На сайте «Душа хранит» опубликована 25.04.2024 г. статья череповецкого писателя-краеведа Л. Вересова под рекламным наименованием «О памятнике русским поэтам Юрию Кузнецову и Николаю Рубцову, но не только». Сооружение совместного памятника предлагается на пересечении улиц Добролюбова и Руставели - напротив общежития Литинститута В связи с необоснованностью установки памятника одновременно двум поэтам, в том числе поэту эпатажного и теденциозного уровня Ю.П.Кузнецову, привожу известные публичные факты и комментарии.
1. В августе 2003 года на конференции «Рубцовские чтения» в мемориальном музее Н.М. Рубцова в селе Никольском Тотемского района Вологодской области от имени Московского Рубцовского центра в докладе Ю.Кириенко-Малюгина было сделано предложение об установке памятника Рубцову в Москве. Одновременно были даны предложения о восстановлении транспортно-пешеходного моста на реке Толшме и престольной Николаевской Толшменской церкви. Все идеи и предложения были опубликованы в статье «На родине Рубцова» в газете «Российский писатель», № 15, август 2003 г. И никакой реакции не последовало. Однако в статье («РП», № 16, сентябрь 2003 г.) «Выше знамя Вологодской писательской организации!» критик Вадим Дементьев заявил о собравшихся тогда в Никольском, что «гостят там некие, как мы их назвали, «фанаты», весьма экзальтированные и шумные почитатели певца «тихой родины». Напоминаю, что В. Дементьев и К. Кокшенёва задержались тогда в Тотьме и опоздали на участие в конференции.
Предложение о памятнике в Москве было опубликовано (продублировано) в январе 2006 г. на конференции «Рубцовские чтения» в Москве и в феврале 2006 на конференции в Тотьме Вологодской области. Уточнили тогда от имени Московского Рубцовского центра место установки памятника русскому национальному поэту Н.М. Рубцову около общежития литературного института, где Рубцов проживал в период учёбы и сдачи экзаменов с августа 1962 года и защиты диплома в 1969 году.
2. В газете «Российский писатель» (далее «РП»), № 12-13 (135-136), июль 2006 г. опубликована информация «Всем миром соберем средства на памятник Николаю Рубцову!», в которой сообщается о предложении поэта В.Кострова собрать средства на сооружение памятника Рубцову в Москве, которое было высказано в большом зале Центрального дома литераторов (ЦДЛ) во время январского юбилейного вечера этого года. Конечно, «эта инициатива вызвала бурную реакцию переполненного зала». В конце статьи сообщается, что «свой счёт для сбора финансовых средств предоставляет Вологодское землячество в Москве».
3. Далее приведены банковские реквизиты землячества. Ряд литераторов и Ю.Кириенко-Малюгин сделали переводы в фонд установки памятника Н.М.Рубцову. В дальнейшем никакой информации о величине полученных переводов и планах реализации проекта и установки памятника Н.М.Рубцову Вологодским землячеством не опубликовано.
Разработчики и актив сайта www.rubcow.ru «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество» и Московский Рубцовский центр полностью поддерживали акции по созданию памятника Н.М.Рубцову в Москве. Повторяли эти предложения на конференциях «Рубцовские чтения», например, на юбилейных в 2011 и 2016 гг.
И в настоящее время актив Творческого центра им. Н.М. Рубцова настойчиво требует восстановить и создать Рубцовский центр в Москве.
4. На сайте «Звезда полей» опубликована статья Ю.Кириенко-Малюгин. Рубцов, памятник и фильтрация информации. Цитирую фрагмент статьи: «В декабре 2005 года в книге «Новая дорога к Рубцову», 27 января этого года в Москве во время конференции «Рубцовские чтения – Москва 2006» и 9 февраля этого года в Тотьме во время конференции «Рубцовские чтения» Ю.Кириенко-Малюгин вновь напомнил о предложениях по созданию памятника в Москве, восстановлении церкви и моста на малой родине Рубцова, в селе Никольском. Эти предложения опубликованы в мае 2006 года теперь уже на сайте www.rubcow.ru. (смотрите доклад «Николай Рубцов и связь времён», раздел 2 «Что делаем и будем делать по теме «Рубцов и связь времён»). Сообщаю, что официально объявленный в программе тотемской конференции «круглый стол» для специалистов в доме-музее в Никольском был отменён. Вместо этого в доме культуры села был дан концерт. Никаких решений конференцией принято не было. О том, как один из организаторов конференции в Тотьме вологодский доктор филологических наук (!) В.Бараков не давал выступить московскому кандидату технических наук (!), автору ряда книг о Н.М.Рубцове Ю.Кириенко-Малюгину смотрите на первой странице сайта статью «Конфликт, организованный В.Бараковым».
