзии – не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую…». Этим кредо и руководствуется автор публикуемых на сайте пародий.
Мой совет авторам: ведите самоцензуру своих стихов, давайте их на просмотр, кому считаете нужным, и хорошо, если поставите подборку на обсуждение в литобъединении. И после этого правьте стихи или бросайте старое и начинайте новое, опыт написания не пропадает. Осторожность – мать мудрости. Не спешите печатать суррогат, а тем более эгоцентризм.
Редактор альманахов «Звезда полей» (под ISBNКнижной палаты РФ с 2006г.) с 2002 года/
Юрий Кириенко-Малюгин. Фантазии, компиляции и факты вокруг Рубцова
В Интернете опубликована статья «О СТИХОТВОРЕНИИ «БУКЕТ», ОТПУСКЕ МАТРОСА РУБЦОВА И ТАЕ СМИРНОВОЙ ПО ДОКУМЕНТАМ И СТИХАМ ПОЭТА (Л. ВЕРЕСОВ).
Я случайно обнаружил неделю назад (16.04.2016) эту информацию, когда из любопытства прошёлся по публикациям в Интернете на поиск «Кириенко-Малюгин» в программе «яндекс» и примерно на 5-ой странице меня заинтриговало наименование статьи, в конце которой сделан категорический вывод:
Итак: автор утверждает в этом материале на основе анализа документов и стихов Н.М.Рубцова
Стихотворение «Букет» ( в первоначальном варианте «Желание») посвящено Таисии Александровне Голубевой ( Тае Смирновой).
Флотского отпуска матроса Рубцова 1957 года не было.
(автор – это писатель-краевед Л.Вересов из г. Череповца , прим. Ю.Кириенко-Малюгина).
Поскольку в материалах статьи заявляется передел сложившейся истории приезда Рубцова в Приютино в 1957 году и предъявляются претензии к моим публикациям и не только, постараюсь дать адекватный ответ Л.Вересову сравнительными материалами и предыдущими публикациями, которых не знает Л.Вересов или просто игнорирует. Итак, по порядку.
1. От Л.Вересова: «Стихотворение «Букет» (в первоначальном варианте «Желание») посвящено Таисии Александровне Голубевой (Тае Смирновой)».
2. От Ю.Кириенко-Малюгина (из статьи «Над моей счастливою любовью» авторской книги «Поэзия. Истина. Рубцов», М. Издатель Балабанов. 2007):
«О стихотворении «Букет». Первый вариант под названием «Желание» опубликован в газете… Строфа из этого стихотворения:
Я ей скажу: «С другим наедине
О наших встречах позабыла ты.
Ну, что ж, на память обо мне
Возьми вот эти красные цветы.
Безусловно эти стихи написаны под свежим впечатлением расставания с Таей Смирновой. И опубликованы не где-нибудь, а на флоте, где очень остро всегда стоял вопрос, дождётся ли моряка подруга». К сожалению, я тогда в 2007 году ошибся с датой и местом публикации в связи с тем, что у Рубцова есть два стихотворения под названием «Желание» в списке примечаний редактора В.Зинченко к публикациям 3-го тома собрания сочинений «Николай Рубцов» на стр. 400. И я вместо верной даты 22 августа 1958 года в газете «Комсомолец Заполярья», привёл дату 13 августа 1958 года газеты «На страже Заполярья».
В авторской монографии 2011 года приведены точные сведения о Т.Смирновой и «Букете»:
«Долго Николай Рубцов переживал несостоявшуюся любовь с Таей Смирновой. В искреннем не отработанном ритмически и стилистически стихотворении «Желание», опубликованном 22 августа 1958 года в мурманской газете «Комсомолец Заполярья», Рубцов пишет (12):
Мне очень больно,
но обиды нет,
Я унывать себе и не велю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке,
которую люблю.
Содержание этого стихотворения было позднее переработано, стало народной песней «Букет», опубликовано в 1965г. Переживая неразделённость любви, неоднократно Николай перечёркивал текст «Букета» в выпущенных сборниках «Лирика» при дарении» (2007 г., прим. Ю.К.-М.).
