Ю.Кириенко-Малюгин. Классификация поэзии в России

(в порядке дискуссии на любом уровне)

Всё-таки в существе поэзии лучше разбираются сами поэты, а не критики поэзии. Статья С.Есенина «Ключи Марии» или даже небольшие критические статьи Рубцова и особенно его письма друзьям и литераторам свидетельствуют о глубине понимания творческого процесса. Следует ориентировать современных читателей и филологов на публикации поэтов Вал.Сорокина «Крест поэта», Ст.Куняева «Поэзия. Судьба. Россия», Вал. Хатюшина «Критика», на статьи критиков Ю.И.Селезнёва и М.П.Лобанова, литераторов В.Оботурова и Вик. Коротаева.
В большинстве учебников разбросаны сведения о поэтах разных направлений и преподавание строится по хронологическому принципу. На выходе процесса обучения завуалировано понимание, какая поэзия считается национальной для народа со своими веками сложившимся языком и обычаями.
Исторически поэзия в России для коренного населения, создавшего государство (для славянских народов и племён), выражалась на древнеславянском языке, в дохристианское время была языческой и основана на земледельческих и бытовых обрядах, верованиях в природные явления. Эта поэзия дошла и до нашего времени. Удары по славянскому (русскому) языку и обычаям наносились в течение столетий со стороны реформаторов анти-православного мировоззрения.
Высшем уровнем славянской языческой поэзии является «Слово о полку Игореве», которое свидетельствует об общности языка князей и простого народа. Тысячелетние новгородские памятники рассказывают о высоком культурном уровне «простолюдинов».
Христианская духовная поэзия внедрялась вместе с молитвами и песнопениями на Руси в течение примерно 200-400 лет после 988 года (крещения Руси в Киеве князем Владимиром).
В связи с музыкально-ритмическим строем поэзии Н.Рубцова рассмотрим мнение Г.В.Свиридова о музыке и песнях, которое изложено в его книге «Музыка как судьба».
«В давно прошедшие времена музыка (на Руси) была нескольких видов:
1. Храмовая, собственно духовная, богослужебная музыка.
2. Духовно-народная музыка, песни раскола, гимны (слагаемые отшельниками, монахами, сектантами и т.д.).
3. Народная музыка (богатейшая), музыка праздников, обрядов, календарные песни, свадебные, предсвадебные, похоронные, трудовые и т.д.
4.Скоморошья музыка, музыка профессионалов-шутов, созданная для потехи, для развлечения. Сия последняя была музыкой, исполнявшейся людьми, не имевшими подлинного человеческого достоинства, в сущности – разновидностью дворовых лакеев. К этой песне принадлежит и «Камаринская»…
Романс и песня – наиболее распространённые, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нём не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые; можно вспомнить мелодию, запеть её самому и т.д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
«Бытовые приметы, воспетые в этой музыке, например: красный сарафан, ямщицкая тройка, домик- крошечка и т.д., давно ушли из жизни, а музыка всё живёт, волнует сердца!
Почему? Попытаться ответить! Что главное в музыке и стихах».
Такие вопросы ставил перед собой гениальный композитор Г.В.Свиридов. Вот что он пишет далее «О главном для меня»:
«Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта истина.
Музыка – искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой – мысль, тем более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется Философией, есть не более чем Рационализм и диктуемая им условность (способ) движения музыкальной материи. Этот Рационализм и почитается в малом круге людей Философией.
На своих волнах (бессознательного) она (музыка) несёт Слово и раскрывает сокровенный тайный смысл этого Слова.
Слово же несёт в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несёт Чувство, Ощущение, Душу Мира. Вместе они образуют Истину Мира». Любое общество по экономико-политической структуре подразделяется на сословия или как при марксизме на классы. У каждого сословия своё мировоззрение, своя культура.
Итак, к современному историческому периоду на основе высказываний Г.В.Свиридова, предварительного анализа многообразия видов стихосложения, обусловленных мировоззрением каждого поэта, можно составить классификацию поэзии в России:
1. Патриотическая исторически-общинная
2. Личностная (индивидуалистическая)
3. Урбанистическая и космополитическая
Патриотическая исторически-общинная («славянофильская» по ярлыку от
«западников») подразделяется на виды:
1. Исповедальная национальная духовно-образная.
2. Языческая народная историческая обрядовая и праздничная.
3. Гражданско-государственная.
4. Графоманская лозунговая.
5. Ситуационная (криминально-бытовая русская).
Личностная (индивидуалистическая) подразделяется на виды:
1. Любовная лирическая национальная.
2. Песенная пессимистическая зомбирующая.
3. Женская страдательная эстрадная.
4. Эстрадная компиляторская псевдо-народная.
5. Развлекательная графоманская.
6. Вампирическая (образно-звериная) женская и мужская.
Урбанистическая и космополитическая (русскоязычная поэзия для узкого круга)
подразделяется на виды:
1. Нигилистическая диссидентская (анти-православная).
2. Модернистская ритмизированная вкусовая.
3. Эгоистическая оппозиционная.
4. Экспериментальная сделанная («игра от ума»).
5. Элитарная вкусовая с иностранным языковым «мусором».
Большинство поэтов в литературе награждены символами и известны как футуристы, имажинисты, декаденты, символисты, нигилисты, «шестидесятники», патриоты, космополиты, «западники», модернисты, популисты и др. Но нельзя через запятую представлять национальных поэтов русской Души и представителей поэзии от изощрённого ума.
Современные печатающиеся критики К.Кокшенёва (Смолина), А.Большакова, С.Казначеев, Т.Данилова, О.Павлов, А.Блудилин, О.Дорогань в принципе не заметили Н.Рубцова и не замечают поэтов патриотического направления конца 20-го века. А это Н.Старшинов, Е.Исаев, Вал.Сорокин, Г.Горбовский, Н.Тряпкин, С.Чухин, Вик. Коротаев, О.Фокина, Н.Груздева и др. Тем более критики не видят поэтов рубцовского направления. Вероятно, потому, что и те, и другие не диссертабельны для Учёных Советов и не вписываются в конъюнктурные схемы соискателей? Пора исключить «вкусовую» критику. Возникает вечный вопрос: Что же делать? А надо провести переоценку своего творчества, повернуть на дорогу поэзии духовного Возрождения.
Для большинства читателей высшим уровнем поэзии является исповедальная национальная. К поэтам этого направления, независимо от времени автор предлагает отнести А.Кольцова, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина и Н.Рубцова. Национальными поэтами языческого народного направления можно назвать автора «Слова о полку Игореве» и авторов былин. К национальным поэтам гражданско-государственного направления следует отнести А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и А.А.Блока. Другие поэты могут быть обозначены как поэты 1-го, 2-го и любых других рядов.
Определяющим является словарное богатство каждого поэта, государственно-национальный уровень мировоззрения, образное мышление при реализации стихотворного процесса.