Светлана Омельченко. Сообщение - презентация «Мой Васнецов»
… Он грозной был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как — взгляните — чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный —
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь — о, русская земля!—
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
«О Московском Кремле» Николай Рубцов 1968 г.
О В. М. Васнецове, его творчестве я знала со школьных лет, потому что интересовалась творчеством передвижников. А вот о его брате Аполлинарии, я узнала позже, когда стала работать в школе и преподавать историю. По теме «Наш край» нужна была не только информация, но и наглядный материал. И вот случай помог. Для пятилетней дочери я купила книжку Е. Осетрова «Твой Кремль». Обнаружила в ней репродукции картин А. М. Васнецова о Кремле с XII по XVII вв. Тогда я стала искать информацию об этом художнике.
Выяснила, что он младший брат В. М. Васнецова. Родина братьев находилась в Вятской губернии – село Рябово. Сегодня это Кировская область.
Земляки установили скульптуру братьев Васнецовых Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича в 1992 году перед зданием Кировского областного художественного музея.
Портрет А. М. Васнецова в 13лет был написан В. М. Васнецовым. Портрет художника С. В. Малютина был написан в 1914 году, Аполлинарию Михайловичу 58 лет. На первом – подросток, перед которым всё в будущем. В. М. Васнецов с необыкновенной нежностью изображает младшего брата. На втором - перед нами уже состоявшийся, признанный художник, академик живописи. С. В. Малютин пишет просто с чрезвычайным портретным сходством, без идеализации. Огромное значение он придавал изображению рук для характеристики портретируемого.
Мемориальный музей А. М. Васнецова является частью Третьяковской галереи. Когда несколько лет назад я, наконец-то, посетила это заповедный уголок Москвы, меня сразу поразила атмосфера тепла, доброжелательности.
Приняв решение участвовать в проекте «Музейный Стар Трек», я даже не выбирала из четырёх музеев, в какой идти. Не в Царицынский музей-заповедник, не в Музей Космонавтики, не в Музей обороны Москвы. Только Музей-квартира А. М. Васнецова
И так, вы уже, наверно, поняли — мой Васнецов – это Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933). Мне как преподавателю истории, москвоведения он интересен, прежде всего, как историк Старой Москвы. С середины 1890-х А. М. Васнецов изучал историю Москвы, став в дальнейшем её знатоком. Старинные карты с большой лупой, принадлежащие Аполлинарию Михайловичу, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его кабинете в Музее-квартире в Москве.
Я познакомилась с подробной историей Кремля, его соборов, только когда переехала жить в Москву. Мне было 23 года. Аполлинарий Михайлович переехал в Москву, когда ему было 22 года. Кремль поразил его величием и красотой. Картина была написана через 14 лет в 1894 году.
«У меня в Москве – купола горят.
У меня в Москве – колокола звонят.
И гробницы в ряд у меня стоят,
в них царицы спят и цари».
Писала М.И.Цветаева.
Предлагаю познакомиться с историей московского Кремля, используя репродукции картин А. М. Васнецова. Именно так, сначала я, а потом и мои ученики изучали историю самого первого московского поселения на Боровицком холме у места впадения реки Неглинки в Москву-реку.
ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ. XII ВЕК. 1917.
На этой картине строятся крепостные стены, а слово «Кремль» появится только в XIV веке и будет, по мнению, некоторых историков, обозначать внутреннюю крепость. До этого в летописях есть слова «древний град», «город», «Кремник».
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ИВАНЕ КАЛИТЕ. XIV ВЕК. 1921.
У Н. М. Карамзина в «Истории государства Российского» говорится, что окружил Иван Калита столицу дубовыми стенами и возобновил сгоревший Кремник или Кремль.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ. XIV ВЕК. 1922.
С времён Д. Донского Москву стали называть «белокаменной»
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ИВАНЕ III. XV ВЕК. 1921.
Перед нами Кремль, вызывающий чувство прекрасного, величественного. Это была крепость, построенная по последнему образцу фортификационной науки.
Московский Кремль с тех пор стал символом могущества единого Российского государства. А Москва – его столицей.
Занимаясь изучением истории Московского Кремля, мне стало известно, что здания Успенского и Архангельского соборов построены при Иване III заново. А на месте церкви Иоанна Лествичника возведена церковь-колокольня Иван Великий. Здания построены под руководством итальянских зодчих в конце XV – н. XVI веков
УЛИЦА В КИТАЙ-ГОРОДЕ. НАЧАЛО XVII ВЕКА .1900.
А. М. Васнецов для меня стал одним из моих любимых художников. С 1900-х главной темой его творчества был архитектурный исторический пейзаж Москвы, а меня всегда интересовала живопись, история и история Москвы, в частности. Поэтому А. М. Васнецов мне особенно близок. XVII в. – это уникальный век в истории России и Москвы, допетровская Русь. Одной из лучших картин, изображающих старую Москву начала XVII века, является «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (Русский музей).
А. М. Васнецов не просто любуется своеобразной экзотикой Китай-города, причуд-ливыми деревянными домами, церковками и уютными запутанными уличками. В картине чувствуется настоящий драматизм, приближение социально-исторических событий, разрушивших искони установившийся порядок жизни старой Москвы.
«Будет большой ошибкой, писал А. М. Васнецов, считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и не одухотворенной. Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела как улей и волновалась подчас бурно и жестоко; стоит вспомнить народные бунты, чтобы убедиться в том».
КНИЖНЫЕ ЛАВКИ НА СПАССКОМ МОСТУ В XVII ВЕКЕ. 1902.
Я 25 лет проработала в Библиотечном колледже. Книги читать любила с детства, а за годы работы в колледже интерес к истории книжного дела у меня стал практически профессиональным.
