Юрий Кириенко-Малюгин. Рубцововедение начала XXI века

В статье «Осторожно: новые формы плагиата – компиляции», опубликованной в июле 2006 года на сайте www.rubcow.ru, сообщалось:
«Организаторы сайта предлагают исследователям и критикам, в том числе по творчеству Н.М.Рубцова, не ломиться в открытую дверь, «не изобретать велосипед», ознакомиться с предыдущими исследованиями и публикациями по избранной теме и приводить ссылки на первоисточники…
В последнее время формой плагиата в литературно-интеллектуальной среде является компиляция. Есть авторы, которые вычитывают у разных исследователей новые мысли и сведения, выдают их за свои открытия при публикации, не давая ссылок на первоисточники.
Организаторы сайта сообщают, что будут разоблачать авторов компиляций, публиковать даты и авторов первоисточников, сравнительные материалы, в том числе в связи с исследованием творчества Н.М.Рубцова».
Причинами публикаций – компиляций могут быть: замалчивание конкурентов, особенно рубцововедов из неформальных организаций; использование новых опубликованных идей для диссертабельных целей с целью заявки приоритета; нежелание давать ссылки на ранее проведённые исследования по теме и будто бы независимое случайное (с вероятностью 0,01) открытие ранее опубликованной идеи.
В статье «В.В.Кожинов и современное рубцововедение» (опубликовано в книге Николай Рубцов «В горнице моей светло…», М. Прогресс-Плеяда, 2007, стр.449; ранее, в 2006 году в Интернете на сайте cultinfo.ru) доктор филологических наук В.Бараков сообщает: «Диссертация Александра Кирова «Лирический роман в поэзии Н.М.Рубцова» (2004) – довольно неожиданное и смелое исследование. Биография Н.Рубцова нам известна более-менее чётко, теперь перед рубцововедением стоит другая, более сложная задача: воссоздать духовную биографию поэта» (курсив Ю.Кириенко-Малюгина). На стр. 450 В.Бараков сообщает: «Отдельной темой его (А.Кирова – прим. Ю.Кириенко-Малюгина) исследования стала проблема православной духовности как основы религиозно-философского мышления Н.Рубцова (курсив Ю.Кириенко-Малюгина), одновременно являющейся и текстообразующей категорией его творчества… Более пристальный анализ православного подтекста рубцовского творчества также является одним из достижений работы А.Кирова».
Проанализируем на фактах эти посылы В.Баракова и некоторые сведения сопутствующего характера.
1. Сообщаю, что вологжанин доктор филологических наук В.Бараков являлся научным руководителем диссертанта А.Кирова в 2004 году, то есть оказывал ему все виды поддержки в период защиты кандидатской диссертации. Диссертация защищалась по месту работы В.Баракова на кафедре литературы Вологодского государственного педагогического университета.
2. Заявление В.Баракова, что «биография Н.Рубцова нам известна более-менее чётко» (курсив Ю.Кириенко-Малюгина), требует ссылки на конкретные источники, которые должны быть даны в библиографии. Биография Н.М.Рубцова чётко (хронологически и с развитием мировоззрения Рубцова) отражена в книге-монографии Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…», М., МГО СП России, 2002 г. 336 стр.). Об этой книге были даны публикации в газете «День литературы» (ноябрь, 2002 г.) и в газете «Российский писатель» в 2003 году. Книга была направлена вологодским писателям в конце 2002 года и находится в центральной областной библиотеке им. Бабушкина в Вологде. Неужели В.Бараков не знает об этой книге?
3. Для сведения В.Баракова сообщаю, что поставленная им сейчас (в 2006 и 2007 годах) «другая, более сложная задача: воссоздать духовную биографию поэта», решена Ю.Кириенко-Малюгиным ещё в 2002 году в вышеупомянутой книге, которая содержит литературоведческие исследования по всем видимым этапам жизненного пути Н.М.Рубцова и в которой обосновано развитие мировоззрения и духовного содержания творчества Рубцова по этим этапам. Об этом Ю.Кириенко-Малюгин чётко сказал в статьях и на московском сайте www.rubcow.ru. «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество» (открыт 29.03.2006г.)
