Юрий Кириенко-Малюгин. Вокруг Рубцова (расширенная рецензия на брошюру М.А.Полётовой)

Библиотекарь-экскурсовод экспозиции библиотеки им. Н.М.Рубцова (библиотека № 95 Юго-Западного административного округа г. Москвы) М.А.Полётова выпустила самиздатовскую брошюру «Н.Рубцов. Малоизвестные факты биографии», 2004)

    В брошюре приведены известные факты по жизни Рубцова, ранее опубликованные В.Коротаевым и С.Багровым из Вологды, А.Мартюковым из Великого Устюга, М.А.Шананиной и Живоглядовыми из Тотьмы, В.Зинченко, Ю.Кириенко-Малюгиным и Н.Поповым из Москвы и др. Неизвестными являются факты личных контактов М.А.Полётовой с жильцами дома Рубцова в Вологде, с собеседниками во время случайных встреч при прочтении стихов Рубцова, переговоров и контактов с некоторыми литераторами, её бесед с детьми на даче о поэзии Рубцова и т.п. Во время поездок на Вологодчину М.А.Полётова собирала краеведческие экспонаты эпохи Н.М.Рубцова, которые потом были выставлены в комнате экспозиции библиотеки № 95, которой 1 сентября 2002 года присвоено имя   Н.М.Рубцова и в которой, М.А.Полётова (М.А.П. - в дальнейшем) работает на ставке библиотекаря как экскурсовод и организатор мероприятий.
    Поскольку брошюра М.А.Полётовой разослана в основные рубцовские библиотеки, музеи и центры, автор данной рецензии считает необходимым отметить следующие принципиальные погрешности:
   1. В брошюре отсутствует издательство, нет официальных выходных данных, т.е. ISBN, нет сведений о дате сдачи в печать, лиц-составителей и оформителей, сведений о тираже, размерах издания, типе бумаги и др.
   2.  На обложке вынесено посвящение «Елене Николаевне Рубцовой – дочери Николая Михайловича Рубцова», что свидетельствует об оформительской  неграмотности автора (это делается внутри издания).
   3. Далее по тексту М.Полётова перечисляет и кратко характеризует друзей Рубцова, среди которых указаны С.Багров и А.С.Мартюков. Но не сказано о других друзьях поэта по публикации воспоминаний о Рубцове в книге В.Коротаева (1983 и 1994 годы), где приведены их мнения о поэте. Но главное, М.А.Полётова ничего не говорит об известных литераторах Ю.Селезнёве, В.Оботурове, Вал. Дементьеве, М.Лобанове, которые впервые сказали ещё в 70-е годы о русскости поэзии Рубцова. Видимо она их просто не знает, не читала эти публикации в  литературных журналах и критических изданиях. В этом – не вина, а беда её литературных знаний. 
   4. По тексту книги имеется много неточностей хронологического и смыслового характера. Например, на стр. 21 М.А.Полётова сообщает: «В 1962 году, отслужив на флоте, отработав на Путиловском заводе и пройдя по конкурсу в Литинститут, счастливый Рубцов, навестив в Вологде больного отца, приехал в Николу – на свою вторую родину». 
     Привожу факты. В Николу Рубцов приехал 20 июля 1962 г. до экзаменов в Литинститут, т.е. по конкурсу ещё не прошёл. И почему сказано в Николу – на свою вторую родину? А где же первая? Объективные исследователи считают первой (а именно духовной родиной поэта – Николу, где Коля жил с 7 до 14 лет). Рубцов писал о Николе: «Здесь души моей родина». Второй родиной Рубцова является Тотьма (14-16 лет), где будущий поэт впитывал духовную среду, насыщенную уникальными православными церквями. Родиной считается не место рождения, а место воспитания человека, обычно с 6 лет, когда ребёнок сознательно воспринимает окружающую среду. Кстати очень многие русские люди родились в одном месте, а росли и совершенствовались совсем в другом в силу перемещений родителей по жизни в стране и родиной считают место проживания в юношеские годы.   
    5. По стр. 23. «Январь – рубцовский месяц», по сообщению М.А.Полётовой. Эта суть не является открытием М.Полётовой. Об этом говорилось уже тридцать лет назад и задолго до автора брошюры.
