Ю.Кириенко-Малюгин. Кто и что о «Зелёных цветах» Николая Рубцова?

   На сайте «Душа хранит» 6 января 2012 года опубликована статья члена Вологодского Союза писателей-краеведов Л.Вересова «Зелёные цветы» Николая Рубцова». Пройдём по многим посылам этой статьи. И сопутствующим фактам.

    Л. Вересов  сообщает: «Впервые стихотворение «Зелёные цветы» опубликовано в газете «Новый путь» г. Белозерска 17 августа 1967 года. «Вологодский комсомолец» публикует цикл стихов под общим названием «Зелёные цветы» 3 сентября 1967 года. А 17 октября 1967 года, «Сокольская правда» публикует цикл стихов Рубцова под названием «Зелёные цветы». Газета «Волна» посёлка Вашки публикует «Зелёные цветы» вместе с подборкой стихов Сергея Чухина 26 декабря 1967 года». 
     Открываем  издание «Николай Рубцов». Собрание сочинений в трёх томах (Москва, Терра, 2000 г., редактор В.Зинченко, фактически составитель и автор комментарий к стихам поэта).  В томе 2, стр. 269 читаем: 
   Зелёные цветы – газ. «Вологодский комсомолец» от 3 сент. 1967 г., журн. «Молодая гвардия», М. 1968, № 3; сб. «Душа хранит», 1969.
   По воспоминаниям поэта Сергея Чухина, летом 1967 года Николай Рубцов отдыхал с ним под Вологдой в селе Новленском и затем в Погорелове, где были написаны стихи: «Купавы», «В старом парке», «Зелёные цветы». (Чухин С. До последнего дня: Воспоминания о Рубцове. Архангельск, 1983)
   Эти же воспоминания были опубликованы в книге «Воспоминания о Рубцове», (Вологда, КИФ «Вестник», 1994, составитель Виктор Коротаев)
    Фрагменты воспоминаний С.Чухина были опубликованы в монографиях Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов …» от 2002г. и  2011г. 
     В старом парке – газ. « Новый путь», Белоозёрск, Вологродская обл., от 17 авг. 1967 г., журн. «Молодая гвардия», М., 1968, № 3; сб. «Сосен шум», 1970.
   Л.Вересов сообщает: «Итак, летом 1967 года Николай Рубцов некоторое время проводит у своего друга Сергея Чухина. Отдыхает душой в деревне Погорелово, где сохранились тогда ещё остатки барского сада, пруда, дома. Поэту хочется чего-то вневременного. Одолевают думы об ушедшем, ведь всё так быстро проходит. И не найти уже ни старой жизни, отомрут скоро все признаки старой Руси.
      И вот в этом настроении поэт находит образ – зелёные цветы. Рождается стихотворение о том, чего невозможно отыскать, а можно только представить или вообразить. Старый верный друг – это, почти наверняка, поэт Сергей Чухин. Такой же лирик, как и все поэты, не от мира сего, «который сам не терпит суеты».
     Комментарий Ю.Кириенко-Малюгина (сокр. Ю.К.-М.):
«До отдыха в Погорелово Николай Рубцов с Сергеем Чухиным отдыхали в Новленском. Об этом сказано в статье С.Чухина «До последнего дня» (Воспоминания о Николае Рубцове», КИФ «Вестник», Вологда, 1994, стр. 272, 273).  Повторено с комментариями в книге Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…».  2002 г.М.,  МГО СП России, 2002, стр. 205-207). Вот фрагменты текста: 
     «Во время летних каникул в литинституте в 1967 году Сергей Чухин встретился с Николаем Рубцовым в Вологде. С.Чухин пишет, что стоял конец июля.
    «Хочу поехать в Тотьму, к дочке, но, сам понимаешь…
    Да, я знал о хроническом безденежье, которое буквально преследовало Рубцова, приковывало его к городу, к случайным гонорарам и случайным компаниям. 