3. От Л.Вересова: «Стихотворение «Букет» было опубликовано поэтом Рубцовым в сборнике «Лирика» СЗКИ. 1965г. Николай Михайлович зачёркивал его, когда дарил книгу возможно по причине не творческой, а личной. Не так романтично как в этом «Букете» всё было у него с любимым человеком» (2015 г., прим. Ю.К.-М.).
4. От Ю.Кириенко-Малюгина: из статьи «Над моей счастливою любовью»: «Отредактированный «Букет» поэт вводит в первый официальный сборник «Лирика» (вышел в 1965 году). Известно, что Рубцов иногда при подписи автографов «Лирики» зачёркивал это стихотворение крест-накрест. Так он переживал предательство, по его мнению, неофициальной невесты». Ссылок на приоритетные публикации автора, год издания Л.Вересов не даёт. (сведения о зачёркивании «Букета» я слышал от вологжанки Н.Старичковой ещё в 2002 г. и привёл сразу, прим. Ю.К.-М.)
5. От Л.Вересова: «Об отпуске же 1957 года мы знаем только из одного источника, но серьёзного и своеобразного. В сборнике «Волны и скалы» несколько стихотворений датируются «Приютино 1957 год». Создаётся полное впечатление, что поэт написал их в пригороде Ленинграда во время отпуска, ибо другой возможности покинуть военную службу и оказаться в Приютино в это время у него не было. Этот отпуск выдаётся за неоспоримый факт, якобы подтвержденный самим Николаем Рубцовым. Ю.И.Кириенко-Малюгин даже пенял мне в рецензии на статью «Рубцов и Северный флот» в том, что нечего не написал об отпуске 1957 года. Поэтому заявляю, что в 1957 году матрос Николай Рубцов в отпуске не был вообще!»
6. От Ю.Кириенко-Малюгина: «А я заявляю, что в 1957 году матрос Николай Рубцов в отпуске был! Придётся повторить факты, кроме неоспоримых дат в сборнике «Волны и скалы». Которые я знаю, но дадим тут слово Л.Вересову: «В каком-то смысле даже В.С.Белков, писавший об этом ранее рассуждал намного осторожнее: «Осенью 1957 года свой армейский отпуск Рубцов провёл у брата в Приютино, написал здесь несколько стихотворений. В эти же дни поэт убедился окончательно, что Тая не ждёт его возвращения».
7. Далее от писателя Н.Коняева («Вологодская трагедия». М. ЭЛЛИКС ЛАК, 1998, стр. 52): «Невесёлым оказался отпуск матроса Рубцова в 1957 году…Разрыв с Таей он переживал так ещё и потому, что всё рушилось, ничего не оставалось от жизни, которую он сам для себя придумал: Когда-то я мечтал под тёмным дубом, Что невесёлым мыслям есть конец, Что я не буду с девушками грубым. И пьянствовать не стану, как отец».
8. От Ю.Кириенко-Малюгина: «У меня не было никаких оснований не верить этой информации Н.Коняева, который встречался с Таей Смирновой, со свидетелями этапов жизни Рубцова. И в 1998 году у Н.Коняева факты более достоверны, чем публикации-фантазии 2015 года».
9. Ещё от Н.Коняева (Николай Рубцов. М. Молодая гвардия. 2001, стр. 68): «А Николай Рубцов, хотя и приезжал после пятьдесят седьмого года в Приютино, но только в гости». От Ю.Кириенко-Малюгина: «то есть Н.Коняев делает акцент на 1957 год в Приютино».
10. От Л.Вересова: «Александр Быков также неточен в фактах. Оправдывает автора только собственная выстроенная логика событий и то, что книга посвящена судьбе Т.И.Решетовой и роли в ней поэта Рубцова, а неточности просто проходной материал для сравнений автора». «Вот и ситуация подходит: моряк приезжает в отпуск летом 1957 года, а любимая вышла замуж…» А.В. Быков пишет о недельном отпуске 1957 года, который не принёс Рубцову нечего кроме горького чувства обмана. Почему отпуск был недельным и почему Тая Смирнова оказалась замужем уже в 1957 году непонятно».
