Читайте поэзию Николая Рубцова

Я думаю, что для нормальных людей не секрет, что сейчас в духовной сфере идёт невидимая, но жёсткая борьба между силами Добра и Зла, Бога и Дьявола. Внедряется скрытно и зачастую явно идеология эгоизма, чернухи, порнухи, стремления к наживе, ведётся игра на неудовлетворённом самолюбии. Известно, что на психику и мировоззрение человека почти решающее влияние оказывает песенно-музыкальное воздействие. В условиях тотального наступления телевидения и эстрадных программ их содержание не может быть безразлично для всех нас. В этом смысле духовность или бездуховность текстов песен и интермедий важны не сами по себе, а как результаты их применения. В конце 2002 года вышла прекрасная по содержанию книга русского национального композитора Г.В.Свиридова «Музыка как судьба».
Свиридов пишет, что в давно прошедшие времена музыка (на Руси) была нескольких видов: «1.Храмовая… 2. Духовно-народная музыка… 3. Народная музыка (богатейшая), музыка праздников, обрядов, календарные песни, свадебные, предсвадебные, похоронные, трудовые и т.д… 4. Скоморошья музыка, музыка профессионалов-шутов, созданная для потехи, для развлечения. Сия последняя была музыкой, исполнявшейся людьми, не имевшими подлинного человеческого достоинства, в сущности – разновидностью дворовых лакеев….
Романс и песня – наиболее распространённые, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нём не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые; можно вспомнить мелодию, запеть её самому и т.д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
В свете классификации Свиридова можно чётко определить, что Рубцов, начиная с периода учёбы в литинституте и особенно в никольско-вологодские периоды жизни и творчества, подсознательно работал в области народной музыки. Рубцов сам сочинял музыку на некоторые свои стихи. В Вологде непрофессиональный композитор А.С.Шилов вместе с Рубцовым создали целый ряд песен. Важнейшим объектом дискуссий является определение: Что же первично Слово или Музыка? Между прочим, при ясности заповеди Библии, что в начале было Слово, находится масса антихристианских деятелей, которые явно или скрытно отрицают эту Истину. Вот что писал Г.В.Свиридов в разделе «О главном для меня»: «Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта истина.
Музыка – искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой – мысль, тем более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется Философией, есть не более чем Рационализм и диктуемая им условность (способ) движения музыкальной материи…
Слово же несёт в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несёт Чувство, Ощущение, Душу Мира. Вместе они образуют Истину Мира».
Свиридов дал чёткое определение места Слова и Музыки в песенно-музыкальном произведении. Он разоблачил также продажность и лакейство известных творческих личностей. Каждый поэт (графоман или нормальный) несет людям Слово. А вот какое это Слово и для чего, не может быть безразлично для развития духовности и физического состояния любого народа, в том числе народов России.
Почему в области раскрытия Истины при помощи Слова в наше время и на будущее именно Рубцов оказался русским национальным поэтом? В тот же временной период чудодействовали разноплановые поэты. Уже в 1960-е годы в советской творческой среде произошло размежевание на диссиденствующих якобы «шестидесятников» и народных патриотических поэтов. Фактически это было продолжение духовного противостояния ещё с XVIII века (со времён Ломоносова) западников и славянофилов, а ещё точнее, скрытых материалистов (с психологией новых «гениев») и открытых патриотов. Стихи шестидесятников, в основном, были построены на модернистских изысканиях, которые считались за поэзию. Эквилибристы пера отличались неудовлетворённым самолюбием и любовью к загранкомандировкам.
Ко второй творческой группе относились Ст.Куняев, Н.Анциферов, А.Передреев, Б.Примеров, А.Яшин и вологодские поэты А.Романов, В.Коротаев, Б.Чулков, С.Чухин, О.Фокина, ранний В.Соколов, Г.Горбовский, некоторые поэтические друзья Рубцова по литинституту. Наши критики-западники навесили на писателей-патриотов ярлык «деревенщики», поскольку сами они никакой связи с русской землёй не имели. Поэты-патриоты были и есть, как правило, открытые, с пониманием Добра и Зла. Но в темах не смогли подняться до духовного прозрения, не сумели сказать о скрытой трагедии русского народа, села и традиционной русской культуры. Сказал Рубцов, зачастую в смысловых подтекстах. Ведь «не каждому дано яблоком падать к ногам». Многие русские поэты метались между городом и деревней. Вот что откровенно сказал Анатолий Передреев в стихотворении «Околица»:

Околица родная, что случилось?
Окраина, куда нас занесло?
И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село.

Поэты этого круга знали, что деревня – это и есть Россия. Но это не было глубинным знанием. Одно дело признать своё городское расположение в обществе, а совсем другое, чтобы как Рубцов сказать:

Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть.
Память возвращается как птица
В то гнездо, в котором родилась.