4. В книге Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» приведена авторская статья «Николай Рубцов и православие», в которой впервые дано подробное обоснование православной духовности поэзии Н.Рубцова. Эта статья была опубликована ещё в феврале 2002 года (№3) в газете «Российский писатель». Позвольте не поверить, что эта статья неизвестна В.Баракову, а также А.Кирову, как филологам, обозначенным как рубцововеды. В этой же авторской книге приведена статья «Журавли Николая Рубцова», где журавли ассоциируются с душами летящих и ушедших родных и близких. Так у кого приоритет по развитию и обоснованию темы православности и духовности творчества Рубцова, о чём заговорили только в последние два года? Где филологи были раньше?
5. В чём же выразился и когда «более пристальный анализ православного подтекста рубцовского творчества» А.Кирова, о чём заявляет В.Бараков? В каких статьях и когда конкретно опубликован этот анализ?
6. Известно, что В.Бараков не стал развивать выдвинутый в 1993 году тезис: «В творчестве Рубцова отразилось то переходное состояние, которое свойственно сейчас большинству русских: тяжёлое расставание с атеизмом и медленный путь через искушения язычества к православной религии. Рубцов и в этом опередил своё время: «Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы». О причинах заторможенности может сказать только автор тезиса.
7. В статье «Николай Рубцов и православие» сообщается (это 2002 год!): «Н.А.Старичкова сохранила иконы Николая Рубцова, в том числе икону Николая Угодника, которая была разбита ранее или в ночь убийства поэта. В октябре 2001 года автор побывал в Вологде в квартире-музее Н.А.Старичковой, где был сделан снимок икон поэта, представленный в статье «Николай Рубцов и православие» («Российский писатель», № 3, февраль 2002 г.). Это фото проясняет для сомневающихся вопрос об отношении Поэта к православной вере».
8. На конференции «Рубцовские чтения» в с. Никольское Тотемского района 8 августа 2003 года Ю.Кириенко-Малюгин сделал доклад «Поэзия Рубцова – путь Возрождения русского народа и России», в котором подчёркивалась православная Духовность и песенно-музыкальное содержание творчества Н.Рубцова. Этот доклад под изменённым несогласованным с автором названием «Читайте поэзию Николая Рубцова» вошёл в сборник «Исследования о жизни и творчестве Николая Рубцова» (Вологда. Книжное наследие. 2005. Редактор сборника В.Бараков).
9. Как известно, для защиты докторской диссертации необходимо выдвинуть и обосновать новое направление в исследуемой сфере. Весьма вероятно, что готовится докторская диссертация с обоснованием «православного подтекста рубцовского творчества», как заявка на приоритетное открытие этого направления. Может эту версию опровергнет или подтвердит В.Бараков?
10. Первые литературоведческие статьи о творчестве Н.Рубцова опубликовали ещё при жизни поэта А.Передреев, Ст.Куняев и Вал. Дементьев. Известны содержательные отзывы Н.Сидоренко и Е.Исаева перед защитой Н.Рубцовым диплома в литинституте. Об этих писателях (кроме критика Вал.Дементьева) нет упоминаний в рассматриваемой статье В.Баракова и в реферате А.Кирова.
11. После гибели Рубцова о творчестве поэта и биографических сведениях в конце 20-го века были опубликованы: «Воспоминания о Рубцове» (Вологда, 1983 г.); «Воспоминания о Николае Рубцове» (редактор Вик. Коротаев. Вологда. КИФ «Вестник». 1994 г.); В.Сафонов. Повесть памяти (из книги «Николай Рубцов. Видения на холме». М. Изд. Сов. Россия. 1990); Ю.Селезнёв. «Перед дорогою большою» (статья из книги «Златая цепь». М. Современник,1985).
12. В статьях В.Дементьева, В.Коротаева, В.Оботурова, Ю.Селезнева, В.Кожинова, М.Лобанова в эпоху атеистической идеологии не рассматривалось и не могло рассматриваться православное направление творчества Рубцова. В 2001 году Баранова-Гонченко опубликована одну из первых расширенных статей в этом направлении: «И я молюсь – о, русская земля!..»