11. От Л.Вересова: «Никаких документов с эсминца «Острый» об отпуске летом 1957 года матроса Рубцова не было обнаружено. Наоборот, сохранились приказы согласно которым матрос Рубцов стоял вахты скажем в мае 1957 года со 2.05. на 3.05 вахтенным на полубаке. С 24 мая 1957 года будущий поэт числится убывшим в военно-морской госпиталь. А уже в октябре 1957 года приказ бесстрастно фиксирует «Числить прибывшим 24.10. 57. Как ниже указано:… матрос Рубцов Н.М. с гауптвахты» Начало лета в госпитале, начало осени на «губе» (с кем не бывает). Когда же ехать в отпуск и если сохранились столь мелкие приказы о флотских буднях Рубцова, то просто обязан быть приказ об отпуске, а его нет (по крайней мере, не сохранилось).
12. От Ю.Кириенко-Малюгина: Дело не в терминах: «отпуск» или «убытие». Речь идёт о нахождении Рубцова вне корабля и базы Северного флота, в других областях отдыха или лечения, в частности в Приютино, в Ленинграде или… Л.Вересов признаёт, что «с 24 мая 1957 года будущий поэт числится убывшим в военно-морской госпиталь». Но это же прямой факт! Как можно его игнорировать? Приказа о возвращении нет. Но это не значит, что Рубцов не был в госпитале и не вернулся на эсминец. Даю далее версию. Рубцов после госпиталя получил возможность или ему предоставиливозможность поехать в Приютино на несколько дней (тем более у матроса там была потенциальная невеста, прим. Ю.К.-М.). Это значит, что госпиталь, скорее всего, был в Ленинграде, откуда несложно явиться в Приютино (пригород Ленинграда), либо после срока лечения или взамен части срока лечения (но в пределах общего срока убытия по отпуску). Датировать пять стихотворений в сборнике «Волны и скалы» местом «Приютино» и 1957 годом – конечно, не случайно. Встречался ли тогда Рубцов с Таей Смирновой? В варианте стихотворения «Берёзы» от 1957 года имеется строфа (см. Николай Рубцов, М. Изд Терра, том 3, стр. 120, редактор В.Зинченко): «- Убежим! Под стогом заночуем! / И среди берёзовых ветвей / Я твоим поверю поцелуям, / Ты поверишь нежности моей…». Рубцов всегда делал стихотворение по ближнему факту. По тексту это либо мечта матроса, либо факт встречи. Скорее – мечта. Известно, что отец был против свиданий Таи с Рубцовым. Вероятно, и она сама тогда избежала встречи. Достоверного факта нет. Тем более стихи, отнесённые к Приютино 1957года не содержат никаких любовных мотивов (кроме вышеприведённого варианта).
13. Тая Смирнова при встрече с Н.Коняевым сообщала: «Как-то у нас ничего серьёзного и не было. Почему-то не нравился он мне….Ничего у нас с ним не было. В армию проводила и всё…. А потом? Потом я встретилась с одним человеком». Н.Коняев. Николай Рубцов. М. Молодая гвардия. 2001. Стр 62-63.
14. От Л.Вересова: «На этой волне неудач в личной жизни поэт сочинил и ещё ряд автобиографических стихотворений, а возможно, желая забыть эту дату и душевную рану сказал Борису Тайгину, что стихи появились не в 1958 году, а в 1957. Это и зафиксировал сборник «Волны и скалы» Вот такой лиричный и возможно документальный получился поэт Рубцов в этом материале»
15. От Кириенко_Малюгина: Когда Борис Тайгин готовил сборник в июне-июле 1962 года об отпуске 1958 года вообще не было известно. И сомнений о датах у Б.Тайгина не было, их диктовал к каждому стихотворению сам Н.М.Рубцов. Что за мотив и фантазия «желая забыть эту дату и душевную рану, сказал Борису Тайгину, что стихи появились не в 1958 году, а в 1957». Такими методами можно любые факты пытаться перевернуть. А после 1959 года и до июня 1962 года у молодого человека, каким был Николай Рубцов, были и другие встречи с девушками (например, девушка из стихотворения «Не пришла», «Ты с кораблём прощалась на ветру», «П.И.», М.Власова, какая-то Лариса, зашедшая в кочегарку). Николай, как любой в его возрасте, искал девушку-невесту.