Рубцов говорил о некоторых стихах: «Разве это поэзия».
Многие поэты писали и искренне произведения о тружениках села и города (о доярках, трактористах, прорабах, директорах). Но эти поэты черпали с поверхности поэтического потока. Это была поэзия текущего момента, делового момента. Не было отклика в душе читателя.
Народное воспитание Коли Рубцова неотделимо от социально-экономической обстановки в нашей стране в 30-е, 40-е и 50-е годы XX века, от условий восприятия окружающего мира сначала в семье, затем в селе Никольском и затем в скитаниях по родной стране. Семья Рубцовых типична для той эпохи. Русские народные традиции на вологодской земле сказывались и на песенно-музыкальном воспитании (традиционные русские и новые советские песни). Нужно отметить, что в середине 30-х годов XX века в руководстве СССР произошел поворот от оголтелого интернационализма на патриотическое воспитание советского народа. Вышли фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный», «Петр Первый». Жизнь налаживалась. Но ощущалось дыхание близкой войны.
О народности поэзии Рубцова одним из первых сказал русский критик Ю.Селезнёв. Но он не прочувствовал православное мироощущение Рубцова в стихах. Скорее всего, атеистическая пропаганда в то время не позволяла критику сказать новое Слово. Но Селезнёв сказал важное: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её, как слышали музыку песен, былин, сказаний в самой ритмике их словосочетаний древние певцы-гусляры, сказители».
Чем же подкупает читателя поэзия Рубцова? Это полная искренность и достоверность, что читатель чувствует интуитивно. А пока поэты вымучивают рифмы и образы, проповедуют графомански тривиальные идеи, комплексуют из-за нереализованного «Я», Николай Рубцов пишет о частном, а получается о Главном и на Вечность. Ему удалось войти в глубинный поток русских Образов и Слова, нашей истории и оттуда как из родника черпать чистые стихи. Такие, которые поднимают нас по душевному созвучию на генетический уровень понимания мира.
Явную и скрытую тревогу чувствует читатель и слушатель в стихах Рубцова. Переброс основной массы русского населения из деревень в города в период «великих» строек нанёс сильный удар по традиционной русской культуре. Русские люди оказались под воздействием «городской», скоморошной, меркантильной, явно нетрадиционной сферы. Генетическая доброта русских в городах столкнулась с эгоистическим мировоззрением, насаждавшимся с конца 19-го века и периодами в XX веке.
А творчество Рубцова можно проследить по временным периодам. Интуитивное создание национальных русских песен раннего (флотско-ленинградского) периода («Северная берёза», «Элегия», «Не пришла», «Добрый Филя», «Ты с кораблём прощалась», «Старый конь»), второго (никольско-московского) периода («Осенняя песня», «В горнице», «Тихая моя Родина», «Зимняя песня», «Видения на холме»), «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…», третьего (никольского) периода («Журавли», «Сапоги мои, скрип, да скрип…», «Звезда полей», «Душа хранит», «В глуши»), четвёртого («пилигримного») периода («В минуты музыки», «Шумит Катунь», «Старая дорога», «Купавы», «Зелёные цветы») и пятого (вологодского) периода.
Углубление историко-духовного национального мировоззрения и переход к народному философскому направлению проявилось у Рубцова в вологодский период жизни и творчества в стихотворениях «Ферапонтово», «О Московском Кремле», «Песня» («Морошка»), «Далёкое (в краю, где по дебрям…)», «Листья осенние», «Вечерние стихи», «Выпал снег», «Обо мне говорят», «За тост хороший», «Прекрасно пробуждение земли».
Наиболее ёмко о содержании поэзии Рубцова в 1993 году сказал В.Бараков: «В творчестве Рубцова отразилось то переходное состояние, которое свойственно сейчас большинству русских: тяжёлое расставание с атеизмом и медленный путь через искушения язычества к православной религии. Рубцов и в этом опередил своё время: «Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы.»
Возврат к православному образу миропонимания – спасение для русских людей и путь Возрождения России. И чьё-то обвинение – что модно «быть православным» (видимо кто-то подбрасывает такие мнения) – это хитрая игра неоязычников или игра на стравливании русских людей или глупость.
К сожалению, очень многие поэты блуждают в лабиринтах мировоззрения. Одни из них так и остаются в тупиках денежных коридоров, а некоторые выходят на свет Божий. И тогда они пишут так, что читатель «вспоминает» на генетическом уровне своё место в этом мире, в России.
Вернёмся, однако, к музыкально-песенной проблеме. Вот как Свиридов сопоставляет виды музыки:
«Во мне всегда боролись две тенденции: 1) народная, усвоенная с детства и 2) академическая («серьёзная музыка», консерватория). Совместить их всегда было трудно. Они и в жизни существуют раздельно».
Интересно, что для отражения народного Слова в сочетании с музыкой Г.В.Свиридов говорит:
«Нужен примитив, который донесёт красоту этих слов…
Бывают слова изумительной красоты (например, Рубцов) – они сами музыка. Они не нуждаются в музыке, либо для воплощения их в музыке нужен примитив, который донесёт красоту этих слов».
И Свиридов чувствовал, что нужна будет простая музыка («примитив», то есть в первую очередь народная мелодичность).
Свиридов также пишет:
«В чём сила Русского искусства, русской литературы (кроме таланта самого по себе)? Я думаю, она в чувстве совести».
На нескольких страницах он пишет о Рубцове:
«Николай Рубцов – тихий голос великого народа, потаённый, глубокий, скрытый (выделено курсивом здесь и далее составителями книги Свиридова, – прим. автора).
В тетради от 1994 г. в специальном разделе «Рубцов» Свиридов приводит тезисы музыкальных заготовок, которые соответствуют стихотворениям «Прощальная песня», «Старая дорога», «Промчалась твоя пора», «Листья осенние» и «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»
В книге Свиридова «Музыка как судьба» дана следующая информация: «Рубцов Н. Стихотворения. – Архангельск. Северо-Западное книжное изд-во, 1985 г. На титульном листе книги надпись рукой Свиридова: «Эту поэзию нам надо свято хранить! Могут сказать: Рубцов – не Пушкин, не Блок…Неважно! Какой он есть – он единственный. Другого нет!»
Везде у Рубцова в стихах Душа, не материальный символ. Каждый человек находится на определённой стадии умственного развития. И это не всегда связано с возрастом. Одни и в семьдесят лет остаются атеистами или нейтралами, а другие и в восемнадцать лет понимают взаимосвязь религии и Истории России, которая спаслась Православием.
В стихотворении «Выпал снег…» поэт радуется жизни:

Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.

А вот насчёт детей, которых «не счесть», поэт выдаёт свою мечту за действительность. Дело в том, демографическая ситуация для русского народа резко изменилась за прошедшие почти сорок лет (отсчёт с 1964 г. – прим автора). Однодетные русские семьи (по статистике не менее 60 процентов) являются самой главной проблемой в настоящее время в России, обуславливают вырождение русского народа по материальным причинам. Эта грозная тенденция должна быть срочно изменена, иначе в ближайшее время не только не удержать территорию Российской державы, но и малую Родину каждого из нас с памятью юности и великими церквями.
Понимание семейных проблем и семейного счастья было у Н.М.Рубцова в те далёкие 60-е годы ХХ века. Известно, что Рубцов хотел воссоединения семьи, хотел иметь также сына – наследника его фамилии. В стихотворении «За тост хороший» поэт поднимает бокал:

За Новый год,
за детский смех,
За матерей, за нас за всех,
За то, что нам всего дороже.

Большинство стихотворений Рубцова стихийно стали песнями.
Барды рубцовского направления создают песни для Души и поют не за деньги. И поют в живую. Песня – это синтез Слова, Музыки и исполнения. Произведение (например, песня) должно оцениваться в первую очередь на Духовность, на то, что хочет сказать исполнитель и как это повлияет на Душу зрителя, слушателя. Главное – не высочайшая степень чистоты звукозаписи и звуковых эффектов. Эти побочные приёмы замазывают суть графоманских текстов песен. И в шоу-программах зрителю предлагают изображение пения эстрадным персонажем под «фанеру» и подпускают из-под пола туманы для отвлечения от критического восприятия текста песни.
Поэзия Рубцова обладает высшей Духовностью. И мы, барды рубцовского направления несём людям Добро и Любовь. И пусть наши песни имеют какие-то огрехи. У народных композиторов нет возможностей неделями отшлифовывать песни в звукостудиях. Главное, мы не пропагандируем Зло и чернуху, самолюбование и эгоизм. Россия – страна общинная. И ничто не поколеблет её духовность. Но за это надо бороться. Каждое новое поколение идёт с чистой душой. И не дать её опошлить и развратить наша прямая задача.
Музыкально-песенное наследие Рубцова – один из базовых путей спасения от духовного и физического геноцида в условиях информационного противостояния Тьмы и Света, Золотого Тельца и Души, Дьявола и Бога.
Своей поэзией Рубцов позволяет каждому русскому читателю непрерывно идти к Добру, Любви, Совести и Справедливости, к детям – наследникам Руси и к Православию – базовой идее Возрождения России.

Статья опубликована в сборнике докладов «Исследования о жизни и творчестве Николая Рубцова» научно-практической конференции «Рубцовские чтения», состоявшейся 8 августа 2003 года в доме-музее Н.Рубцова в с.Никольское Тотемского района, а также в авторской книге «Новая дорога к Рубцову».
Доклад на конференции имел авторское название «Поэзия Рубцова – путь Возрождения русского народа и России» (печатается с небольшими сокращениями).