Стихосложение – это довольно специфическая область творчества, которая привлекает очень определенных людей, имеющих своё, особое представление о мiре. Одним из культурных феноменов нашего времени является именно обилие поэтов. Или, возможно, корректнее сказать — авторов. И если раньше множество людей писали стихи в юности, а позже, обзаведясь семьей, увлекшись карьерой и т. д., бросали это занятие, то сегодня много поэтов-аматоров, т.е. любителей, наблюдается и среди молодёжи, и среди людей среднего и зрелого возраста. Есть и причины, есть и цели сочинения стихов. То есть мы можем проанализировать, попытаться понять, отчего сочиняются стихи, а также можем увидеть цели их написания.
Некоторые люди начинают писать стихи, чтобы выделиться из толпы окружающих. Дети, которым не хватает тепла со стороны близких и у которых есть проблемы с заведением дружеских связей, нередко начинают сочинять стихотворения, чтобы почувствовать себя кем-то более значимым. В этом случае стихотворчество является своеобразной формой протеста. Такие стихи обычно максималистичны, не слишком красивы и правильны. Со временем, если человек находит другую мотивацию для написания стихов, осознает их в качестве своего призвания, его творчество качественно улучшается.
Несмотря на то, что большинство поэтов утверждают, что пишут стихи «для себя», признание важно для них, как и для любых других людей. Написание стихотворений, особенно если сложился свой стиль, своя манера работы со словами, может принести признание, известность и славу. Особенно это касается тех поэтов, которые пишут острые и злые стихи на злободневные темы, подобное творчество просто не может уходить «в стол». Некоторые поэты даже готовы писать стихи на заказ.
А вот Н.Г. Оганесян в статье «Почему люди пишут стихи» (хотя в ней поэтическое творчество рассматривается с точки зрения стихотерапии и автор ссылается на высказывание Н.Роджерса: «Творчество и терапия частично совпадают: то, что является Творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс») выделяет аж 18 причин написания стихов. Кратко это так.
1. Душевный покой. Так, Байрон, например, писал стихи, «чтобы обрести мир для своего беспокойного духа».
2. Душевная радость. Гофмансталь пишет о поэте: «Он страдает и вместе с тем наслаждается».
3. Эмоциональное отреагирование. Действительное, поэтическое творчество несет наслаждение в страдании и стимулирует катарсис – освобождение от скорби и печали.
4. Эстетические переживания. Поэт находит смысл жить во имя того высшего наслаждения, которое связано с творчеством. Не зря А.С. Пушкин написал:
Средь горестей, забот и треволненья
Порою вновь гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
5. Поэзия как игра. Поэзия – это игра воображения, поэтому должна приносить радость, как и всякая игра. Творец, как и ребенок, познает и усваивает мир в игре.
6. Поэзия как лекарство от скуки. Поэты, считает Дюбо, нашли средство возбуждать в нашем сердце искусственные страсти, спасая, таким образом, от скуки бытия.
7. Поэзия как разделенное страдание. Поэтическое творчество может быть порождено желанием приобщить и других, читателей, к лично переживаемому.
8. Поэзия как «оазис». Шеллинг говорил, что поэзия помогает нам «строить миры удобные для проживания». Поэтическое творчество как процесс даёт возможность на время обезболить страдающую душу.
9. Поэзия как виртуальный мир. Поэт во время написания стихов отвлекается от мучающей его реальности и начинает видеть жизнь каким-то просветленным взором.
10. Поэзия как объективация страдания. «Собственные наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их томящей тяжести или от их трепетного волнения…» (В. Г. Белинский).
11. Поэзия как магия. Ф. Геббель считает, что поэт только тогда имеет право писать свои стихи, когда он охвачен чувством, которое не даёт ему покоя и которое угрожает уничтожить его, если не будет
высказано.
12. Поэзия как внушение. Одна из ипостасей поэтического произве-дения – скрытая суггестия (внушение), которая состоит в способности передавать то или иное состояние, захватывать творца и читателя эмоциями и раздумьями, вызывать в душах мощный отклик.
13. Поэзия как внутреннее движение. В.Кожинов писал: «Я стихи пишу всем телом… Шагаю по комнате, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом делаю стихи».
14. Поэзия как самопознание. Благодаря поэтическому творчеству, человек развивается, обучается, познаёт что-либо, познает самого себя. Это искусство реально делает человека лучше, способствует его личностному росту. Познавая себя, проникая в эти сокровенные тайны, поэт должен пройти через одиночество и самоизоляцию.
15. Поэзия как стимул развития художественной компетентности. Даниил Хармс в стихотворении «Месть» писал об этом феномене поэзии особенно точно:
«Слова сложились как дрова В них смыслы ходят, как огонь».
«Дрова» и «огонь», т.е. форма и содержание, не должны существовать раздельно.
16. Поэзия как заменитель общения при одиночестве (разговор с самим собой). Бытие человека в творчестве – это активное общение, постоянный диалог с самим собой, своими героями, своим лирическим героем, путь в самопознание. И это спасает!
17. Поэзия как «мольба о бессмертии». Творя, мы вступаем в борьбу с богами, потому что таким образом желаем избежать смерти.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире,
Мой прах переживёт и тленья убежит
- И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит. (А.С. Пушкин)
18. Поэзия как омолаживающий фактор. Поэзия – удел молодости, именно поэтому поэтическое творчество в почтенном возрасте, может стать омолаживающим фактором, «средством Макропулоса». Это один из видов весьма необходимой для поддержания жизненного тонуса геронтологической трудотерапии. И это прекрасно, потому что доставляет людям радость и противостоит негативным явлениям, сопутствующим надвигающейся старости.
Эти наблюдения верно передают мое осознание причин и целей поэтического творчества. Все это нашло отражение в строках моих стихотворений – философской, гражданской, любовной, пейзажной
лирики, да и авангардных, юмористических и других стихов.. Через свои стихи я познавал свою роль «в подлунном мире». Мой отец был
лесником, жили мы в лесничестве. Я был очень болезненным мальчиком, не сразу научился ходить. По сути, ходить и читать я научился почти одновременно. Людей почти не видел, любил природу, меня даже звали Маугли. Клин клином вышибают. Никто не занимался моим воспитанием, но именно это меня и развивало.
Читать научился по газетам, которые привозили в лесничество. И еще читал «Американскую трагедию», что была у отца. Первое стихотворение я сочинил где-то в 5-6 лет. и, пожалуй, в детстве и юности стихи были для меня бегством от нищеты, от безысходности, от несправедливости. Оппозиционером я никогда не был, но несправедливость видел всегда.
И постепенно так получилось, что поэзия стала для меня беседой с Богом, мольбой о помощи:
Господи, нет у меня друзей,
кроме собственной тени…
Самое главное для меня в стихах – природа. Она никогда мне не врала. И я всегда кого-нибудь любил – женщин, природу, кошку, цветок, людей. Я не знаю, что такое ненавидеть, я не могу держать зло на человека, зло мне не свойственно.
Не знаю, кто водил моей рукою,
Я написал: «Люблю людей, люблю».
Не знаю, что случилось вдруг со мною,
Но понял я: люблю людей, люблю.
За что любить?
Ничтожной нет причины.
И сам я плох, как волка ни корми…
Но принял смерть за нас
Христос невинный
И дал нам шанс,
Чтоб стали мы людьми.
P.S. Статья была представлена на 13-ю Московскую научно-практическую конференцию «Рубцовские чтения – 2018» и напечатана в альманахе «Звезда полей» 2018