16. И ещё важный факт. Из комментарий редактора 3-хтомника сочинений Николая Рубцова В.Зинченко (2000. Терра, т.1., стр. 314) о стихотворении «Воспоминание (брату)», сб. «Сосен шум», 1970 г.: «Сохранилось в авторской подборке от 1957 года в архиве Б.Тайгина». И вот стихотворение «Воспоминание» не было включено в сборник, вероятно по бытовизму, который содержался в тексте. Но факт 1957 года из архива Б.Тайгина также опровергает посыл Л.Вересова о 1958 годе.
17. От Ю.Кириенко-Малюгина: Десять лет назад, когда мне приходилось разбираться в публикациях и сражаться против «чернухи» и ярлыка «алкоголика», навешиваемого на Рубцова, опровержением домыслов Л.Дербиной и её добровольных или хитрых адвокатов, когда осуждённая шла на реабилитацию, мне было не до бытовых деталей. Было сообщение, что Т.Смирнова вышла замуж за кого-то, а когда, в какой год, какое это имеет значение, если уже в 1958 и 1959 годах по молодости Тая и Николай разошлись. Я ориентировался на сообщения признанного тогда очеркиста В.Белкова, автора рубцововеда Н.Старичковой и писателя Н.Коняева.
18. От Л.Вересова: «Приказ № 100 командира воинской части № 62656 об отпуске матроса Северного флота Николая Рубцова датируется 6 апреля 1958 года. Отпуск объявлен сроком на 51 сутки с 21.04. 1958 года. В приказе № 153 от 16 июня 1958 года матрос Рубцов числится прибывшим в часть 14 июня этого года. Это документально подтверждённые даты из пакета документов по прохождению службы на СФ старшего матроса Рубцова собранного по поручению начальника Генерального штаба России генерала армии Ю.Н.Балуевского в 2005-2006 годах. До выхода статьи «Рубцов и Северный флот» автора данной публикации на факт отпуска Николая Рубцова в этом году никто из рубцововедов внимания не обращал».
19. От Ю.Кириенко-Малюгина: О фактах отпуска 1958 года мы должны благодарить Ю.Н.Балуевского, который приказал поднять архивы Северного морского флота для поиска фактов о Рубцове. И материалы оказались сначала в руках Елены Рубцовой (которая по скромности не стала их публиковать), а затем уже у краеведа Л.Вересова. Но и у меня есть и были копии этих материалов ещё до публикации Л.Вересова! И затем использованы в декабре 2010 года при написании второй монографии о жизни и творчестве Н.М.Рубцова. Кто из нас был первый, а кто второй в этой наиглавнейшей ситуации по жизни Рубцова, пусть поищут желающие!
20. От Л.Вересова: «После первой публикации факта отпуска поэта в 1958 году Ю.И.Кириенко-Малюгин почему–то считает этот отпуск внеочередным и фантазирует, что он был предоставлен «для радиационно-медицинского обследования и профилактического лечения»». Однако резоннее в случае потери здоровья направление в госпиталь, чем отпуск. Должен также заметить, что внеочередной отпуск не мог быть столь продолжительным, ибо давался ввиду исключительных жизненных обстоятельств или как поощрение за выдающиеся успехи в службе».