      – Поедем со мной в Новленское, – предложил я, – шестьдесят километров отсюда. Там у меня тётя и бабушка. Изба большая – зимняя и летняя. Они – в летней, а мы в зимней будем. Лес, речка, озеро – всё рядом!     
     –  Неудобно…Ты там свой, а я что?» (11) 
    Так вспоминает С.Чухин разговор с Рубцовым. И уговорил  его поехать в деревню. Друзья-поэты часто ходили на речку. На рыбалке Рубцову не везло.  С.Чухин пишет: «…посидев час-полтора на реке, он  уходил домой   и слушал бесконечные бабушкины рассказы о былом, о её молодости, прежнем хозяйстве, она его расспрашивала – откуда родом,  где  семья,  сколько  лет  дочке, где  сам  служит…» .  
    И далее С.Чухин сообщает (11):
    «Мы вошли во вкус деревенской жизни и от бабушки поехали в Погорелово, к моим родителям. Походы в лес и на реку продолжались, но всё чаще Рубцов оставался дома писать. Впрочем, писать – не то слово. Ему не требовались ручка и бумага. Он укладывался поверх одеяла, закинув ноги на спинку кровати, и так лежал, бывало, по нескольку часов» .
     Поэтому сообщать, что стихи «Зелёные цветы» рождены в Погорелово необоснованно (возможно они созданы  ещё в Новленском).   
     В статье Л.Вересов сообщает:
    «И вот ещё на какой факт не обращали внимание рубцововеды: дипломной работой выпускника Литературного института Николая Рубцова была не только выдающаяся книга «Звезда полей», но и цикл стихов «Зелёные цветы». (курсив Ю.К.М.)
    Это удивительно и недопустимо. Ещё в начале 2002 года автор (уже тогда член СП России)  знакомился с папкой документов по творчеству Н.М.Рубцова, которая была в библиотеке Литературного института (интересно, где эта папка сейчас?).  В книге – монографии Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М., МГО СП России, 2002, стр. 242, 243)  на основе тех документов была дана  такая информация: 
     «В творческой папке Рубцова  имеется преддипломный цикл под названием «Детство». В оглавлении поэт зачеркнул название и изъял стихотворение «В старом парке». Заменил его на «Зелёные цветы» из-за возможных идеологических сложностей на защите диплома. Книжку «Звезда полей» и подборку стихов «Зелёные цветы» Рубцов представил как выпускную работу на заочном отделении литинститута им.Горького и  сдал  государственные экзамены 26 декабря 1968 года (11). (Курсив Ю.К.-М.) Присутствовали ректор института  – В.Ф.Пименов, критик –  Ф.Ф.Кузнецов, преподаватели – Н.Н.Сидоренко, В.П.Друзин, Е.А.Исаев.
      Вспоминает А.Азовский (44):
    «В последний раз видел я Николая Рубцова радостным, когда он сдал госэкзамены. Выскочил из двери, за которой сидела комиссия, и, как  мальчишка, «ура»  закричал. Всех  встречных  и поперечных обнимал. Да и как ему было не радоваться, если он из всего своего рода первым высшее образование получил».
       Из отзыва Н.Н.Сидоренко (23, ГАВО, Вологда):
     «Дипломная работа Николая Рубцова (книга «Звезда полей» и 10 стихотворений из числа написанных позднее) – свидетельство того, что в литературу пришёл на редкость своеобразный, цельный в своём творчестве поэт, знающий во имя чего мы просиживаем ночи над листом бумаги, наедине с поэзией.
    Творчество Н.Рубцова органично и цельно, он в стихах честен и открыт и свою грусть, что порой охватывает душу, он не скрывает, не вуалирует ничем…
    Может показаться, что в отдельных стихах Н.Рубцова слух улавливает «есенинские» интонации. Возможно. Но это не подражание, а национальное сродство творчества, и тут С.А.Есенин в чём-то и помог младшему собрату, в чём-то поддержал, утвердил его».             
