Алексей Башилов. СВЕТЛЫНЬ И ЯСМЕНЬ ПРЕДВЕЧНЫЕ

Трудно найти поэта, писателя или философа, в творчестве которого не  проявилось бы универсальное всеединство божественного мира: материи, энергии, знаний, пространства и времени. Такое всеединство яснее всего структурно характеризуется в виде божественной иерархии, как и в древне-ведических символиках, так и в современной наглядной геометрии, она отображается разветвлённым древом, ёлочкой. Остов (ствол) такой иерархии – вложенность одной сути в другую, как в матрёшках – большая содержит в себе меньшую или по-другому меньшая размещается в большей. Причём, если брать отсчёт от человека, иерархия выстраивается им как небесная – вверх, всё, что дальше от Земли и земная – вниз, всё, на чём твёрдо стоишь.
     Исходя из древне-ведических, естественно-природных  знаний наши славные предки, произнося по слогам МА-РА, имели у себя перед глазами МАть  солнца РА (РАдуга), то есть небосвод, на котором рождается солнце. По масштабу воздействия и месту в иерархии мироздания и мифологии – это богиня МАРА (более нам понятная богоматерь Мария в Православии, рождающая ясноликого Христа). Исходя из объёмности и масштабности пространства вселенной, выстраивается небесная иерархия: Сварог – высший бог от вселенной, имеющий около Земли небосвод-богиню МАРУ (хмара – хмурый небосвод), которая рождает Сына-Солнце, как бы восклицая радостно РА, почти что УРА. Но сын рождается  ежедневно и каждый раз с новым ликом, если ярким – Ярило, если пасмурным – Даждьбог, если грозным – Перун. 
     Далее я рекомендую читателю самостоятельно прочить «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьева и самому убедиться, с одной стороны  в естественно-природном восприятии окружающего мира древними славянами, а с другой – в очеловечивании и обожествлении многих явлений природы для правильного выбора стратегии выживания рода людского в сложных и достаточно неопределённых условиях.
     Ну а мы, продолжим интерактивные зеркально-слоговые симметрии в словообразованиях, сохранённых до наших времён. Самое часто и всеми повторяемое, любовью и теплом наполненное слово МА-МА – два раза МА, смысл иерархически усиливается, родственно сливается «мать-Матери», то есть земная мать-женщина-роженица подобная богине МАРЕ, рождающей солнце. Или другое смысловое значение с инверсией слогов в слове МА-РА, переставляем слога,  получается РА-МА: обычная оконная рама, через которую в дом проникает свет, появляется солнце. Рано утром или вечером, действительно, солнце геометрически располагается напротив окна и, находясь на линии горизонта, будто не уходит, а приближается к тебе, увеличиваясь в размере. Создавая звуковые сигналы общения и взаимопонимания, человек в каждый слог и в его комбинации вкладывал зрительно воспринимаемые образы, как бы оцифровывая ясно видимые отображения окружающего мира простыми звуковыми, двоично-симметричными кодами, как бы шифруя видеоизображение звуковыми смыслами.
     Славянские Боги – светлые, добрые – помогающие человеческому роду выживать на Земле. Зеркально противоположному действию СВЕТЛОБОГА нельзя не заметить негативное и даже разрушительное воздействие окружающей среды  –  ЧЕРНОБОГА и, как правило не со стороны неба, а чаще от самой Земли. Наши предки мировозренчески всегда были оптимистами, зная, что самые большие небесные боги всегда надёжней и влиятельней Земных. Зимой солнце опускалось ниже, как бы уходило, светлый день становился короче, наступала темнота, и тревога за жизнь возрастала. Но обожествлённое светило, после тревожных обращений, молитв и пожертвований, совершаемых, будто для живого и разумного существа, снова возвращалось, возвышаясь на небосводе,  даруя, в том числе и человеку, больше света и тепла. Наступало Рождество новой Благодати  – удлинение светового дня. Поэтому светлые боги были всегда крепче и сильнее любимыми, их почитали и прославляли. 
     Например, другую, аналогичную, но более высокого уровня, звёздную богиню Макошь (мать созвездий похожих на ковш и называемых Большая и Малая Медведица). Благодаря этой богине-созвездию  люди легко различали цикличность, связанную с ежегодно повторяющимися изменениями времён года, они понимали пространственную ориентацию и сверяли свои пути расселения по естественно-природной космической навигации. Знание-ведение таких ориентиров имело существенное и благотворное влияние на выживание и распространение человеческого рода на планете Земля.
    А что на Земле? Самая значительная иерархия для человека – это род человеческий. Бог Род и Богиня Лада, мужское и женское начала, как в семье продолжающей род – муж и жена. Всё что значимо для рода человеческого и для других особей и популяций – это приРОДа, наРод, РОДы. Далее по иерархической матрице –  РОДители, РОДственники,  РОДинка, РОДник – все от единого Бога, словно слова от единого корня Род.
     Человек подобно ребёнку, произнося по слогам и комбинируя их возможные соотношения, видимую картину Мира переводит в звуковую, языковую матрицу. После чего  смысловую картину мира можно передать на расстояние другому человеку, виртуально вызывая в его воображении зримые и понятные картины природы.
     Письменности ещё нет, устно сочиняемые звуковые коды, а их стано-вится всё больше, заполняют всю матрицу комбинаций, делая её полной и даже избыточной. Возникновение письменности уже неизбежно. Безсмысленные комбинации не фиксируются письменно, но в игровом плане, в устной форме, продолжают существовать, как бы, продолжая поиск ещё более сложных и ёмких зрительных образов, а затем и скрытых, внутренних смыслов интересуемых объектов, реверсируемых до зрительного восприятия, уже обучаясь мыслить – мысли слить, соединить в новой картине мира.  
    Можно продолжать интерпретации постепенного очеловечивания окружающего нас мира, делая его более антропным и приноровленным для нужд людских. Однако  давайте заглянем в картину мира, поэтизированную современным человеком, где появляются новые сцены и сценарии, сочинённые поэтами, отображенные более сложными смысловыми кодами, используя: ритмику, рифму, сочетаемость букв и слогов, зеркальные симметрии и антисимметрии смыслов, динамику композиций, селективность и песенность звуков. 
     Для примера ещё раз прочитаем, дешифруем по новому коду, замечательные стихи русского национального поэта Николая Рубцова. Но перед этим ещё раз заглянем в древние веды и уточним мировосприятие во времена многотысячелетней давности.
     СВЕТОВИД – славянский бог, проявление и благотворное действие солнечного бога-отца Ярилы, то есть Света на Земле, а не на небе.
     СВЕТЛЫНЬ – светлость славянского бога  Световида. Обилие света. Солнечное, лунное или звёздное освещение, при котором хорошо видно. Светлость души, просветлённость. 
     ЯСМЕНЬ –  сияние славянского бога Световида. Яркий, красный свет. Солнечное освещение, при котором предметы выглядят красиво, сочно. Ясность и привлекательность души. 
      СВЕТЛЫНЬ И ЯСМЕНЬ – вместе составляют одну светлость и одно сияние единого бога Световида. В людях его проявление как бы сверкает и переливается разнообразными оттенками. Просветлённость и привлекательность души.
А теперь прочитаем на выбор несколько стихов Николая Рубцова.
          
