Елена Митарчук. К разгадке «души, созвучной всему миру»

Великий русский писатель и драматург Н.В.Гоголь пытался разрешить философски (добавлено Ю.К) неразрешимую задачу – раскрыть тайну русской души. «Мёртвые души» остались неоконченными, тайна русской души не раскрытой.
Выдающийся советский философ и литературовед Михаил Бахтин в своей программной работе «Проблемы поэтики Достоевского» обронил фразу о том, что последнее слово о мире не может быть сказано, ибо, если оно прозвучит, мир перестанет существовать. Но человечество пытается его уничтожить войнами, которые ведёт беспрестанно.
В «Ревизоре» Гоголь показал через образ-символ уездного города жизнь русского общества спустя двадцать лет после разгрома французов в Отечественной войне 1812 года. Мы видим, как люди мечтают о лучшей доле, пьют горькую, берут взятки… А в войну двенадцатого года нация явила собой единое племя патриотов и героев.
Примерно такую же картину мы видим в пьесе, написанной тридцать лет спустя после победы советского народа в Великой Отечественной войне с Германией. Правда, между героями «Ревизора» и пьесы Владимира Оболенского «Вечеринка в конце лета» есть существенное отличие: главные герои «Вечеринки» не берут взяток. Они положительные, но не идеальные. Может быть, примерно такие, которые мечтал показать в картине преображённой Руси Гоголь.
Владимир Оболенский – потомок славного рода князей Оболенских, Верой и Правдой служивших России на протяжении столетий. Князь Дмитрий Александрович Оболенский был близок душе Гоголя. Великий писатель часто с ним встречался в доме графа Толстого на Никитском бульваре в Москве, где жил Гоголь, и в Калуге, которую Гоголь любил посещать.
На тему единства гражданина и Отечества Владимиром Оболенским написана историческая трилогия, состоящая из трёх романов: «Смерть корнета Оболенского», «Корнет Оболенский», «Возвращение корнета Оболенского».
В этих книгах, по словам Владимира Журавлёва – доктора филологических наук, члена-корреспондента Международной Славянской Академии, сопредседателя Комиссии по русскому языку и литературе при отделении Русского Языка и Литературы Российской Академии Наук, содержится такой посыл (предлагаю Ю.К): «Автор убедительно показывает, что «мир не без добрых людей». А невзгоды, личные и общие, преодолеваются добром. И в океане зла то там, то здесь ещё теплится христианский дух любви и добра к людям…
Это высокохудожественное изображение русского национального характера на полотне русской истории, русской природы, написанной кистью мастера художественного слова, владеющего живительной палитрой великого могучего русского языка».
К этому следует прибавить, что автор – потомственный интеллигент, коренной москвич, праправнук декабриста Евгения Петровича Оболенского, член Союза писателей России, действительный член РАЕН.
Творчество Вл.Оболенского чрезвычайно разнообразно в родовом и жанровом отношении: он – автор пьес, исторических романов, киносценариев, рассказов, сказок, статей. Но о чём бы он не писал, «всё у него о России», если перефразировать известные стихотворные строки Владимира Соколова.
Жизненный путь писателя не был гладок: сиротство, война, жизнь в специнтернате для детей «врагов народа» в лесной Мещоре, возвращение в Москву, встреча с князем Юсуповым, который помог молодому человеку обрести «чувство корня», поступление в университет, встреча с людьми, которые повлияли на жизненные повороты его судьбы. В ряду таких людей на одно из первых мест поставлена Оболенским дочь великого русского писателя Куприна – Ксения Александровна Куприна.
Юсупов, Куприна и много простых людей подарили ему сокровища своей души – сострадание, милосердие, любовь, которая помогала ему в дальнейшем не утонуть в бурном океане жизни.
Золотой запас Любви и Добра заложен Оболенским в характеры его любимых героев: Андрея, Кирюши, Алисы и Афксентия, Миши и Изабеллы.
«Вечеринка в конце лета» была поставлена в Московском театре комедии режиссёром Валентином Рыжим в 1980 году. Пьеса имела заслуженный успех и шла на протяжении нескольких сезонов.
Исполнительница роли Алисы Маргарита Смирнова вспоминала, что на репетициях пьесы в театре стояла атмосфера чеховского театра: лёгкая ирония, светлая грусть, высокие устремления души, сострадающей ближнему, вера в возможность обретения душевного покоя… Действие «Вечеринки» происходит в маленьком городке в центре России. Сейчас такие города именуются райцентрами. В русской литературе 19 века они были главным местом действия и, как правило, носили условно-символическое имя – город N.