13. Интересные камешки в огород безымянных (для него) рубцововедов бросает в своей статье В.Бараков: «Зайцев говорит о самом важном, не сбиваясь на частности, он бережно, со свойственным ему тактом воссоздаёт творческую историю (что это за сочетание? – курсив Ю.Кириенко-Малюгина), сознательно уходя от «модных» ныне поисков биографических сенсаций» (курсив Ю.Кириенко-Малюгина). Это как понимать? Нам, исследователям и пропагандистам приходится разгребать грязь вокруг Рубцова, защищать его от попыток со стороны убийцы возложить вину за гибель на самого Поэта. А где «друзья» Рубцова? Только поэт и писатель Л.Котюков опубликовал в газете «Московия литературная» статью «Точки над i (о книге Юрия Кириенко-Малюгина «Тайна гибели Николая Рубцова»). А В.Бараков и чистые филологи будут защищать диссертации для продвижения по ступеням карьерной лестницы? Почему В.Бараков и его диссертанты молчат годами о публикациях-демагогии Л.А.Дербиной-Грановской, убийцы поэта, не опровергают её доводы и не защищают честь Н.М.Рубцова?
14. Рассмотрим следующий посыл В.Баракова: «Рубцововедение начала XXI века представлено работами В.Зайцева и А.Кирова» (курсив Ю.Кириенко-Малюгина). Вот такое «вкусовое» рубцововедение. Хотел бы обратить внимание читателя, что профессионалы-филологи пишут диссертации и делают карьеры на поэтах и писателях, которые не имели элитарное образование. Например, на народных поэтах С.А.Есенине и Н.М.Рубцове (последний закончил литинститут за 2 года до гибели). В статье «О поиске истины в поэзии», посвящённой разбору публикации В.Баракова «О чём писать?...» (2001 г., «Русский Север») и опубликованной на московском сайте и в авторской книге «Поэзия. Истина. Рубцов», сообщается: «Для того, чтобы писать критические статьи о поэзии необходимо самому критику посочинять стихи и представить их на суд читателей. Но литературные критики не демонстрируют в публикациях свои творения для того, чтобы поэты могли взять с них пример. Поэтому некоторые шутники говорят, что критики – это несостоявшиеся поэты и даже прозаики. Которые компенсируют свои недостатки начитанностью».
15. Сообщаю, что рубцововедение начала XXI века представлено следующими книгами и публикациями:
А) Н.Старичкова. Наедине с Рубцовым. Вологда. 2001. (1-е издание); С.-П. Русская земля. 2004 (2-е издание).
Б) Ст.Куняев. Поэзия. Судьба. Россия. «Образ прекрасного мира» (глава из книги 1 о Рубцове). Изд. «Наш современник». Москва, 2001.
В) В.Макеев. «Душой, которую не жаль…». Наш современник, № 1, 2001.
Г) Ю.Кириенко-Малюгин. Тайна гибели Николая Рубцова. 1-е издание. М. МГО СП России. 2001; 2-е издание (дополненное). М. МГО СП России. 2004.
Д) А.Цыганов. Была ли роковая ошибка?! Слово, № 2, 2002.
Е) Ю.Кириенко-Малюгин. «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные
струны…», М. МГО СП России, 336 с., 2002.
Ж) Сборник «И буду жить в своём народе». С.-П. 2003. Статьи, литературная критика по творчеству Н.М.Рубцова. Редактор Т.А.Абрамова.
З) Вал. Сорокин. Статья «Николай Михайлович Рубцов – русский национальный поэт» в книге «Новая дорога к Рубцову» М. Российский писатель. 2005.
И) Ю.Кириенко-Малюгин. Новая дорога к Рубцову. М. Российский писатель, (стихи и статьи конкурсов, пьеса «Николай Рубцов»), 224 с., 2005.
К) С.Вакомин (С.Сорокин). Свет надежды или русский талант. С.-П. НП
«Родные просторы». 2005.
Л) Сборник докладов «Исследования о жизни и творчестве Николая Рубцова». Вологда. Книжное наследие. 2005. Редактор В.Бараков.
М) Ю.Кириенко-Малюгин. «Наша встреча впереди» (приведена пьеса «Звезда
полей Николая Рубцова»), Российский писатель. 2005.
