«Каждому на Руси памятник – добрый крест!»

Претендующая на полемическое название статья Т.Романовой «Твои луга звенят не глуше» (издание «Ярь», №2, 2003, С.-Петербург), требует от автора адекватного ответа.
Статья автора «Я бегу от помрачений…» (Наш современник, № 1, 2003) Т.Романовой оценивается как «публикация столь низкого содержательного и литературного уровня». Начну с главных вопросов по теме. Что же, Т.Романову устраивает непрерывное вымирание русского народа, о чём я говорю в статье, в разделе II. Известно, что в каждой русской семье при православии (до октябрьского антиправославного переворота) было по 5-10 детей. Понимает ли Т.Романова, что сегодня при однодетных семьях и при примерно 2-х миллионах абортов ежегодно в России уже через 2-3 поколения русские станут меньшинством в собственной стране, потеряют территории, а затем встанет вопрос и о типе и названии государства?
Обходит Т.Романова посыл автора о том, что православие сплотило разрозненные, часто враждовавшие славянские племена в единый русский народ, как раз перед непрерывными нашествиями на Русь (татаро-монгольское языческое нашествие 13-15 веков, польско-католическое нашествие начала 17 века, франко-католическое нашествие 1812 года, германо-протестанское нашествие 1914 и 1941 годов). Дохристианское «Слово о полку Игореве» говорит о необходимости объединительного начала. Это произведение написано примерно в начале 13 века. И видно, что православие ещё не охватило все русские земли. Отсюда и поражение.
Думаю, что Т.Романова не разобралась в теме язычество-православие, или кто-то «направил» её на критику статьи «Я бегу от помрачений…» Вот её посылы: «его критика крайне субъективна, не профессиональна и заслуживает внимания лишь постольку, поскольку появилась в одном из ведущих журналов», «он решительно отказал русским в праве знать и любить родную, исконную мифологию и культуру…», «…готовы вновь и вновь уничтожать традиционную дохристианскую культуру…». Обладание определёнными знаниями и полемический запал ещё не определяет понимание актуальнейших проблем в современном обществе и в России. Например, русский критик М.П.Лобанов писал: «Становится понятным, почему Л.Толстой так ценил Монтеня, когда читаешь в тех же «Опытах»: «Нравы и рассуждения крестьян я нахожу обычно более соответствующими наставлениям подлинной философии, чем нравы и рассуждения наших философов».
К сожалению, видно, что Т.Романова незнакома с моей книгой «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (сентябрь 2002 г., информация о выпуске была в газете «День литературы» в ноябре 2002 г.) В эту книгу входят, как главы, статьи «Журавли» (если хотите, «языческая» статья) и «Николай Рубцов и православие» (опубликована в газете «Российский писатель, февраль 2002 г.). Для сведения сообщаю, что статья «Журавли» по итогам 2001 года была отмечена в конкурсе «Мой Рубцов» библиотекой им. Н.Рубцова С.-Петербурга, вошла в специальное издание библиотеки по теме Н.Рубцова. Статья «Журавли» содержит ссылку на статью С.А.Есенина «Ключи Марии», написана фактически без чисто православного направления и может дать представление о взглядах автора, как русского человека, и в связи с нашей дохристианской культурой.
В статье «Я бегу от помрачений…» автор привёл высказывания русского критика Ю.И.Селезнёва: «Что знаем мы о полулегендарных праотцах и вождях славянских? Кто такие Рус, Чех и Лях, Родим, Вятко? Под какими именами известны древние славяне? Почему многие из исторически засвидетельствованных гуннских и древнегерманских вождей носят славянские имена?…» И далее от автора: «Ю.Селезнев одним из первых сказал ещё в начале 80-х годов ХХ века о необходимости борьбы с русофобией, которая грозит развалом державы». Почему же Т.Романова «не заметила» эти принципиальные посылы автора? Автор также написал в статье: «У нас образовался синтез языческих верований и христианской морали». И об этом молчит Т.Романова!
Т.Романова выдёргивает отдельные фразы из контекста разных публикаций автора и формирует такой провокационный посыл: «Из его публикаций следует, что великий русский народ (народ-богоносец по своей природе, народ, олицетворяющий собою свет, любовь и добро), до крещения Руси находился «во власти звериных варварских инстинктов», что у наших предков «не было моральной нормы, которая бы укрепляла душу и определяла правила поведения человека по отношению друг к другу». Поневоле возникает вопрос: это ли не форма русофобии?..»