Автор пьесы ставил задачу показать, как отозвалась война в жизни русского общества, как живут люди, спасшие мир от фашистской чумы. Они одиноки, но склонны преодолевать своё одиночество, собираясь за дружеской трапезой, на которой произносят тосты за Любовь, поднимая бокалы с дешёвым вином или стаканы с некачественным (пред. Ю.Л) пивом. Они сидят на скамьях из не струганных досок и на видавших виды табуретах. Но стол их подобен библейскому. Он не просто стоит, а врыт в землю, что очень символично.
Пьеcа Оболенского понравится «славянофилам», но не понравится «западникам»: в ней пропагандируются почвеннические ценности: любовь к родной земле, родному дому, России. Согласно идеям славянофилов, семья объявлялась основой русской государственности.
В «Вечеринке» мы видим, как чуждая нам западная идеология подрывает основы семьи: дети не почитают отцов, браки заключаются не по воле Небес на всю жизнь, а временно, пока это удобно и выгодно «партнёрам». При таких браках детям объявляется война. Они не желательны. И их могут убить в утробе матери по её желанию.
Герои пьесы старомодны. Они любят, хотя сами не всегда любимы. Система образов построена так, что все герои главные. У каждого своя идея, доминанта характера. Два героя особо любимы автором – Андрей и Кирюша. Вся их жизнь, оставшаяся «за кадром», угадывается зрителем, который тоже, по мнению автора, должен их любить.
Андрей всю жизнь служил на почте. Дослужился до начальника отделения, вышел на пенсию. У него есть отдушина, позволяющая ему «подняться» над бытом. Он предаётся мечтам о путешествиях в дальние страны – Испанию, Италию, Гондурас…Он никогда их не увидит в силу банальных материальных причин, но ему доставляет радость изучать карты, альбомы, открытки и путеводители. Эта страсть началась, когда он рассматривал марки на конвертах писем, которые стали для него «окном в мир». Андрей напоминает нам современных завсегдатаев Интернета. Это герой – романтик, как и его друг.
Дочь Андрея Изабелла лишена романтического ореола: она хочет всё сразу и наяву. Но её мечта о «красивой жизни» разбивается о реальность. Человек, которого любит Изабелла, негодяй. Он не собирается оформлять с ней брак. Заставляет её сделать аборт. Поэтому она возвращается в родительский дом.
Здесь мы видим метаморфозу библейской притчи о Блудном сыне.
В Изабеллу – красавицу и умницу (знает два языка) влюблён молодой парень Миша. Он приехал в город из деревни. Днём Миша работает на заводе, а вечером учится в техникуме. Изабелла не любит Мишу, смеётся над ним. Но он клянется сделать для неё всё возможное и невозможное. Чтобы подняться до её интеллектуального уровня. (Например, обещает поступить в институт. Снять – это деталь Ю.К)
Изабелла единственная дочь Андрея. Мы не знаем, какого происхождения была его жена. Но в образе этого героя прослеживаются черты человека, воспитанного в старых добрых традициях, когда чувство любви к Отчеству передавалось с молоком матери.
У Андрея есть друг Кирюша – пожарник. Кирюша считает, что его жизнь не удалась. Нет высшего образования, нет детей, жена умерла, любимая женщина Алиса выходит замуж за другого. Ему только и осталось пить пиво в компании близких друзей, да вспоминать войну, которая навсегда оставила рубец в его душе. Война живёт в нём, перед ним её ужасы и кошмары. Но сердце его полно любви: к Алисе, Андрею, Изабелле, даже сопернику своему. Предан он и родительскому дому – избе-«пятистенку».
В советское время многие люди полностью уходили в иллюзорный мир от грубой действительности, с которой был сорван романтический покров, подобно героям «Вечеринки».
Заграничное виделось в романтическом ореоле. В русскую жизнь просачивались иностранные имена, которых нет в святцах, чуждая нам музыка, чуждые нам идеалы. В пику всему этому живут и действуют герои пьесы Владимира Оболенского «Вечеринка в конце лета», посвящённой исследованию и попытке разгадки «души, созвучной всему миру».
( м.быть блужданию русской души Ю.К)
В год 200-летнего юбилея Гоголя отмечает свой 70-летний юбилей русский писатель и драматург Владимир Николаевич Оболенский.