    6.  На стр. 24 М.А.Полётова пишет: «Оба (имеется в виду Рубцов и его гражданская жена Г.Меньшикова – прим. Ю.Кириенко-Малюгина) не имели жилья. Наш гениальный поэт получил его в 34 года, т.е. за полтора года до гибели». Это грубая ошибка, тем более о точных датах сказано у В.Коротаева и в книге Н.А.Старичковой «Наедине с Рубцовым» (2000г.). Первую официальную крышу над головой (постоянное место в общежитии) от обкома Рубцов получил в октябре 1967 г., т.е. в 31 год. В январе 1968 г. отдельную комнату в квартире с другой семьёй, т.е. в 32 года. Отдельную квартиру поэт получил в декабре 1968 года (въехал в начале 1969 года), т.е. в 33 года, а не в 34, и за два года до гибели, а не за полтора.
    7.  На стр. 34 М.А.Полётова непринуждённо сообщает: «…рассказываю о вновь открытом музее Рубцова при библиотеке № 95. На стр. 41  «…побывав в нашем Московском музее Рубцова…», на стр. 49  «в нашем Московском музее…», на стр. 71 «создавая музей Рубцова»  уже появляется специально музей Рубцова. Между тем, на вывеске здания написано при  открытии экспозиции 1 сентября 2002 г. и сейчас: «Библиотека – культурно-просветительский центр им. Рубцова». То есть по факту это библиотека им. Рубцова. Вторая часть названия заимствована у первого московского Рубцовского Центра, созданного 3 мая 2001 года в Северо-Западном административном округе г. Москвы. Но как выяснено, в библиотеке был создан музейный отдел для проведения мероприятий, а не для настоящей музейной работы, которая делается только после лицензирования организации в отдельном здании. В этой же библиотеке (№95) базируется российско-итальянская организация, под которую и было отделано по евростандарту двухэтажное помещение библиотеки.
    8.  На стр. 41 - 42 М.А.Полётова настаивает, что детское сочинение «Мой родной уголок» написано Рубцовым в седьмом классе и в Никольском. Но друг Рубцова по детдому А.Мартюков считает, что оно написано в Тотьме при учёбе в лесном техникуме. Тоже считает исследовательница В.Д.Зинченко в 3-томнике о Рубцове. Автор этой рецензии утверждает, что сочинение написано в Тотьме, так как по содержанию (об истории Тотьмы) поэт мог полностью узнать, только длительное время прожив в этом городе  и среди друзей техникума уже в возрасте 14-16 лет. «Натяжки» в обоснованиях М.Полётовой путем ссылки на Пушкина и Лермонтова говорят о её фантазиях, которые часто проявляются в брошюре в ущерб фактам. Автор рецензии выдвигает версию, что это произведение было написано Рубцовым как домашнее задание (вне сочинения в аудитории) и не было сдано учителю, иначе оно бы не оказалось в архиве Поэта. А потом оказалось в Николе в архиве поэта, возможно с чемоданом, который привезла Гета. 
    9. На стр. 47 М.Полётова пишет, что первая встреча Дербиной с Рубцовым состоялась в мае 1963 года, а вторая встреча произошла через месяц и она пригласила поэта в гостиницу пить пиво. Между тем вторая встреча была в апреле 1964 года, т.е. через год, а не через месяц, когда Дербина приехала в Москву по каким-то своим делам и устроилась в отдельный номер приличной гостиницы  на ВДНХ и пригласила Рубцова на «пиво».   
   10. На стр. 56 М.А.Полётова пишет: «Да, прав литературовед В.Дитц из Питера (ныне покойный), что «наследие отцов прошло мимо Рубцова, оказалось невостребованным». Каких отцов? Очевидно духовных? Это значит поэтов начала советской эпохи: Маяковского, Бурлюка, Демьяна Бедного, чернокнижницы Цветаевой (так назвал её Рубцов в споре с Дербиной) и поэтов-карьеристов и агрессивных поэтов-атеистов 20-30-х годов. Чему они могли научить Н.М.Рубцова? Приспособленчеству. Не разбирается М.А.Полётова в литературе и эпохах, то есть её литературные знания ограничены. Из этих поэтов-отцов Рубцов признавал фактически только Есенина и Кедрина.