   ПРИРОДА
 
Звенит, смеётся, как младенец,
И смотрит солнышку вослед.
И меж домов, берёз, поленниц
Горит, струясь, небесный свет.
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берёз.
И сладко, сладко ночью звёздной
Ей снится дальний скрип телег…
И вдруг разгневается грозно,
Совсем как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный
Но поклонение себе!..
 
     Стихотворение, словно видение, открывает богоподобный мир природы (покров Богородицы) в самых ярких и светлых тонах. Небесный свет, солнышко и радуга, гроза, дождь, берёзы, дом,  младенец и человек – все эти восхитительно явленные объекты слитны и переплетены в едином образе величественной природы, которая «как человек богоподобный»  не вселяет в нас страх и ужас, а внушает поклонение – похожее на доброе, православное религиозное чувство. Ночью природа замирает, уходит в спящий режим (из яви в навь), но движение земли продолжается и можно, едва различая, услышать  звук её внутренней работы  или внушённый скрип мерцающих звёзд, похожий на «дальний скрип телеги».
 
  НА ОЗЕРЕ
 
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу…
О, этот светлый 
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Чёрного лебедя – белым …
 
    И в этом стихотворении светлый и чарующий мир природы, так благотворен, простираясь окрест, объемля воды и сушу, что даже чёрный лебедь –недоброжелательная или испуганная душа – становиться уравновешенной, светло-белой.
        