     Из отзыва В.В.Друзина на дипломную работу Н.М.Рубцова (23, ГАВО, Вологда):
    «Тонкое и точное проникновение в мир русской природы, в характер русской национальной особенности – вот отличительная черта поэзии Н.Рубцова, ярко проявившаяся в книге «Звезда полей» с незаурядным мастерством.
    Новые его стихи из цикла «Зелёные цветы» свидетельствуют о зрелом мастерстве поэта (курсив Ю.К.-М.). Не только процитированное выше «На автостраде», и такие стихи, как «Во время грозы», «Шумит Катунь», «Городской пейзаж», «На ночлеге» - радуют читателя большой эмоциональной силой изобразительного мастерства.
     Сейчас Н.Рубцов – поэт общепризнанный, в творческом движении его проявляется общее движение всей современной поэзии…
     Дипломная работа Николая Рубцова – бесспорно отличная.
                                                                                    23.12. 1968 г.» 
      Из отзыва Е.А.Исаева (23, ГАВО, Вологда):    
     «Я помню её (книгу) сердцем. Помню не построчно, а всю целиком, как помнят человека со своим неповторимым лицом, со своим характером. Эффектного, ударного в книге ничего нет.  Есть задушевность, раздумчивость и какая-то тихая ясность беседы. В ней  есть  своя  особая   предвечерность - углублённый звук, о многом говорящая пауза. О стихах Рубцова трудно говорить, как трудно говорить о музыке».
     Весь  этот вышеприведённый фрагмент вошёл в отредактированную монографию Ю.Кириенко-Малюгина (курсив Ю.К.-М.) под новым названием «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (М.Изд. НО «Рубцовский творческий союз», серия ЖТЛ, январь 2011г., стр. 213-214). Сразу за этим фрагментом добавлен нижеследующий абзац:    
     «1968 год оказался очень насыщенным в поэтическом плане для Рубцова. Подготовлены подборки стихов для сборников «Душа хранит» (январь) и «Сосен шум» (декабрь), переданы для публикаций стихи в журналы «Октябрь», «Молодая гвардия», альманах «День поэзии», в газеты «Вологодский комсомолец», «Красный Север» и др.».    
     Л.Вересов в своей статье даёт комментарии по философичности стихотворения «Зелёные цветы». Хочу напомнить, что статья филолога  Л.Федуновой (С.-Петербург) «Тайна «Зелёных цветов» в поэзии Николая Рубцова»  опубликована в 2003 году  в сборнике  «И буду жить в своём народе…» (С.-Пб, Авангард, 2003, стр. 38-46), составленном из работ конкурса «Мой Рубцов» 2001-2002 г.г. библиотеки им. Н.Рубцова (отв. редактор Т.А.Абрамова). В содержательной статье Л.П.Федунова исследует философский смысл метафоры Н.Рубцова «Зелёные цветы» и не только. Поэтому Л.Вересов должен был сослаться на статью Л.Федуновой, (курсив Ю.К.-М.) привести свои выкладки, которые должны отличаться от посылок предшественницы-филолога или сослаться на использование выводов Л.Федуновой. Если он знает о работе Л.Федуновой.
     Л.Вересов сообщает: «Ещё один нюанс хотелось бы отметить. Поэт Рубцов и редактор Ермаков работали над книгой «Зелёные цветы» для издательства «Советская Россия», тогда как все предыдущие сборники стихов выходили в Северо-Западном книжном издательстве (сборники «Лирика», 1965 г. и «Душа хранит, 1969 г.) и в московском издательстве «Советский писатель» («Звезда полей», 1967 г. и «Сосен шум», 1970 г.)».  