   11.  На стр. 56 М.А.Полетова пишет: «На мой вопрос Н.В.Попову, почему он не выступил на открытии музея Н.Рубцова в Москве, он ответил: «Я всё слушал и слушал. Было так интересно слушать и однокашников Рубцова и учительницу его по Лесному техникуму, которую Вы нашли…» Теперь по сути этих фраз, исходящих, кстати, от самой М.А.Полетовой  (я не читал такого от Н.Попова – сокурсника Рубцова с 1962 г. по 1964 г. по дневному отделению). Во-первых, 1.09.2002 г. во время открытия библиотеки им. Рубцова я беседовал с Н.В.Поповым (в апреле 2002 года он был  у нас в московском  Рубцовском центре на встрече по теме «Московский период творчества Рубцова»). И спросил его, почему он не выступает. Так Н.В.Попов мне ответил, что его никто не приглашал выступать. Также как и меня, как представителя первого Московского Рубцовского Центра. Во-вторых, промолчала, получается, М.А.Полётова по высказыванию Попова, что это она нашла учительницу по Лесному техникуму. Эту женщину (Покровскую-Оборину, речь о ней) нашли Ирина и Алёна Живоглядовы из Тотьмы и они в Москву, в том числе для нашего Рубцовского Центра  давали её адрес  (она живёт в Лобне, под Москвой).  
   12. На стр. 57 приведен рассказ Н.В.Попова (который понравился М.Полетовой) о сдаче Рубцовым экзамена по языкознанию. Но дело в том, что этот эпизод  опубликован Н.В.Поповым в 1986 г. и о нём знала М.А.Полетова ранее.
   13. На стр. 58 М.А.Полетова приводит мнение Н.В.Попова: «Коля не воспользовался сполна тем талантом, который получил от Бога. Дружил не с теми людьми, с кем надо дружить, часто неправильно вёл себя. Зачем ему надо было идти в буфет Дома литераторов, зачем ему все эти скандалы?...» Во-первых, такое впечатление, что Рубцов не стал дружить с Н.В.Поповым. С какими это не теми людьми дружил Рубцов? В Москве друзьми-литераторами были А.Передреев, А.Яшин, Ст. Куняев, Н.Анциферов, Шишаев, Е.Исаев, В.Кожинов (которых кстати не называет М.А.Полетова).  Не стал дружить Рубцов с Е.Евтушенко, А.Вознесенским, Б.Ахмадулиной – т.е. литераторами другого круга. Во-вторых, что значит «неправильно вёл себя». Н.М.Рубцов считал главными понятия Справедливости, Честности, любви к Родине-России, отсюда все конфликты. Не воспринимали недруги такие вековые русские принципы. В-третьих, по поводу взятых Рубцовым со стен общежития портретов известных поэтов-классиков. Н.В.Попов сетует о том, что ему пришлось бегать по этажам и почему бы Рубцову не найти богатенькую московскую невесту («дюймовочку»). Материализм, а не Душа вылезает из этих сетований. А М.А.Полетова не опровергает этого писателя.
    14.  На стр. 60 М.А.Полетова пишет о том, что «однажды она познакомилась с аспирантом филологического факультета МГУ Сон-те, приехавшим в Москву из Южной Кореи». Дело в том, что М.А.Полётова сдавала корейцу Сон-те  комнату в своей квартире в Москве. И затем уже  читала ему Рубцова; кореец удивился стихам русского поэта.
