Юрий Кириенко-Малюгин. Кто чёрный лебедь среди белых?
Загадки за загадками ставил и ставит народный поэт Николай Михайлович Рубцов своими стихотворениями: Когда произошло событие и появился повод для создания текста? Кому и зачем было адресовано стихотворное послание? Позиция лирического героя каждого стихотворения неотделима от личности создателя любого стихотворения. И как бы иногда автор не пытался спрятать свою идеологию, мировоззренческую позицию, она проявляется в публикуемых текстах. И раздвоение личности, приспособленчество тоже проявляются в тексте, например, шаблонными фразами, неадекватными образами и лексикой автора, которые не отменишь.
Поскольку сам Н.М. Рубцов – это Звезда на небосклоне русской поэзии для русских и не только читателей, то естественно находятся личности, которые хотят поблистать рядом со Звездой или замутить свет Звезды.
Например. Пришлось разбираться в претензиях нескольких самозванных «Муз» на неформальное посвящение такой лирической песни, как «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»). На ряде бытовых фактов и нескольких «флотских» стихотворений удалось в 2007 году в статье «Над моей счастливою любовью…» доказать и сообщить читателям, что лирическая песня «Букет» (первоначальное название «Желание» от 22 августа 1958 года) адресовано Тае Смирновой из Приютино Ленинградской области, которая обещала дождаться Николая Рубцова из армии; остальные несколько «Муз» после доказательства примолкли;
Анализом текстов и бытовых фактов обосновать:
что песня «В минуты музыки» адресована Генриетте Михайловне Меньшиковой, гражданской жене поэта, матери его дочери Лены, проживающей там, где «жёлтый плёс», «гонимые ветром журавли», «шум порывистых берёз»;
что стихотворение «Пальмы юга» имеет подтекст не восторга Рубцова перед южной экзотикой, а неразрывную связь с родной суровой временами природой Русского Севера, противостоящей пальмам – символу другой природы;
что стихотворение «Зелёные цветы» – вечная мечта поэта о Светлом, о недостижимом в явлениях природы;
что графически выдержанное по построению стихотворение «Огороды русские» с ёрническим подтекстом к русским явлениям, введённое в несколько сборников Рубцова неподготовленными редакторами-литераторами, не принадлежит перу Поэта; вся информация на сайте «Звезда полей»;
что есть несколько претенденток на стихотворение «Жёлтый цвет», который всегда в русском обществе олицетворял цвет измены мужчины или женщины.
Так что желающих прислониться к поэзии Рубцова хватало. Нет только «Муз», желающих претендовать на стихотворение «Вредная – неверная».
Итак, Н.М.Рубцов всегда создавал стихотворные строки по ближайшим событиям.
Рассмотрим стихотворение «На озере» («Светлый покой опустился с небес…»). Дата его создания 28.7.1964 впервые упоминается в 2000 году В.Д.Зинченко, редактором-составителем первого трёхтомника собрания сочинений «Николай Рубцов» в т.1 (М., изд. Терра), которая не раз допускалась в ГАВО (Государственный архив Вологодской области) и изучала печатные публикации Н.М.Рубцова. Дата стихотворения-песни «На озере» приводится в книгах «Николай Рубцов», Русские песни (издания 2007г. и 2008 г., редактор-составитель Юрий Кириенко-Малюгин).
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу…
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Чёрного лебедя – белым!
Известно, что Рубцов приехал в с.Никольское Тотемского района в конце июня 1964 года из Литературного института после очередной провокации или конфликта в буфете ЦДЛ. Его должны были исключить. Но Рубцов написал заявление о переводе на заочное отделение по согласованию с ректоратом.
Предложим несколько версий – прототипов ближайших событий, послуживших созданию стихотворения «На озере»:
1. «Чёрный лебедь» – образ одного из Московских преследователей Поэта, требовавших исключить студента Н.М.Рубцова из Литературного института в июне 1964 года.
2. Секретарь Тотемского райкома партии, которая запретила печатать Рубцова в местных газетах и лишала, тем самым, заработка по публикациям.