    Можно подумать, что вышеупомянутые сборники выходили как сыр по маслу. Л.Вересов проводит мысль, что Н.Рубцов с 1968 года занимался созданием сборника (как книги) «Зелёные цветы», чуть ли не как основным направлением в работе. В это время Рубцову было не до этого сборника. Во-первых, ему надо было представить дипломную работу (курсив Ю.К.-М.). У Рубцова было два официальных издания: «Лирика» и «Звезда полей». Сборник «Лирика» поэт просто не хотел представлять на защиту, так он был урезан Северо-Западным издательством и не отражал его творчество. Рубцов срочно к декабрю 1968 года сформировал подборку из всего десяти стихотворений, назвав её «Зелёные цветы».  На согласовании у Рубцова был сборник «Душа хранит», отосланный в начале 1968 года в «Северо-Западное издательство» (редакция в Архангельске).  Редактор В.Лиханова предложила Н.Рубцову убрать более 20 стихотворений, и ему пришлось письменно «воевать» за состав сборника ещё в мае 1969 года. И только, когда В.Лиханова в июне 1969 года узнала, что «неказистый» поэт – член   Союза писателей СССР и выпускник Литературного института, то тут же изменила мнение.  Параллельно в 1969 году Рубцов готовил и согласовывал в издательстве «Советский писатель» сборник  «Сосен шум» (подписан к печати в апреле 1970 г.).  В это же время Рубцов передавал в газеты и журналы целый ряд стихотворений для заработка. Надо ещё знать издательскую «кухню», которую проходят нормальные и ненормальные поэты. 
     Поэтому только после получения диплома в мае 1969 года у Н.М.Рубцова были развязаны руки для системной подготовки новых сборников.  
    В приведённом   Л.Вересовым письме от 7 мая 1969г.  ст. редактор издательства «Советская Россия»  Д.Смирнов  сообщает, что «Ваша книга стихов «Зеленые цветы» нами включена в проект плана 1970 года. Ждём утверждения этого плана в Секретариате СП РСФСР и Комитета Печати. Просим Вас подумать над названием книги. Может быть, придумаете что-то поинтереснее». 
     Значит, книгу Рубцов заявил в конце 1968 года (после формирования цикла стихов «Зелёные цветы» для дипломной работы) или начале 1969 г.  Ссылки Л.Вересова на публикации А.Романова и В.П.Астафьева можно принять к сведению, но фактов издания или специального блокирования издания «Зелёные цветы» не просвечивается. Просто срабатывала редакционная бюрократия. Косвенно это признаёт Л.Вересов, когда сообщает: «В архивном документе речь идёт о цикле стихов. Обращаю внимание читателей на дату: 23 мая 1969 года. Но ещё в документальных свидетельствах за весну 1968 года упоминается уже книга Рубцова «Зелёные цветы». 
     Н.Рубцов, конечно, боролся за состав сборника «Зелёные цветы». Но это было уже в конце 1970 года.  Заглавное стихотворение отражает грустное мировосприятие поэтом окружающей среды. И всё-таки, не случайно Рубцов просил обязательно включить такое программное стихотворение как  «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...» К таким же приоритетным стихам необходимо отнести «Русский огонёк» и «Старая дорога», которые  не были включены в сборники «Душа хранит» и «Сосен шум», но задавали народно-философскую  тональность сборнику «Звезда полей». 
     Тексты писем В.М.Ермакову (Вологда, 31 июля 1970 года)  о названии книги и об объёме рукописи,  В.М.Ермакову (Вологда, 27 октября 1970 года) о командировании редактору в Вологду, В.М.Ермакову (Вологда январь 1971 г.) о согласовании названия и содержания опубликованы впервые В.Д.Зинченко в т.3 (курсив Ю.К.-М.) трёхтомника «Николай Рубцов (Терра, 2000 г.). 
    Печатание копий писем из архива ГАВО может являться приоритетом только с точки зрения графологии переписки, но никак не по содержанию, которое известно с приоритетом публикаций В.Д.Зинченко. 
    Новыми являются воспоминания художника Снегура, который почему-то лично их не публиковал ранее. Также копии сопутствующей информации от  исследователей С.Дмитриева и С.Лагерева,  которые не являются документами, исходящими от Н.М.Рубцова. 