    15. На стр. 70-71 в разделе «Посмертная маска Рубцова»  М.Полетова сообщает о поисках маски и выходе на контакт с Юрием Петровичем Рыболововым (Ю.П.Р.) при посредстве Наиры Вартановны Переслегиной. Между тем, известна публикация гражданской жены Рубцова Г.М.Меньшиковой (Русский север, 1996 г.) о подозрительном хождении Ю.Рыболовова вокруг Николы после убийства поэта для работы учителем. Но  представители КГБ запретили принимать его в местной округе, по сообщению Ф.Шестакова (см. статью Г.М.Меньшиковой). Более того, Н.А.Старичкова в книге «Наедине с Рубцовым на с.197 прямо сообщает, что Ю.Рыболовов был последним в ту страшную ночь у Рубцова. А Дербина и её адвокат не вызвали Ю.Рыболовова на суд как свидетеля. Почему М.Полётова проигнорировала эти сведения и фактически послала Наиру Вартановну к подозреваемому в убийстве? Письмо Ю.Рыболовова с фактическим признанием его пребывания у Рубцова в ночь на 19 января 1971 года  есть у председателя Рубцовского Центра С.-Петербурга С.А.Сорокина. Полученная Наирой Вартановной у Рыболововых посмертная маска была продана затем  Тотемскому музейному объединению. Затем М.А.Полётова начала предлагать копии посмертных масок рубцовским центрам. Мы отказались. В газете «Российский писатель», №18, 2004 г. М.Полётова пишет: «15 сентября (2004г.) мы были в Шуйском и подарили школьникам в музей посмертную маску Рубцова». Зачем это? Маска – это игра на животных инстинктах человека. По мнению рецензента, она создаёт отрицательную  реакцию у посетителя. И маска может быть только одна и в одном центре.
   16. На стр. 71  М.А.Полётова пишет, что сестра Ю.Рыболовова «вынесла» известный портрет Рубцова работы Малыгина (это июнь 2002 г.). Который был потом представлен 1 сентября 2002 г. И объявлен как прижизненный портрет Рубцова кисти Малыгина. Однако это был не малыгинский портрет, на что первой указала Н.А.Старичкова, увидев присланное М.А.Полётовой фото портрета в ноябре 2002 г. И тогда летом следующего   2003 года Наира Вартановна П. вторично ездила к Рыболовову и получила уже действительно портрет кисти Малыгина. А М.Полётова смазывает свой промах при погоне за портретом. Более того, она пишет на стр. 73 «Каким образом все эти бесценные памятники оказались у Юрия Рыболовова, из-за его болезни (провал памяти) мы, наверное, не узнаем. В любом случае – низкий поклон ему за то, что он сохранил их до наших дней».
    Это поклон – подозреваемому в убийстве. Вот до чего доводит погоня за экспонатами. Далее следует реклама работы Наиры Вартановны, которая передала магнитофон Никольскому музею.  Такой вот прозрачный ход. 
    17. На стр. 100 М.А.Полётова выдаёт фразу: «Жизнь обычного человека не представляет интереса для потомков». Это как понимать? Любой человек – это особый духовный мир, который оставляет след на земле. Этот пассаж от М.А.Полётовой говорит о её мировоззрении. Вспомним, как Рубцов, относился к простым людям:

Идёт старик в простой одежде 
Один идёт издалека…
…………………………
И было всё полно печали
Над этой старой головой

Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретится ему, 
Глядел на птиц, глядел на ёлку…
Наверно, трудно одному.

   18.  На стр. 101-107 «Об истории «Букета». На стр. 102 М.Полётова говорит о встрече с некоей Галиной Ивановной, которой 53 года (это август 2003 г.) Далее М.Полётова сообщает, что Галина Ивановна «в начале лета 1962 года» встретила в Емецке (место рождения Рубцова) молодого человека с букетом цветов на велосипеде. И о завораживающих взаимных взглядах. Как сообщает М.Полётова словами Галины Ивановны: «Мне до этого времени никто никогда не дарил букетов. У меня не было обожателей…» На следующий день Рубцов будто прислал письмо со стихотворением «Букет». Что же получается? Что Рубцов «обожатель» двенадцатилетней девочки? На стр. 105 М.Полётова называет эту «пассию» поэта уже 14-летней девушкой. Что это? Вернемся к датам. Известно, что 13 июля 1962 г. Рубцов в Ленинграде получил готовый самиздатовский сборник «Волны и Скалы» от Б.Тайгина. Поэт оформил отпуск на Кировском заводе, получил деньги, поехал в Москву и передал сборник в Литинститут. Уже 17 июля он в Вологде у отца, едет на родину, а 20 июля в Николе. Там пробыл до 1 или 5 августа 1962 г. (сведения разные). Когда же он заезжал в Емецк? Где он устроился? Откуда велосипед? Это могли выяснить давно исследователи в Емецке, в 70-е и 80-е годы 20-го века. Не много ли желающих отметиться за счёт Рубцова? Эта Галина Ивановна писала в вологодскую писательскую организацию о своём знакомстве. 