Уверен, что Леонид Вересов, переехавший из Кировска в Череповец в 2006 году и занимающийся темой Н.М. Рубцова, читал все материалы сайта «Звезда полей», в том числе статью о памятнике Н.М. Рубцову.
5. Сообщается, что в марте с.г. 2024 года на конференции, посвящённой поэзии Ю.П.Кузнецова, участники выдвинули идею установки памятника сдвоенного поэтам Н.М. Рубцову и Ю.П. Кузнецову. Пиар о Добавлении статуи Ю.П.Кузнецова объясняется тем обстоятельством, что в конференции участвовали несколько выпускников семинара Ю.П. Кузнецова по литиниституту и также те, кто защитил диссертации по темам Ю.Кузнецова. Это к.ф.н. Голубничий и д.ф.н. Казначеев.
6. Для обоснования значимости поэзии Ю.П. Кузнецова Леонид Вересов заявил в статье, цитирую: «Правда, если говорить серьёзно о поэзии Ю.П. Кузнецова, то надо иметь в виду почти два десятка конференций, посвящённых его творчеству, проходящих в ИМЛИ РАН (чего нельзя сказать об изучении поэзии Н. М. Рубцова). Опровергаю фактами сообщение Л. Вересова. Проведено с 2006 года непрерывно 17 ежегодных Московских научно-практических конференций «Рубцовский чтения», которые публично организовывали в ДК «Красный Октябрь», в московских библиотеках, в юношеской № 199, им. Ф.М. Достоевского на Чистых прудах, им. М.Ю. Лермонтова, в Центральном доме литераторов (январь 2011 г), в читальном зале им. Н.М.Рубцова в колледже № 20 (М., Шёлковское шоссе. 52). Организаторы конференций: актив литераторов Московского Рубцовского центра, НКО «Рубцовский творческий союз» и затем Творческий центр им. Н.М. Рубцова (ТЦР) сайта www.rubcow.ru «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество». В рубцовских конференциях 2008 и 2010 гг. участвовал Л. Вересов, его доклады были опубликованы в ежегодных альманахах «Звезда полей» (под ISBN книжной палаты РФ). Состав участников –литераторов конференций : члены СПР, кандидаты и доктора филологический наук, филологи дома музея Гоголя, студенты литературного института, литераторы Рязани, Приморского Края, С.-Петербурга, Иркутска, Саратова, Украины, Московской области. Период пандемии с 2020-2022гг. приостановил периодичность конференций (кстати также для ИМЛИ). Но в 2021 и 2022 г.г., 2024 г. проведены интернет-конференции «Рубцовские чтения».
7. Об уровне поэзии Ю.П. Кузнецова в сравнении с Н.М.Рубцовым. Вересов признает, что Тему войны первым среди поэтов (из студентов литинститута) поднял Николай Рубцов (стихотворение "Березы"), Однако Л. Вересов обходит стихотворение Рубцова «Вспомню, как жиди мы с мамой родною…» и особенно стихотворение «Детство», опубликованное в декабре 1968 года в центральной газете ЦК КПСС «Правда», которое очень избранно публиковала поэзию на своих страницах.
8. По сообщению Л.Вересова, Юрий Кузнецов… сказал "новое слово" о войне "Возвращение", "Отцу", "Гимнастерка" и др. Однако, Как об этом сказал Ю.Кузнецов.
Л. Вересов обходит текст известного скандального стихотворения Кузнецова. Привожу текст
Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.
Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землёй.
Неприемлемый и неадекватный образ погибшего на войне отца характеризует Ю.Кузнецова. Этот застольный посыл защищали Вадим Кожинов и некоторыве «патриоты»-литераторы. Кузнецов вместо того, чтобы признать грубую ошибку по отношению к памяти собственного отца, откорректировать текст, встал в позу непререкаемого авторитета. Кузнецову кто-то предложил свой вариант редактуры, но не адекватный. А адекватное никто не предложил. Странно.