Вспоминает Феликс Феодосьевич Кузнецов:
«Когда летом 1964 года я гостил в Тотьме у отца, Рубцов, приехав из Николы, разыскал меня. Сидя в открытом кафе на берегу Сухоны, напротив того места, где стоит сейчас памятник Рубцову, попивая плодово-ягодное вино местного разлива, мы обсудили с ним много проблем и, в частности, главную – как ему восстановиться в литературном институте, откуда он был исключён…». В ходе разговора Рубцов спросил о Т.А.Чухиной. Выяснилось, что Тамара Александровна Чухина, секретарь Тотемского райкома партии, запретила печатать стихи Рубцова в газете «Ленинское знамя» по «морально-этическим основаниям» (сигналам из сельсовета; и в те времена не перевелись ещё доносчики, – прим. Ю.К.М.). Ф.Кузнецов встретился на другой день с Т.А.Чухиной (в своё время своей одноклассницей), показал московский журнал (скорее всего «Юность, № 6, 1964 г. и/или «Молодую гвардию», № 6, 1964 г.) со стихами Н.Рубцова и запрет был снят».
Из авторской книги-монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…»:
«В письме от 27 июля 1964 года Николай приглашает Сергея Багрова в Николу. Тот приезжает на мотоцикле. А это 73 км до паромной переправы Усть-Толшма и порядка 25 км по старой накатанной живописной дороге до села. Николай передаёт С.Багрову стихи для публикации. Сразу после отъезда товарища прошёл дождь и Рубцов направился в лес за рыжиками. Грибов в лесу не оказалось. Но зато поэт нашёл там одно из лучших своих стихотворений-песен «Сапоги мои скрип да скрип…», которое сразу послал С.Багрову для публикации в тотемской газете.
3. Весной 1964 года поэт встречался с начинающей поэтессой Л.Дербиной по её приглашению. Из авторской книги-монографии «Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (М., изд. «Рубцовский творческий союз», 2011):
«В апреле 1964 г. проездом из Вельска Архангельской области в Москве останавливается Л.Дербина. Она звонит в общежитие и назначает Рубцову встречу. И вот здесь она уже в своих описаниях создаёт негативный образ поэта. Сообщает, что Рубцов явился с огромным «фингалом» под глазом, в старом пальто и в пыльном берете. И другими мазками Дербина нарисовала прямо натурального бомжа. Почему же она не ушла сразу? Она, в это время 26-летняя незамужняя «красавица», приглашает «бомжа» Рубцова в гостиницу на «домашнее пиво». Зачем ей нужно такое приключение? Ясно, что замуж за такого незавидного мужчину или на интим, будь он хоть трижды С.Есенин, она не пойдёт. Что она и показала своим поведением в номере гостиницы. Во время этих «посиделок» Дербина выбегала неоднократно в коридор, явно кто-то должен был придти. После этой встречи она уезжает в Воронеж и там выходит замуж. За того, кого выбрала...
Был ли этот звонок Рубцову случайным? Зачем такой цветущей начитанной, знающей себе цену, даме звонить в общежитие и встречаться с неброским на вид деревенским поэтом? Ведь уже в то время Л.Дербина тусовалась среди известных московских поэтов-шестидесятников и даже участвовала в Политехническом музее в августе 1962 г. в съёмках фильма о них (27).
И вот она поит пивом «несчастного» Рубцова. Зачем такой подвиг? Или узнать его планы, или всё же тогда «заглянуть» в творческую лабораторию талантливого поэта? Ведь Рубцов уже выступал со стихами по всесоюзному радио в феврале! Она признаётся, что выделила Рубцова из множества других. Уже тогда, тусуясь в Москве, она искала через поэтов будущий путь в Союз писателей СССР. Отсюда одна из причин её заезда к Рубцову в Вологду в июне 1969 г. А свою заветную мечту она пытается реализовать до сих пор. Но об этом – ближе к окончанию книги».
Рубцов знал о стихах Л.Дербиной, о её эгоистической направленности. Он пытался развернуть её мировоззрение на традиционное духовное направление. Но Л.Дербина, как самолюбивая личность, не пошла на изменение стихотворной позиции. И поэтому в светлом стихотворении Рубцова появляется пожелание, надежда, обращение, просьба к Светлому покою (то есть к Богу, как Творцу Покоя):
«Сделай меж белых
Своих лебедей
Чёрного лебедя – белым!»
Какой из трёх прототипов послужил созданию стихотворения «На озере»? Трудно ответить на вопрос. Может все три. Но главное: Поэт обращается к Творцу («Светлому покою») с просьбой просветить тёмную душу одного из стаи лебедей.
23 мая 2016 г.