21. Л. Вересов почему-то не опровергает мои обоснования облучения Рубцова. Повторяю в который раз. «Как сообщил адмирал флота Капитанец И.М., корабли Северного флота, в том числе эсминец «Острый», стояли в оцеплении зоны серии пятнадцати ядерных воздушных взрывов (газета «Российский писатель». «Хочу, чтоб вечно шторм звучал…», № 5-6, март 2008 г.). И тогда Рубцов, который нёс палубную службу, получил довольно высокую дозу радиации. Во всяком случае, в то время командир эсминца «Острый» Капитанец И.М. сообщает, что у него количество лейкоцитов после испытаний уменьшилось в 2 раза. Что сказалось на его зрении к 90-м годам прошлого века. А у Рубцова вследствии участия в испытаниях через несколько лет выпали волосы на голове. В одной песне тех лет есть строка «водка очень хороша от стронция». У Рубцова есть строки «Красным, белым и зелёным мы поддерживаетм жизнь…». То есть – вином, водкой и зелёным ликёром «шартрез» (продававшимся в то время). Этими лекарствами пользовались все, кто получил радиацию. В том числе Рубцов, не афишируя конкретных причин» (Юрий Кириенко-Малюгин. Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…». М. Изд. НО «Рубцовский творческий союз», 2011, стр. 66). Тема раннего преждевременного ухода с Белого света по сравнению о современниками отражена в поэзии Н.Рубцова: «Над вечным покоем», «Прощальный костёр», «Прощальное», «Синенький платочек» .
22. Сообщаю для Л.Вересова, что в любом учреждении сначала оформляется документ об отсутствии на работе или службе: отпуск и на каком-то основании. Считаю, что было направление в госпиталь и специально для матросов после ядерных испытаний. В приказе стоит не одна фамилия. Потому что советская власть заботилась о здоровье человека и тем более участника важных военных событий. Неужели надо это разжёвывать? Л.Вересов упорно замалчивает факты облучения Н.М.Рубцова, как и других матросов и офицеров во время ядерных испытаний на архипелаге «Новая земля». Вопрос об оформлении отпуска состоял только в том, в каком направлении поедет матрос. Ответ частично лежит в стихотворении «Отпускное», опубликованном в газете «На страже Заполярья» от 23 марта 1958 года, непосредственно перед приказом от 21 апреля 1958 г.
До свиданья, шторма вой и скрежет
И ночные вахты моряков
Возле каменистых побережий
С путеводным светом маяков...
Еду, еду в отпуск в Подмосковье!
И в родном селении опять
Скоро, переполненный любовью,
Обниму взволнованную мать.
………………………………..
И с законной гордостью во взоре,
Вспомнив схватки с морем штормовым,
О друзьях, оставшихся в дозоре,
Расскажу я близким и родным,
Что в краю, не знающем печали,
Где плывут поля во все концы,
Нам охрану счастья доверяли
Наши сестры,
матери,
отцы.
Конечно, «обниму взволнованную мать» недостоверно (мать умерла в июне 1942 г.). Но это стихи, где сведения о лирическом герое не всегда совпадают с фактами. «Еду, еду в отпуск в Подмосковье!» – очень может быть достоверно для расположения специализированного военного госпиталя. Это моя версия.
23. Считаю, это был внеочередной отпуск именно по чрезвычайным обстоятельствам. На архипелаге «Новая земля» были первые воздушные ядерные взрывы с непосредственным радиоактивным контактом людей (моряков) в атмосферной среде. Надо знать историю страны.
24. В общем, вся рассматриваемая публикация Л.Вересова носит бытовой характер и не имеет никакого отношения к творческой составляющей поэзии Н.М.Рубцова.
25. Поскольку кого-то заинтересует тема отпусков Рубцова, сообщаю, что был ещё третий отпуск или выезд Рубцова из базы размещения миноносца «Острый» на Северном флоте. Сведений об этом нет в пакете документов, собранных по поручению Ю.Н.Балуевского. В письме В.И.Сафонову из Мурманска от 23 мая 1959 года Н.Рубцов сообщает: «Пишу тебе из мурманского госпиталя. Требовалась лёгкая операция, - вот я сюда и угодил. Дня три-четыре мучился, потом столько же наслаждался тишиной и полным бездействием, потом всё надоело. На корабль не очень-то хочется…В понедельник или вторник на следующей неделе выпишусь». (см. Николай Рубцов. Собрание сочинений. М. Терра. Том 3. 2000. Стр. 273, 408. Редактор В.Зинченко). В целом время пребывания Рубцова в Мурманском госпитале составляет примерно 2 недели. Где-то есть ссылка, что у Рубцова был аппендицит. Но, зная о лучевой болезни Рубцова, можно предположить, что в Мурманске было очередное обследование моряка. Надо помнить, что Рубцов нигде не афишировал участие в оцеплении зоны ядерных взрывов, так как наверняка давал подписку о неразглашении секретных сведений. Когда я работал в закрытой организации («почтовом ящике»), то, как и другие сотрудники, давал подписку о неразглашении сведений о работе.