Как поэт и редактор альманахов «Звезда полей», предлагаю такое простое решение:
Я пью сегодня за отца,
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.
Исключён объект, содержащий напиток. И следующая строфа - без изменения.
Привожу фрагмент из статьи В.В. Огрызко «И ВЕРНЫЙ ПУТЬ ВО МГЛЕ», Литературная Россия № 2006/13, 23.02.2015
. Цитирую: …в 1987 году, давая мне интервью, он (Ю.Кузнецов) сказал: «С социальной точки зрения моё поколение, родившееся перед самой Великой Отечественной войной, – совершенно задавленное. Нас передержали, почти лишили инициативы. Совсем другое военное поколение. Так получилось, что оно постепенно и совершенно незаметно даже для самого себя приписало себе вечную славу своих сверстников, погибших на войне. Но по свидетельству фронтовиков, на войне погибли в основном лучшие. Поэтому, допустим, у меня критическое отношение к этому поколению, поколению моего отца. Я, так сказать, предъявил счёт прежде всего отцу. В шестьдесят девятом году я написал стихи о своём сиротстве, которые заканчивались так:
– Отец! – кричу.
– Ты не принёс нам счастья.
Мать в ужасе мне закрывает рот.
Прим. Ю.К.-М.: Это неапонимание или нежелание понять жертву отца на жестокой войне во имя сына, это эгоизм заявленный.
Далее от Ю.Кузнецова из интервью:
1. Были потом и другие стихи, обращённые к военному поколению. Но мне тут же говорили, что я, мол, пляшу на костях отца и совершаю кощунство»
2. . Но – помилуйте – какое же это кощунство, когда молодой человек хочет правды и прямо говорит об этом. Марк Соболь после одного моего замечания в адрес военного поколения так вознегодовал, что усомнился, являюсь ли я солдатским сыном.
9. Ещё в 25 лет Ю.Кузнецов почувствовал себя в мировоззренческом и поэтическом тупике, о чём свидетельствует прозаический стих от 1965 года. Цитирую.
* * *
Не выходят стихи. Ну и ладно. Забуду, покину
Стол, чернильницу, сердце, решительно влезу в пиджак.
Выйду в ночь, как в отставку, с презрением шляпу надвину,
Саркастически толстые губы поджав.
Мама, мама, ваш сын неудачник. Ваш сын неприкаянный ходит.
Разве можно так долго ходить? Разве можно так долго курить?
Не выходят стихи. Понимаете, жизнь не выходит.
Может, время жениться и шлёпанцев пару купить?
Я горю белым светом своих неподкупных бессонниц.
Мой обугленный рот «Презираю!» кричит на меня.
Я лопату беру и копаю в том месте, где совесть.
Ненавижу стихи! Прометей, не желаю огня!
1965
10. Кузнецов, как самолюбивый стихотворец хотел самореализоваться в жизни. И в какой-то момент Ю.Кузнецов решил писать так, как получится.
Есть такая народная сказка «Царевна-лягушка». Стрела Ивана попала в болото и лягушка взяла стрелу. Ивану по сказке женился на лягушке, которая оказалась Василисой Премуброй и много Добра сделала Ивану и всей родне. Это прекрасная детская сказка. А что из той народной мудрости сделал Ю.П.Кузнецов? В период учёбы в литературном институте, студенческих общений и поиска своего пути в писательском мире. Создал «знаменитое стихотворение». Читайте.
АТОМНАЯ СКАЗКА
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
2 февраля 1968
Лично я, Ю.Кириенко-Малюгин оцениваю это зарифмованное как ёрничанье над русской сказкой. Теперь, надеюсь, всем ли понятно мировоззрение так называемого «поэта» - мифологиста
11. Теперь многое объяснимо в написанном русскоязычном потоке, созданном во время и после окончания литинститута на базе имеющейся наработанной лексике и перетекшей в местами ритмические публикации с претензиями на лидерство.
Напористо заявлено Кузнецовым всем современным поэтам и стихотворцам (под хитростью «Эпиграмма»)
Хоть они проживут до седин,
Но сметёт их минутная стрелка.