     В конце июня 2004 г. автор рецензии был случайно свидетелем разговора писателя А.Цыганова в Вологде с некоей Гетой, которая рассказывала о том, как она с Сушиновым попала на квартиру Рубцова и она поэту была не безразлична. И хотела об этом рассказать на «Рубцовской осени». Такие «подруги» появляются, не стыдясь.  
    19. На стр. 109 М.Полетова пишет, что «не закончив второго курса, получив паспорт, Коля поехал искать своих родных». Это полуправда. Рубцов закончил второй курс техникума. Только тогда он наверняка получил стипендию за два летних месяца в техникуме. Иначе, на какие средства он поехал бы в Вологду, а затем в Череповец к сестре, а затем и в Архангельск? В последнем Рубцов голодал до приёма на работу (см. стих. «Фиалки»).
    20. О любви к Тане Агафоновой (Решетовой) рассказано на стр. 107-116. Рубцов был влюблён по молодости (в 15-16 лет) в Татьяну. Но она не отвечала ему взаимностью (ей нравился земляк Решетов, что она признаёт). Её проверка влюблённых на мнимую беременность – из разряда от лукавого (если это так, как сообщает М.А.Полетова). Сообщение М.Полетовой о том, что «повторные приезды Рубцова «были в период между 1958 – 1961 годами, летом» не верны. Во-первых, был один приезд, а не приезды. Во-вторых, в 1958 году Рубцов был ещё на флоте (а как теперь сообщает М.А.Полётова, Рубцов встречался в 1958 году с Маргаритой Власовой на мосту в Ленинграде). Рубцов приезжал действительно к Тане Агафоновой, но в октябре 1959 г. после службы на флоте, когда ему надо было узнать что с Таней после её отъезда в Азербайджан и не может ли, она быть с ним. А та уже вышла замуж и Рубцов не стал гоняться за ней, а уехал в Ленинград и начал работать на Кировском заводе с 30 ноября 1959 года (то есть использовал свой отпускной месяц после флота).
     М.А.Полетова приводит слова Т.Агафоновой (Решетовой) на Рубцовских чтениях 8 августа 2003 г.: «Такому человеку, как Рубцов, нужна была свобода…Я, лично, не смогла бы дать такую свободу». Поскольку автор был во время этого эпизода в Николе, сообщаю, что Т.Агафонова сказала, что «она не дала бы свободу Рубцову» (очевидно как поэту). А это вызвало определённое возмущение в зале.
    21. На стр. 114 М.А.Полётова пишет: «О последней встрече с Николаем Рубцовым, которая произошла в 1969 году в Вологде, узнаём впервые». Это почему же? Ещё в воспоминаниях Т.Решетовой (Агафоновой) в издании В.Коротаева от 1994 года на стр. 72 написано Татьяной: «Была и последняя случайная встреча на улице Вологды летом 1969 года».  Кстати, более свежий пример. В моей книге «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…»  (издание 2002 г., которое есть у М.Полетовой)  на стр. 53 
сказано, что Рубцов встречался с Татьяной летом 1969 г. и более того после этого написал стихотворение «Ответ на письмо», которое опубликовано 31 августа 1969г. То есть это открытие оказывается только для М.А.Полётовой. На стр. 114 у М.Полетовой со ссылкой на Т.Решетову написано «Вдруг я увидела Колю Рубцова с опущенной головой в сопровождении какой-то неброской худенькой женщины». Такую характеристику дала Т.Решетова по всей видимости Н.Старичковой, да и Коля выглядит у неё неприглядно. Между тем, Н.Рубцов в стихотворении «Ответ на письмо» сказал:

Что я тебе отвечу на обман?