26. По Л.Вересову не правы все: И В.Белков, и Н.Коняев, и В.Зинченко, и Ю.Кириенко-Малюгин, и А.Быков, и Б.Тайгин, и даже сам Н.М.Рубцов в изменении дат стихотворений. Прав только Л.Вересов, фантазируя по фактам 1957 года?
27. От Л.Вересова: «Матрос Рубцов его (отпуск 1958 года, прим. Ю.К.-М.) потратил исключительно на встречи в разных районах страны со своими подругами, как позднее герой фильма «Семь невест ефрейтора (в нашем случае старшего матроса Збруева»). Сохранились воспоминания трёх девушек, которые были небезразличны матросу Рубцову об отпуске именно весной – летом 1958 года. Начнём с воспоминаний Татьяны Решетовой-Агафоновой».
28. Представьте себе, что Рубцов просит у командира миноносца «Острый» отпуск на 51 день для выяснения взаимоотношений с одной или несколькими подругами. И получает его? Что касается каких-то девушек, вспоминающих встречи со своими парнями в далёкой юности и считающих, что одним из них в 1958 году был матрос Рубцов, то это просто смешно и не проверяемо. Например, от Т.Агафоновой, которая столько насочиняла о принадлежности ей стихотворения «Букет» и 20-и лирических стихов, о нескольких встречах с Рубцовым и всё ради создания так называемого музея Рубцова в Междуречье и с претензией на его финансирование очевидно. А сама Т.Агафонова через 15 лет в 1969 году пошла на встречи с поэтом, тогда ставшем членом Союза писателей СССР со всеми материальными последствиями.
29. От Л.Вересова. Давайте обратимся также и к воспоминаниям Маргариты Власовой: «Очередной отпуск Рубцова в мае 1958 года, когда он приехал к брату в Приютино, что под Ленинградом, подарил ему новое знакомство. О нем и пойдет речь, ибо об этой краткой любви поэт никогда не вспоминал, а девушка, случайно встретившаяся ему на пути, рассказала обо всем лишь спустя 45 лет. Рите Власовой было тогда семнадцать. Любовь у Рубцова опять же вышла печальная, безответная. Он полюбил Риту и посвятил ей два лирических стихотворения, а она не ответила взаимностью только лишь потому, что Николай ростом не вышел. А так все при нем: моряк в красивой форме, образован, обходителен, дарил цветы каждый день, говорил комплименты...»
30. От Ю.Кириенко-Малюгина: Какая это любовь? Любовь подразумевает взаимность. Со стороны Н.Рубцова была односторонняя увлечённость, не было душевной совместимости.
М.Власова в течение жизни вообще понятия не имела о поэте Рубцове. Её «откопала» М.Полетова. Привозила к нам на лит. вечер в ДК «Красный Октябрь», кажется в 2006 году. М.Власова сочиняет, что Н.Рубцов приехал к брату в Приютино в 1958 году. Она о биографии поэта вообще ничего не знала (через 45 лет пишет). С М.Власовой Рубцов встретился в Ленинграде, вероятно, провёл несколько часов («её увёз трамвай»). Была ли вторая встреча? («дарил цветы каждый день», сообщает Вересов). В это время Рубцов был свободен от Смирновой. Как молодому человеку Власова ему понравилась, но влюбился ли он? Взял у неё, кандидатки в невесты, адрес, на который и послал стихи. М.Власова оказалась равнодушна к его внешности и даже на стихи не среагировала (тогда часто писали). Но до любви далеко!
31. От Вересова: «Юрий Иванович в своей последней книге всё-таки признаёт открытый автором данной публикации отпуск Рубцова 1958 года…».