     СЕНТЯБРЬ
 
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой …
 
      Опять поднебесный покой и солнечный блеск, словно богиня-мать природы Мара, рождённый сын-бог-Ярило и лучезарный бог-дух Световид, успокоительно древние и вечные в реке нашей жизни, играющие чудесную роль, дающую радость и благодать.
     А далее столько прекрасных стихотворений  Николая Рубцов и все в нашу тему – древневедического,  здравомыслительного, душевно просветлённого восприятия и познания естественно-природного, изумительно совершенного мироздания, поэтизируемого человеком. 
     Выделим самые интересные словосочетания из его замечательных стихотворений:  УТРО (Воспрянув духом, выбегу на холм  и всё увижу в самом лучшем свете____ И, разлюбив всю эту красоту, я не создам, наверное, другую),  ПО ВЕЧЕРАМ (И всё ж я слышу с перевала, как веет здесь, чем Русь жила____По вечерам тепло и ясно, как в те былые времена),  ДОВОЛЕН Я БУКВАЛЬНО ВСЕМ (Я так люблю осенний лес, над ним – сияние небес____ В своей печали бесконечной плывут, как мысли, облака), ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ (Люблю навек, до вечного покоя____И надо мной  бессмертных звёзд Руси, безмолвных звёзд  сапфирное дрожанье____За все твои страдания и битвы люблю твою, Россия, старину), В ГЛУШИ (Когда душе моей Земная веет святость), ДУША (Сколько счастья в небе милом! Шлём привет его светилам____Мир небес душа имеет), СТАРАЯ ДОРОГА (И голубые вечности глаза! ____Душа, как лист, звенит перекликаясь со всей звенящей солнечной листвой), ДУША ХРАНИТ (О, Русь – великий звездочёт! ____В душе, которая хранит всю красоту былых времён), У ЗАГНИВШЕЙ ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ (И словно душа простая проносится в мире чудес, как птиц одиноких стая под куполом светлых небес), ЧУДНЫЙ МЕСЯЦ ПЛЫВЁТ НАД РЕКОЙ (И, тоскуя всё меньше и меньше, словно бог, я хожу в тишине____И над родиной, полной покоя, так светлы по ночам небеса!), ИЗ ВОСМИСТИШИЙ (Звёздный небосвод  полон светлых дум), ГОЛОЛЁДИЦА (В чёрной бездне Большая Медведица так сверкает! Отрадно взглянуть____Красота не у всех одинакова, одинакова юность у всех!), ПРЕКРАСНО ПРОБУЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ (Прекрасно пробуждение земли! Как будто в реку – окунусь в природу_Так вот она вся прелесть бытия: со мною рядом синяя долина, как будто чаша, полная питья!), СТИХИ (А утром солнышко взойдёт, – кто может средство отыскать, чтоб задержать его восход? Остановить его закат?), ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ (Звезда полей горит, не угасая, для всех тревожных жителей Земли), НАСТУП-ЛЕНИЕ НОЧИ (Как будто солнце красное над снегом, огромное, погасло навсегда…), ПРИВЕТ, РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (Как миротворно в горницу мою по вечерам закатывалось солнце!) , Я БУДУ СКАКАТЬ ПО ПОЛЯМ ЗАДРЕМАВШЕЙ РОССИИ (О, сельские виды! О, дивное счастье родиться в лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь, что над нами не будет таинственной силы Отчизна и воля– останься, моё божество!).
     Николай Рубцов – иконописец природы, иконописец светлой души. Как листочек дерева, растения или былинки, имеющий хоть одно зернышко хлорофилла, способен россыпи света преобразовать в живую органическую ткань и построить сложносочинённую структуру идеальной красоты, так и человек от рождения приноровлен к солнцу, чтобы творчески преобразить лучистое тепло и свет в просветлённость и доброту души, способную проникать в другие сердца и продолжать божественно сотворённый жизненный путь в гармонично и узорно сотканный мир, от начала и до реально-идеально завершённого конца, от предвечности и до бесконечности.
     Трудно найти поэта, писателя или философа, в творчестве которого не  проявилось бы универсальное всеединство божественного мира: материи, энергии, знаний, пространства и времени. Такое всеединство яснее всего структурно характеризуется в виде божественной иерархии, как и в древне-ведических символиках, так и в современной наглядной геометрии, она отображается разветвлённым древом, ёлочкой. Остов (ствол) такой иерархии – вложенность одной сути в другую, как в матрёшках – большая содержит в себе меньшую или по-другому меньшая размещается в большей. Причём, если брать отсчёт от человека, иерархия выстраивается им как небесная – вверх, всё, что дальше от Земли и земная – вниз, всё, на чём твёрдо стоишь.