Звать меня Кузнецов. Я один,
Остальные – обман и подделка.
Так и шёл Ю.П. Кузнецов эгоистично к публикациям. Только путём Эпатажа и интерпретации событий полуморальными содержанием и подвернувшимися неотработанными рифмовками. Пример
Был город детства моего - дыра,
Дыра зелёная и голубая.
И девушка моя, как мир стара,
Сияла, лёгкая и золотая.
На карусель мы сели, на скамью
Летучую и голубую.
Но закружило голову мою,
И я забыл зелёную свою
И первую и дорогую.
«В Москву! - кричал. - Немедленно в Москву!»
Зачем же из неё в тоске бегу я?
12. И как же Кузнецов какими методами рвался на страницы литгазет.
Признаётся литкритик Парпара:
Когда же в «Москве» набрали вёрстку поэмы «Золотая гора», то я пригласил автора с ней ознакомиться. Это было моё «железное» правило в работе с писателями и поэтами. И вдруг вижу, что Кузнецов зачёркивает своё посвящение Рубцову.
– Почему ты это сделал? – спрашиваю я.
На что он мне ответил:
– Посвящение я поставил только для того, чтобы напечататься в «Вологодском комсомольце».
– Ну, если ты считаешь, что так нужно, – говорю я ему, – мы должны уважать твоё решение. Только прошу поставить свою подпись.
Он расписался, и этот экземпляр вёрстки я также храню в своём архиве.
Но, вот как пишет в предисловии к своей книге об этом случае Валерий Сдобняков и в этом тоже есть своя правда.
«…Анатолий Парпара "пробил" поэму Юрия Кузнецова в печать, и создал новое в поэзии имя.
Очень ценно, что в обширном литературном архиве (об этом Анатолий Анатольевич рассказывает в своем интервью) хранится верстка этой поэмы, в которой было посвящение Николаю Рубцову, а потом это посвящение зачеркнуто автором. В соответствии с тогда существовавшими правилами, Юрий Кузнецов расписался в верстке прямо возле своей правки. В первой публикации поэмы в газете "Вологодской комсомолец" посвящение было, а тут Юрий Кузнецов его убрал.
Я хорошо помню, как это событие широко обсуждалось в узком поэтическом кругу завсегдатаев ЦДэловских буфетов. ..
13. А вот как описывает события ещё один очевидец, тот самый приятель Анатолия Парпары, который прислал ему газету «Вологодский комсомолец» с напечатанной поэмой «Золотая гора» Василий Пономаренко [11].
«…На вологодском вокзале очутился рано утром, купил местные газеты. В молодежной прочитал смелую по тем дням, лирически-напряженную поэму «Золотая гора» Юрия Кузнецова. Что-то о нем доводилось слышать. Над поэмой стояло посвящение Рубцову. Произведение сразу как бы просвечивалось болящей сутью жизни и смерти славного поэта. От этого все восприятие вещи многократно усиливалось. Побежал в киоск, взял еще несколько экземпляров «Вологодского комсомольца» и поехал в редакцию. Там высказал восхищение смелой публикацией, поведал о своем желании поклониться Рубцову. Молодой редактор (это был В. Шириков, ныне известный в своем краю прозаик) пояснил, как добраться до кладбища, сказал, что в городе уже есть улица имени Рубцова. Поэму Кузнецова я тогда же отослал в Москву поэту Анатолию Парпаре, моему давнему другу: оренбургские степи нас познакомили когда-то. Его стараниями и при поддержке редколлегии вещь до этого отклоненная рядом столичных изданий, была напечатана в журнале «Москва». О ней широко заговорили. Но посвящение Рубцову автор неожиданно снял. На вполне резонные вопросы ответил, что, мол, в произведении речь идет не о Рубцове, а о нем, Кузнецове. Посвящение-де было выставлено для прикрытия, чтобы поэму напечатать хотя бы где... Додумался, кем прикрываться! Ну, что ж: Рубцов даже своим именем помог в трудную минуту новому поэту…»
Никогда больше Ю.П. Кузнецов не возвращался к посвящению поэмы Н. М. Рубцову, хотя историй со снятием и возвращением посвящений тому или иному поэту, писателю у него довольно много.
