Юрий Кириенко-Малюгин. На пути к духовно-народной поэзии

Исторически поэзия в России для коренного населения, создавшего государство (для славянских народов и племён), выражалась на древнеславянском языке, в дохристианское время была языческой и основана на земледельческих и бытовых обрядах, верованиях в природные явления. Эта поэзия дошла и до нашего времени. Удары по славянскому (русскому) языку и обычаям наносились в течение столетий со стороны реформаторов анти-православного мировоззрения.
Высшим уровнем славянской языческой поэзии является «Слово о полку Игореве», которое свидетельствует об общности языка князей и простого народа. Тысячелетние новгородские памятники рассказывают о высоком культурном уровне «простолюдинов».
Христианская духовная поэзия внедрялась вместе с молитвами и песнопениями на Руси в течение примерно 200-400 лет после 988 года (крещения Руси в Киеве князем Владимиром).
Приведём мнение Г.В.Свиридова о музыке и песнях, которое изложено в его книге «Музыка как судьба».
«В давно прошедшие времена музыка (на Руси) была нескольких видов:
1. Храмовая, собственно духовная, богослужебная музыка.
2. Духовно-народная музыка, песни раскола, гимны (слагаемые отшельниками, монахами, сектантами и т.д.).
3. Народная музыка (богатейшая), музыка праздников, обрядов, календарные песни, свадебные, предсвадебные, похоронные, трудовые и т.д.
4. Скоморошья музыка, музыка профессионалов-шутов, созданная для потехи, для развлечения. Сия последняя была музыкой, исполнявшейся людьми, не имевшими подлинного человеческого достоинства, в сущности – разновидностью дворовых лакеев…»
Поэзия, выражаемая на традиционной основе в виде духовно-народной песни и романса, свидетельствует о высшем творческом уровне автора. Что подразумевает термин «традиция»? Это, конечно, национально-государственное мировоззрение автора, образное мышление на основе богатства народного русско-славянского языка, непринуждённое отражение темы, то есть свободное течение стихотворной речи на бумажном носителе или в голове (позднее на бумаге), владение логическим мышлением, соблюдение ритмики и применение нестандартных рифм в подсознательном режиме создания стихотворения, применение новых словообразований (например, отглагольных существительных «звень», «цветь» у Есенина) в контексте развития русско-славянского языка. Духовность – основа неконфликтного существования и развития общества.
Если поэт относится к Природе как к творению Высших Божественных сил, то есть сознательно или подсознательно воспринимает христианские заповеди, то при выше обозначенных условиях образованности личности будут рождаться стихи подлинно национального характера. Русский читатель (который не пишет стихи) генетически чувствует фальшь или исповедальность стихотворения автора.
Любое общество по экономико-политической структуре подразделяется на сословия или группы по духовным или меркантильным интересам. У каждой группы своё мировоззрение, своя культура. Особенно это заметно в наше время. Когда многие стихотворцы самовыражаются на основе сложившегося у них по жизни образного языка или жаргона. Поэтому неслучаен примитивизм большинства современных песен, которые можно называть только русскоязычными словообразованиями пристроившихся где-то текстовиков.
По моему мнению, высшим уровнем национальной русской поэзии является песенная поэзия, такая, которую создали в период сложившегося народного исповедального мировоззрения С.А.Есенин и Н.М.Рубцов. Причём даже у этих национальных поэтов есть «стихи текущего момента»: раннего периода становления поэтического творчества (у Рубцова, примерно до 1962 года) или бытового ухода от жуткой действительности наблюдаемого геноцида русского народа (у Есенина в сборнике «Москва кабацкая»). Часто «стихи текущего момента» используют артисты и критики, которые в мировоззрении не поднялись до славянских духовных традиций и понимания истоков исторических событий.
Вот что писал композитор Г.В.Свиридов, прямо для нас, поэтов, работающих в традиционном песенном направлении:
«Романс и песня – наиболее распространённые, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нём не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые; можно вспомнить мелодию, запеть её самому и т.д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
«Бытовые приметы, воспетые в этой музыке, например: красный сарафан, ямщицкая тройка, домик- крошечка и т.д., давно ушли из жизни, а музыка всё живёт, волнует сердца!
Почему? Попытаться ответить! Что главное в музыке и стихах».
Напомним начало Евангелия от Иоанна в «Новом завете»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Прошу обратить внимание на Триединство и Последовательность данных нам Смыслов. Поэт, который преобразует наборы русских слов в строки, строфы, в стихотворение, должен предельно осторожно обращаться со Словом. Прежде чем выпустить Слово в полёт поэт должен провести духовно-смысловую и ритмическую самоцензуру.
Автор опубликовал в 2007 году статьи «Рубцов и методика оценки народности поэзии» и «Классификация поэзии в России» (в порядке дискуссии на любом уровне) в книге «Поэзия. Истина. Рубцов».
А читатель или слушатель (в зависимости от сложившегося на данный жизненный период мировоззрения) может дать оценку (субъективную для одних и объективную для других) предлагаемой его вниманию поэзии или песни.

P.S. Статья написана в качестве предисловия к сборнику поэзии и авторских песен. Некоторые тезисы были ранее представлены в статьях автора.

05-07 июня 2008 г.