Александр Избенников. Живая одухотворённая Природа в стихотворении Н.М. Рубцова
Природа
Звенит, смеётся, как младенец,
И смотрит солнышку вослед.
И меж домов, берёз, поленниц
Горит, струясь, небесный свет.
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берёз,
И миротворный
запах мёда
По травам катится волной, –
Его вкушает вся природа
И щедро делится со мной!
И вольно дышит
ночью звёздной
Под колыбельный скрип телег...
И вдруг разгневается грозно
Совсем как взрослый человек.
Стихотворения великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова содержат глубокий древний мифологический пласт мировоззрения, представляющий собой целостную модель славянского архетипического Космоса. Наши предки имели высокую духовность, они, в отличии от современных людей, обладали целостным мировоззрением и одушевляли явления Природы, превращая их в красивые живые образы разных животных, культурных героев, богов и духов- так называемое сознание анимизма (от слова «анима» -душа). Картина Мiра современного человека изменилась кардинальным образом, он, в отличие от предков, живёт в мире мёртвых тел и слепых физических законов. Так, известный русский философ А.Ф.Лосев в книге «Диалектика мифа» писал: «…кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома». Н.М. Рубцов один из немногих поэтов, возвращающий людям древнюю модель Мiра, наделённую душой и жизнью:
«Звенит, смеётся, как младенец,
И смотрит солнышку вослед»
- пишет он о Природе как о живом, вполне реальном существе, отождествляя её с «заплаканным младенцем». Такая картина Мiра называется «аниматизм» - одушевление Мiра как единого живого существа, например, древние народы часто отождествляли Природу или Мать-Землю с медведицей или лосихой, шерсть на её теле - с травой, рога- с деревьями, глаза- с солнцем и луной, ветер- с дыханием, гром- с рёвом, птиц - с комарами и мошками, вьющимися над её шерстью. Это видно на примере древнейшего духовного славянского памятника «Голубиная книга», где Мiр тоже отождествлён с телом живого существа - Иисуса Христа, что представляет собой древнейшую религиозную модель Пантеизма, в которой человек понимался как часть Природы, что логично: если Мiр Природы - единый организм, то любое живое существо- его часть, часть Единой гармонии с Мiром.
Аниматизм часто сочетался с анимизмом, то есть - понимание Мiра как Единого Существа совсем не противоречило пониманию его частей как отдельных духовных сущностей, поэзия же состояла в придании этим сущностям образов животных, богов и духов, что фиксировалось культурой на уровне мифологии. Подобную духовную поэзию мы видим в древнейшем индийском памятнике священных гимнов, обращённых к богам «Ригведе»- одной из четырёх Вед.
«Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берёз…»
Образ полотенца, свисающего с берёз - уникален. Был у славян праздник, называемый летними Русалиями или зелёной неделей. Начинался он после 7-ого четверга от Пасхи (конец мая - начало июня). На этом празднике наши предки встречали русалок - души умерших не своей («заложной») смертью предков. Отношение к русалкам было двойственное: с одной стороны, эти люди умерли в молодом возрасте и поэтому завидуют живым (могли защекотать до смерти, утопить), а с другой - они приумножали плодородие Земли - Матери, называемое «гобино», от чего родилась высокая и обильная рожь, скот, женщины рожали крепких и здоровых детей. Русалками наряжались жители, одевали длинные белые рубахи обязательно с длинными рукавами, расшитые красным заклинательным орнаментом. Встречали их у реки (границы между миром мёртвых и миром живых) ритуальными песнями и обрядами. Существовали целые русальские общины во главе с главным русальцем, самым уважаемым человеком. Они переходили во время праздника из одного села в другое, пели «кощуны» (ритуальные мифологические сказания) под гусли, гудки и сопели. Русалки бегали босыми ногами по ржи, таким образом преумножая её рост и изобилие. Их встречали на «кромке» (границе миров) - иногда это происходило на опушке леса, лес часто понимался в древности загробным царством, а птицы, обитающие там, отождествлялись с душами умерших людей. Кстати, ранний образ русалки - это птица с головой женщины. Недаром у А.С.Пушкина есть строка «русалка на ветвях сидит». Нижние ветви стоящих рядом берёз связывались вместе, как бы образуя качели, на которых, как верили предки, будут качаться пришедшие русалки. Молодые девушки «кумились» через ветви, целуя друг друга в щеку. Всё это описано у известного исследователя славянской старины Д.К.Зеленина в книге «Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки». Часто во время встречи русалок им дарили полотенца - «убрусы», вешая их на ветви берёз - деревьев русалок. Убрусами назывались белые полотенца, расшитые красным обережным орнаментом. Что только не встретишь на этих полотенцах: и коловраты - древнейшие славянские символы, обозначающие движение солнца по небосводу, и славянских богов, богинь, духов, и орнамент, имеющий защитную заклинательную функцию стихий. Во время встречи гостей им на убрусе подносился хлеб и соль- глубоко сакральные продукты.
Николай Михайлович упоминает мёд-
«И миротворный
запах мёда
По травам катится волной…»
Мёд - священный напиток, упоминаемый в «Велесовой книге» - древнейшем славянском памятнике. Из мёда делали «сурицу», добавляя его вместе с травами в воду и «осуривая» на солнце. Этот напиток был посвящён славянскому богу солнца.
Сурья - индийский бог солнца. Родство древнеславянской и древнеиндийской мифологии прослеживается на уровне языка, вышивки, символов и ритуалов. Так в Индии: бог ветра- Ваю, богиня речи - Ричь, бог огня- Агни, Брахма- индийский творец Мира - у славян «брахмо» - мужское семя.
У Н.М. Рубцова Природа и дышит, и гневается-
«… запах мёда…
По травам катится волной, –
Его вкушает вся природа
И щедро делится со мной!
И вольно дышит
ночью звёздной…
И вдруг разгневается грозно
Совсем как взрослый человек».
«Горит, струясь, небесный свет.
Как над заплаканным младенцем…»
Думаю, Природа олицетворяется у Н.М. Рубцова с «заплаканным младенцем» и «разгневается грозно…как взрослый человек», видимо, из-за бессознательного сожаления поэта о изменившемся и бездуховном мировоззрении.
Вот такой глубокий пласт древности затрагивает Николай Михайлович в своих стихотворениях - это голос генетической памяти рода, взывающий к своим современникам через тысячелетия, чтобы они обратились к духовным истокам, не чуждаясь седой мудрой старины. Уникально, что человек, живущий в современном разъятом на уровне сознания и мёртвом мире, обладал такой глубокой духовной памятью.