Не надо Т.Романовой передёргивать тексты и нагнетать страсти. Многие народы Европы (греки, галлы, гунны, норманы, скандинавы, западные и восточные славяне и др.) в условиях начальной общинно-государственной и племенной формаций находились во власти этих самых инстинктов вплоть до принятия христианства. А многие и после этого. Пусть Т.Романова почитает историю от Карамзина, Ломоносова, о дохристианских обычаях славян и других народов (о жертвоприношениях – варварстве, о поклонении диким зверям), а также главу из Карамзина по принятию христианства на Руси.
Князь Владимир выбирал из 4-х религий, мог бы взять и католичество, и иудейство, и ислам. А принял христианство из Византии (как бабка его Ольга). А вот при выборе и дальнейшем распространении религии сказалась наша генетика, обычаи земледельцев, доброта русских, терпимость. Но терпимость у нас не беспредельная. Вспомним, что Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. И потом: Что же наши восточные славяне были глупее нас, когда добровольно строили храмы? И какие!? Съездите в Тотьму – на малую Родину Рубцова! Посмотрите на храмы-корабли, плывущие над Сухоной. А ведь храмы и монастыри спасли славян от уничтожения. Они образовали радиально-кольцевую систему обороны. Вот такие прописные истины.
Во второй книге автора дана самая высокая оценка творчеству Н.М.Рубцова и с «языческих» и с православных позиций, именно с синтеза этих мировоззрений. Поэтому автор не приемлет тезисы Т.Романовой о притягивании автора к русофобии по отношению к Н.М.Рубцову. Сообщаю также, что автор (председатель Совета московского Рубцовского Центра) организовал выпуск цветного календаря на 2003 год под «языческим» девизом «Николай Рубцов – русский национальный поэт». О работе московского Рубцовского Центра с мая 2001 года и ЛМС «Родник» с января 1998 года опубликована статья Э.Любенко «Звезда полей горит, не угасая…» в газете «Российский писатель», № 13, июль 2003 г.
И насчёт направленности и тенденций поэзии Н.М.Рубцова (кто и что писал о поэте). В 60-80-е годы 20-го века время было атеистическое и космополитическое. Ю.Селезнев, А.Передреев, М.Лобанов, В.Оботуров, Вал.Дементьев, В.Кожинов, С.Педенко писали о русскости поэзии Рубцова (что было смело тогда и откровением для многих), но не поднялись до понимания православных мотивов его поэзии. Н.Рубцов непрерывно развивался в мировоззрении, о чём автор сказал в статье «Я бегу от помрачений…». И вынужден был Рубцов говорить эзоповым языком. Поняли не все.
Основа наших разногласий, на мой взгляд, состоит, если хотите, в понимании происхождения мира. Я считаю, что в начале было Слово и всё создал Бог. Вселенную, Природу, Солнце и, наконец, Землю. И человек произошел по божественному провидению. Есть люди, которые думают иначе. Атеисты вообще считают, что человек произошёл от обезьяны. Если их это устраивает, то пусть они такими и остаются.
Хотелось бы знать отношение Т.Романовой к разрушенным храмам в 30-е и 50-е годы 20-го века. Все же знают, кто их рушил. И помалкивают. Надеюсь, что «Союз венедов» выразит своё отношение к этому варварству.
Газета союза венедов пропагандирует древность русской истории и культуры, противостоит глобализации (особенно в духовной сфере). Автор поддерживает это направление. Но для автора ясно, что русская генетическая духовность обусловила следующий исторически необходимый для объединения и спасения русского народа переход к православному мышлению и нормам поведения. А война с Православием и русским народом открыто началась в 1917 году и скрытно ведётся сейчас. В этом направлении для прояснения Истины следует вести дискуссии.
23.08.- 7.09. 2003 г.

Статья направлена в С.-Петербурскую библиотеку им. Рубцова для передачи в журнал «Яръ». Информации о публикации не имеется. Статья опубликована в книге «Новая дорога к Рубцову».