В книге «Николай Рубцов. В горнице моей светло» (редактор С.Лесневский, подписана в печать 10.09.2007) приведены статьи известного литератора В.В.Кожинова, написанные в 1975, 1979 и 1986 годах, то есть ещё в советское атеистическое время. В статье В.Баракова «В.В.Кожинов и современное рубцововедение» (2005 г.) не упоминается ни одно из вышеприведённых современных изданий по рубцововедению (2000-2005 г.г.). В сборнике «Николай Рубцов» (М., Терра, 2000 г.) редактор В.Зинченко представила комментарии и бытовые картины по стихам поэта, без литературоведческого анализа. Известна диссертация Л.Тимашовой об эстетико-нравственном содержании поэзии Рубцова (2004 г.), в которой проявилась неустойчивая творческая позиция соискателя.
Об изданиях после 2005 года нет никаких упоминаний ни у В.Баракова, ни у С.Лесневского. В конце 2005 года в С.-Петербурге выпущена негативная к Рубцову книга Э.Шнейдермана «Слово и слава поэта. О Николае Рубцове и его стихах». В конце 2005 года вышла объёмная книга М.Сурова «Рубцов. Документы. Фотографии. Свидетельства», содержащая материалы уголовного дела. В начале 2006 года выпущена книга С.Багрова «Россия. Родина. Рубцов» с воспоминаниями о поэте. В 2006 и 2007 годах изданы: Московским Рубцовским центром литературоведческие альманахи «Звезда полей-2006» и «Звезда полей-2007», НО «Рубцовский творческий союз» сборник песен «Николай Рубцов: «Пусть меня ещё любят и ищут…» с двумя литературными статьями, исследовательская авторская книга «Поэзия. Истина. Рубцов». Информация есть на московском сайте (второй информативный сайт в России). Количество заходов составило более 90 тысяч (статистика ведётся по разделам сайта).
На основе анализа докладов-статей авторов ежегодных конференций «Рубцовские чтения-Москва 2006, 2007 и 2008» следует отметить исследования преподавателя литературы Л.Федуновой из С.-Петербурга, литератора Е.Ивановой из Ставрополя, доктора филологических наук А.Науменко-Порохиной из Москвы, литераторов С.Столярова и Н.Воробьёва из Сергиева Посада, поэтов членов СП России Э.Любенко и В.Кучеря из Москвы и А.Обухова из Иркутской области, засл. работника культуры РФ З.Голощаповой из Железнодорожного, композитора Влад Киреенкова и студента А.Кузнецова из Москвы, писателя Н.Старичковой из Вологды, филолога Г.Швецовой из г.Сокол Вологодской области.
Литературоведы ведут исследования произведений писателей. Результатом их работы являются статьи, доклады, учебные пособия и диссертации. Они – не «чистые» писатели, но вступают в члены СП России. Имеют ли право «чистые» писатели писать критику, быть литературоведами, защищать диссертации? Вопрос риторический. Статья С.А.Есенина «Ключи Марии», письма Н.Рубцова говорят о высшем понимании этими поэтами существа творческого процесса, его духовно-эмоционального содержания и воздействия на душу читателя.
Рубцововедение – наука о содержании творчества Рубцова, базировалась на информации современников поэта, а также исследованиях литераторов, которые поняли национальный характер и актуальность пропаганды поэзии Рубцова. Не случайно многие из рубцововедов являются создателями и участниками неформальных организаций, проводят системные литературные мероприятия.
Присвоенные учёные звания некоторых литераторов и их занимаемые должности ещё не говорят об уровне мировоззренческого проникновения в суть творчества конкретного поэта, например, такого как Н.М.Рубцов. О национальном характере и обосновании исповедальности творчества Рубцова сказали не филологи, а писатели и литераторы, которые и стали рубцововедами.
Поэтому попытки со стороны некоторых дипломированных филологов и с учёными званиями выдвигать в качестве рубцововедов «вкусовой» круг литераторов, игнорировать нестандартные исследования писателей, годами занимавшихся и занимающихся творчеством Н.М.Рубцова, по меньшей мере, несостоятельны. А по большому счёту, ввиду замалчивания публикаций это приводит к затягиванию процесса поиска Истины и к компиляциям идей, то есть к разновидности плагиата.
20.04.2008 г.