В музее я узнала, что Аполлинарий Михайлович был книголюбом. В молодости он увлекался Некрасовым, Писаревым, Чернышевским, позднее ему стало близко творчество Льва Николаевича Толстого.
Я думаю, сюжет этой картины у художника возник не случайно.
В начале XVII века Московский печатный двор был уже крупным предприятием, снабжавшим печатной продукцией всю Русь. На картине показано конкретное место, где происходила оживленная книжная торговля. В книжных лавочках москвичи могли купить буквари, «учебные руководства», грамматику, правительственные «уложения», церковную литературу и т.п. Около лавочек между любителями книг часто происходил обмен мнениями о прочитанном. Главное в картине — книжные лавочки. Торговля книгами в XVII веке постоянно увеличивалась, и эти лавочки, уже не умещаясь на Спасском мосту, занимали часть территории Красной площади.
ВСЕСВЯТСКИЙ МОСТ. КОНЕЦ XVII .1901.
А. М. Васнецов создал в живописи практически новый жанр – исторический архитектурный пейзаж. Когда я преподавала дисциплину «История Москвы» в ней был целый раздел «История архитектуры города». И репродукции картин Аполлинария Михайловича были самыми лучшими наглядными пособиями.
А. М. Васнецов показал в своей картине один из интересных архитектурных памятников столицы конца XVII века.
Когда в 1692 году сооружение моста было закончено, он поразил всех своей грандиозностью, а также новизной строительной техники. Всесвятский мост называли "седьмым чудом" мира. На дубовых сваях было возведено шесть каменных быков с ледорезами, связанных между собой арками, образовавшими шесть пролетов. На правом берегу, который изображен в картине, мост заканчивался двумя шатровыми башнями, представлявшими предмостное укрепление; они возвышались над шестью проезжими воротами. Вдоль всего моста шла крытая галерея, в которой помещались лавки с различным товаром и пивные кружала.
Всесвятский мост, был расположен неподалеку от современного Большого Каменного моста. Мост соединял Кремль, Китай-город, Белый город и Скородом с Замоскворечьем.
СЕЛО КОЛОМЕНСКОЕ. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ. 1927.
Первый раз я её увидела в плачевном состоянии. Сегодня она полностью отреставри-рована снаружи. Церковь Вознесения построена в XVI веке по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Она уникальна, так как возведена в шатровом стиле. Акварель А. М. Васнецова поражает необычайной свежестью и чистотой цвета.
Московские этюды А.М.Васнецова второй половины 20-годов прошлого века смело можно назвать «лебединой песнью» художника. В них вложил он все свои знания, все мастерство, всю любовь к родной русской природе.
ДОМ БЫВШЕГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА НА БЕРСЕНЕВКЕ
(ПОСТРОЕН В XVII ВЕКЕ). 1923.
Когда я увидела эту картину в музее, я поняла, что такое судьба. Ведь именно здесь в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Институт Наследия) сегодня проходят каждую последнюю пятницу месяца заседания Московского краеведческого общества, членом которого я являюсь и принимаю посильное участие. А. М. Васнецов был членом Императорского Московского археоло-гического общества (МАО), при котором была создана Комиссия по изучению старой Москвы, в 1919—1923 годах был председателем (позже — почётный председатель) Комиссии «Старая Москва», заседания проходили в этом здании.
В начале ХХ века в Фурманном переулке был построен дом, в котором с 1903 по 1933 годы жил, работал и умер художник, историк Москвы А. М. Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.
Предлагаю короткий видеоролик.
Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году.
В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. Московская общественность ходатайствовала перед Министерством культуры РСФСР о воссоздании его домашней мастерской.
В 1960 году, благодаря стараниям сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны Васнецовых, была открыта для посещения мемориальная мастерская, в которой художник работал последние 15 лет.
В 1965 году Васнецовы передали большие комнаты под экспозицию музея, а сами переехали в маленькие.
Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века. В 1997 году по завещанию Е. К. Васнецовой все её имущество и квартира перешли в собственность Государственной Третьяковской галереи.
В настоящее время коллекция музея насчитывает около 7 тысяч единиц хранения. Сегодня музей расширил свои площади, он занимает две квартиры на одной лестничной площадке. Экспозиция, развернутая в квартире напротив, представляет разные этапы и грани творчества художника. Здесь сохраняются не только вещи, но сама атмосфера уютного московского дома.
Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года в Москве. Его могила находится в самой тенистой аллее Введенского кладбища. Лет 10 назад я впервые посетила его. Могила Аполлинария Михайловича была в удручающем состоянии. Сегодня она приведена в порядок.
НА ПАМЯТНИКЕ ВЫСЕЧЕНА НАДПИСЬ: «ХУДОЖНИКУ, ИСТОРИКУ, МЫСЛИТЕЛЮ…»
Очень интересен барельеф: Аполлинарий Михайлович изображен в профиль
Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, рекомендую посетить зал, в котором вы увидите графические работы с видами старой Москвы.
Вы всегда будете желанными гостями в Музее-квартире А.М.Васнецова.
Сегодня вы обзорно познакомились с творчеством уникального художника и много-гранной личности А. М. Васнецовым. Надеюсь, как и меня, вас заинтересовали творчество и личность Аполлинария Михайловича.
Ни на одном из полушарий,
Ни днём, ни ночью с фонарём,
Как Васнецов Аполлинарий —
Таких людей мы не найдём.
Написал о нём его современник.
А его историческо-архитектурные пейзажи, помогут вам поближе познакомиться с историей нашей древней и прекрасной столицы городом Москвой.
Прим. Доклад С. А. Омельченко 27.02.2021 г. на 16-ой Московской конференции «Рубцовские чтения» был иллюстрирован картинами А. М. Васнецова.