Что наши встречи давние у стога?
Когда сбежала ты в Азербайджан, 
Не говорил я: «Скатертью дорога!»
………………………………………
Слова любви не станем повторять
И назначать свидания не станем.
Но если всё же встретимся опять, 
То сообща кого-нибудь обманем…

    Тут уже ни убавить смысла, ни прибавить к выданной характеристике.   
     22. На стр. 115 М.А.Полетова сообщает, что  Татьяна Ивановна (имеется в виду Решетова) уверена, что стихи «В минуты музыки печальной» относятся к ней. А М.Полетова прямо не опровергает это мнение. Между тем, стихотворение датировано 31 мая 1966 г., когда Рубцов был на Алтае и уже забыл о юношеской подруге (Т.Агафоновой), но не забыл отъезд из Николы. А по мнению рецензента,   стих-е «В минуты музыки», также как и «Прощальная песня» («Я уеду из этой деревни…»)  относятся к Гете Меньшиковой, как матери его любимой дочери Лене. Надо ещё понимать, что Рубцов, как и многие поэты, часто дают в стихах обобщенный образ разлук и встреч. И попытки приписать в свой адрес стихи Поэта неэтичны. 
   23. На стр. 122 М.А.Полетова пишет, что «первый (памятник Рубцову) был открыт в 1985 году в Тотьме…» Это не точно. В том году был установлен временный гипсовый (был затем снят). В 1987 г. поставлен бронзовый памятник работы В.М.Клыкова, который стоит и сейчас в Тотьме.  
    24. На стр. 123 М.А.Полетова опровергает мнение журналистки Натальи Серовой, что в неотключённый микрофон во время открытия памятника Рубцову люди читали стихи, и пишет, что её чтение было единственным.
    25. На стр. 126 М.Полётова пишет: «Антонина Алексеевна Серкова поведала нам (М.А. и Ольге Полетовым – прим. Ю.К.-М.), что везет воспоминания своего брата Вани Серкова, вывшего воспитанника детского дома, в Никольский музей Рубцова. Она предложила передать их в наш Московский музей».  Отчего это вдруг сестра Серкова вместо мемориального музея в Никольском передаёт ценные воспоминания  в Москву? И почему бы в таком случае   Полётовым не отказаться от такого дара? Где должны быть подлинники этих воспоминаний? Конечно в Николе. А где этика у Полётовых? Об этих воспоминаниях пишет теперь М.А.Полетова, а не по праву – сотрудники дома-музея в Никольском – земляки Н.М.Рубцова.
    26. На стр. 135 и 136 М.Полётова приводит отдельные высказывания о Рубцове Ф.Абрамова, Г.Свиридова, В.Белкова, Г.Горбовского. А где провидческие высказывания таких русских критиков-литераторов, как Ю.Селезнёв, Вал. Дементьев, В.И.Белов, В.Оботуров, М.Лобанов, В.Кожинов? 
    27.  На стр. 136 М.А.П. пишет уже в открытую о своей мечте: «материал для Музея», «перед открытием Музея», «громадный архив Музея». 
     Поставим точки над i. Открывалась 1 сентября 2002 г. экспозиция. Библиотека № 95 получила название «Библиотека – культурно-просветительский центр им. Рубцова», по факту – библиотека им.Рубцова. И в нeй краеведческие экспонаты, и экспонаты от Н.А.Старичковой, в том числе платок Н.Старичковой, которым она, по сообщению М.Полетовой, вытирала слезы на похоронах Рубцова, а также копии многих публикаций Рубцова. Но! Аналогичный архив есть в С.-Петербурской библиотеке – литературном  музее Н.Рубцова (ей 10 лет), в мемориальном доме-музее Н.М.Рубцова в Никольском (ей 10 лет), в Тотемской библиотеке им. Н.Рубцова (ей 25 лет), в первом Московском Рубцовском Центре (создан 3 мая 2001 г.) А музеем является только специализированная организация со своим Уставом, фондом, штатами. А здесь мы имеем литературно-краеведческую экспозицию при  библиотеке им. Рубцова. И не надо фантазировать, что это музей Рубцова. Кстати вывеска «Музей поэта Николая Рубцова» на здании появилась уже после присвоения библиотеке (№95) имени Рубцова.