      Исходя из древне-ведических, естественно-природных  знаний наши славные предки, произнося по слогам МА-РА, имели у себя перед глазами МАть  солнца РА (РАдуга), то есть небосвод, на котором рождается солнце. По масштабу воздействия и месту в иерархии мироздания и мифологии – это богиня МАРА (более нам понятная богоматерь Мария в Православии, рождающая ясноликого Христа). Исходя из объёмности и масштабности пространства вселенной, выстраивается небесная иерархия: Сварог – высший бог от вселенной, имеющий около Земли небосвод-богиню МАРУ (хмара – хмурый небосвод), которая рождает Сына-Солнце, как бы восклицая радостно РА, почти что УРА. Но сын рождается  ежедневно и каждый раз с новым ликом, если ярким – Ярило, если пасмурным – Даждьбог, если грозным – Перун. 
      Далее я рекомендую читателю самостоятельно прочить «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьева и самому убедиться, с одной стороны  в естественно-природном восприятии окружающего мира древними славянами, а с другой – в очеловечивании и обожествлении многих явлений природы для правильного выбора стратегии выживания рода людского в сложных и достаточно неопределённых условиях.
      А мы, продолжим интерактивные зеркально-слоговые симметрии в словообразованиях, сохранённых до наших времён. Самое часто и всеми повторяемое, любовью и теплом наполненное слово МА-МА – два раза МА, смысл иерархически усиливается, родственно сливается «мать-Матери», то есть земная мать-женщина-роженица подобная богине МАРЕ, рождающей солнце. Или другое смысловое значение с инверсией слогов в слове МА-РА, переставляем слога,  получается РА-МА: обычная оконная рама, через которую в дом проникает свет, появляется солнце. Рано утром или вечером, действительно, солнце геометрически располагается напротив окна и, находясь на линии горизонта, будто не уходит, а приближается к тебе, увеличиваясь в размере. Создавая звуковые сигналы общения и взаимопонимания, человек в каждый слог и в его комбинации вкладывал зрительно воспринимаемые образы, как бы оцифровывая ясно видимые отображения окружающего мира простыми звуковыми, двоично-симметричными кодами, как бы шифруя видеоизображение звуковыми смыслами.
      Славянские Боги – светлые, добрые – помогающие человеческому роду выживать на Земле. Зеркально противоположному действию СВЕТЛОБОГА нельзя не заметить негативное и даже разрушительное воздействие окружающей среды  –  ЧЕРНОБОГА и, как правило, не со стороны неба, а чаще от самой Земли. Наши предки мировоззренчески всегда были оптимистами, зная, что самые большие небесные боги всегда надёжней и влиятельней Земных. Зимой солнце опускалось ниже, как бы уходило, светлый день становился короче, наступала темнота, и тревога за жизнь возрастала. Но обожествлённое светило, после тревожных обращений, молитв и пожертвований, совершаемых, будто для живого и разумного существа, снова возвращалось, возвышаясь на небосводе,  даруя, в том числе и человеку, больше света и тепла. Наступало Рождество новой Благодати  – удлинение светового дня. Поэтому светлые боги были всегда крепче и сильнее любимыми, их почитали и прославляли. 
     Например, другую, аналогичную, но более высокого уровня, звёздную богиню Макошь (мать созвездий похожих на ковш и называемых Большая и Малая Медведица). Благодаря этой богине-созвездию  люди легко различали цикличность, связанную с ежегодно повторяющимися изменениями времён года, они понимали пространственную ориентацию и сверяли свои пути расселения по естественно-природной космической навигации. Знание-ведение таких ориентиров имело существенное и благотворное влияние на выживание и распространение  человеческого  рода на планете Земля.
    А что на Земле? Самая значительная иерархия для человека – это род человеческий. Бог Род и Богиня Лада, мужское и женское начала, как в семье продолжающей род – муж и жена. Всё, что значимо для рода человеческого и для других особей и популяций – это приРОДа, наРод, РОДы. Далее по иерархической матрице –  РОДители, РОДственники,  РОДинка, РОДник – все от единого Бога, словно слова от единого корня Род.
      Человек, подобно ребёнку, произнося по слогам и комбинируя их возможные соотношения, видимую картину Мира переводит в звуковую, языковую матрицу. После чего  смысловую картину мира можно передать на расстояние другому человеку, виртуально вызывая в его воображении зримые и понятные картины природы.
