Владимир Фомичев. У истока памяти

     Юрий Кириенко-Малюгин – выдающийся хранитель памяти о Николае Рубцове. Для меня постоянно действующим доказательством этой мысли служит целая библиотечка его книг  о поэте, появившихся в ХХ1 веке, которые имею в своем домашнем кабинете: «Тайна гибели Николая Рубцова» (три издания), «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные звуки…», «Белый куст сирени», «Наши встречи впереди», «Поэзия.

Истина. Рубцов. Авторская поэзия и критика ХХ1 века». Сюда надо приплюсовать находящиеся в другом личном хранилище да еще и не попавшие вообще в мои руки. А создание в 2001-м году Московского Рубцовского центра, регистрация в 2006-м году НО «Рубцовский творческий союз», шесть научно-практических конференций о «Есенине моего поколения», ежегодные альманахи «Звезда полей», объединение на этом поле в творческое содружество единомышленников из России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, систематические выезды на родину поэта, пополнение архива о нём, создание пьесы и постановка спектакля, регулярные встречи с читателями и т. п.! Что ни говорите, но Ю. И. Кириенко-Малюгин является здесь фигурой единичной, неповторимой, самим Богом посланным на «Рубцовский пятачок» в современном литературном процессе. Важность этого явления трудно переоценить. И я решил именно на это обратить внимание присутствующих. 
Поэтический феномен по имени «Николай Рубцов» сам по себе вовсе не является гарантией от поглощения забвением на родной Русской Земле в эпоху Коммунодемократии. Тому в нашей новейшей истории можно найти множество самых ярких примеров. Мы знаем, что в девяностолетний период после Октябрьского переворота 1917-го, на протяжении разных временных отрезков, подобное – величина постоянная, вплоть до сего дня. Так, например, жгли ноты Глинки и Чайковского во дворе Московской консерватории, объявляли гениальных авторов «Страны негодяев», «Бесов», «Истории государства Российского» вредными для общества, на десятилетия изымали их произведения из библиотек и запрещали упоминать в учебниках. Гулаговские события в литературе и искусстве накануне войны с Германией и после нее, из-за чего покончил с собой руководитель Союза писателей СССР Александр Фадеев, поэма о памяти, как основном в «немом времени» Александра Твардовского – подтверждают непреложность обозначенной мной сущности. 
А в прошлом году, в году 65-летия Великой Победы над немецко-фашистским вермахтом, как и все десятилетия после ВОВ вообще, напрочь замолчано верхними бюрократами и политиками, центральными СМИ и в массе свой писателями. Это – жуткое явление. Скрыто от общества, что на оккупированных территориях СССР в сотнях мест «была повторена» «в более жестоких формах судьба Лидице» (материалы Нюрнбергского трибунала), не было ни слова сказано о множестве трагедий массовых сожжений мирных жителей, о «несказанных гитлеровских преступлениях в России», как их назвал У. Черчилль. 
Возьмем совсем близкий нам, летописцам современности, пример. В марте только что минувшего 2010-го вышел номер чисто литературной газеты с передовой статьей «Столица мракобесия?» весьма известного создателя художественной прозы, где читаем: «Но не ангел света водил рукой писателя, когда он воспевал блуд и восхищался похождениями нечистой силы. Страшно за его душу, и молиться надо за грешного Михаила… Увы, именно он дал повод для… праздников сатанинских слуг». Когда я прочитал этот пассаж, просто отказывался верить своим глазам. Невероятно, но факт: его содержание относится к писателю и его главному произведению – величинам не менее значительным, чем Николай Рубцов и, скажем, стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны». Цитата абсолютно противоречит устоявшемуся мнению о том, что она характеризует. Ведь в ней речь идет о Михаиле Булгакове и романе «Мастер и Маргарита». О том же самом в энциклопедии, посвященной этому великому человеку, вышедшей три года назад, сказано с гордостью за отечественную словесность совсем другое, с чем невозможно не согласиться: «Булгаков вошёл в русскую и мировую литературу прежде всего как автор романа «Мастер и Маргарита», который многие литературоведы и вдумчивые читатели считают лучшим романом ХХ столетия». Почему же в таком случае может быть «Страшно за его душу, и молиться надо за грешного Михаила»? И где это «он воспевал блуд и восхищался похождениями нечистой силы»? Если только тема дьявола и других потусторонних сил породила проклятые, извините за резкость, думы у критика… 
Готовясь к выступлению на нынешней научно-практической конференции, я хотел проанализировать содержание последнего сборника «Звезда полей». Но буквально вчера изменил тему, побывав на чествовании Николая Рубцова в Литературном институте, где он учился. Окончательно я принял такое решение после беседы группы поэтов в кабинете проректора по ВЛК Валентина Васильевича Сорокина. Один из присутствовавших высказал полное недоумение недавно услышанными им словами, сказанными тоже якобы поэтом, о юбиляре – вологодском соловье: «Я ненавижу поэзию Николая Рубцова». Действительно, после такого заявления остаётся только ахнуть. Но ведь только что разобранный мной случай с недавней публикацией писательской газеты, где присутствует подобная жуть о М. Булгакове, разве не такого же ряда? А другие вышеназванные аналогичные? Например, отсутствие ответной реакции интеллигенции, мозга нации, на кошмарное замалчивание в течение всех послевоенных лет не чего-нибудь тайно-государственного, а сотен трагедий массовых сожжений мирных граждан Отечества в годы войны с немецким фашизмом? Последнее ещё удивительнее и потому, что в МГО СП России стоят на учёте ваш покорный слуга и Валентин Сорокин, возглавляющие бюро поэтов и Общество «Поле заживо сожжённых», которое третий год подряд широко вещает о безмерно безнравственном отношении к неизбывному национальному горю времени Великой Отечественной. Кстати, это Общество носит имя Эдуарда Хлысталова, тоже состоявшего на учёте в Московской городской организации, знаменитого есениноведа. Представьте себе, если бы мы тоже, как большинство наших товарищей по МГО, молчали об испепелённых с людьми русских Хатынях - Борьбах, Юсовках, Больших Заречьях? 
В силу всего вышеизложенного я хочу в год 75-летия со дня рождения изумительного поэта Николая Рубцова от всего сердца поблагодарить активного хранителя памяти о нём Юрия Ивановича Кириенко-Малюгина. Низкий Вам поклон, дорогой друг истинной поэзии!