Юрий Кириенко-Малюгин. Гоголь и Рубцов. Связь времён и мировоззрений.

(Из авторской статьи в газете «Калужское слово», № 6, 2009 г.).
 
    Есть несколько свидетельств и признаков творческой близости или даже единства мировоззрений между Н.В.Гоголем и Н.М.Рубцовым.
   В течение юношеского периода жизни Н.Рубцов последовательно знакомился с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, С.А.Есенина, А.А.Блока, Ф.И.Достоевского. Можно определённо отметить, что начинающий в то время  поэт ищет творческий ориентир. Более глубоко уже в литинституте  Рубцов изучал в рамках и  за рамками учебного процесса творчество Державина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Д.Кедрина, Э.Хемингуэя. Поэт просто впитывал в сознание содержание, стилистику и творческие ходы этих неординарных писателей. Очень высоко отзывался Н.Рубцов о поэзии Ф.И.Тютчева: «Все его стихи шедевры». Но Рубцов шёл абсолютно своим путём, потому что все названные поэты жили и творили  в другой социально-духовной среде и на другой языковой основе. Признаем, что созерцательный взгляд на крестьянскую жизнь из дворянской усадьбы отличается от противоположного социального взгляда со стороны, например А.В.Кольцова или С.А.Есенина. 
   Н.В.Гоголь жил в эпоху 30-50-х годов 19-го века и прекрасно знал все нюансы делопроизводства и психологию поведения служащих. Все отрицательные свойства (карьеризм, лесть, зависть) мещанина представлены им в «Ревизоре». Эту пьесу можно назвать комедией и в то же время трагедией раздвоенных душ персонажей.
    В литературной обстановке 60-х годов 20-го века, во время учёбы в литинституте, Рубцов наверняка знал собрание сочинений Н.В.Гоголя в шести томах (1953 г.). Есть свидетельства современников, что Рубцов в это время читал Библию. Самообразование шло непрерывно.
    Есть свидетельства М.Корякиной, жены В.П.Астафьева о встречах с Рубцовым: «Вскоре он повёл разговор о Гоголе, да так интересно с юмором, с удивлённой радостью, наизусть цитируя отрывки и реплики из «Мёртвых душ». Мы смеялись до слёз. Николаю это очень нравилось. Прощаясь, пообещал в следующий раз развеселить нас рассказами из литинститутской жизни». 
    Сообщается, что во время сдачи экзамена по русской литературе у Рубцова зашёл спор с преподавателем о позиции Н.В.Гоголя. Рубцов сбегал в библиотеку, нашёл нужный абзац и доказал  свою правоту. 
    В Вологде, в квартире Н.Рубцова на стене висели портреты Э.Хемингуэя и Н.В.Гоголя. После убийства поэта на полу обнаружен разбитый портрет Гоголя.    
    Всё это внешние признаки отношения Рубцова к национальному русско-славянскому писателю, фактически создателю художественного духовного направления в русской литературе  19-го  века.
    Разбирать творчество Н.В.Гоголя можно бесконечно. Гоголь, как бы, мазками набросал пёструю картину современного ему общества. Летящая до сих пор неизвестно куда Россия – мистическая тройка, перед которой расступаются народы и государства. Мертвые души Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрёва и других  – это потерянные души управляющего сословия той эпохи.
    В письмах «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголь хотел разъяснить, растолковать суть поэмы. Понять захотели не все, в том числе, В.Г.Белинский.
    Особый интерес представляют следующие литературоведческие провидческие  высказывания Н.В.Гоголя: 
    «Поэзия есть чистая исповедь души, а не порождение искусства или хотения человеческого; поэзия есть правда души, а потому и всем равно может быть доступна. Способность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и даётся одним только всемирным гениям, которых появление слишком редко на земле; опасно и вступать на этот путь другому…».  
    «Ещё доселе загадка – этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то   мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания своего человек… Ещё тайна для многих этот необыкновенный лиризм – рождение верховной трезвости ума,  – который исходит от наших церковных песней и канонов и покуда так же безотчётно возносит дух поэта, как безотчётно подмывают его сердце  родные звуки нашей песни».                                           
   Творчество Н.М.Рубцова пронизано мистикой: отражением сверхестественных явлений, а также загадочными, необъяснимыми поворотами в поведении личности. Мистические мотивы проявляются в целом ряде стихотворений: «В горнице», «Наступление ночи», «Ферапонтово», «Философские стихи», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие», «До конца», «Последний костёр». 
    Особый интерес представляет стихотворение Н.Рубцова «Гоголь»:
 
Горит вся жизнь. Горит весь труд. Не шутка!
В минуту Гоголь обо всём забыл.
России стало холодно и жутко,
Когда он печь однажды затопил.
 
Горят, горят слова, прощаясь с ним.     
Они кричат немыми голосами!
Он, озарённый пламенем своим,
Глядит в огонь безумными глазами.
 
Никто же не проснулся, как нарочно!
Чужие люди…Так тому и быть.
Ах, если б мама, мама среди ночи
Камин бы не позволила топить.
 
Ах, если б мама…Или Пушкин близко.
Но никого. Один лишь в небе бог.
А на лице живые пляшут блики.
А Гоголь слаб. А Гоголь очень плох.
 
Ему осталось уповать на бога.
Зачем слуга? Вот разве труп стеречь.
Он знает: жить ему совсем немного,
И он спешит скорее душу сжечь.
 
    Это  стихотворение показывает, как хорошо и глубоко  Рубцов знал творчество и обстоятельства жизни Н.В.Гоголя. 
    Особенно актуально звучит в наше время высказывание Н.В.Гоголя:    
    «Нет, не Пушкин или кто другой должен стать теперь в образец наш: другие уже времена пришли…свойства, обнаруженные нашими поэтами, суть наши народные свойства…, поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это огни, из него излетевшие, передовые вестники сил его. Другие времена несут и другие дела, иные задачи, а потому и не напомнят они уже никого из наших прежних поэтов. Самая речь их будет другая; она будет ближе и родственнее нашей русской душе: ещё в ней слышнее выступят наши народные начала»                                                               
   Это предвидение реализовалось в творчестве С.Есенина и Н.Рубцова.
P.S. Стихотворение Н.М.Рубцова «Гоголь» было переписано у Н.В.Петровой, супруги Александра Петрова, литинститутского друга Н.Рубцова. В наиболее полном  (3-томном) собрании сочинений убцова издательства «Тера» это стихотворение не значится. Впервые опубликовано в книги Кириенко-Малюгина «Новая дорога к Рубцову». М. Российский писатель. 2005.