     В статье Л.Вересов  сообщает, что «с рукописью этой книги (имеется в виду «Подорожники» , прим. Ю.К.М.) Рубцов совсем не успел поработать, поэтому поэма «Разбойник Ляля» включена в раздел «Ранние стихи», и приводится не принадлежащее Рубцову стихотворение «Огороды русские» (автором этого стихотворения является латышская поэтесса Мара Гриезане)».  «Огороды русские» в состав сборника «Подорожники» включил впервые Виктор Коротаев и оно стало кочевать из сборника в сборник». 
     Об авторстве стихотворения «Огороды русские» впервые сообщила В.Д. Зинченко в примечаниях в т. 1 трёхтомника «Николай Рубцов»  (Терра, М., 2000, стр. 304): «По свидетельству поэта Ю.Влодова, машинописный листок со стихотворением Рубцов получил в общежитии Литинститута от Мары Гриезане, собираясь написать о ней статью. После гибели поэта листок оказался в его архиве и был опубликован…» В связи с этими фактами В.Зинченко не включила «Огороды русские» в трёхтомник полного (на то время) собрания сочинений Н.М.Рубцова. К сожалению, даже композитор Г.В.Свиридов собирался работать с текстом стихотворения «Огороды русские», доверяя публикациям в сборниках и издательствам.
    Автор этой статьи в своё время упустил примечание В.Зинченко. В 2004 году при рассмотрении содержания стихотворения «Огороды русские» я по поэтической интуиции приводил доказательства, что оно не принадлежит по стилистике Н.Рубцову  (курсив Ю.К.-М.) и предполагал попытку дискредитации поэта (см. Ю.Кириенко-Малюгин «Тайна гибели Николая Рубцова», издание 2-е, М. МГО СП России, март 2004 г., стр. 131-133). 
      На сайте «Душа хранит» приведена статья мужа Мары Гриезане Владимира Супруненко от  17 февраля 2004 г. », в которой подьверждено авторство стихотворения «Огороды русские».
       Между тем, после публикаций 2000 года и  2004 года литературные редакторы сборников Н.М.Рубцова Н.Дорошенко (2006 г., М.), В.Калугин (2007 г., М.), С.Лесневский и Б.Романов (2007 г., М.),  В.Калугин (2008 г., М.), В.Бондаренко и В.Калугин (2008 г., М.), Л.Вакуленко и Н.Фомина (2009 г., Харьков), В.Бондаренко (2011 г., М.) по им известным причинам (не проверяя публикации по современному рубцововедению, особенно от В.Д.Зинченко, прим. Ю.К.-М.) продолжали включать «Огороды русские» в типографские издания. К сожалению,  известные издательства не выходили на уже тогда (с 2001 года)  известных  исследователей творчества Н.М.Рубцова (напр. В.Д.Зинченко и Ю.Кириенко-Малюгина) и  публиковали устаревшие, двадцати – и тридцатилетней давности  критические статьи.  
    О приоритете открытия авторства стихотворения «Огороды русские» со стороны В.Д.Зинченко Л.Н.Вересов должен был сообщить в своей статье. Важность вопроса состоит в том, чтобы на будущее антифакты не попадали в официальные издания. 
    В статье Л.Вересова нет информации, опубликованной Ю.Кириенко-Малюгиным в монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит. не угасая…» (январь 2011 г.),  в статье «Красным, белым и зелёным мы поддерживаем жизнь…»,  опубликованной на сайте и в альманахе «Звезда полей», № 2 (апрель 2011 г.) и в альманахе «Поэзия» № 3-4 (ноябрь 2011 г).  в связи с обоснованием участия моряка Н.Рубцова в оцеплении воздушных ядерных взрывов на «Новой земле» и не сказано ничего о полученной лучевой болезни Н.Рубцова. Это нестандартная информация объясняет целый ряд фактов, связанных с обстоятельствами подготовки сборника «Зелёные цветы», бытовым поведением поэта  и пессимистическими мотивами в поэзии Н.Рубцова – мотивами преждевременного ухода по сравнению с современниками.

P.S.  Хочется пожелать интересующимся творчеством Н.М.Рубцова проверять достоверность материалов, направляемых на публикации. 
                                                                                 20.01.2012 г.