Как пример, можно привести известнейший сборник его стихов «Золотая гора» М. «Советская Россия» 1989. В ней есть стихотворения, названные так же, как и рубцовские: «Звезда», «Жара», «Старик», «Цветы, «Снег», «Озеро», но, конечно, они кузнецовские. Посвящения же перед поэмой «Золотая гора», напечатанной на страницах 260 – 267 нет…
По поводу единственной случайной встрече на кухне в общежитии литинститута выдавать на «гора» фразу, что Кузнецов м Рубцов встречались вообще по жизни – это просто натяжка для обоснования сдвоенного памятника двум в то время студентам разного принципиально художественного уровня..
Известно, что попытка Ю.Кузнецова пригласить Рубцова на встречу Нового года окончилась неудачей, откахзом Н. Рубцова, по свидетельству известной литераторши Лады В. Одинцовой, которая хороша знала обоих поэтов.
И вот вдруг появлятся инициаторы с неадекватными предложениями по установке сдвоенного памятника Рубцову и Кузнецова. Ниже подробнее.
Л. Вересов сообщает: «Сергей Казначеев напористо продвигает идею сдвоенного памятника. пишет: "Даст или нет, мэрия денег - второй вопрос. Важно волну запустить, открыть счёт и деньги пойдут. У нас немало людей и фирм, готовых поддержать благое дело, а они не знают, как это сделать"»...Оказывается, представители института уже провели соответствующие переговоры с Северо-Восточной префектурой Москвы и нашли у чиновников понимание…»
14. Вот бы с такой срочной инициативой Директорат ИМЛИ поддержал бы мнотголетнюю (ещё с 2003 года) идею Рубцовского центра об установки памятнику Н.М.Рубцову.
Известно, что на том же бульваре стоит бюст С.М. Кирову.
И не надо поклонникам Ю.Кузнецова нетактично завлекать Елену Николдаевну Рубцову в свои планы о памятнике Кузнецову. Докатились до сдвоенного памятника ради Кузнецова.
Опровергаю сообщение В. Вересова. По состоянию на 2021 года проведено с 2006 года непрерывно 17 ежегодных Московских научно-практических конференций «Рубцовский чтения», которые публично организовывали . в московских библиотеках, в читальном зале им. Н.М.Рубцова в колледже № 20 (М., щёлковское шоссе. 52) Рубцовский центр, НКО «Рубцовский творческий союз» и затем Творческий центр им. Н.М. Рубцова (ТЦР) сайта www.rubcow.ru «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество». В рубцовских конференциях 2008 и 2010 гг. участвовал Л. Вересов, его доклады были опубликованы в ежегодных альманахах «Звезда полей» (под ISBN книжной палаты РФ) Период пандемии с 2000 года приостановил периодичность конференций (кстати для ИМЛИ и для ТЦР). Но в 2021 и 2022 г.г., 2024 г. проведены интернет-конференции «Рубцовские чтения».
Лада Одинцова пишет о случайной встрече поэтов на кухне. Вот как сам Юрий Кузнецов в очерке «Очарованный институт» описывает знакомство с Николаем Рубцовым [3]: «… В коридорах я иногда видел Николая Рубцова, но не был с ним знаком. Он ходил как тень. Вот всё, что я о нём знаю. Наша единственная встреча произошла осенью 1969 года. Я готовил на кухне завтрак, и вдруг — Рубцов. Он возник как тень. Видимо, с утра его мучила жажда. Он подставил под кран пустую бутылку из-под кефира, взглянул искоса на меня и тихо произнёс:
— Почему вы со мной не здороваетесь?
Я пожал плечами. Уходя, он добавил, притом серьёзным голосом:
— Я гений, но я прост с людьми.
Я опять промолчал, а про себя подумал: «Не много ли: два гения на одной кухне?» Он ушёл, и больше я его никогда не видел».
Литератор, член Союза писателей СССР Лада Одинцова, котоорая очень хорошо знала Кузнецова и Рубцова пишет, что Кузнецов хотел войти в круг Рубцова, но Рубцов не захотел контактировать и отказался о т приглашения встерить с ним Новый год. Что Кузнецов был самолюбивый и менее талантлив чем Рубцов . Лада Одинцова перед отъздом в Чехию передала мне черновики воспоминаний о Кузнецове и Рубцове. См. статью на сайте «Звезда полей».