   28. О стихах, переданных Н.В.Поповым  М.А.Полетовой. Откуда они у него? Ничего не сказано. Между тем, известно, что Н.В.Попову на хранение в комнате  общежития литинститута Рубцов передал свой архив (баул). Как пишет Попов в опубликованных воспоминаниях, он  однажды опрокинул случайно баул со стихами Рубцова в шкафу. И почему Н.В.Попов свыше 30 лет не публиковал автографы  Рубцова?      
   29. На стр. 142 М.А.Полетова в связи с получением в свои руки автографов Рубцова от Попова пишет, что «сделав ксерокопии каждого из 19 листов, мы послали их специалистам – Валентине Дмитриевне Зинченко, Белкову Вячеславу Сергеевичу,  Галине  Алексеевне Мартюковой,  Татьяне Алексеевне Абрамовой,  Альбине  Викторовне Потаповой и т.д.  Интересно, что в этом списке отсутствует Юрий Кириенко-Малюгин, автор двух монографий о Рубцове, 10 тематических статей о поэте, председатель Совета первого Московского Рубцовского центра. Забыла?
    30. Практически ничего не сказано о конкретных народных исполнителях песен на стихи Рубцова (М.А. и О.Полётовы не владеют этой областью пропаганды Рубцова). Упоминание о А.С.Шилове мимолётно. Сказано о «Журавлях», а ведь Шилов пел Рубцову «В минуты музыки», «Над вечным покоем», «Звезда полей», «Замерзают мои георгины», «Осенняя песня» и др. Друг Рубцова ещё по Тотьме С.П.Багров, вообще считает, что больше всех для пропаганды Рубцова сделал А.С.Шилов, первый исполнитель песен на стихи русского Поэта. На ежегодных фестивалях «Рубцовская осень» в Вологде песни представляют авторы-исполнители (а это народные композиторы, которые владеют нашей мелодией) со всех сторон России.
     31. Почему-то М.А.Полётова ничего в книге не рассказала, как она «создавала» Фонд Рубцова, убирала в 2002 г. из учредителей Ю.Кириенко-Малюгина (у меня есть доверенность от  Е.Н.Рубцовой), не включила председателя С.-Петербурского Центра С.А.Сорокина (Вакомина), поэта Г.В.Иванова из Союза писателей России и Ф.Ф.Кузнецова, о чём была договорённость. Как предвидел Рубцов: «И всплывут ужасные обломки…». Теперь появился библиотекарь – «Президент» фонда. А имеется ещё один фонд Рубцова, созданный М.Козловым, приехавшим из Америки (см. сайт «Душа хранит»).
    32. В основном брошюра представляет собой журналистское бытовое изыскание и отчёт о следопытской работе (в том числе поиск нескольких «подруг» Рубцова), проведённой Полетовыми по жизни Рубцова.  
   33. И так ненавязчиво М.А.Полетова проводит мысль, что все материалы надо слать в Москву ей, в так называемый музей, а по факту в библиотеку им. Рубцова. А я считаю, что надо слать материалы в Никольский мемориальный дом-музей, а главное в ГАВО – Государственный архив Вологодской области, где хранится основная масса документов о Рубцове. А остальным Рубцовским центрам – копии документов.
   Надо меру знать, кто и чем должен и может заниматься (в силу знаний и мировоззрения) в области пропаганды творчества русского национального поэта.

  28.12.2004г.-4.01.2005г       Член СП России         Юрий Кириенко-Малюгин

   P.S. (июнь 2006 г.). Тиражировать ошибки и выдавать желаемое за действительность  нельзя. Данная рецензия была разослана в начале 2005 года руководителям ряда рубцовских организаций: Г.А.Мартюковой, С.А.Сорокину, Т.А.Абрамовой, А.В.Потаповой, З.И.Дубининой, Н.А.Старичковой и др. Для обеспечения достоверности фактов по жизни и творчеству Рубцова автор опубликует специальную рецензию об учтённых и неучтённых замечаниях в новом издании М.А.Полетовой.