      Письменности ещё нет, устно сочиняемые звуковые коды, а их становится всё больше, заполняют всю матрицу комбинаций, делая её полной и даже избыточной. Возникновение письменности уже неизбежно. Безсмысленные комбинации не фиксируются письменно, но в игровом плане, в устной форме, продолжают существовать, как бы, продолжая поиск ещё более сложных и ёмких зрительных образов, а затем и скрытых, внутренних смыслов интересуемых объектов, реверсируемых до зрительного восприятия, уже обучаясь мыслить – мысли слить, соединить в новой картине мира.  
      Можно продолжать интерпретации постепенного очеловечивания окружающего нас мира, делая его более антропным и приноровленным для нужд людских. 
       Однако  давайте заглянем в картину мира, поэтизированную современным человеком, где появляются новые сцены и сценарии, сочинённые поэтами, отображенные ещё более сложными смысловыми кодами, используя: ритмику, рифму, сочетаемость букв и слогов, зеркальные симметрии и антисимметрии смыслов, динамику композиций, селективность и песенность звуков. 
      Для примера ещё раз прочитаем, дешифруем по новому коду, замечательные стихи русского национального поэта Николая Рубцова. Но перед этим ещё раз заглянем в древние веды и уточним мировосприятие во времена многотысячелетней давности.
      СВЕТОВИД – славянский бог, проявление и благотворное действие солнечного бога-отца Ярилы, то есть Света на Земле, а не на небе.
      СВЕТЛЫНЬ – светлость славянского бога  Световида. Обилие света. Солнечное,  лунное  или  звёздное  освещение,  при  котором   хорошо видно. Светлость души, просветлённость. 
      ЯСМЕНЬ –  сияние славянского бога Световида. Яркий, красный свет. Солнечное освещение, при котором предметы выглядят красиво, сочно. Ясность и привлекательность души. 
      СВЕТЛЫНЬ И ЯСМЕНЬ – вместе составляют одну светлость и одно сияние единого бога Световида. В людях его проявление как бы сверкает и переливается разнообразными оттенками Просветлённость и привлекательность души.
     А теперь прочитаем на выбор несколько стихов Николая Рубцова.
Выделим самые интересные словосочетания из его замечательных стихотворений:  УТРО (Воспрянув духом, выбегу на холм  и всё увижу в самом лучшем свете____ И, разлюбив всю эту красоту, я не создам, наверное, другую),  ПО ВЕЧЕРАМ (И всё ж я слышу с перевала, как веет здесь, чем Русь жила____По вечерам тепло и ясно, как в те былые времена),  ДОВОЛЕН Я БУКВАЛЬНО ВСЕМ (Я так люблю осенний лес, над ним – сияние небес____ В своей печали бесконечной плывут, как мысли, облака), ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ (Люблю навек, до вечного покоя____И надо мной  бессмертных звёзд Руси, безмолвных звёзд  сапфирное дрожанье____За все твои страдания и битвы люблю твою, Россия, старину), В ГЛУШИ (Когда душе моей Земная веет святость), ДУША (Сколько счастья в небе милом! Шлём привет его светилам____Мир небес душа имеет), СТАРАЯ ДОРОГА (И голубые вечности глаза! ____Душа, как лист, звенит перекликаясь со всей звенящей солнечной листвой), ДУША ХРАНИТ (О, Русь – великий звездочёт! ____В душе, которая хранит всю красоту былых времён), У СГНИВШЕЙ ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ (И словно душа простая проносится в мире чудес, как птиц одиноких стая под куполом светлых небес), ЧУДНЫЙ МЕСЯЦ ПЛЫВЁТ НАД РЕКОЙ (И, тоскуя всё меньше и меньше, словно бог, я хожу в тишине____И над родиной, полной покоя, так светлы по ночам небеса!), ГОЛОЛЁДИЦА (В чёрной бездне Большая Медведица так сверкает! Отрадно взглянуть____Красота не у всех одинакова, одинакова юность у всех!),…   
      Николай Рубцов – иконописец природы, иконописец светлой души. Как листочек дерева, растения или былинки, имеющий хоть одно зернышко хлорофилла, способен россыпи света преобразовать в живую органическую ткань и построить сложносочинённую   структуру     идеальной     красоты,   так   и    человек    от     рождения приноровлен к солнцу, чтобы творчески преобразить лучистое тепло и свет в просветлённость и доброту души, способную проникать в другие сердца и продолжать божественно сотворённый жизненный путь в гармонично и узорно сотканный мир, от начала и до реально-идеально завершённого конца, от предвечности и до бесконечности.
    P.S.  Статья публикуется в полном объёме. В сокращённом виде статья была представлена в альманахе «Звезда полей» 2015 в марте с.г.