32. От Ю.Кириенко-Малюгина: У меня эти сведения были и без участия Л.Вересова и опубликованы независимо от него. Отпуск Рубцова 1958 года открыт не Л.Вересовым, а теми архивными служащими, которые по поручению Балуевского подняли архивы, нашли служебные публикации и передали их Руководству. Эти материалы оказались затем у Елены Рубцовой, как наследнице прав на материалы по своему отцу. Как видим материалы были подняты не все (например, пребывание Рубцова в Мурманском госпитале в 1959 году и отсутствие приказа о возврате-приезде Рубцова на эсминец в 1957 году).
33. От Вересова: «Наверное, чтобы понять какие- то армейские реалии надо самому (имеется в виду Ю.Кириенко-Малюгин) послужить Отчизне».
34. От Кириенко-Малюгина: По моему мнению, способы служения Отчизне бывают разные. Я окончил технический институт с военной кафедрой. Затем в течение 8 лет работал в закрытых организациях в качестве конструктора-разработчика определённой техники, которую едва ли мог разрабатывать Л.Вересов в силу своего образования.
35. Надо публикаторам любого уровня владеть логикой, уметь анализировать факты, перечитать по теме всё ранее опубликованное, доверять некоторым предыдущим исследователям. Думать. Не объявлять себя первооткрывателем, являясь вольно или невольно компилятором предыдущих публикаций.
Выводы:
А. Обоснование принадлежности текста стихотворения «Букет» Тае Смирновой (Голубевой) впервые дано в 2007 году в книге Ю.Кириенко- Малюгина «Поэзия. Истина. Рубцов» в статье «Над моей счастливою любовью». Подтверждено в монографии 2011 года.
Б. Отпусков-отъездов у Н.Рубцова во время службы на Северном морском флоте было три:
Б.1. В 1957 году с пребыванием в Приютино у брата; стихи датированы Рубцовым при создании Б. Тайгиным сборника «Волны и скалы» в 1962 году;
Б.2. В 1958 году в Ленинграде или Подмосковье для обследования и лечения в Военно-Морском госпитале и с появлением в Ленинграде и Приютино;
Б.3. В июле 1959 года – в Мурманске для лечения или для какой-то операции.
В. Н.Рубцов во время участия кораблей в оцеплении зоны воздушных ядерных взрывов получил радиационное облучение (в то время ещё неизученное в СССР), несовместимое с длительностью пребывания на Белом Свете, что отразилось в ряде его пессимистических стихотворений: «Над вечным покоем», «Прощальный костёр», «Синенький платочек» и др.
Г. Л.Вересов почему-то не опровергает мою версию об облучении Рубцова. Внешние признаки: облысение и лечение народными средства (красное вино, иногда водка – которая по песне физиков «хороша от стронция»), отражение в поэзии темы раннего ухода с Белого света по сравнению со сверстниками.
Д. Надо Л.Вересову хоть однажды высказаться по поводу публикаций осуждённой по суду Л.Дербиной и её литературных адвокатов, по поводу эгоистического, эгоцентрического и даже вампирического стихосложения Л.Дербиной. А то получаются какие-то рафинированные поиски.
Е. Надо уметь пользоваться попавшими в руки фактами, включая логику и доверяя не только самому себе, но и другим исследователям (сведениям от В.Зинченко, Н.Старичковой и Ю.Кириенко-Малюгина).
Ж. Прежде чем публиковать сомнительное, думать о принципе взаимности и об ответе оппонента.
Советую читать Крылова: там, в ряде басен даны нужные правила поведения в обществе. Не надо организовывать дискуссию на ровном месте и оказываться в сомнительном положении.
Ещё статьи...
- Юрий Кириенко-Малюгин. Глава 11. Творческая позиция и мастерская Н.М.Рубцова
- Юрий Кириенко-Малюгин. Русские поэты народного («рубцовского») направления (лауреаты конкурсов «Звезда полей» начала XXI века)
- Юрий Кириенко-Малюгин. О Поэзии, лауреатах, критиках и жюри.
- Юрий Кириенко-Малюгин. Пародии № 3, апрель 2016